Социальное проектирование как система деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 19:40, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - рассмотреть сущность и специфику системного подхода к социальному проектированию.
Задачи исследования:
1. Проанализировать понятие социального проектирования.
2. Рассмотреть теории и технологии социального проектирования.
3. Определить сущность и основные черты системного подхода к социальному проектированию.
4. Обосновать принципы и аспекты системного подхода к социальному проектированию.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………....3
Глава 1. Социальное проектирование: предметная и проблемная область…6
1.1 Теории социального проектирования.……………………………31
1.2 Технологии социального проектирования……………………….35
Глава 2.Особенности системного подхода к системному проектирования..42
2.1 Сущность и основные черты системного подхода …………….. 42
2.2 Основные принципы и аспекты системного подхода к социальному проектированию.……………………………………………………………….49
Заключение……………………………………………………………………...53
Список использованной литературы…………………………

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.docx

— 91.32 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РОССИЙСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Филиал  в г. Уфе 
 
 

Кафедра экономики и социального управления 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

по  дисциплине «Социальное проектирование в системе управления»

на  тему: «Социальное проектирование как система деятельности» 
 
 
 
 
 
 
 
 

СТУДЕНТА (КИ)  4 КУРСА_____очного_____ОТДЕЛЕНИЯ

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ «ГОСУДАРСТВЕННОЕ  И  МУНИЦИПАЛЬНОЕ  УПРАВЛЕНИЕ»

Зуевой А.А

РАБОТУ ПРОВЕРИЛ:

Доцент  Абдрахманов Д.М

ОЦЕНКА: «__________»_______________ 

                                             

    
 
 

Уфа 2011г

Содержание

Введение………………………………………………………………………....3

Глава 1.  Социальное проектирование: предметная и проблемная область…6

           1.1  Теории социального проектирования.……………………………31

           1.2  Технологии социального проектирования……………………….35

Глава 2.Особенности системного подхода к системному проектирования..42

              2.1 Сущность  и основные черты системного подхода …………….. 42

           2.2 Основные принципы и аспекты системного подхода к социальному  проектированию.……………………………………………………………….49

Заключение……………………………………………………………………...53

Список  использованной литературы………………………………………..55 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

Актуальность. Социальное проектирование - вид деятельности, которая имеет непосредственное отношение к развитию социальной сферы, организации эффективной социальной работы, преодолению разнообразных социальных проблем. Возможности такой деятельности хорошо проявились в практике многих стран, и сегодня без применения проектных технологий трудно представить себе государственную социальную политику. Но с самого начала скажем со всей определенностью: социальное проектирование не только технология достижения ожидаемого результата в социальной сфере. Наше время выдвинуло на передний план более обширную по объему и более привлекательную для думающих людей задачу -- утверждение в социальной практике проектного мышления (или мышления проектами). Применение проектных технологий можно обнаружить даже в далекой древности. Любое из семи чудес света можно в определенном смысле рассматривать как осуществленные социальные проекты. Но все же мышление проектами, сознательное и повсеместное применение проектного подхода в технике, бизнесе, наконец, в социальной сфере -- явление последней трети XX столетия. Впрочем, уже в начале ушедшего века отмечался взрыв проектных разработок, особенно мощный в инженерном деле. Конструирование вещей, машин, коммуникаций велось на основе технологии проектирования. В 20-е годы идея проекта просто витает в воздухе, захватывает самые разные сферы деятельности. Например, одним из модных веяний в педагогике того времени было использование метода проектов, разработка которого на базе теоретических идей американского философа, педагога и психолога Джона Дьюи принадлежала Уильяму Херду Килпатрику и другим экспериментаторам в сфере образовании.

В те же годы приобретает зримые формы и  социальное проектирование. За Россией (СССР) остается приоритет в применении социального проектирования на макросоциальном  уровне: первые советские пятилетние планы развития народного хозяйства (пятилетки) безусловно представляют собой не только крупнейшие экономические, но и социальные проекты, подготовка которых учитывала новейшие идеи советских экономистов и социологов. Но и на микросоциальном уровне наши достижения в этой области были впечатляющими. Выдающееся значение имеют социальные проекты А. С. Макаренко по работе с беспризорниками и малолетними преступниками, сегодня изучаемые социальными работниками и социальными педагогами во всем мире.

Изменения в системе власти, социально-экономическом  планировании в нашей стране начиная  с 30-х годов на долгое время ограничили возможности для применения проектных  идей в социальной сфере, хотя было бы неверно говорить об их отсутствии или исключении из практики деятельности государственных органов и общественных структур. Просто развитие социального  проектирования в СССР, в других бывших социалистических странах пошло  в русле, которое не совпадало  с социально-проектной деятельностью  в странах с рыночной экономикой, где в послевоенный период этот способ осмысления и организации практических сторон общественной жизни все активнее проникал за пределы коммерческой деятельности, захватывая социальную и культурную сферы, а в 90-е годы утверждаясь  здесь как одна из основ менеджмента. Социальная сфера, культурная жизнь общества остаются слабо регулируемыми при помощи права, трудно поддающимися управленческому воздействию государства и негосударственных организаций. В этих еще малоосвоенных в организационном отношении областях возникают и новые вопросы, не все из которых могут и должны решаться в рамках менеджмента. Поэтому социальное проектирование, как и его разновидность -- социокультурное проектирование (а для нас это равнозначные понятия), оказывается пограничной областью социального знания и социальной деятельности.

Объект  исследования социальное проектирование.

Предмет исследования особенности социального проектирования как системы деятельности.

Цель  исследования - рассмотреть сущность и специфику системного подхода к социальному проектированию.

Задачи  исследования:

1.   Проанализировать понятие социального проектирования.

2.   Рассмотреть  теории и технологии социального проектирования.

3. Определить сущность и основные черты системного подхода к социальному проектированию.

4.  Обосновать принципы и аспекты системного подхода к социальному проектированию.

Структура курсовой работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Социальное проектирование: предметная и проблемная область.

         Термин «проектирование» происходит от лат. «projectus» — брошенный вперед; это — процесс создания прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния, специфическая деятельность, результатом которой является научно-теоретически и практически обоснованное определение вариантов прогнозируемого и планового развития новых процессов и явлений. Проектирование — составная часть управления, которая позволяет обеспечить осуществление управляемости и регулируемости некоторого процесса.1

Проектирование  означает определение версий или  вариантов развития или изменения  того или иного явления. Чтобы  точно и однозначно осмыслить  суть проектирования, необходимо соотнести  его с понятиями, которые являются близкими по смыслу и значению. Такими понятиями являются следующие: планирование, проекция, предвосхищение, предвидение, прогнозирование, конструирование, моделирование. Выявление вариантов развития или  изменения объекта дает возможность  выбирать тактику и стратегию  взаимодействия с этим объектом, управления объектом, выработки технологии воздействия  на него, выбора путей планомерного введения нововведений. Осмысление указанных  понятий, этапности их достижения и  методов реализации и представляет собой суть проектирования. Все эти  понятия как специфические познавательные методы и методики в соответствующей  последовательности будут рассмотрены  в настоящем учебном пособии, но представляется необходимым уточнить содержание этих понятий как рабочих  терминов:

Планирование  — научно и практически обоснованное определение целей, выявление задач, сроков, темпов и пропорций развития того или иного явления, его реализации и претворения в интересах  общества.

Предвидение — в узком смысле — предсказание, в более широком — предпочтительное звание о событиях или явлениях, которые существуют, но не зафиксированы  в наличном опыте. Предвидение может  быть простым предвосхищением, предугадыванием, основанным на биологических и психофизиологических способностях (начальная ступень), и  собственно предвидением (высшая ступень) — человеческим представлением о  будущей судьбе самого себя, своих  качеств, своего окружения и ближайшей  контактной микросреды. Научное предвидение  основывается на выявлении закономерностей  развития явления или события, когда  известны причины его зарождения, формы функционирования и ход  развития.

Прогнозирование — есть форма предвидения, выражающаяся в целепологании, программировании и управлении планируемым процессом явления на основе выявленных параметров его возникновения, существования, устойчивых форм и тенденций развития. Связано с предвидением направления развития явления в будущем посредством переноса на него представлений о том, как развивается явление в настоящем. Указанный перенос осуществляется с помощью методов экстраполяции, моделирования и экспертизы. Выражается в анализе прогнозного фона, формирований исходных прогнозных и нормативных моделей, обоснованием поисковых прогнозов и их оценке.2

Социальное  проектирование — это проектирование социальных объектов, социальных качеств, социальных процессов и отношений. В отличие от проектирования таких объектов, при изменении которых не учитывается субъективный фактор, при проектировании социальных объектов этот фактор должен учитываться. Его учет во многом предопределяет специфику социального проектирования. При этом в основания социального проектирования должны быть заложены следующие параметры:

- противоречивость социального объекта;

- многовекторность развития социального объекта;

- невозможность описания социального объекта конечным числом терминов любой социальной теории (принципиальная неформализуемость);

- многофакторность бытия социального объекта;

-наличие множества субъективных составляющих, определяющих соотношение должного и сущего в отношении развития социального объекта;

- субъективные факторы формирования социального ожидания, социального прогноза и социального проектирования;

- факторы, определяющие разные критерии оценки зрелости развития социального объекта.3

Перечисленные выше факторы не являются конечным списком причин, определяющих специфику  социального проектирования. Они  лишь являются системой тех параметрических  черт, которые характеризуют то, что проектирование социальных объектов коренным образом отличается от проектирования таких объектов, которые не обладают указанными чертами. Социальное проектирование дает возможность оценить обоснованность прогноза, разработать научно обоснованный план социального развития. Проектирование учитывает и возможность неудачного эксперимента по проверке идей, так называемый отрицательный результат. При его получении необходим тщательный анализ причин, чем вызвано несоответствие в решении поставленных задач. Процесс социального проектирования также называют «социальным конструированием».

 Проектирование социальных процессов направлено на внесение изменений в социальную среду человека. Оно в идеальной форме задает эти изменения, которые осуществляются последующей реализацией проекта. В этом качестве социальное проектирование выступает своеобразной инженерной деятельностью, по ряду показателей идентичной деятельности по проектированию технических систем. Говоря о деятельности социального проектировщика как о разновидности социально-инженерной деятельности, следует иметь в виду особенности определения поля творческого освоения социальной действительности. Необходимо выделять следующие условия, которые позволяют конструировать социальное будущее.

Во-первых, наряду с наиболее вероятной тенденцией существуют менее вероятные, но реально  возможные тенденции развития.

Во-вторых, в социальных объектах обычно имеется  запас внутренних социальных ресурсов, которые могут быть мобилизованы для решения данной социальной задачи.

В-третьих, общественным структурам присуще испытывать значительные деформации, что и может  быть использовано для реализации предпочитаемого  варианта будущего развития.

В-четвертых, перспективные цели, родственные  по содержанию, могут быть заменены одна другими, и одна и та же цель может быть реализована различными средствами. Кроме того, необходимо учитывать особенность детерминации общественной жизни, где каждый из компонентов  системы относительно самостоятелен, но в то же время взаимосвязан с  другими компонентами. Изменения  в одном компоненте прямо или  косвенно приводят к изменениям в  других, а эти, теперь уже вторичные, изменения посредством обратных связей, в свою очередь, влияют на исходный компонент, изменяя его. Поведение каждого компонента и системы в целом во многом зависит от характера и направленности обратных связей, причем сохраняющая совокупность этих связей существенна.

Информация о работе Социальное проектирование как система деятельности