Социальное проектирование как система деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 19:40, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - рассмотреть сущность и специфику системного подхода к социальному проектированию.
Задачи исследования:
1. Проанализировать понятие социального проектирования.
2. Рассмотреть теории и технологии социального проектирования.
3. Определить сущность и основные черты системного подхода к социальному проектированию.
4. Обосновать принципы и аспекты системного подхода к социальному проектированию.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………....3
Глава 1. Социальное проектирование: предметная и проблемная область…6
1.1 Теории социального проектирования.……………………………31
1.2 Технологии социального проектирования……………………….35
Глава 2.Особенности системного подхода к системному проектирования..42
2.1 Сущность и основные черты системного подхода …………….. 42
2.2 Основные принципы и аспекты системного подхода к социальному проектированию.……………………………………………………………….49
Заключение……………………………………………………………………...53
Список использованной литературы…………………………

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.docx

— 91.32 Кб (Скачать)

Социально-конструктивное творчество — это процесс, совершающийся  в идеальной форме в психике  субъекта творчества. Поэтому субъект  оперирует не материальными предметами, а идеальными формами, являющимися  инобытием реальных предметов. Соответственно и непосредственный продукт творчества представляет собой идеальный объект, который получает выражение в  определенной знаковой форме. Этот идеальный  продукт есть первичный вид той  реальности, которой предстоит материализоваться  в формах социальной жизнедеятельности. Однако, будучи первичным во временном отношении по отношению к будущей целенаправленно создаваемой реальности, идеально сконструированным объект имеет корни в самой материальной действительности. Она детерминирует его появление на свет и предоставляет средства для последующей материализации. Социальное проектирование в качестве особого типа социально-инженерной деятельности оказывается одной из наиболее перспективных технологий использования социологического знания. В этом смысле оно представляет собой эффективное средство практического освоения всех видов научной информации. Социальное проектирование стало научной и практической проблемой не так давно. Еще в 70-е гг. предпочитали писать о социальном планировании, программно-целевых методах, нововведениях. Но появление класса новых сложных за дач в сфере экономики, культуры, градостроительства, дизайна среди прочих типов социально-инженерной деятельности выделило социальное проектирование как разновидность социальных технологий.4

Среди наиболее часто встречающихся дефиниций  проектирования в отечественной  и зарубежной литературе хотелось бы остановиться на следующих:

проектирование  — это конструирование вариантов  оптимального с точки зрения целей  будущего состояния объекта;

проектирование  — приспособление имеющихся средств  для выполнения требуемой цели, координация  составных частей или отдельных  действий для получения необходимого результата;

проектирование  — это конструирование оптимального удовлетворения суммы истинных потребностей при определенном комплексе условий;

проектирование  — это моделирование предполагаемых действий их осуществления, пока не появится полная уверенность в конечном результате;

проектирование  — это принятие решений в условиях неопределенности.

Обобщая указанные определения проектирования и учитывая специфику всех их, представляется, что социальное проектирование есть конструирование в социальной деятельности. Его можно определить как обоснованное конструирование, отвечающее заданным требованиям и намечаемое к построению организации социальных связей в различных сферах и на разных уровнях жизнедеятельности. Существует точка зрения, что социальное проектирование формируется только сейчас, поскольку лишь в настоящее время произошло его осознание, и складываются его образы, учитывая различные подходы и методы, опираясь на социологическое знание. Другая точка зрения связана с тем, что социальное проектирование обосновывается посредством распространения идеологии некоторого типа на прогнозирование целенаправленно достигаемых социальных перспектив. Это с неизбежностью предопределяет определенные социальные деформации, обусловленные несовпадением желаемого и сущего к социальному и политическому доктринерству, под которое подверстываются различные социальные проекты. Действительно, нередко в ходе проектной деятельности исходные социальные требовании и ценности, предъявляемые к проектируемого объекту, или искажаются, или просто не реализуются. Например, социальное проектирование в 20—30-х гг., ставившее своей целью создание новой культуры и нового человека, реально позволило создать не новые социальные отношения или человека,' а новые заводы, дома-коммуны, клубы, дворцы культуры; проекты микрорайонов или экспериментальных жилых домов в 60—70-х гг. привели не к новым формам общения и социализации (как замышлялось), а всего лишь к новым планировкам и благоустройству, проекты региональных социокультурных преобразований на селе оказались утопичными и т. д5

Социальное  проектирование тесно связано с  технологией реализации проекта. Технология социального проектирования должна конструироваться на основе представлений  методологии проектирования и методологии  социальных наук. Только в этом случае удастся преодолеть два основных недостатка социального проектирования. Один недостаток — низкая проектосообразность (социальные проекты или утопичны, или подменяются социальными  манифестациями), другой — потеря социальных параметров. Социальное проектирование, как и всякая специфическая сфера знаний, имеет свой категориальный (понятийный) аппарат. Категории выступают как ступеньки познания мира человеком. Об уровне развития науки можно судить по ее категориальному аппарату. Категориальная структура социального проектирования — это совокупность дефиниций, направленных на научное отражение основных параметров, характеристик будущих систем, процессов, явлений, их блоков и т. п.Основными элементами проектной деятельности, ее важнейшими теоретическими категориями являются: конструирование, система, субъект проектирования, объект, социальная технология (как совокупность операций), методы социального проектирования, условия проектирования; механизмы социального проектирования и др.

Говоря  о социальном конструировании, следует  подчеркнуть, что оно имеет место  в любой деятельности, требующей  создания нового: в познавательной, художественной. 
Конструирование — это интеллектуальная деятельность, состоящая в целенаправленном построении в идеальной форме какого-либо объекта, который не является преднамеренным воспроизведением другого объекта.  
Оно осуществляется посредством мысленного комбинирования различных факторов, их подбора и связывания в новый объект. Конструироваться могут как осуществимые объекты, так и объекты, которые создать невозможно.  
Оно может быть направлено на практические потребности, а может носить и игровой характер. От конструирования как идеального созидания предмета следует отличать реконструирование и деконструирование, или декомпозицию, искусственного предмета. Реконструирование часто относится как к интеллектуальной деятельности, так и к практической.

Этот  термин используется в нескольких смыслах:  
1) коренное переустройство или перестройка какого-либо искусственного объекта;  
2) восстановление первоначального облика какого-либо объекта по его остаткам, следам, письменным источникам. В этом смысле реконструирование можно применять как по отношению к искусственным объектам, например реконструирование памятника архитектуры, так и по отношению к естественным объектам (восстановление облика первобытного человека).Первый смысл предполагает практическую деятельность. Второй — с обязательностью предполагает создание идеальных моделей, а в отдельных случаях также и практическую деятельность.Понятие «реконструирование» дополняет понятие «конструирование». Реконструирование в области социального познания используется, например, для выявления особенностей социальных отношений в том или ином виде общности. Реконструирование в таком понимании напоминает познавательный процесс, так как в познании мы тоже как бы идеально воспроизводим объект. Реконструирование — это восстановление в идеальной форме объекта по неполной информации, Деконструирование — построение идеальной модели которой определяются процедуры демонтажа искусственного объекта, его разборка на части или вообще разрушение, и нарушение нормального функционирования. Данная идеальная модель носит нормативный характер. С точки зрения содержания, особенностей протекания, конструирование, реконструирование и деконструирование это разновидности творческой активности мышления со стороны его прагматической функции. Конструирование используется при формировании целей и определении плана деятельности, разработке технологий, определении параметров будущих результатов действий и др. Проектирование — одна из разновидностей конструирования.

Важное  место в проектной деятельности занимает понятие «система». В современной  литературе можно встретить большое  количество определений системы. Одно из них: система — это целостность, иерархически организованная множеством функций и соответствующих им управленческих действий по принятию решений и их реализации. Если функции представляют собой целеустремленные человеческие действия, а управление ими направлено на достижение социально значимых действий, то их множество, организованное в целостность, представляет собой систему, существующую в обществе. В системе выделяют элемент и структуру. Под элементом обычно понимается объект, представляющий собой предел членения в рамках качества системы, под структурой — относительно устойчивый, упорядоченный способ связи элементов, придающий их взаимодействию целостный характер.

Субъектом социального проектирования являются раз личные носители управленческой деятельности — как отдельные  личности, так и организации, трудовые коллективы, социальные институты и  т. п., ставящие своей целью организованное, целенаправленное преобразование социальной действительности. Необходимая атрибутивная сторона субъекта проектирования —  его социальная активность, непосредственное участие в процессе проектирования. От знания и умения, творчества и  мастерства, культуры и уровня мышления субъекта проектной деятельности, от конкретных способностей людей анализировать  и синтезировать информацию и  выдавать оригинальные идеи во многом зависит качество разрабатываемых  моделей и проектов.

Объектом  социального проектирования называют системы, процессы организации социальных связей, взаимодействий, включенных в  проектную деятельность, подвергающиеся воздействиям субъектов проектирования и выступающие основанием для этого воздействия. В проблемном поле социального проектирования попадают объекты самой различной природы:

- объекты, поддающиеся организованному воздействию: элементы, подсистемы и системы материального и духовного производств (средства и предметы труда, социальная технология, техника как совокупность орудий труда, средства жизни, духовная культура, социальная деятельность и т. п.);

-   человек как общественный индивид и субъект исторического процесса и социальных отношений с его потребностями, интересами, ценностными ориентациями, установками, социальным статусом, престижем, ролями в системе отношений;

-  различные элементы и подсистемы социальной структуры общества (трудовые коллективы, регионы, социальные группы и т. п.);

-    разнообразные общественные отношения (политические, идеологические, управленческие, эстетические, нравственные, семейно-бытовые, межличностные и т. п.);

-   элементы образа жизни (жизненные позиции, способы жизнедеятельности, качество и стиль жизни и т. п.).6

 В качестве основных объектов социального проектирования выступают социальные системы. Каждая социальная система обладает спецификой, особенными чертами, имеет различные, часто очень сложные элементы, блоки, подсистемы, структуру, оригинальные системообразующие факторы. Поэтому проектирование различных типов и систем требует, кроме общих принципов и закономерностей, применения особой методики. На всех уровнях проектирования важно выявить связи, закономерности, характерные для данного уровня, определить системообразующие факторы и учитывать их при проектировании и конструировании.

Одной из главных категорий социального  проектирования является понятие «информационный  массив», который представляется как  система определенных на научной  основе параметров, факторов, комплексно характеризующих объект проектирования. Среди множества источников создания «ин формационного массива» —  материалы социологических исследований, интервьюирование, анализ периодической  печати, статистические данные и т. п.

Основная  цель социального проектирования как  специфической управленческой деятельности — создание социальных проектов. Социальный проект как коммуникат представляет собой систему особых знаков, подобранно расположенных и связанных определенной зависимостью сознательно разработанных научно обоснованных характеристик, дающих конкретные знания о будущем желаемом состоянии социальной системы или процесса. Нужно отметить, что социальный проект представляет собой предписывающую модель. В проекте отражено будущее желаемое состояние системы, которое возникает при определенных действиях людей, наличии определенных финансовых, трудовых, материальных, топливно-энергетических и других ресурсов, в том числе интеллектуальных, познавательных, эвристических, ценностных. Социальный проект должен содержать систему общих параметров проектируемого объекта, характеризующих его целостность, а также систему параметров составляющих его подсистем, блоков, элементов, их связей. Всем научно разработанным социальным проектам присуще следующее:  
1) параметры, способные обеспечить реализацию социального заказа;  
2) характеристики, поддающиеся построению в течение только определенного промежутка времени.

Проект  будущих возможных состояний  социальных систем, процессов и явлений  должен соответствовать следующим  условиям его разработки: он должен быть создан на научной основе, не противоречить  нравственным нормам, выражать общепринятые социальные ценности, выражать социальный заказ, быть эффективным с точки зрения реализации, не содержать противоречий, должен быть предназначен для реализации. Социальный проект устанавливает параметры, основные характеристики развития социальных систем на ограниченный, четко определенный отрезок времени. Однако мало определить стратегически важные цели, направление развития, важно уметь выразить их в определенных показателях. Социальный проект — изображенное при помощи коммуникатов (знаковых сообщении) выражение конечных результатов социальной деятельности. Он как коммуникат должен содержать информацию и соответствовать пяти основным принципам: однозначности, необходимости, полноте, непротиворечивости, оптимальности. Информация, содержащаяся в проекте, должна быть необходимой и достаточной. Количество знаковых сообщений должно быть таким, чтобы их уменьшение было недопустимым. Проекты могут быть реальными и нереальными, т. е. неосуществимыми или нереализуемыми.

Социальный  проект — цель проектной деятельности, как вида социального творчества. Основной конечной стратегической целью социального проекта является создание оптимальной общности организации коллективных отношений с учетом объективных условий и жизнедеятельности различных социальных групп. Можно сказать, что наиболее простыми являются проекты принятия решений. Наиболее сложные — проекты будущих состояний социальных систем, процессов, отношений. Нужно заметить, что в настоящее время еще нет возможности выразить многие характеристики общественного развития в количественных показателях. Поэтому применяются качественно-содержательные, мировоззренческие оценки, что значительно влияет на качество и состояние проекта. К тому же по мере возрастания временного интервала проектирования растет сложность как процесса социальной деятельности по созданию моделей будущих состояний системы и процессов, так и самих коммуникантов. К средствам осуществления социального проектирования относятся те (в том числе технические, математические и логические), при помощи которых получается, анализируется и перерабатывается информация о состоянии систем и процессов, тенденциях их развития, возникновения и развития проблемной ситуации, потребностях субъектов, средств, при помощи которых ведется непосредственное проектирование, создаются коммуникаты, словесные описания, таблицы, чертежи, бланки, схемы, сети взаимодействий, макеты, коды, символы, алгоритмы, блок таблицы, матрицы и другие носители, осуществляется управление процессом проектной деятельности. Б настоящее время широкое распространение получили технические средства проектирования, в том числе системы автоматизированного проектирования.7

Информация о работе Социальное проектирование как система деятельности