Человек в системе социальных связей

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 20:23, реферат

Краткое описание

Общество на любой ступени его развития и в любом конкретном проявлении - это сложное сплетение множества разнообразных связей и отношений людей. Жизнь общества не исчерпывается жизнью составляющих его конкретных индивидов. Сложный и противоречивый клубок человеческих отношений, действий и их результатов и есть то, что составляет общество. Человек в качестве предмета рассмотрения в социальной философии берется не "сам по себе", не как отдельный индивид, а как представитель социальной группы или общности, т.е. в системе его социальных связей.

Оглавление

1. Введение: Человек в системе социальных связей стр. 2
2. Глава I:Социальные связи и отношение человека стр. 5
• Товарно-денежные связи
• Властные связи
• Родственные связи
• Личные связи
3. Заключение стр. 14
4. Список использованной литературы стр. 15

Файлы: 1 файл

Содержание.doc

— 73.00 Кб (Скачать)

Содержание

  1. Введение: Человек в системе  социальных связей              стр. 2
  1. Глава I:Социальные связи и отношение человека           стр. 5
    • Товарно-денежные связи
    • Властные связи
    • Родственные связи
    • Личные связи
  1. Заключение                                                                                  стр. 14
  1. Список  использованной литературы                                     стр. 15

Введение

Человек в системе социальных связей

  Общество  на любой ступени его развития и в любом конкретном проявлении - это сложное сплетение множества разнообразных связей и отношений людей. Жизнь общества не исчерпывается жизнью составляющих его конкретных индивидов. Сложный и противоречивый клубок человеческих отношений, действий и их результатов и есть то, что составляет общество. Человек в качестве предмета рассмотрения в социальной философии берется не "сам по себе", не как отдельный индивид, а как представитель социальной группы или общности, т.е. в системе его социальных связей.

  Если  отдельные люди, их объединения и действия достаточно очевидны, наглядны, то связи и отношения между людьми зачастую носят скрытый характер, бесплотны, невещественны. Именно поэтому огромная роль этих незримых отношений в общественной жизни была понята не сразу. Начавшееся с середины XIX века исследование общества под углом зрения социальных отношений в рамках марксизма ("Общество не состоит из индивидов, а выражает сумму тех связей и отношений, в которых эти индивиды находятся друг к другу" - сделал вывод Маркс), затем в ХХ веке продолжилось и в рамках иных, немарксистских философских школ (например, П. Сорокина).

  Понятие "общественное отношение" некоторыми философами рассматривается в качестве основной элементарной частицы общества наряду с такими понятиями как "социальный субъект" и "социальная деятельность". Именно входе своей деятельности человек вступает в разнообразные и многомерные отношения с другими людьми, причем, будучи порождены деятельностью, эти отношения, в свою очередь, являются ее необходимой общественной формой.

  Понятие "общественные отношения" употребляются в двух смыслах: в широком, когда имеются в виду все, любые отношения между людьми, поскольку они складываются и реализуются в обществе, и в узком, когда под ними понимаются только отношения между большими социальными группами, имеющие непосредственно общественный характер (производственные, межклассовые и внутриклассовые, международные и внутриполитические и т.д.). Далее речь будет идти об общественных отношениях в узком смысле слова. Их можно определить следующим образом: общественные отношения - это многообразные формы взаимодействия и взаимосвязи (взаимозависимости), возникающие в процессе деятельности между большими социальными группами, а также внутри них. Отдельные люди включены в каждую из этих групп, поэтому они выступают в качестве универсальных со-субъектов .

  Таким образом, человек выступает творцом  своих собственных общественных отношений. В то же время они носят  объективный характер. Это связано  с тем, что люди сознательно (в  большей или меньшей степени) совершая те или иные действия, ставя определенные цели и в большинстве случаев их достигая, как правило, не могут предвидеть вызванные своими действиями изменения своих общественных отношений. Поскольку отношения носят общественный характер, то единичные, индивидуальные действия людей и даже отдельных больших социальных групп не в состоянии полностью сознательно, рационально предопределить характер общественных отношений (не секрет, что даже индивид не в состоянии полностью контролировать все свои действия, что уж говорить о действиях массы индивидов, составляющих общество!). Следовательно, общественные отношения представляют собой особую объективную реальность, независимую от воли и желания людей, производящих и воспроизводящих их в процессе своей жизнедеятельности.

  Общество  представляет собой сверхсложную систему  разнообразных общественных отношений, поэтому важной проблемой социальной философии оказывается классификация  всей совокупности общественных отношений, выделения среди них главных, определяющих, первичных. Можно разделить все общественные отношения на два больших класса - класс материальных отношений и класс духовных (и в этом смысле идеальных) отношений. Важнейшим признаком, свойством (атрибутом) материальных отношений является их объективность: они возникают в процессе становления и развития общества и существуют независимо от общественного сознания. В то же время и духовным общественным отношениям в определенной степени присуща объективность (правда, уже в ином плане, чем материальным отношениям - в плане соотнесения общественного сознания с индивидуальным сознанием). Поэтому следует обратить внимание на принципиальное отличие духовных (идеальных) отношений от материальных. Материальные отношения возникают и складываются непосредственно в ходе практической (материальной) деятельности человека, непосредственно определяются ею. Духовные же отношения формируются , предварительно "проходя через сознание" людей (индивидуальное и групповое) и сознанием непосредственно определяясь.

  С позиций материализма материальные общественные отношения рассматриваются как первичные, а духовные отношения - как вторичные. Тезис о первичности материальных отношений и вторичности, производности духовных не следует понимать упрощенно, выводить духовные отношения прямо и непосредственно из материальных. Связь между ними носит опосредованный характер: как отражение материальных отношений в общественном сознании возникают определенные идеи и духовные ценности, а уже они выступают непосредственной, конкретной причиной (вторым детерминантом) духовных отношений.

  Деление общественных отношений на материальные и духовные является предельно широким, каждый из этих классов включает в  себя множество видов. Классификация  материальных отношений осуществляется обычно исходя из основных сфер общественного бытия (производственные отношения, экологические отношения и т.д.), в основу классификации духовных отношений кладется структура общественного сознания его формы (тогда выделяют отношения моральные, правовые, религиозные и т.д.).

  При изучении общественных отношений следует обратить внимание на то, что сама их характеристика является одновременно и характеристикой человека как общественного субъекта. Таким образом, рассмотрение общественных отношений в рамках отдельных крупных сфер общественной жизни позволяет понять роль человека в этих сферах жизни общества.

Глава I

Социальные  связи и отношения человека

  Термин  «социальные связи» обозначает совокупность факторов, обусловливающих совместную деятельность людей для достижения поставленных ими целей и задач. Социальная связь – это зависимость людей, реализованная через социальное действие, осуществляемое с ориентацией на других людей, с ожиданием соответствующего ответного действия партнера. В социальной связи выделяются: 1) субъекты связи (двое или тысячи людей); 2) предмет связи (по поводу чего осуществляется связь); 3) механизм регулирования взаимоотношений. Прекращение связи может происходить при изменении или утрате предмета связи или если участники связи не согласны с принципами ее регулирования. Выделяются следующие виды социальной связи. 1. Социальный контакт – процесс установления социальной связи, начальный этап взаимодействия между индивидами и социальными группами. Такая связь между людьми поверхностна, мимолетна, партнер по контакту может быть легко заменен другим человеком. Формы социального контакта выглядят следующим образом: 1) пространственные контакты. Для того чтобы взаимодействовать с другими индивидами, каждый член общества или социальной группы прежде всего должен определить, где эти индивиды и сколько их. Это обстоятельство является необходимым звеном формирования социальных взаимосвязей и первоначальным моментом, от которого зависит выбор человеком его дальнейшего поведения. Различаются предполагаемый пространственный контакт, когда поведение человека изменяется в силу предположения о присутствии индивидов в каком-либо месте, и визуальный пространственный контакт (контакт «молчаливого присутствия»), когда поведение индивида изменяется под влиянием визуального наблюдения других людей; 2) контакты заинтересованности, сущность которых состоит в выборе социального объекта, обладающего определенными ценностями или чертами, соответствующими потребностям данного индивида. Такой контакт может быть обоюдным или односторонним, очным или заочным, вызывать негативные или позитивные эмоции; 3) контакты обмена, при которых индивиды, продолжая развивать и углублять социальные связи, начинают вступать в кратковременные соприкосновения, в ходе которых они обмениваются какими-либо ценностями (материальными предметами, информацией, образцами поведения). В ходе таких случайных и кратковременных обменов внимание индивида концентрируется на самом предмете обмена, а не на другом индивиде, вступающем в обмен; 4) совместная деятельность; 5) равная обоюдная или асимметричная активность (социальное влияние, сотрудничество, манипуляция, конфликт). 2. Социальное взаимодействие – способ осуществления социальных связей, отношений в системе, предполагающей не менее двух субъектов, сам процесс взаимодействия, а также условия и факторы его реализации. Это систематические, регулярные действия партнеров, направленные друг на друга, имеющие цель вызвать вполне определенную ответную реакцию со стороны партнера, причем ответная реакция порождает новую реакцию воздействующего. Вариантами социального взаимодействия могут выступать социальные отношения, социальные институты и социальные общности. 3. Социальные отношения – это отношения между людьми и группами людей, занимающими разное положение в обществе. Это устойчивая система взаимодействия между партнерами, имеющая самовозобновляющийся характер. Признаки социального отношения (по М. Веберу): 1. степень отношения одного индивида к другому; 2. наличие предполагаемого участниками эмпирического смысла; 3. наличие взаимной соотнесенности поведения сторон (дружба, любовь, уважение); 4. преходящий или длительный характер, основанный на возможности того, что существует повторяемость поведения, соответствующего смыслу данного отношения; 5. содержание социального отношения может изменяться; 6. смысловое содержание отношения, ориентированного на длительный срок, может быть сформулировано в принципах и нормах поведения, следования которым стороны ждут от своих партнеров и на которые они, в свою очередь, ориентируют свое поведение; 7. содержание социального отношения может быть сформулировано по взаимному согласию участвующими в нем сторонами или группами. Социальные отношения возникают в том случае, когда существующие между людьми социальные взаимодействия несут в себе некоторую ценность для их участников или приводят к возникновению ценности – такому свойству общественного предмета, которое способно удовлетворить определенную потребность социального субъекта (индивида, группы, общества). В структуру социального отношения входят: 1) «катектическая ориентация» – возможность поддержания баланса «удовлетворения – неудовлетворения» интересов личности. 2) когнитивная (познавательная) ориентация – избирательное отношение индивида к другим индивидам на основании имеющегося у него знания элементарных законов логики или опыта наблюдения; 3) ценностная ориентация – оценочный аспект мотивационной деятельности индивида. Существует следующая типология социальных отношений. По субъекту (носителю) выделяются индивидуальные (личностные), межличностные, внутригрупповые, межгрупповые, международные отношения. По объекту различаются экономические, политические, социокультурные, религиозные, семейно-бытовые. По модальности (характеру взаимосвязей между индивидами и их группами) различаются отношения сотрудничества, взаимопомощи, соперничества, конфликта, субординации. По наличию или отсутствию элементов формализации и стандартизации отношения делятся на официальные и неофициальные. Различаются также отношения воображаемые и реальные, мыслимые и немыслимые, осознанные и неосознанные, отчетливо выраженные и смутные (расплывчатые), простые и сложные, сходства и различия, равенства и неравенства.  

Мир Поднебесной  это мир связей, отношений. Так  сложилось, что философская мысль  здесь любое явление видит  именно как производную качества и количества события этого явления с другими. Даже предельный опыт личного самосознания рассматривается через отношения, пусть и предельные. Естественно, что и место человека в обществе определяется качеством и количеством его связей. Понятия, описывающие человека, отражают именно вид или меру этой сообщительности - "жэнь", "дэ" , долг.   

"Жэнь" - "милосердие". Способность бытийствовать, творить, присущая конкретному человеку. Природа этой способности не ясна. По представлениям одних это дар Неба, по представлениям других это результат личного труда, и, наконец, третьи утверждают, что это то что делает человека человеком и будучи даровано ему Небом может быть умножено в дальнейшем.

"Дэ" - "добродетель", "достоинство", "мощь". Термин  не сводимый полностью ни к  одному из этих понятий. Означает  скорее эффективность сообщительности  с миром. По сути это КПД с которым "жень" человека реализуется в мире...   

 Долг. Ничто  в мире не происходит из  ничего (возможно за исключением  самого мира и милосердия) и  не проходит бесследно. Мистическое  представление о последовательно  превращении бытия в рамках  мира в быту вылилось в представлении о долге каждого перед прошлым и будущим. Исполнение долга воспринимается, как сохранение целостности реальности, а неисполнение как разрушение ее. Что, в свое время, и вызвало (наряду с другими причинами) жестокую реакцию на учение Будды. Отсюда же проистекает и осуждение не исполняющих своих долгов, выведение таких людей за рамки общества, несмотря на любые богатства и силу.   

 Долг более  всех в этой тройке поддается  формализации, чем я и воспользуюсь...   

       

 Разновидности  долга определяются тем характером связи, которая сводит вместе представителей социума. И число таковых ограничено, товарно-денежными отношениями, семейными, властными и личными отношениями, что позволяет выделить четыре соответствующих категории долга. Важно при этом отметить, что в своих пределах эти группы граничат друг с другом, перетекают друг в друга. И наибольшую проблему для формализации представляет именно пограничная область. Она является местом субъективного творчества. С учетом этого, качество и количество отношений измеряется не столько относительно самой связи, сколько в контексте относящихся сторон. Так для разных сторон долговые отношения могут принадлежать к разным группам, что в свою очередь влияет на положение сторон на социальной лестнице.  
 
 
 

Товарно-денежные связи   

 К этой  группе относятся любые виды  рационализированных, вещных отношений.  Это сделки измеряемые деньгами, товаром, услугами (но не всякими). Долг здесь прозрачен и легко  измеряем. Но и более всего  удален от понятия "жень". Удобство оформления и отслеживания таких связей в некоторые периоды делало эти связи эталонными, что выражалось либо в введении имущественного ценза для разных социальных слоев, либо в непомерном росте власти денег (в те короткие периоды, когда большинство в обществе опускались до уровня восприятия жизни как вещности). Во всех случаях результатом было сильнейшее потрясение общества, зачастую гибель династии и социальные катастрофы. Однако, недооценка таких связей так же неотвратимо приводила к не менее гибельным последствиям.   

 Т.о. данная  группа связей имеет свое место  в общественной теории и структуре  социума. Место признанное, гарантированное  и... самое низкое в иерархии  общественных отношений.   

 На данный  момент в межгрупповых связях  соотношение рассчитывается не по линейной схеме, когда абсолютные величины деловых связей соответствуют абсолютным величинам других, а с учетом, как материального состояния фигурантов отношений, так и их государственных, родственных и личных статусов.  

Властные (государственные) связи   

 Прежде чем  описывать эту группу, необходимо  раскрыть представления о власти  и государстве, сложившемся в  Поднебесной.   

 Не имея  возможности глубоко описывать  метафизику государства ограничусь  кратким описанием струтуры.   

 Глава государства, "ди" не есть император в привычном смысле слова. Это не правитель или военачальник. Вернее, не только. "Ди" является фокусом отношений Неба и Земли. Он выполняет роль порядкоустроителя мира (власть есть упорядочение, струтктурирование). И в этом смысле самым важным для правителя является возможность упорядочивать мир через "дэ" - соотносительность всех элементов мировой структуры. Возможность эта дается (т.е. исчисляемо и может отчуждаться) Небом и, соответственно, называется Мандатом Неба. Естественно, что подтверждение такого Мандата дело хлопотное. Тут помогают статистика и представление о наследовании в поколениях. Т.е. правитель, при котором государство сильно, а народ сыт (или наоборот), считается угодным Небу. А его потомки наследуют это благорасположение. И хотя иные пользуются подтасовкой фактов, т.е. пропагандой и подложными родословными, все же и самые отъявленные негодяи, нет нет да и поглядывают на Небо - а вдруг Оно чего скажет. При этом появление человека с большим "дэ" теоретически означает, что Мандат Неба переходит к нему...   

Информация о работе Человек в системе социальных связей