Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 12:36, творческая работа
1. Определение и признаки общества.
«Общество» – основополагающая категория современной социологии.
Общество – это исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми, складывающаяся в процессе их жизнедеятельности.
Социологическая мысль прошлого по-разному объясняла категорию «общество». В древние века она отождествлялась с понятием «государство».
В средние века вновь воцарилась идея отождествления ов трудах итальянского мыслителя Н.
Макиавелли была высказана идея государства как одного из состояний общества.
Английский философ Т. Гоббс формирует теорию «общественного договора», суть которого заключалась в отдаче членами общества части своих свобод государству, являющемуся гарантом соблюдения этого договора.
ХУШ в. характеризовался столкновением двух подходов к определению общества:
Тема 3: Общество как социальная система
1. Определение и признаки общества.
2. Типологизация общества.
3. Детерминистические концепции общества и социальный функционализм
Тема
3: Общество как социальная
система
1. Определение и признаки общества.
2. Типологизация общества.
3. Детерминистические концепции общества и социальный функционализм
1. Определение
и признаки общества.
«Общество» –
основополагающая категория современной
социологии.
Общество – это исторически развивающаяся
совокупность отношений между людьми,
складывающаяся в процессе их жизнедеятельности.
Социологическая
мысль прошлого по-разному объясняла категорию
«общество». В древние века она отождествлялась
с понятием «государство».
В средние века вновь воцарилась идея отождествления ов трудах итальянского мыслителя Н.
Макиавелли была высказана идея государства как одного из состояний общества.
Английский философ Т. Гоббс формирует теорию «общественного договора», суть которого заключалась в отдаче членами общества части своих свобод государству, являющемуся гарантом соблюдения этого договора.
ХУШ в.
характеризовался столкновением
двух подходов к определению
общества:
1)
трактовал общество как
2)как развитие и выражение природных влечений и чувств человека.
А. Смит и Д. Юм определили
общество как трудовой союз людей, связанных
разделением труда, философ И.
Кант –
как человечество, взятое в историческом
развитии.
Основоположник
социологии О.
Конт рассматривал
общество как природный феномен, а его
эволюцию – как естественный процесс
роста и дифференциации частей и функций.
По К.
Марксу,
общество – это исторически развивающаяся
совокупность отношений между людьми,
которые складываются в процессе их совместной
деятельности.
По
мнению Шилза общество можно так называть,
когда оно обладает следующими чертами:
В
современной социологии
обществом принято считать объединение
людей, которое имеет следующие признаки:
1) не
является частью какой-либо
2) его
пополнение идет главным
3) имеет собственную территорию;
4) имеет собственное название и историю;
5) существует
дольше средней
6) имеет
развитую собственную культуру.
Таким
образом,
можно сказать, что общество – это люди, взаимодействующие на определенной территории и имеющие общую культуру.
Под культурой понимается определенный набор (комплекс) символов, норм, установок, ценностей, присущих данной социальной группе и передаваемых из поколения в поколение.
Общество – это система, так как оно
представляет собой совокупность элементов,
находящихся во взаимосвязи и взаимоотношениях
и образующих единое целое, способное
во взаимодействии с внешними условиями
изменять свою структуру. Это система
социальная, т. е. связанная с жизнедеятельностью
людей и их взаимоотношениями. Общество
имеет внутреннюю форму организации, т. е.
свою структуру. Она сложна, и выявление
ее компонентов требует аналитического
подхода с использованием разных критериев.
Под структурой общества
понимается его внутреннее устройство.
Подсистемами
общества принято считать сферы
общественной жизни, которых обычно
выделяют четыре:
1) экономическая
(ее элементами являются материальное
производство и отношения, возникающие
между людьми в процессе производства
материальных благ, их обмена и распределения);
2) социальная (состоит из таких структурных
образований, как классы, социальные слои,
нации, из их взаимоотношений и взаимодействий
друг с другом);
3) политическая
(включает в себя политику, государство,
право, их соотношение и функционирование);
4) духовная (охватывает различные
формы и уровни общественного сознания,
которые в реальной жизни общества образуют
явление духовной культуры).
Каждая их этих сфер, будучи сама элементом
системы, называемой «общество», в свою
очередь оказывается системой по отношению
к элементам, ее составляющим. Все четыре
сферы общественной жизни взаимосвязанны
и взаимно обусловливают друг друга. Разделение
общества на сферы несколько условно,
но оно помогает вычленять и изучать отдельные
области реально целостного общества,
многообразную и сложную общественную
жизнь.
2. Типологизация
общества.
Формационный подход к развитию общества.
Согласно формационному подходу, представителями которого были К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин и др., общество в своём развитии проходит через определённые, сменяющие друг друга этапы – общественно-экономические формации :
1) первобытнообщинную,
2) рабовладельческую,
3) феодальную,
4) капиталистическую и
5) коммунистическую.
Общественно-экономическая формация – это исторический тип общества, основанный на определённом способе производства. Способ производства включает в себя производительные силы и производственные отношения.
У формационного
подхода есть свои недостатки. Как показывает
история, далеко не все страны вписываются
в ту “стройную” схему, которую предложили
сторонники этого подхода. Например, во
многих странах не было рабовладельческой
общественно-экономической формации.
А что касается стран Востока, то их историческое
развитие вообще было своеобразным (для
решения этого противоречия К. Маркс придумал
понятие “азиатский способ производства”).
Кроме того, как мы видим, формационный
подход под все сложные общественные процессы
подводит экономическую основу, что не
всегда корректно, а также отодвигает
роль человеческого фактора в истории
на второй план, отдавая приоритет объективным
законам.
По характеру политической системы К.Поппер выделял:
(характерен
коллективистский, уравнительный стиль
жизни, авторитаризм)
закрытое
общество
(индивиды
обладают высокой степенью
открытое общество
Д.Белл, Джерард
Ленски в
обобщенном виде их типология такова:
г)Постиндустриальное
(информационное) общество: развитие
информационных технологий, расширение
коммуникативной сферы и глобализация,
всеобщий рост уровня образованности
и уменьшение имущественного неравенства,
автоматизация производства под воздействием
высоких технологий, переход значительной
части производства в сферу сервиса.
В)Индустриальное
общество: сложное общество с динамическими
структурами, стремлением сочетать
свободу личности и интересы общества,
развитое разделение трудаЮ наука СМИ,
урбанизация; экономическая основа –
промышленность и переработка полезных
ископаемых
Б)Традиционное
(доиндустриальное) общество: традиционализм,
коллективизм. На ранних стадиях – семейный
тип организации, на позднем – становление
жестких сословных и кастовых иерархий.
Основа экономики – скотоводство
и земледелие при отсутствии механической
тяги.
а)Первобытное общество, основанное на охоте и собирательстве, минимальном удовлетворении потребностей, синкретизме социальных подсистем.