Система
социального страхования, особенно
на современном этапе развития экономических
отношений в России, призвана обеспечить
социальную защиту граждан РФ в части
обеспечения государством гарантий
определенного уровня жизни, включая
компенсации при утрате ими здоровья,
тех или иных способностей.
Социально-экономический механизм
социальной защиты граждан в
области охраны здоровья - устойчивая
система социально-экономического
поведения социальных групп и
их взаимодействие друг с другом,
а также с государством на рынке
медицинских услуг в условиях функционирования
обязательного медицинского страхования
по поводу производства, распределения,
обмена и потребления медицинских услуг
с целью удовлетворения конкретных общественных
и индивидуальных потребностей по получению
бесплатной, доступной, квалифицированной
и качественной медицинской помощи. Такая
система регулируется:
социально-экономическим
положением и сознанием социальных
групп;
наличием
у них общественных потребностей
по гарантированному получению бесплатной,
доступной, квалифицированной и качественной
медицинской помощи;
социальными
институтами общества
Эффективному
внедрению социально-экономического
механизма социальной защиты граждан
РФ по охране здоровья должны предшествовать
следующие мероприятия:
1. Определение стратегических целей и
оптимальных показателей здоровья населения.
2. Разработка программ ОМС и
программ развития здравоохранения
в соответствии с финансовым
обеспечением (рациональное планирование
ресурсов).
3. Обеспечение координации взаимодействия
всех структур, функционирующих в системе
охраны здоровья.
4. Разработка стратегических (на 5-7
лет) и текущих планов развития
здравоохранения и системы ОМС.
5. Утверждение программ по оптимизации
деятельности систем в области
охраны здоровья органами законодательной
и исполнительной власти.
6. Формирование и обеспечение
государственных обязательств в
отношении предоставления всем
категориям населения медицинской
помощи на уровне программ
государственных гарантий по
обеспечению бесплатной медицинской
помощью, в т.ч. территориальной программы
ОМС.
7. Социально-экономический мониторинг
и оценка деятельности субъектов
системы охраны здоровья, в т.ч.
оценка экономической и социальной
эффективности деятельности сети
лечебно-профилактических учреждений
(ЛПУ) - производителей медицинских услуг.
8. Социально-экономический анализ
положения, потребностей и состояния
потребителей медицинских услуг.
9.
Обеспечение эффективного управления
сетью ЛПУ.
Реализация
же социально значимой идеи внедрения
в Российской Федерации обязательного
медицинского страхования как одного
из видов социального страхования с самого
начала проходила в условиях изменяющейся
окружающей реальности, причем изменяющейся
по пути все большего разбалансирования
между экономической и социальной системами
общества. Что несомненно способствовало
снижению ожидаемого социально-экономического
результата от внедрения ОМС. Одновременно
в процессе проведения экономических
реформ существенно снизился уровень
социальной защищенности населения и
значительно возрос риск утраты материальной
обеспеченности граждан нашей страны,
в том числе и при получении медицинских
услуг.
В 90-х годах показатели здоровья
населения еще более ухудшились.
Это напрямую связано с изменениями
социально-экономических условий жизни,
локальными войнами, увеличением числа
беженцев и вынужденных переселенцев,
ростом преступности.
Ухудшающееся состояние здоровья
населения обусловлено не только
комплексом общих социально-экономических
факторов, но и рядом негативных
тенденций в системе здравоохранения.
Таким образом, переход к рыночной
экономике существенно изменил
социально-экономическую среду,
в России вновь актуальным
стало понятие социального риска
- риска материальной необеспеченности
индивидуума из-за потери возможности
участвовать в экономическом процессе.
Вместе с тем в условиях рыночной экономики
помимо личной ответственности за формирование
условий своей жизни и материальной обеспеченности
существует одновременно ответственность
и основных субъектов хозяйствования:
работодателей и государства, а также
солидарная ответственность и помощь
всех трудоспособных членов общества.
В переходный период к рыночной
экономике становится актуальной
задача поиска компенсаторного
механизма, который бы снизил
негативные последствия ситуаций, связанных
с возникновениями этих рисков. В качестве
такого социально-экономического механизма
можно рассматривать социальное страхование,
одной из форм которого является обязательное
медицинское страхование граждан РФ независимо
от их социально-экономического положения
и которое призвано обеспечить государственные
гарантии всему населению РФ в предоставлении
необходимой им бесплатной медицинской
помощи, так как, в конечном итоге, именно
в этом и заинтересовано общество.
В условиях социально-экономических
преобразований, определяющихся, с одной
стороны, объективными тенденциями развития
экономики, а с другой - уровнем исторически
сложившихся социальных отношений в обществе,
основные противоречия, имеющиеся в настоящее
время в системе охраны здоровья, можно
подразделить следующим образом, что отмечено
в работе ряда авторов (Стародубов В.И.,
1996, Шейман И.М., 1996, и др.):
1. Отсутствие системного подхода
в охране здоровья населения
в Российской Федерации. Проблемы
охраны здоровья населения решаются
преимущественно усилиями органов и учреждений
здравоохранения. Акцент делается на оказание
медицинской помощи. Вопросы предотвращения
заболеваний общими усилиями разных отраслей
и секторов хозяйства оказались на втором
плане. Одновременно сама система здравоохранения
оказалась разобщенной, наметилась тенденция
к разделению единой системы общественного
здравоохранения по принципу основных
источников финансирования - через систему
ОМС, государственный и муниципальный
бюджеты.
2. В деятельности структур ОМС, органов
управления здравоохранением, муниципальных
органов, как правило, не просматривается
единый подход к решению вопросов охраны
здоровья: слабо выражена координация
финансовой политики, отсутствуют серьезные
попытки совместить планы оказания медицинской
помощи и развития сети ЛПУ с реальными
планами и объемами финансирования отрасли.
Во многих субъектах Российской Федерации
органы управления здравоохранением и
территориальные фонды ОМС находятся
в состоянии конфронтации, что отнюдь
не способствует решению вопросов управления
отраслью.
3. В условиях возвращения к
рыночной экономике снизилась
эффективность управления ЛПУ.
Утрата возможностей прямого
административного контроля над
учреждениями здравоохранения в
настоящее время пока еще неадекватно
восполняется методами экономического
управления. Господствующим методом отношений
с ЛПУ до сих пор является выделение финансовых
ресурсов вне прямой связи с реальными
объемами и качеством оказания медицинской
помощи,
4. Важнейшей причиной этих и
некоторых другие проявлений неэффективности
системы управления здравоохранением
является утрата рычагов управления финансовыми
ресурсами - для органов управления здравоохранением,
а в значительной степени и для структур
обязательного медицинского страхования.
Утрата контроля за финансовыми ресурсами
обусловлена децентрализацией системы
управления и финансирования в здравоохранении,
что стало закономерным следствием процесса
разграничения полномочий между центром
и субъектами Российской Федерации.
5. Неадекватное стратегическое и текущее
планирование. Результаты, полученные
с момента внедрения системы ОМС в России,
показали, что, с одной стороны, заложен
реальный механизм реформы и государственного
регулирования здравоохранения в условиях
перехода к рынку, с учетом интересов всего
населения и работников отрасли, а с другой
стороны, на всех уровнях управления обнаружились
явные проблемы и недостатки законодательного,
организационного, технологического и
психологического характера, тормозящие
ход реформы, усиливающие социальную напряженность
и требующие безотлагательных решений.
Экстенсивный рост показателей
наряду с затратным механизмом
финансирования отрасли, обусловленным
выделением средств по удельным
нормативам затрат и значительным
дефицитом ассигнований привел к
сокращению финансовых ресурсов для приобретения
медицинского оборудования, новых медицинских
препаратов, внедрения новых медицинских
технологий и расширения основных непроизводственных
фондов, а также снизил уровень зарплаты
медицинских работников в сравнении со
средней зарплатой по всему народному
хозяйству в целом.
В условиях острой нехватки
ресурсов в отрасли отсутствует
система оценки и обеспечения
эффективности использования ресурсов
здравоохранения, то есть предоставления
населению максимального объема качественной
медицинской помощи на единицу затраченных
ресурсов. Более того, в деятельности органов
управления не утвердилось само понятие
"эффективность" применительно к
функционированию ЛПУ.
Ослабление плановой функции
предопределяет и снижение уровня
личной ответственности руководителей
органов и учреждений здравоохранения
за конечные результаты деятельности.
Утрачены обязательные компоненты любой
системы управления - мониторинг и оценка
деятельности учреждений здравоохранения,
системы в целом.
В свою очередь, утрата контроля
за финансовыми ресурсами порождена
чрезмерной децентрализацией системы
управления и финансирования
здравоохранения.
За несколько лет в российском
здравоохранении произошел крутой
поворот от чрезмерно централизованной
к фрагментарной системе. К сожалению,
не удалось обеспечить разумное разграничение
полномочий и координацию действий властных
структур разного уровня. Действующее
законодательство об основах местного
самоуправления закрепляет автономию
местных органов власти в решении вопросов
охраны здоровья. В результате каждое
муниципальное образование строит свою
собственную замкнутую систему.
Как следствие чрезмерной децентрализации
сужаются возможности органов
управления здравоохранением субъектов
Федерации по проведению целенаправленной
политики в области охраны здоровья. Например,
из-за самостоятельности бюджетов разных
уровней весьма сложно рассчитать единый
подушевой норматив финансирования для
отдельных территорий, который является
условием организации любой рациональной
системы финансирования и оказания медицинской
помощи. Отсюда и крайняя неравномерность
и дублирование функций в сети ЛПУ (муниципальные,
ведомственные, специализированные и
т.д.) в отдельных городах и районах.
Наблюдается тенденция к ослаблению
взаимодействия между отдельными уровнями
оказания медицинской помощи и службами
здравоохранения. Из-за низкого уровня
планирования нередко складывается ситуация,
когда один район вынужден содержать ненужные
мощности, в то время как соседняя территория
ощущает их острую нехватку. Можно привести
много примеров простаивания дорогостоящей
аппаратуры, приобретаемой небольшими
районными больницами (обычно из-за отсутствия
квалифицированных кадров). В результате
действующая сеть ЛПУ все в меньшей степени
соответствует реальным потребностям
населения и требованиям рационального
использования ресурсов.
Кроме того, под угрозой оказался
важнейший принцип организации
системы - этапность оказания
медицинской помощи. Хорошо известно,
что система здравоохранения
не может быть построена в одном отдельно
взятом районе. Для достижения более высокой
эффективности использования ресурсов
требуется разумная регионализация сети
ЛПУ, основанная на разделении функций
каждого уровня и типа учреждений.