Система социального страхования

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 09:08, курсовая работа

Краткое описание

Система социального страхования, особенно на современном этапе развития экономических отношений в России, призвана обеспечить социальную защиту граждан РФ в части обеспечения государством гарантий определенного уровня жизни, включая компенсации при утрате ими здоровья, тех или иных способностей.

Файлы: 1 файл

Система социального страхования.doc

— 411.50 Кб (Скачать)

      Система социального страхования, особенно на современном этапе развития экономических  отношений в России, призвана обеспечить социальную защиту граждан РФ в части  обеспечения государством гарантий определенного уровня жизни, включая  компенсации при утрате ими здоровья, тех или иных способностей. 

        Социально-экономический механизм  социальной защиты граждан в  области охраны здоровья - устойчивая  система социально-экономического  поведения социальных групп и  их взаимодействие друг с другом, а также с государством на рынке медицинских услуг в условиях функционирования обязательного медицинского страхования по поводу производства, распределения, обмена и потребления медицинских услуг с целью удовлетворения конкретных общественных и индивидуальных потребностей по получению бесплатной, доступной, квалифицированной и качественной медицинской помощи. Такая система регулируется:

      социально-экономическим  положением и сознанием социальных групп;

      наличием  у них общественных потребностей по гарантированному получению бесплатной, доступной, квалифицированной и качественной медицинской помощи;

      социальными институтами общества

      Эффективному  внедрению социально-экономического механизма социальной защиты граждан  РФ по охране здоровья должны предшествовать следующие мероприятия: 

       1. Определение стратегических целей и оптимальных показателей здоровья населения. 

       2. Разработка программ ОМС и  программ развития здравоохранения  в соответствии с финансовым  обеспечением (рациональное планирование  ресурсов). 

       3. Обеспечение координации взаимодействия всех структур, функционирующих в системе охраны здоровья. 

       4. Разработка стратегических (на 5-7 лет) и текущих планов развития  здравоохранения и системы ОМС. 

       5. Утверждение программ по оптимизации  деятельности систем в области  охраны здоровья органами законодательной и исполнительной власти. 

       6. Формирование и обеспечение  государственных обязательств в  отношении предоставления всем  категориям населения медицинской  помощи на уровне программ  государственных гарантий по  обеспечению бесплатной медицинской помощью, в т.ч. территориальной программы ОМС. 

       7. Социально-экономический мониторинг  и оценка деятельности субъектов  системы охраны здоровья, в т.ч.  оценка экономической и социальной  эффективности деятельности сети  лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) - производителей медицинских услуг. 

       8. Социально-экономический анализ  положения, потребностей и состояния  потребителей медицинских услуг. 

      9. Обеспечение эффективного управления  сетью ЛПУ. 

      Реализация  же социально значимой идеи внедрения  в Российской Федерации обязательного медицинского страхования как одного из видов социального страхования с самого начала проходила в условиях изменяющейся окружающей реальности, причем изменяющейся по пути все большего разбалансирования между экономической и социальной системами общества. Что несомненно способствовало снижению ожидаемого социально-экономического результата от внедрения ОМС. Одновременно в процессе проведения экономических реформ существенно снизился уровень социальной защищенности населения и значительно возрос риск утраты материальной обеспеченности граждан нашей страны, в том числе и при получении медицинских услуг. 

        В 90-х годах показатели здоровья  населения еще более ухудшились. Это напрямую связано с изменениями  социально-экономических условий жизни, локальными войнами, увеличением числа беженцев и вынужденных переселенцев, ростом преступности. 

        Ухудшающееся состояние здоровья  населения обусловлено не только  комплексом общих социально-экономических  факторов, но и рядом негативных  тенденций в системе здравоохранения. 

        Таким образом, переход к рыночной  экономике существенно изменил  социально-экономическую среду,  в России вновь актуальным  стало понятие социального риска  - риска материальной необеспеченности  индивидуума из-за потери возможности участвовать в экономическом процессе. Вместе с тем в условиях рыночной экономики помимо личной ответственности за формирование условий своей жизни и материальной обеспеченности существует одновременно ответственность и основных субъектов хозяйствования: работодателей и государства, а также солидарная ответственность и помощь всех трудоспособных членов общества. 

        В переходный период к рыночной  экономике становится актуальной  задача поиска компенсаторного  механизма, который бы снизил  негативные последствия ситуаций, связанных с возникновениями этих рисков. В качестве такого социально-экономического механизма можно рассматривать социальное страхование, одной из форм которого является обязательное медицинское страхование граждан РФ независимо от их социально-экономического положения и которое призвано обеспечить государственные гарантии всему населению РФ в предоставлении необходимой им бесплатной медицинской помощи, так как, в конечном итоге, именно в этом и заинтересовано общество. 

        В условиях социально-экономических преобразований, определяющихся, с одной стороны, объективными тенденциями развития экономики, а с другой - уровнем исторически сложившихся социальных отношений в обществе, основные противоречия, имеющиеся в настоящее время в системе охраны здоровья, можно подразделить следующим образом, что отмечено в работе ряда авторов (Стародубов В.И., 1996, Шейман И.М., 1996, и др.): 

       1. Отсутствие системного подхода  в охране здоровья населения  в Российской Федерации. Проблемы  охраны здоровья населения решаются преимущественно усилиями органов и учреждений здравоохранения. Акцент делается на оказание медицинской помощи. Вопросы предотвращения заболеваний общими усилиями разных отраслей и секторов хозяйства оказались на втором плане. Одновременно сама система здравоохранения оказалась разобщенной, наметилась тенденция к разделению единой системы общественного здравоохранения по принципу основных источников финансирования - через систему ОМС, государственный и муниципальный бюджеты. 

       2. В деятельности структур ОМС, органов управления здравоохранением, муниципальных органов, как правило, не просматривается единый подход к решению вопросов охраны здоровья: слабо выражена координация финансовой политики, отсутствуют серьезные попытки совместить планы оказания медицинской помощи и развития сети ЛПУ с реальными планами и объемами финансирования отрасли. Во многих субъектах Российской Федерации органы управления здравоохранением и территориальные фонды ОМС находятся в состоянии конфронтации, что отнюдь не способствует решению вопросов управления отраслью. 

       3. В условиях возвращения к  рыночной экономике снизилась  эффективность управления ЛПУ.  Утрата возможностей прямого  административного контроля над  учреждениями здравоохранения в  настоящее время пока еще неадекватно восполняется методами экономического управления. Господствующим методом отношений с ЛПУ до сих пор является выделение финансовых ресурсов вне прямой связи с реальными объемами и качеством оказания медицинской помощи, 

       4. Важнейшей причиной этих и  некоторых другие проявлений неэффективности системы управления здравоохранением является утрата рычагов управления финансовыми ресурсами - для органов управления здравоохранением, а в значительной степени и для структур обязательного медицинского страхования. Утрата контроля за финансовыми ресурсами обусловлена децентрализацией системы управления и финансирования в здравоохранении, что стало закономерным следствием процесса разграничения полномочий между центром и субъектами Российской Федерации. 

       5. Неадекватное стратегическое и текущее планирование. Результаты, полученные с момента внедрения системы ОМС в России, показали, что, с одной стороны, заложен реальный механизм реформы и государственного регулирования здравоохранения в условиях перехода к рынку, с учетом интересов всего населения и работников отрасли, а с другой стороны, на всех уровнях управления обнаружились явные проблемы и недостатки законодательного, организационного, технологического и психологического характера, тормозящие ход реформы, усиливающие социальную напряженность и требующие безотлагательных решений. 

        Экстенсивный рост показателей  наряду с затратным механизмом  финансирования отрасли, обусловленным  выделением средств по удельным  нормативам затрат и значительным  дефицитом ассигнований привел к сокращению финансовых ресурсов для приобретения медицинского оборудования, новых медицинских препаратов, внедрения новых медицинских технологий и расширения основных непроизводственных фондов, а также снизил уровень зарплаты медицинских работников в сравнении со средней зарплатой по всему народному хозяйству в целом. 

        В условиях острой нехватки  ресурсов в отрасли отсутствует  система оценки и обеспечения  эффективности использования ресурсов  здравоохранения, то есть предоставления  населению максимального объема качественной медицинской помощи на единицу затраченных ресурсов. Более того, в деятельности органов управления не утвердилось само понятие "эффективность" применительно к функционированию ЛПУ. 

        Ослабление плановой функции  предопределяет и снижение уровня личной ответственности руководителей органов и учреждений здравоохранения за конечные результаты деятельности. Утрачены обязательные компоненты любой системы управления - мониторинг и оценка деятельности учреждений здравоохранения, системы в целом. 

        В свою очередь, утрата контроля  за финансовыми ресурсами порождена  чрезмерной децентрализацией системы  управления и финансирования  здравоохранения. 

        За несколько лет в российском  здравоохранении произошел крутой  поворот от чрезмерно централизованной  к фрагментарной системе. К сожалению, не удалось обеспечить разумное разграничение полномочий и координацию действий властных структур разного уровня. Действующее законодательство об основах местного самоуправления закрепляет автономию местных органов власти в решении вопросов охраны здоровья. В результате каждое муниципальное образование строит свою собственную замкнутую систему. 

        Как следствие чрезмерной децентрализации  сужаются возможности органов  управления здравоохранением субъектов  Федерации по проведению целенаправленной политики в области охраны здоровья. Например, из-за самостоятельности бюджетов разных уровней весьма сложно рассчитать единый подушевой норматив финансирования для отдельных территорий, который является условием организации любой рациональной системы финансирования и оказания медицинской помощи. Отсюда и крайняя неравномерность и дублирование функций в сети ЛПУ (муниципальные, ведомственные, специализированные и т.д.) в отдельных городах и районах. 

        Наблюдается тенденция к ослаблению  взаимодействия между отдельными уровнями оказания медицинской помощи и службами здравоохранения. Из-за низкого уровня планирования нередко складывается ситуация, когда один район вынужден содержать ненужные мощности, в то время как соседняя территория ощущает их острую нехватку. Можно привести много примеров простаивания дорогостоящей аппаратуры, приобретаемой небольшими районными больницами (обычно из-за отсутствия квалифицированных кадров). В результате действующая сеть ЛПУ все в меньшей степени соответствует реальным потребностям населения и требованиям рационального использования ресурсов. 

        Кроме того, под угрозой оказался  важнейший принцип организации  системы - этапность оказания  медицинской помощи. Хорошо известно, что система здравоохранения  не может быть построена в одном отдельно взятом районе. Для достижения более высокой эффективности использования ресурсов требуется разумная регионализация сети ЛПУ, основанная на разделении функций каждого уровня и типа учреждений. 

Информация о работе Система социального страхования