рассмотрение
проектов финансовых планов, заявок, отчетов
о финансово-хозяйственной деятельности;
заслушивание
докладов, информации должностных лиц
Наиболее
актуальным методом является ревизия
финансово-хозяйственной деятельности
предприятий, учреждений.
Виды
ревизий:
1. По объекту проверки - документальные,
фактические, полные (смешанные), выборочные.
2. По организации - плановые, внеплановые,
комплексные (проводимые несколькими
контролирующими органами).
В настоящее время значительно
повышается роль в системе
управления финансами в здравоохранении
территориального фонда обязательного
медицинского страхования.
В отличие от других структур,
существующих в здравоохранении,
ТФОМС может самостоятельно осуществлять
финансово-кредитную деятельность
для обеспечения финансовой устойчивости
системы здравоохранения. При этом
необходимо выполнение определенных условий:
в
качестве кредитных ресурсов могут
использоваться только временно свободные
средства Фонда;
в
качестве получателя кредита (ссуды) могут
выступить медицинские учреждения,
фонды обязательного медицинского
страхования и страховые медицинские
организации;
размер
средств, используемых в качестве кредитных
ресурсов и банковских депозитов, в
сумме не должен превышать 50% нормированного
страхового запаса ФОМС;
оформление
финансовых взаимоотношений осуществляется
в виде кредитного договора, позволяющего
учесть конкретные условия выдачи кредита,
в том числе возвратность и гарантии;
кредиты,
как правило, должны предоставляться
на краткосрочной основе - до 3 месяцев
При
проведении финансово-кредитной деятельности
фондом актуальной становится проблема
финансового взаимодействия ЛПУ с ТФОМС
в части экономической и финансовой эффективности
в зависимости от способа получения средств
и сроков возврата. При этом сумма кредитных
средств должна быть адекватной возможностям
ЛПУ по их восстановлению за счет доходов,
в том числе поступающих из средств ОМС.
Таким образом, финансово-кредитные
отношения в системе обязательного
медицинского страхования приближают
медицинское учреждение к расчету
экономической эффективности своей
деятельности и проведению анализа принимаемых
проектов (решений). В наибольшей степени
это достигается с помощью развития кредитных
отношений, когда понятие экономического
анализа начинает реализовываться в полном
объеме.
Решается еще один очень важный
вопрос, который совершенно не учитывается
в настоящее время: кредитные отношения
ЛПУ и ТФОМС способствуют отказу от затратного
механизма освоения ресурсов и изменению
подходов (в сторону ограничения расходов,
экономии средств) к принятию решений
по удовлетворению материальных потребностей
ЛПУ.
Развивается один из важнейших
принципов деятельности любого
хозяйствующего субъекта в условиях
рыночной экономики - уменьшение
или даже предотвращение так
называемого кредитного риска.
Он возникает у лечебно-профилактического
учреждения в процессе договорных отношений
не только с территориальным фондом ОМС,
но и контрагентами - поставщиками, посредниками.
При постоянном росте дефицита
бюджета поступления финансовых
средств в учреждения социальной
сферы из этого источника прогрессивно
уменьшаются, что прежде всего негативно
отражается на дальнейшем развитии и укреплении
материально-технической базы здравоохранения
- приобретении медицинского оборудования
и медикаментов, внедрении новых медицинских
технологий. Соответствующий дефицит
бюджета объективно заставляет руководителей
органов управления и ЛПУ направлять финансовые
средства на текущие расходы.
В реально сложившихся социально-экономических
условиях и уровне бюджетного
финансирования здравоохранения
ТФОМС вынуждены расширять функцию, заключающуюся
в финансово-кредитной деятельности, прежде
всего в отношении ЛПУ. В решении этих
вопросов необходимо сотрудничество с
территориальными органами управления
здравоохранением, в результате которого
совместно будут оцениваться инвестиционные
проекты, например по приобретению медицинского
оборудования.
Одной из основных функций
территориальных фондов обязательного
медицинского страхования является
расчет и утверждение в законодательных
органах власти территориальной
программы ОМС (ТПОМС).
Программа представляет перечень
видов медицинской помощи (медицинских
услуг), оказание которых гарантируется
всем жителям субъекта РФ в
случае утраты здоровья. ТП ОМС
призвана реализовать социальное
право, предоставляемое государством
всем гражданам РФ на получение бесплатной
медицинской помощи.
Медицинские услуги в объеме
территориальной программы ОМС
предоставляются лечебно-профилактическими
учреждениями, имеющими государственную
лицензию, независимо от их ведомственной
принадлежности и формы собственности.
ТП
ОМС предусматривает:
а)
необходимую диагностическую, лечебную
и консультативную медицинскую
помощь больным (с острыми и хроническими
заболеваниями);
б) проведение профилактической
работы (включая вакцинацию) среди
декретированных контингентов населения;
в) диспансеризацию и реабилитацию
больных, перенесших тяжелое заболевание
и нуждающихся в этом виде
медицинской помощи.
В программе определены источники,
из которых будут профинансированы
те или иные виды медицинской
помощи, а также расчет потребности бюджетных
средств и средств ОМС на ее выполнение.
Этот документ корректируется и утверждается
ежегодно.
Программа разрабатывается в
соответствии с Законом Российской
Федерации "О медицинском страховании
граждан в РФ", постановлением
Правительства Российской Федерации N1096
от 11.09.98 г. "Об утверждении Программы
государственных гарантий обеспечения
граждан Российской Федерации бесплатной
медицинской помощью".
Определение потребности финансовых
средств для обеспечения территориальной
программы ОМС проводится в соответствии
с "Методическими рекомендациями по
порядку формирования и экономического
обоснования территориальных программ
государственных гарантий обеспечения
граждан Российской Федерации бесплатной
медицинской помощью", утвержденными
Министерством здравоохранения РФ, Федеральным
фондом ОМС и согласованными с Министерством
финансов РФ.
Определение стоимости территориальной
программы основано на средних
расходах на единицу медицинских
услуг - средней стоимости одного
посещения врача и средней стоимости содержания
одной койки в год по каждой медицинской
специальности.
Одной из задач внедрения системы
ОМС стало совершенствование
ценообразования на медицинские
услуги, установление единых принципов
расчета тарифов, определение их
структуры, разработка методических подходов
к расчету тарифа, определение критериев
выбора способа оплаты медицинской помощи,
оказываемой населению лечебно-профилактическими
учреждениями по территориальным программам
обязательного медицинского страхования.
Внедрение новых способов оплаты
медицинской помощи предоставило
возможности их использования
в качестве основного экономического
инструмента финансового менеджмента
в здравоохранении:
совершенствование
структуры оказания медицинской
помощи с учетом реальной потребности
в ее объемах;
управление
финансовыми средствами, поступающими
в лечебно-профилактические учреждения,
разработка положения о консолидированном
бюджете ЛПУ;
повышение
заинтересованности медицинских работников
в эффективной деятельности лечебно-профилактических
учреждений
До последнего времени ведущее
место в учреждениях здравоохранения
занимала штатно-окладная система
оплаты труда, в централизованном
порядке устанавливались фиксированные
должностные оклады. При этом
перевыполнение работником обязательной
нормы трудовой нагрузки, как правило,
не вело к повышению заработной платы
и не уменьшало заработную плату работника,
не выполняющего своих обязанностей и
допускающего недочеты в работе. Кроме
того, такая система оплаты гарантировала
автоматическое повышение заработной
платы медицинского работника с ростом
стажа, независимо от качества его работы.
Другими недостатками существующей системы
оплаты труда являются:
крайне
низкая эффективность использования
имеющихся ресурсов из-за жесткого
регламентирования смет расходов, в том
числе и оплаты труда;
отсутствие
фактической экономической самостоятельности
учреждений здравоохранения, эффективной
системы стимулирования деятельности
медицинских работников по конечным
результатам их труда;
уравнительный
и гарантированный характер оплаты труда,
что в конечном результате приводит к
снижению активности сотрудников медицинских
учреждений, ухудшению творческой атмосферы
в трудовых коллективах ЛПУ
Существующая система формирования
заработной платы в здравоохранении
не может заинтересовать конкретного
работника в эффективной и качественной
работе. При использовании новых способов
оплаты медицинской помощи, предоставляемой
медицинским учреждением, возникло объективное
противоречие между стимулами деятельности
учреждения в целом и конкретного работника
в отдельности. Только изменение системы
формирования оплаты труда работников
здравоохранения может преодолеть указанное
противоречие.
Вместе с тем, введение дифференцированной
системы оплаты труда требует
серьезной психологической перестройки,
и не каждый руководитель лечебно-профилактического
учреждения способен на эту перестройку
ввиду своей психологической неготовности
к возможным изменениям функции управления.
В этой связи необходимо отметить, что
экономический механизм развития здравоохранения
не только должен решить проблемы отрасли,
но и способствовать появлению нового
типа руководителя, готового к внедрению
нововведения и способного к новаторству.
Решение вопросов финансового
обеспечения системы ОМС является первостепенным,
что позволит реформировать сложившиеся
финансовые потоки в части управления
ими и распределения.
При этом основные потери средств
связаны с сохраняющейся несбалансированностью
уровней и звеньев оказания
медицинской помощи. Внедрение ОМС
осуществляется без четкой научно обоснованной
стратегии реформирования самой отрасли.
С одной стороны, существует
объективная реальность в ежегодном
увеличении финансирования здравоохранения:
постарение населения, появление
новых заболеваний и увеличение заболеваемости
ранее известными болезнями, ухудшение
состояния здоровья населения и, как следствие,
увеличение потребности в медицинской
и социальной помощи.
С другой, система ОМС вынуждена
развиваться в условиях финансового
дефицита. Реальный уровень платежей из
бюджета на обязательное медицинское
страхование неработающего населения,
сложившийся в целом в России, не компенсирует
расходы системы на медицинскую помощь
этой категории граждан.
Необходимо пересмотреть подходы
к медицинскому страхованию и взять
за основу не финансирование здравоохранения,
а страхование здоровья населения.