Система социального страхования

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 09:08, курсовая работа

Краткое описание

Система социального страхования, особенно на современном этапе развития экономических отношений в России, призвана обеспечить социальную защиту граждан РФ в части обеспечения государством гарантий определенного уровня жизни, включая компенсации при утрате ими здоровья, тех или иных способностей.

Файлы: 1 файл

Система социального страхования.doc

— 411.50 Кб (Скачать)

      рассмотрение  проектов финансовых планов, заявок, отчетов о финансово-хозяйственной деятельности;

      заслушивание  докладов, информации должностных лиц

      Наиболее  актуальным методом является ревизия  финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений. 

      Виды  ревизий: 

       1. По объекту проверки - документальные, фактические, полные (смешанные), выборочные. 

       2. По организации - плановые, внеплановые,  комплексные (проводимые несколькими  контролирующими органами). 

        В настоящее время значительно  повышается роль в системе  управления финансами в здравоохранении  территориального фонда обязательного медицинского страхования. 

        В отличие от других структур, существующих в здравоохранении,  ТФОМС может самостоятельно осуществлять  финансово-кредитную деятельность  для обеспечения финансовой устойчивости  системы здравоохранения. При этом необходимо выполнение определенных условий:

      в качестве кредитных ресурсов могут  использоваться только временно свободные  средства Фонда;

      в качестве получателя кредита (ссуды) могут  выступить медицинские учреждения, фонды обязательного медицинского страхования и страховые медицинские организации;

      размер  средств, используемых в качестве кредитных  ресурсов и банковских депозитов, в  сумме не должен превышать 50% нормированного страхового запаса ФОМС;

      оформление  финансовых взаимоотношений осуществляется в виде кредитного договора, позволяющего учесть конкретные условия выдачи кредита, в том числе возвратность и гарантии;

      кредиты, как правило, должны предоставляться  на краткосрочной основе - до 3 месяцев

      При проведении финансово-кредитной деятельности фондом актуальной становится проблема финансового взаимодействия ЛПУ с ТФОМС в части экономической и финансовой эффективности в зависимости от способа получения средств и сроков возврата. При этом сумма кредитных средств должна быть адекватной возможностям ЛПУ по их восстановлению за счет доходов, в том числе поступающих из средств ОМС. 

        Таким образом, финансово-кредитные  отношения в системе обязательного  медицинского страхования приближают  медицинское учреждение к расчету  экономической эффективности своей деятельности и проведению анализа принимаемых проектов (решений). В наибольшей степени это достигается с помощью развития кредитных отношений, когда понятие экономического анализа начинает реализовываться в полном объеме. 

        Решается еще один очень важный вопрос, который совершенно не учитывается в настоящее время: кредитные отношения ЛПУ и ТФОМС способствуют отказу от затратного механизма освоения ресурсов и изменению подходов (в сторону ограничения расходов, экономии средств) к принятию решений по удовлетворению материальных потребностей ЛПУ. 

        Развивается один из важнейших  принципов деятельности любого  хозяйствующего субъекта в условиях  рыночной экономики - уменьшение  или даже предотвращение так  называемого кредитного риска.  Он возникает у лечебно-профилактического учреждения в процессе договорных отношений не только с территориальным фондом ОМС, но и контрагентами - поставщиками, посредниками. 

        При постоянном росте дефицита  бюджета поступления финансовых  средств в учреждения социальной  сферы из этого источника прогрессивно уменьшаются, что прежде всего негативно отражается на дальнейшем развитии и укреплении материально-технической базы здравоохранения - приобретении медицинского оборудования и медикаментов, внедрении новых медицинских технологий. Соответствующий дефицит бюджета объективно заставляет руководителей органов управления и ЛПУ направлять финансовые средства на текущие расходы. 

        В реально сложившихся социально-экономических  условиях и уровне бюджетного  финансирования здравоохранения  ТФОМС вынуждены расширять функцию, заключающуюся в финансово-кредитной деятельности, прежде всего в отношении ЛПУ. В решении этих вопросов необходимо сотрудничество с территориальными органами управления здравоохранением, в результате которого совместно будут оцениваться инвестиционные проекты, например по приобретению медицинского оборудования. 

        Одной из основных функций  территориальных фондов обязательного  медицинского страхования является  расчет и утверждение в законодательных  органах власти территориальной  программы ОМС (ТПОМС). 

        Программа представляет перечень  видов медицинской помощи (медицинских  услуг), оказание которых гарантируется  всем жителям субъекта РФ в  случае утраты здоровья. ТП ОМС  призвана реализовать социальное  право, предоставляемое государством всем гражданам РФ на получение бесплатной медицинской помощи. 

        Медицинские услуги в объеме  территориальной программы ОМС  предоставляются лечебно-профилактическими  учреждениями, имеющими государственную  лицензию, независимо от их ведомственной  принадлежности и формы собственности. 

      ТП  ОМС предусматривает: 

      а) необходимую диагностическую, лечебную и консультативную медицинскую  помощь больным (с острыми и хроническими заболеваниями);

        б) проведение профилактической  работы (включая вакцинацию) среди  декретированных контингентов населения;

        в) диспансеризацию и реабилитацию  больных, перенесших тяжелое заболевание  и нуждающихся в этом виде  медицинской помощи. 

        В программе определены источники,  из которых будут профинансированы  те или иные виды медицинской  помощи, а также расчет потребности бюджетных средств и средств ОМС на ее выполнение. Этот документ корректируется и утверждается ежегодно. 

        Программа разрабатывается в  соответствии с Законом Российской  Федерации "О медицинском страховании  граждан в РФ", постановлением Правительства Российской Федерации N1096 от 11.09.98 г. "Об утверждении Программы государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью". 

        Определение потребности финансовых  средств для обеспечения территориальной программы ОМС проводится в соответствии с "Методическими рекомендациями по порядку формирования и экономического обоснования территориальных программ государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью", утвержденными Министерством здравоохранения РФ, Федеральным фондом ОМС и согласованными с Министерством финансов РФ. 

        Определение стоимости территориальной  программы основано на средних  расходах на единицу медицинских  услуг - средней стоимости одного посещения врача и средней стоимости содержания одной койки в год по каждой медицинской специальности. 

        Одной из задач внедрения системы  ОМС стало совершенствование  ценообразования на медицинские  услуги, установление единых принципов  расчета тарифов, определение их структуры, разработка методических подходов к расчету тарифа, определение критериев выбора способа оплаты медицинской помощи, оказываемой населению лечебно-профилактическими учреждениями по территориальным программам обязательного медицинского страхования. 

        Внедрение новых способов оплаты  медицинской помощи предоставило  возможности их использования  в качестве основного экономического  инструмента финансового менеджмента  в здравоохранении:

      совершенствование структуры оказания медицинской  помощи с учетом реальной потребности в ее объемах;

      управление  финансовыми средствами, поступающими в лечебно-профилактические учреждения, разработка положения о консолидированном  бюджете ЛПУ;

      повышение заинтересованности медицинских работников в эффективной деятельности лечебно-профилактических учреждений

        До последнего времени ведущее  место в учреждениях здравоохранения  занимала штатно-окладная система  оплаты труда, в централизованном  порядке устанавливались фиксированные  должностные оклады. При этом  перевыполнение работником обязательной нормы трудовой нагрузки, как правило, не вело к повышению заработной платы и не уменьшало заработную плату работника, не выполняющего своих обязанностей и допускающего недочеты в работе. Кроме того, такая система оплаты гарантировала автоматическое повышение заработной платы медицинского работника с ростом стажа, независимо от качества его работы. Другими недостатками существующей системы оплаты труда являются:

      крайне  низкая эффективность использования  имеющихся ресурсов из-за жесткого регламентирования смет расходов, в том числе и оплаты труда;

      отсутствие  фактической экономической самостоятельности  учреждений здравоохранения, эффективной  системы стимулирования деятельности медицинских работников по конечным результатам их труда;

      уравнительный и гарантированный характер оплаты труда, что в конечном результате приводит к снижению активности сотрудников медицинских учреждений, ухудшению творческой атмосферы в трудовых коллективах ЛПУ

        Существующая система формирования  заработной платы в здравоохранении не может заинтересовать конкретного работника в эффективной и качественной работе. При использовании новых способов оплаты медицинской помощи, предоставляемой медицинским учреждением, возникло объективное противоречие между стимулами деятельности учреждения в целом и конкретного работника в отдельности. Только изменение системы формирования оплаты труда работников здравоохранения может преодолеть указанное противоречие. 

        Вместе с тем, введение дифференцированной  системы оплаты труда требует серьезной психологической перестройки, и не каждый руководитель лечебно-профилактического учреждения способен на эту перестройку ввиду своей психологической неготовности к возможным изменениям функции управления. В этой связи необходимо отметить, что экономический механизм развития здравоохранения не только должен решить проблемы отрасли, но и способствовать появлению нового типа руководителя, готового к внедрению нововведения и способного к новаторству. 

        Решение вопросов финансового  обеспечения системы ОМС является первостепенным, что позволит реформировать сложившиеся финансовые потоки в части управления ими и распределения. 

        При этом основные потери средств  связаны с сохраняющейся несбалансированностью  уровней и звеньев оказания  медицинской помощи. Внедрение ОМС осуществляется без четкой научно обоснованной стратегии реформирования самой отрасли. 

        С одной стороны, существует  объективная реальность в ежегодном  увеличении финансирования здравоохранения:  постарение населения, появление  новых заболеваний и увеличение заболеваемости ранее известными болезнями, ухудшение состояния здоровья населения и, как следствие, увеличение потребности в медицинской и социальной помощи. 

        С другой, система ОМС вынуждена  развиваться в условиях финансового  дефицита. Реальный уровень платежей из бюджета на обязательное медицинское страхование неработающего населения, сложившийся в целом в России, не компенсирует расходы системы на медицинскую помощь этой категории граждан. 

        Необходимо пересмотреть подходы  к медицинскому страхованию и взять за основу не финансирование здравоохранения, а страхование здоровья населения. 

Информация о работе Система социального страхования