Система социального страхования

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 09:08, курсовая работа

Краткое описание

Система социального страхования, особенно на современном этапе развития экономических отношений в России, призвана обеспечить социальную защиту граждан РФ в части обеспечения государством гарантий определенного уровня жизни, включая компенсации при утрате ими здоровья, тех или иных способностей.

Файлы: 1 файл

Система социального страхования.doc

— 411.50 Кб (Скачать)

        Это предполагает более высокий уровень централизации управления и финансирования, чем тот, который сложился на сегодняшний день. В этом состоит принципиальное отличие здравоохранения от других систем социальной сферы, находящихся в управлении у муниципальных органов власти. 

        Чрезмерная децентрализация и фрагментация управления системой здравоохранения также существенно ограничивают возможности обеспечения гарантированного минимума медицинской помощи для всех групп населения. 

        В какой-то мере эта фрагментация  системы компенсируется усилиями территориальных фондов ОМС, которые пытаются строить единую для субъекта Федерации систему финансирования (тарифообразование, методы оплаты и т.д.). Действующее законодательство о медицинском страховании обеспечивает возможность централизации финансовых ресурсов для выравнивания условий финансирования здравоохранения. Тем не менее, возможности системы ОМС весьма ограничены. Сегодня через ее структуры проходит только 30-35% всех финансовых ресурсов здравоохранения. Этого недостаточно, чтобы обеспечить разумную централизацию и единую управленческую стратегию. 

        Проблема произошедшего устранения  управленческой вертикали и снижения  уровня управления отраслью усугубляется  еще и недостаточно рациональной  схемой финансирования отрасли,  основанной на дезинтеграции финансовых потоков по линии ОМС, местных администраций и органов управления здравоохранением. Все это в совокупности предопределило тот факт, что финансирующие стороны (как структуры ОМС, так и органы управления здравоохранением) не могут реально влиять на эффективность использования ресурсов и структуру оказания медицинской помощи непосредственно в ЛПУ. 

        Как это ни парадоксально, но  дискуссии по поводу совершенствования  системы управления сфокусировались  не на реальной проблеме утраты  рычагов управления, а на том, какая сторона (структуры ОМС или органы управления здравоохранением) должна контролировать финансовые ресурсы и является в настоящее время главной в этом вопросе. 

        В связи с возвращением к  принципам рыночной экономики  в здравоохранении встал вопрос о внедрении финансового менеджмента, предполагающего оптимизацию ресурсного потенциала. Роль финансовых ресурсов при этом значительно возрастает, так как это единственный вид ресурсов (кроме трудовых средств и предметов труда и др.), который можно достаточно быстро трансформировать в другие виды ресурсов. Таким образом, роль этих ресурсов возрастает на всех уровнях управления (стратегическом, тактическом, оперативном), а финансовый менеджмент как одна из ведущих функций аппарата управления приобретает одну из основных ролей в условиях рыночной экономики. 

        Управление финансовыми отношениями,  охватывающее систему принципов,  правовых норм, методов, форм и  приемов их регулирования с  целью интеграции и эффективного  использования финансовых ресурсов - финансовый менеджмент, - направлено на управление движением финансовых ресурсов и финансовых отношений, возникающих между правосубъектами в процессе движения финансовых ресурсов. Финансовый менеджмент выступает как процесс выработки цели управления финансами и осуществления воздействия на них с помощью методов и инструментов финансового механизма, т.е. имеет свою стратегию и тактику. 

        Стратегия финансового менеджмента  - это общее направление и способ  использования финансовых средств  для достижения поставленной цели. 

        Тактика финансового менеджмента  - это выбор конкретных методов,  приемов, инструментов, необходимых  для достижения поставленной  цели в реальных условиях. 

        В задачи финансового менеджмента  в здравоохранении входит: 

       1. Стратегическое и тактическое планирование расходов и доходов финансовых ресурсов:

      анализ (макро- и микро-) экономических факторов, влияющих на мобилизацию финансовых ресурсов;

      анализ  доходов и расходов финансовых средств (в отрасли, в органах управления, территориальных фондах обязательного медицинского страхования (ТФОМС), в страховых медицинских организациях (СМО));

      определение приоритетов при выделении текущего финансирования;

      программирование  эффективного использования ресурсов

       2. Мобилизация финансовых ресурсов:

      управление  финансовыми ресурсами (наличными, безналичными, дебиторской и кредиторской задолженностями);

      оптимизация сборов целевых взносов;

      использование различных форм наполнения финансовых ресурсов

       3. Распределение финансовых ресурсов:

      определение оптимального способа финансирования в реальных условиях функционирования субъекта (ссуда, дотация, кредит, субвенция, субсидия);

      определение адекватной политики (методики ценообразования) и прогнозирование динамики объема предоставляемых медицинских услуг (в течение года, в течение нескольких лет в зависимости от внедрения новых медицинских технологий, реорганизации структуры коечного фонда и др.)

      4. Аудит использования финансовых  ресурсов:

      финансовый  контроль;

      оценка  эффективности финансовых планов (бюджета);

      обеспечение управленческого учета

      Основная  задача финансового менеджмента - это  создание финансовой устойчивости как  системы в целом, так и отдельных  ее элементов, подсистем. Сложность  финансовой системы определяется неоднородностью  составляющих ее элементов, их структурным разнообразием (особенно финансовые ресурсы и источники), сложностью взаимодействия между ними и с внешней средой, что усложняет процесс управления ею и требует знания и соблюдения основных принципов финансового менеджмента. К числу последних, как известно, относятся: планирование, прогнозирование, организация, регулирование и контроль. 

        Разносторонний характер источников  финансирования здравоохранения  в настоящее время требует  и многовариантности финансового  менеджмента, в основу которого  положено использование стандартных приемов управления, умение оценить конкретную финансовую ситуацию, принять адекватное управленческое решение, способное оптимально устранить возникшие проблемы. 

        Важно знать и технологические  этапы финансового менеджмента  в здравоохранении: 1. Анализ информации: макро- и микроэкономических показателей правовой, бухгалтерского учета (управленческого и финансового). 

       2. Составление финансового плана  (бюджета): выбор финансовых методов  и инструментов; определение соотношения  источников финансирования; выбор методики ценообразования тарифов на медицинские услуги; разработка и утверждение экономических нормативов, нормативов по объему и структуре медицинских услуг в соответствии с территориальными классификаторами. 

       3. Прогнозирование финансовых результатов - по объему медицинских услуг, по доходам, расходам, затратам и эффективности использования ресурсов. 

       4. Исполнение финансового плана  (бюджета) - мобилизация ресурсов; расходование  финансовых средств. 

       5. Контроль за исполнением финансового плана - предварительный, текущий, последующий. 

        К макроэкономическим факторам, влияющим на мобилизацию финансовых  ресурсов в здравоохранении, относятся:  валовой внутренний продукт субъекта  Федерации, инфляция, занятость и  безработица, совокупный спрос и совокупное предложение, фискальная политика, финансовый рынок, и денежная политика. 

        При анализе макроэкономических  факторов, влияющих на формирование  и исполнение бюджета, следует  учитывать:

      спрос и предложение медицинских услуг;

      ценообразование;

      рынок ресурсов: медицинские учреждения, медицинские кадры, лекарства и  вакцины, медицинская техника, энергетические, финансовые;

      сегментацию рынка по группам потребителей: сформированные предпочтения, демографическая характеристика, заболеваемость населения;

      производство  и издержки: ассоциирование услуги (стационарные, амбулаторно-поликлинические, скорая и неотложная помощь), специализированные услуги, системы оплаты труда, эффективность  затрат ресурсов (выпуск медицинских  услуг на единицу ресурсов)

        При планировании и прогнозировании финансовых результатов деятельности необходимо учитывать динамические показатели использования ресурсов, объема медицинских услуг, движения финансовых средств. 

        Финансовый контроль как одна  из функций менеджмента обусловлен  тем, что финансам как экономической категории присуща не только распределительная функция, но и контрольная, Финансовый контроль осуществляется в установленном правовыми нормами порядке всей системой органов государственной власти и органов местного самоуправления. В ходе финансового контроля проверяются:

      соблюдение  установленного правопорядка в процессе финансовой деятельности;

      экономическая обоснованность и эффективность  осуществляемых действий по созданию, распределению и использованию  финансовых ресурсов

      Основное  содержание финансового контроля:

      проверка  выполнения финансовых обязательств перед  государством (а также органами местного самоуправления);

      проверка  правильности использования денежных ресурсов, находящихся в хозяйственном  ведении или оперативном управлении в учреждении (бюджетные и собственные средства, банковские ссуды, внебюджетные и иные средства);

      проверка  соблюдения правил совершения финансовых операций, расчетов и хранения денежных средств учреждениями;

      выявление внутренних резервов, возможностей более эффективного и экономного использования материальных и денежных средств, проведение углубленного экономического анализа финансово-хозяйственной деятельности;

      устранение  и предупреждение нарушений финансовой дисциплины

        Классификация видов финансовою контроля: 

      1. По времени проведения: 

        а) предварительный - проводится  до совершения операций по  образованию, распределению и  использованию де нежных ресурсов;

        б) текущий - контроль в процессе  совершения денежных операций;

        в) последующий - контроль, осуществляемый после совершения финансовых операций. 2. По степени обязательности: 

        а) обязательный - в силу требований  законодательства, и также по  решению компетентных государственных  органов;

       6) инициативный - осуществляется по  самостоятельному решению хозяйствующих субъектов. 

      3. В зависимости от контролирующих  органов: 

      а) контрольное управление администрации  Президента;

      б) представительные органы государственной  власти и местного самоуправления;

        в) исполнительные органы власти  общей компетенции;

      г) финансово-кредитные органы;

      д) ведомственный и внутрихозяйственный  контроль;

      е) общественный;

      ж) аудиторский. 

      Методы  финансового контроля:

      ревизии;

      проверки  документации, состояния учета и  отчетности;

Информация о работе Система социального страхования