Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 09:08, курсовая работа
Система социального страхования, особенно на современном этапе развития экономических отношений в России, призвана обеспечить социальную защиту граждан РФ в части обеспечения государством гарантий определенного уровня жизни, включая компенсации при утрате ими здоровья, тех или иных способностей.
Среди
нормативных актов особое местно
занимают Положения о Федеральном
и Территориальном фондах обязательного
медицинского страхования. Дело в том,
что в Законе роль и место фондов
ОМС изложены крайне общо. Поэтому
роль регулирующих органов модели регулируемой
конкуренции достаточно детально изложена
в упомянутых положениях, принятых, как
и Закон, Федеральным законодательным
органом.
Положение
о Федеральном фонде
Федеральный фонд:
· выравнивает условия проведения ОМС в субъектах Федерации;
· финансирует целевые программы в рамках ОМС;
· утверждает Типовые правила ОМС;
· разрабатывает нормативные и методические документы по ОМС;
· участвует в разработке Базовой программы и вносит предложения по размерам тарифов страховых взносов на ОМС;
· осуществляет контроль за использованием средств ОМС;
·
организует подготовку кадров и проведение
научно-исследовательских
· осуществляет со и анализ информации о системе ОМС;
·
осуществляет иные функции в системе
ОМС.
В
субъектах Федерации создаются
Территориальные фонды ОМС, являющиеся
основой непосредственного
В
1993-96 годах тариф страховых взносов
установлен в размере 3,6% к средствам
на оплату труда, начисленным по всем
основаниям. Из этих средств 3,4% остаются
на территории, а 0,2% перечисляются в Федеральный
фонд для выполнения его функций (в том
числе выравнивания условий проведения
ОМС).
Территориальный фонд:
· аккумулирует средства ОМС;
· финансирует страховщиков для проведения ОМС по дифференцированным подушевым нормативам, обеспечивающим выравнивание условий на проведение ОМС;
·
накапливает резервы для
· разрабатывает территориальные правила ОМС;
· осуществляет контроль за своевременным и полным поступлением страховых взносов (совместно с налоговыми органами), ведет банк данных о страхователях;
· осуществляет контроль за рациональным использованием средств ОМС;
· участвует в согласовании Территориальной программы и тарифов на медицинские услуги в системе ОМС;
· собирает и анализирует данные о системе ОМС, предоставляет информацию Федеральному фонду ОМС;
·
осуществляет пропагандистские и иные
функции в системе ОМС.
Высшим
органом Федерального и Территориального
фондов ОМС является Правление, назначаемое
соответствующими органами Законодательной
власти. Непосредственное руководство
деятельностью фондов осуществляется
Исполнительным директором, назначаемым
соответствующим органом исполнительной
власти по согласованию с Правлением.
Фонды
являются финансово-кредитными организациями
и могут размещать временно свободные
финансовые средства резервов в финансовых
институтах в соответствии с установленными
для системы ОМС ограничениями.
Таким
образом, описанными положениями определена
регулирующая роль системы фондов ОМС.
Деятельность
страховщиков определяется Положением
о страховых медицинских
Положением
устанавливается, что основной задачей
страховщика является проведение обязательного
медицинского страхования путем оплаты
медицинской помощи, предоставляемой
в соответствии с программой ОМС и договорами
ОМС, осуществление контроля за объемом
и качеством медицинских услуг.
Страховщик
в системе ОМС должен иметь
уставной фонд не менее 1200-кратного минимального
размера заработной платы, установленной
Законом.
Положением установлено, что средства ОМС расходуются страховщиком на:
· оплату медицинских услуг застрахованным гражданам;
· ведение дела по ОМС;
· формирование резервов (оплаты медицинских услуг, Финансирования предупредительных мероприятий и запасной);
·
оплату труда работников, занятых
ОМС.
Порядок
и условия формирования страховщиком
резервов определяется Территориальным
фондом ОМС. Временно свободные финансовые
средства могут размещаться страховщиком
в банковских депозитах и ценных бумагах
в соответствии с ограничениями, установленными
в системе ОМС.
Положение,
в соответствии с Законом, определяет,
что страховщик осуществляет ОМС на некоммерческой
основе и устанавливает порядок формирования
доходов и расходов страховщика, а также
общие принципы учета и отчетности.
Основным
документом, регламентирующим финансовые
потоки в системе ОМС, является Временный
порядок финансового взаимодействия и
расходования средств в системе обязательного
медицинского страхования граждан, утвержденный
Федеральным фондом ОМС по согласованию
с Минфином и Минздравом.
Указанный
документ устанавливает порядок перечисления
взносов и платежей на ОМС в Федеральный
и территориальные фонды. Он определяет
порядок финансирования Территориальными
фондами своих филиалов по подушевым нормативам
и порядок расчета этих нормативов. Рекомендуется
дифференциация этих нормативов с учетом
половозрастного фактора. Устанавливается
схема использования филиалами собранных
ими финансовых средств.
Регламентируется
финансирование Территориальными фондами
обязательного медицинского страхования,
дотирование ими своих филиалов
и формирование нормируемого страхового
запаса, а также определяется понятие
субвенции страховщику.
Устанавливается
порядок приостановления
В
документе определяются общие принципы
финансирования медицинских учреждений
в системе ОМС и определяются основные
методы оплаты их услуг.
В
документе также
Общий
порядок взаимодействия субъектов
системы ОМС: страхователей, страховщиков,
застрахованных граждан, медицинских
учреждений, а также Территориальных фондов
ОМС изложен в Типовых правилах ОМС, утвержденных
Федеральным фондом ОМС по согласованию
с Федеральной службой по надзору за страховой
деятельностью, а порядок, действующий
на территории конкретного субъекта Федерации
— в Территориальных правилах ОМС, разрабатываемых
Территориальным фондом ОМС на основе
Типовых правил и утверждаемых соответствующим
органом исполнительной власти субъекта
Федерации.
Типовые
правила определяют понятие субъектов
ОМС, устанавливают роль фондов ОМС,
как регулирующих органов, уточняют
понятие страхователя и страховщика.
Особый
раздел Правил посвящен взаимоотношениям
Территориального фонда ОМС и
страхователей, схеме регистрации страхователей.
Типовые правила устанавливают, что сумма
платежей и взносов на ОМС на территории
должна обеспечивать выполнением Территориальной
программы ОМС. к сожалению, этот документ
не является обязательным для органов
власти.
Типовые
правила устанавливают, что ответственность
за обеспечение всеобщности несет Территориальный
фонд ОМС. Механизм обеспечения всеобщности
ОМС может быть установлен в Территориальных
правилах.
Типовые
правила уточняют взаимоотношения
страхователя и страховщика, строящихся
на основе договоров ОМС, устанавливающими
обязательства страховщика при наступлении
страхового случая. Определяется понятие
страхового случая — это обращение застрахованного
в медицинское учреждение с целью получения
медицинской помощи, предусмотренной
Территориальной программой ОМС. Правила
устанавливают, что максимальная ответственность
страховщика по индивидуальному риску
не определяется.
Типовые
правила устанавливают, что взаимоотношения
Территориального фонда и страховщика
строятся на основе действующего законодательства
и договора между фондом и страховщиком
о финансировании
обязательного
медицинского страхования. Финансирование
фондом страховщиков осуществляется в
соответствии с Порядком определения
дифференцированных подушевых нормативов,
утверждаемым органом исполнительной
власти субъекта Федерации.
Типовые
правила устанавливают, что Территориальный
фонд не может отказать страховщику,
имеющему лицензию на проведение ОМС
и заключившему договора страхования
по ОМС, а также договора на оказание
лечебно-профилактической помощи (медицинских
услуг), обеспечивающие реализацию территориальной
программы ОМС в полном объеме, в заключении
договора о финансировании ОМС. Тем самым
защищаются права независимых страховщиков
от возможного произвола.
Типовые
правила устанавливают, что при нехватке
у страховщика финансовых средств на финансирование
медицинской помощи в рамках Территориальной
программы она обращается в Территориальный
фонд за субвенцией. Порядок предоставления
субвенций страховщику детально описывается
в Территориальных правилах ОМС. Отметим,
что определение этого порядка — достаточно
сложное дело. Необходимо установить объективные
или субъективные причины привели к нехватке
средств. Механизм субвенций должен быть
таким, чтобы страховщик не имел экономических
стимулов к увеличению расходования средств
ОМС. Например, при установлении объективных
причин возникновения финансового дефицита
у страховщика полезно выяснить, каковы
его расходы на оплату стационарной помощи,
уровень госпитализации, предпринимались
ли страховщиком меры по совершенствованию
структуры помощи, увеличению доли услуг,
оказываемых в амбулаторном секторе, эффективность
использования страховщиком своих резервов
и т.д. Суммы субвенций не должны учитываться
при формировании страховщиком средств
на ведение дела.
При
выявлении случаев получения
страховщиком необоснованных субвенций
на него должны накладываться штрафные
санкции, размер которых должен быть
оговорен в Территориальных правилах
ОМС.
Типовые
правила устанавливают также общий
порядок информационного взаимодействия
между страховщиками и Территориальным
фондом, который следует уточнить в Территориальных
правилах ОМС.
Типовые
правила определяют порядок финансирования
страховщиков фондом и ответственность
последнего за своевременное и полное
финансирование. Договора о финансировании
ОМС заключаются на основе Типового договора,
являющегося приложением к Типовым правилам
ОМС.