Социальное проектирование как система деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 19:40, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - рассмотреть сущность и специфику системного подхода к социальному проектированию.
Задачи исследования:
1. Проанализировать понятие социального проектирования.
2. Рассмотреть теории и технологии социального проектирования.
3. Определить сущность и основные черты системного подхода к социальному проектированию.
4. Обосновать принципы и аспекты системного подхода к социальному проектированию.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………....3
Глава 1. Социальное проектирование: предметная и проблемная область…6
1.1 Теории социального проектирования.……………………………31
1.2 Технологии социального проектирования……………………….35
Глава 2.Особенности системного подхода к системному проектирования..42
2.1 Сущность и основные черты системного подхода …………….. 42
2.2 Основные принципы и аспекты системного подхода к социальному проектированию.……………………………………………………………….49
Заключение……………………………………………………………………...53
Список использованной литературы…………………………

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.docx

— 91.32 Кб (Скачать)

 Социальное проектирование использует специальные методики. Методики    — это способы достижения цели; построение социального проекта — это определенным способом упорядоченная деятельность субъекта проектирования. Среди методик проектирования следует выделить следующие: методику матрицы идей, методику вживания в роль, метод аналогии, метод ассоциации, методику мозгового штурма, методику синектики.

Методика  матрицы идей — это когда на основе нескольких независимых переменных составляются различные варианты решении. Обычно разработка социального проекта  зависит от сложности и первоочередности поставленных задач, от сроков, в пределах которых требуется осуществить  замысел, а также от материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Просчитывая  варианты из этих переменных, можно  определить наиболее эффективный путь реализации проекта в заданных условиях. Этот важный прием применяется, как  правило, при ограниченных возможностях.

 Методика вживания в роль помогает получить более точное представление о том, что нужно сделать в процессе проектирования. Это не просто заглядывание в будущее, проектируемое, а стремление глубже понять, как будет реализован проект. Сегодня любая проблема требует учета интересов и желаний людей, а это лучше достигается, когда проектировщик внимательно изучает условия, в которых протекает процесс.

Метод аналогии является общенаучным и  логическим методом, с помощью которого на основе подобия, сходства предметов  в каких-либо свойствах, признаках  или отношениях формулируется предположение (прогноз) о наличии указанных  свойств, признаков или отношений  у явления, которое выступает  объектом проектирования. Аналогия может  быть простая, распространенная, строгая  и нестрогая. Утверждение (прогноз  и проектирование) по аналогии является более достоверным, если принимаются  в расчет следующие обстоятельства:  
— чем больше известно общих признаков (Р1, Р2,...., Рп) у сравниваемых предметов, тем выше степень вероятности вывода по аналогии;  
— чем существеннее найденные общие признаки у сравниваемых предметов,;  
— чем глубже познана взаимная закономерная связь сравниваемых предметов;  
— если предмет, в отношении которого мы осуществляем прогнозирование по аналогии, обладает каким-нибудь свойством, не совместимым с тем свойством, которое прогнозируется, то общее сходство не имеет никакого значения.

Метод ассоциации - при подготовке проекта нередко возникает необходимость принять новое решение, которое вызвано неудовлетворенностью существующей практикой. В связи с этим встает вопрос, как улучшить положение, найти более рациональный и эффективный способ управления. С учетом накопленных знаний разрабатываются подходы, которые позволяют серьезно видоизменять объект воздействия, т. е, затрагиваются не только формы, но и существенные содержательные элементы. Метод ассоциации предусматривает сочетание приемов приспособления, модификации и полной реорганизации.

Методика  мозгового штурма — связь с  генерацией идей, с их равноправной конкуренцией, с возможностью сопоставления. Он осуществляется посредством коммуникативного взаимодействия, в котором обсуждаются  различные проекты, осуществляются оценки, экспертиза фактов, полемика мнений.

Методика  синектики - Согласно данной методике несколько предложенных идей рассматриваются  отдельно друг от друга, а потом между  ними устанавливаются определенная взаимосвязь и взаимозависимость. Среди характеристик социального проектирования особое место зажимают условия — система социальных явлений и процессов, оказывающих определенное влияние на проектную деятельность. Условия проектной деятельности включают в себя множество компонентов — отношения, процессы, среда, действия, вещи, деятельность, средства и т. п.

Проектный фон — это совокупность внешних  по отношению к объекту проектирования условий, существенно влияющих на его  функционирование и развитие. Одним  из элементов социальной деятельности является социальное действие. Социальное действие — это воздействие человека как субъекта социальной активности на управляемую подсистему (социальную структуру), среду, регион, коллектив, группу, личность, направленное на реализацию разработанного проекта, осуществление  поставленной цели.При проектировании систем социальная деятельность представляет собой функционально-временную последовательность социальных действий (социальная технология процесса проектирования), а проект — особую форму отображения потребностей, интересов, установок, стремлений, выраженных в определенной знаковой форме.

Социальная  технология — это упорядоченная во времени и пространстве последовательность процессов социальной деятельности, совокупность навыков, методов, приемов, направленных на достижение определенной цели, реализацию социального заказа. Посредством технологии абстрактные дефиниции науки переводятся на конкретный язык указаний, решений, распоряжений, нормативов, направляющих социальную активность людей на эффективное выполнение необходимых действий.

Этапы проектирования — система приемов, методов, правил, процедур, операций создания социального проекта. Наиболее общепринятой является следующая схема социального проектирования: уяснение проблемы (проблемная ситуация) — социальный заказ — социальный паспорт — цели проекта — задачи проекта — изыскательский прогноз — нормативный прогноз — верификация и корректировка — модель — конструкт — проект.

1. Уяснение  проблемы. Предметная проблемная  ситуация (организационная, социальная) — некое социальное противоречие, требующее организации целенаправленных  действий для его устранения  или выбора одной из возможных  альтернатив социального развития.

2. Социальный  заказ. Заказ выступает в качестве  определенной социальной установки  на разработку конкретных мероприятий  по реализации материальных и  духовных потребностей людей,  разрешений противоречий, поиска  компромисса. Социальный заказ  формируется на осознании необходимости  решения возникшей социальной  проблемы, без чего невозможно  дальнейшее эффективное функционирование  и развитие общности, успешное  продвижение вперед.

3. Паспортизация  объекта — получение точных  данных о системе, процессе  или явлениях, описание их состояний,  функционирования и развития. Паспорт  — это сводный документ, в котором  отображаются количественные и  качественные параметры системы,  влияющие на функционирование  и развитие, производится анализ  структуры элементов. В социальном  паспорте должны содержаться  основные сведения об изменениях  социальной структуры, условий,  охраны и оплаты труда, жилищных  и культурно-бытовых условий к  т. п. Этапы создания паспорта  социальной структуры :  
а) определение характеристик и параметров, влияющих на нормальное функционирование и развитие системы, их классификация и дифференциация;  
б) разработка форм паспорта (внесение показателей, которые будут изменяться под воздействием управляющей подсистемы);  
в) заполнение форм паспорта, получение необходимых данных: работа с документами, анкетирование, интервьюирование и т. п.

4. Цели. Цель является поводом для  начала любой человеческой деятельности. Истинное понимание субъектами  цели — залог успеха. Процесс  построения цели соответствует  в мышлении процессу практической  деятельности. Целеполагание включает  в себя три основных звена:  а) отображение потребности (мотив); б) отображение путей и способов  ее удовлетворения (планирование, программирование  действий); в) отображение конечных  результатов, последствий (прямых  и побочных, желаемых и нежелаемых).Обоснование  цели должно начинаться с определения  действия, которое следует предпринять;  в каждой из установленных  целей нужно выделить самый  важный результат; указать сроки  предполагаемого достижения цели; определить затраты на достижение  цели и отдельно на материалы  и оборудование; установить контрольные  критерии, которые могут свидетельствовать  о том, что цель достигнута, обеспечить уверенность в том,  что деятельность, направленная  на достижение цели, контролируется  тем, кто эти цели установил  .  
Формулировать цель можно различными способами, в том числе и графически. «Дерево целей»— это связанный ориентировочный граф, выражающийся отношениями между различными целями, их оценками, этапами и проблемами их достижения. Построение «дерева целей» требует детального изучения социального заказа, проблемной ситуации, объектов проектирования, внешних условий, материально-технических, финансовых, трудовых, энергетических и других ресурсов, систем ограничений и т. п.  
Перед каждой системой выдвигаются сразу несколько целей. Одну из них важно конструировать в качестве главной, обобщающей, на достижение которой и направлено функционирование всей системы.

5. После  определения целей, опираясь на  них, важно установить главные  задачи, стоящие перед социальной  системой. Задача — это формулировка  индивидуальной или общественной  потребности, ожидающей своего  удовлетворения. Задачи проектирования  формируются на основе тщательного  изучения состояния системы, ее  материальных, трудовых, финансовых  ресурсов, норм и нормативов, удовлетворения  определенных социальных потребностей. Чтобы задачи «работали», они  должны быть выражены конкретно,  при помощи определенных индикаторов:  а) частные задачи не должны  быть растворены в общих; б)  их нельзя чрезмерно детализировать, сковывать инициативу субъекта  социального проектирования.

6. Прогнозирование—  один из важнейших этапов проектной  деятельности. Прогнозирование в  широком смысле -— предвидение,  вообще получение любой информации  о будущем. В узком смысле  — специальное научное исследование, предметом которого выступают  перспективы развития явлений.8 
Социальное прогнозирование — это предвидение тенденций и перспектив возможного развития социальных систем, объектов, общественных явлений, процессов (трудовых коллективов, регионов, процессов миграции населения, деторождения и т. п.). Объектом социального прогнозирования могут быть все социальные системы, все явления, протекающие в обществе.  
Главная задача прогнозирования — научная разработка прогнозов. Прогноз — это научно обоснованное суждение о возможных состояниях объектов в будущем или об альтернативных путях и сроках их осуществления. Прогноз описывает будущее состояние системы. В основе прогнозирования лежат три взаимодополняющих источника информации: а) экстраполяция в будущее тенденций, закономерностей развития, которые хорошо известны в прошлом и настоящем; б) моделирование объектов исследования, представление их в упрощенной форме, схематическом виде, удобном для получения выводов прогнозного характера; в) прогнозная оценка эксперта.

Существуют  три дополняющих друг друга способа разработки прогнозов: а) анкетирование (интервьюирование, опрос); б) экстраполирование и интерполирование — построение динамических (статистических и логических) рядов развития показателей прогнозируемого процесса;  
в) моделирование — построение поисковых и нормативных моделей с учетом вероятного и желаемого изменения прогнозируемого объекта.

Прогнозирование является составной частью процесса разработки социального проекта. В  отрыве от проектирования прогнозирование  теряет свой практический смысл. Социальное прогнозирование позволяет учитывать  различные варианты движения и развития социальных систем. Выработка верных прогнозов позволяет сделать  более совершенным управление, эффективным  — проектирование.

Схема социальной технологии проектирования весь этап прогнозирования подразделяет условно на три части: а) определение исследовательского прогноза; б) определение нормативного прогноза; в) верификация и корректировка прогнозов в соответствии с целями и задачами, ресурсами и сроками. Исследовательский прогноз характеризует тенденции развития системы на основе действия объективных законов и предполагает отсутствие целенаправленного вмешательства людей. Исследовательский прогноз определяется путем продолжения от прошлого и настоящего к будущему и к выявлению тенденций развития систем.

7. Нормативный  прогноз — это движение от  будущего к настоящему. Он предполагает  прогнозирование на основе заданных  целей, задач, норм, идеалов.

На основе многочисленных вариантов верификации  и корректировки прогнозов производится моделирование будущих состояний  систем и процессов. В настоящее  время моделирование — один из наиболее распространенных приемов  познания и обязательная часть любого исследования. Модель — это такая  мысленно представляемая или материально  реализованная система, которая, отображая  и воспроизводя объект исследования, способна замещать его так, что ее изучение дает новую информацию. 
В проектной деятельности модели отражают основные подсистемы, блоки и структуру, дают проектировщикам определенную информацию о системе, формируют информационный образ будущих объектов.

8. Конструкт  — это формирование теоретического  знания. Из многообразия моделей  очень важно выбрать наиболее  эффективную при имеющихся ресурсах, обеспечивающую наименьшие затраты  при достижении запланированного  эффекта, — конструкт социальной  системы.

9. Проект  системы. На этом этапе идеальная  модель выражается в системе  знаков, определяются проективные  особенности системы, параметры  как блоков, так и отдельных  элементов, уточняются связи,  наличествующие в ней. Даже самый точный прогноз возможных вариантов социального будущего не дает абсолютно точной и полной картины. И в принципе дать не может прежде всего по той причине, что невозможно однозначно сформулировать суммарный эффект взаимодействия разных векторов различных социальных сил и социальных процессов. Возникает так называемый эффект «черного ящика», когда имеется комплекс причин с множеством непредсказуемых результатов и следствий. Даже самая точная методика проектирования не дает полного объяснения феномена «черного ящика»: причины тех или иных социальных процессов могут быть не только скрыты, но и не осмыслены субъектом социального проектирования или осмыслены таким образом, что не дает возможности закономерным образом вывести из них. все возможные следствия. Применительно к феномену многофакторного действия и суммарному эффекту взаимодействия прогнозируемые следствия дают новый феномен «черного ящика», который вкупе с предыдущим формирует феномен так называемого «парникового эффекта» — умножения погрешностей за счет сложения степеней неопределенности. И поскольку сложение степеней неопределенности характеризует один уровень непредсказуемости следствий из данных причин, то умножение степеней неопределенности поднимает на порядок выше не прогнозируемость результата. Это означает, что «черный ящик» скрытых или неосмысленных должным образом причин начинает генерировать их в автоматическом режиме за счет умножения степеней неопределенности. Возникают многофакторные эффекты взаимодействия и противодействия социальных мотивов, их слияние и борьба, синтез, дифференциация, количественное накопление и возникновение качественно новых. Это то, что «повышает температуру парникового эффекта» в системе «черных ящиков» результатов социального проектирования.

Информация о работе Социальное проектирование как система деятельности