Общество как социальная система

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 08:50, реферат

Краткое описание

Общество - взаимодействие людей является продуктом соц-х, т.е. ориентированных на других людей действий.
Т. Парсонс
Общество - система отношений между людьми, связующим началом которых являются нормы и ценности.

Оглавление

1.Понятие общества и системы
2. Общество с позиции социального детерминизма и функционализма.
3. Концепция общества в индивидуализме.

Файлы: 1 файл

11Общество как система.doc

— 49.00 Кб (Скачать)


Тема 3

Общество как система

1.Понятие общества и системы

2. Общество с позиции социального детерминизма и функционализма.

3. Концепция общества в индивидуализме.

1) Понятие общества и системы

Дюркгейм.                   

Общество-  это  надиндивидуально-духовная  реальность, основанная на коллективных представлениях.

Вебер.  

Общество  -  взаимодействие  людей  является продуктом соц-х, т.е. ориентированных на других людей действий.

Т. Парсонс

Общество -  система отношений между людьми, связующим началом которых являются нормы и ценности.

К.  Маркс  Общество  -  исторически  развивающаяся совокупность отношений между людьми,  складывающаяся в процессе их совместной деятельности.

Современная  точка  зрения.  Общество  -  целостная система, состоящая из множества подсистем, субъектами общества и общественных отношений являются отдельные люди, коллективы людей и их институты.

Коллективы делятся:

1. естественные (семья, народ, класс, нация);

2. искусственные,  основанные на членстве  (партии, движения, профсоюзы).

Естественные характеризуются интегрированностью и образуют более прочные подсистемы, чем искусственные.

Во всех приведенных определениях выражен подход к обществу, как целостной системе элементов, находящихся в   тесной   взаимосвязи.   Такой   подход   называется СИСТЕМНЫМ,  основная  задача  этого  подхода  состоит  в объединении  различных  знаний  по  поводу  общества  в целостную  систему,  которая  могла  бы  стать  теорией общества, для этого нужно определить основные понятия.

Система - это, определенным образом, упорядоченное множество  элементов,  взаимосвязанных  между  собой  и образующих  некоторое  целостное  единство.  Внутреннюю природу, содержащую сторону, всякой целостной системы, материальную основу её организации определяют состав, набор элементов.

Соц. система - это целостное образование, основным элементом,   которого   являются   люди,   их   связи, взаимодействия  и  отношения.  Они  носят  устойчивый характер,   воспроизводятся  в  историческом  процессе переходя от поколения к поколению.

Соц. связь - это набор фактов, обусловливающих совместную  деятельность  в  конкретных  обществах,  в конкретное время для достижения тех или иных целей. Соц.  связи  устанавливаются  не  по  прихоти людей,  а объективно.  Установлением  таковых,   диктуется  соц. условиями,  в  которых  живут  и  действуют  индивиды. Сущность  соц.  связей  проявляется  в  содержании  и характере   действия   людей,    составляющих   данную социальную общность.

Социологи выделяют связи:

1.       связи взаимодействия

2.       связи отношений

3.       связи контроля

4.       институциональные связи

Связи  взаимодействия  -  процесс,   в  котором  люди действуют  и используют,  воздействия  друг  на  друга, механизм  соц.   взаимодействия   включает  индивидов, совершающих те или иные действия,  изменения в соц. общности или в обществе в целом,  вызываемыми этими действиями. Влияние этих перемен на других индивидов, составляющих  социальную общность  и обратную реакцию индивидов. Взаимодействие приводит к становлению новых социальных отношений. Соц. отношения - это относительно устойчивые и самостоятельные связи между индивидами и соц. группами. «Общество»,   как  утверждают  сторонники  системного подхода, «это не суммирование, а целостная система, что на уровне общества индивидуальные действия,  связи и отношения   образуют   новое   качество».   Названное системным  качеством  -  это  особое  качественное состояние,  в  котором  общественные  взаимодействия  и отношения   носят   надиндивидуальный,   надличностный характер, т.е. общество - это некоторая самостоятельная субстанция, которая по отношению к индивидам первична. Общество  нельзя  рассматривать  как  простую  сумму элементов. Каждый индивид рождается, застает определенную систему связей и отношений и в процессе социализации включается в неё.  Целостной системе   присуще множество связей, взаимоотношений,   отношений.   Наиболее   характерными являются:   коррелятивные   связи   взаимодействия   и отношения, включающих в себя координацию и субординацию элементов.  Координация - определенная согласованность элементов, тот особый характер их взаимной зависимости, которая  обеспечивает  сохранение  целостной  системы. Субординация  - это  подчиненность  и  соподчиненность, указывающая   на   особое   специфическое   место,   не одинаковое значение элементов в целостной системе. В результате,  общество становится целостной системой с качествами,  которых нет ни одного исключенных в неё элементов в отдельности. Вследствие своих интегральных качеств     соц.     система     имеет     определенную самостоятельность  по  отношению  к  составляющим  её элементам, относительно  самостоятельный способ своего развития.

2. Общество с позиции социального детерминизма

и функционализма

Системный подход к обществу дополняется в социологии: ДЕТЕРМИНИЗМОМ и ФУНКЦИОНАЛИЗМОМ. Детерминизм ярче всего выражен в марксизме. Общество как целостная система состоит из подсистем:

1.       экономическая

2.       политическая

3.       соц-я

4.       идеологическая

Каждую  подсистему  можно  рассматривать  как  систему. Чтобы отличить эти подсистемы от собственно-социальной, их называют социентальными во взаимоотношениях между этими  подсистемами.  Главную  роль  играют  причинно следственные  связи  и  каждая  из  систем находится  в причинно следственной зависимости от других систем, а не существует сама по себе. Все системы выстраиваются в иерархическую  структуру  и  находятся  в  отношении субординации. В Марксизме субординация-   Все системы зависимы  и  обусловлены  особенностью  экономической системы,   в   основе   которой   лежит   материальное производство и базирующаяся на определенном характере отношений  собственности.  Вместе  с  тем  марксизм  не стремится   свести   все   связи   к   экономической

обусловленности. Экономическая система является главной причиной,  она,  в конечном счете,  определяет развитие других  систем  общественной  жизни,   но  существует обратная  связь  всех  социентальных  систем,  каждая система оказывает обратное воздействие на предыдущую. Взаимное воздействие непосредственно- связанных между собой   социентальных   систем   носит   диалектический характер,   в   результате     в  марксизме   общество рассматривается  как живой,  находящийся  в  постоянном движении организм,  в изучении которого главную роль играет анализ производственных отношений. Функционализм

В марксизме различают; 

1.       суммативные

2.       организационные

3.       целостные системы

Общество  как  система  складывается  при  переходе  от органической   к   целостной   системе.   Органическая -складывается   из   саморасчлинением   дифференциации, которую можно охарактеризовать как процесс формирования новых функций или соответствующих элементов в системе. В  общественной  системе  формирование  новых  функций происходит на основе разделения труда, движущей силой этого  процесса  является  общественные  потребности. Производство  средств  необходимых  для  удовлетворения потребностей   и   непрерывного   порождение   новых потребностей является новой предпосылкой человеческого существования.  Общество  порождает  ряд  функций,  без которых  оно  не может  обойтись.  Предназначенные  для выполнения этой функции, люди образуют новую отрасль разделения  труда,  тем  самым,  эти  люди  приобретают особые интересы, в том числе и по отношению к тем, кто уполномочил  их  на  этот  вид  деятельности,   т.е. становятся относительно самостоятельны по отношению к ним.  Вот так с марксисткой точки зрения над сферой материального  производства  находятся  иные   сферы, выполняемые свои функции.

Идеи  функционализма  англо-американской  социологии. Г.Спенсер, Т. Патрсонс. Основные   принципы   функционального   подхода   по Г.Спенсеру:

1. Общество  рассматривается  как  целостный  единый организм,     состоящий    из    нескольких    частей: экономической, политической, религиозной.

2. Каждая часть может существовать  только в рамках целостности,  где  она  выполняет  конкретные,  строго определенные  функции

3. Функции  частей  всегда  означают  удовлетворение какой-либо   общественной   потребности,   вместе   они направлены  на  поддержание  устойчивости  общества  и воспроизводства человеческого рода.

4. Каждая  из  частей  общества  выполняет  только  ей предусмотренную    функцию,    в    случае    нарушения деятельности этой части, чем больше функции отличаются друг от друга,  тем труднее другим частям восполнить нарушенные функции.

5. Система  сохраняет  стабильность  главным  образом потому, что она содержит в себе элементы соц. контроля, сюда входят:

       политическое управление

       организация правопорядка

       моральные нормы

Главным условием сохранение общественной целостности по Спенсеру, является согласование большинства общества с принятой в нем системой ценностей. Функционализм в соц.  получил свое развитие Р.Мертона и внес в концепцию ряд уточнений:

1.       как одно явление может иметь различные функции, так и функции могут выполнятся различными явлениями

2.       одни и  те же  элементы могут  быть  функциями по отношению к одним системам и дисфункциями по отношению к другим дисфункциям.

Функции различаются:

1.       Явные -  складывание которых вызвано,  намерено и признания в качестве такового

2.       Скрытые  (латентные)- следствие,  вызвать в которых не  входило в намерение действующего лица и оно не знает, что вызвало его

Труды Парсонса по структурному функционализму.

Любая общественная система имеет 2 основные ориентации, которые   назвал   ОСЯМИ   ОРИЕНТАЦИИ.    1   ось внешневнутренняя,  а это означает,  что любая система ориентируется либо  на событие окружающей среды, либо на свои собственные проблемы. 2 ось - инструментальная - КОНСУМАТОРНАЯ - означает ориентацию систем, связанной с  сиюминутными  актуальными,  либо  с  долговременными потенциальными потребностями и целями.   При наложении осей в крестообразные таблицы, возникает набор из 4-х

основных функциональных категорий: 1) . Адаптация; 2) . Цели достижения; 3) . Интеграция; 4) . Воспроизводство в структуре. Функции   имеют   различную   подсистему:   Адаптацию обеспечивает экономическая подсистема; цели достижения

политическая;  интеграцию  -  правовые  институты, обычаи,    традиции;    воспроизводство   в   структуре обеспечивает   структура  верований  и  предпочтений, мораль, органы социализации. Функционализм  широко  используется  в  имперических научных   исследованиях,    но   социологи   выделяют недостатки:

1.Вне  исторический  подход  в  изучении  общества, общество видится статично  вне динамики развития

2.Неспособность  дать  описание  и  анализ  конфликтов, идеологию,  ориентированную  на  стабильность,  в  то время как,  в современном обществе происходят соц. Конфликты

3.Неспособность отразить в социологии индивидуальное

3.       Концепция общества в индивидуализме.

Дж. Хоманс

Дж. Линд

Д.Блумер

Основная идея методологии индивидуализма  сводится  к следующему, всякое социальное явление, в том числе и общественная  жизнь,   может   быть   объяснено   через совокупность    индивидуальных    действий.     Задача социологической науки состоит в объяснении, что такое индивидуальные действия и их совокупность. Схема индивидуализма включает:

1). Действующее лицо - индивид или группу

2) .   Вовлечь  в  ситуацию,   которая  характеризуется наличием определенной доли принуждения

3). Присследование какой - либо цели через действие

4). Манипулирование ресурсами для достижения цели

5). Более или менее четко обозначенное поведение

Объяснение   совокупности   индивидуальных   действий предполагает ряд теорий СОЦ. ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ в их числе теория  СОЦ.  ОБМЕНА  (Хоманса),  он  делает  упор,  на поведение людей, вознаграждения и затрат, сформировал следующие положения своей теории: 1). Чем чаще поступок

вознаграждается,  тем  чаще  повторяется;  2).  Если  в прошлом   получение   вознаграждения   происходит   в определенной ситуации, то люди стремятся создать такую ситуацию;           3) . Если вознаграждение велико, то люди, чтоб получить его, готовы платить больше, чем при малом вознаграждении;  4) .  Когда потребности человека почти  полностью    удовлетворены,  он  большей  мере стремится прикладываться для их удовлетворения. Дж.  Адаме  -  теория  справедливого  обмена,  которую сформировал в виде системы постулатов:Пиндивиды всегда стремятся к моксимализации личных выгод, следовательно:

-          эгоистическая природа человека

-          группы увеличивают коллективные выгоды, ограничивая индивидов и добиваясь «справедливых отношений»

-          индивиды, обнаруживающие своё участие в «несправедливых отношениях» испытывают психический дискомфорт

Информация о работе Общество как социальная система