Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2012 в 22:55, реферат
Каждая фирма должна обеспечить своих менеджеров необходимой им маркетинговой информацией. Поэтому специальные сотрудники компании выясняют, какие сведения о состоянии рынка, прежде всего, необходимы руководителям различных рангов, и проектируют маркетинговые информационные системы. Маркетинговая информационная система (МКИС) включает в себя индивидов, оборудование и процедуры сбора, сортировки, анализа, оценки и распределения необходимой своевременной и достоверной информации, используемой при принятии маркетинговых решений.
Минский Институт Управления
Реферат по дисциплине: «Информационный маркетинг».
Тема: «Проектирование маркетинговой системы».
Выполнил: студент гр. 100902с: Иванов С. А.
Руководитель: Щербакова С. Г.
Минск 2012
Понятие и роль маркетинговой информационной системы
Каждая фирма должна обеспечить своих менеджеров необходимой им маркетинговой информацией. Поэтому специальные сотрудники компании выясняют, какие сведения о состоянии рынка, прежде всего, необходимы руководителям различных рангов, и проектируют маркетинговые информационные системы. Маркетинговая информационная система (МКИС) включает в себя индивидов, оборудование и процедуры сбора, сортировки, анализа, оценки и распределения необходимой своевременной и достоверной информации, используемой при принятии маркетинговых решений.
Понятие маркетинговой информационной системы иллюстрирует рис.1.
Маркетинговая информационная система
Система внутренней отчетности
Маркетинговое наблюдение
Анализ маркетинговой
Маркетинговое исследование
Оценка потребностей в информации
Распределение информации
Менеджеры по маркетингу
Анализ
Планирование
Исполнение
Контроль
Рыночная среда
Целевые рынки
Маркетинговые каналы
Конкуренты
Потребители
Факторы макросреды
Рис. 1. Маркетинговая информационная система
Для выполнения задач анализа, планирования, исполнения планов и контроля (левая область) менеджеры по маркетингу нуждаются в информации об изменениях в рыночно среде (правая область).
Роль МИС заключается в
Тенденции проектирования МКИС
Можно отметить следующие современные тенденции, серьезно изменившие подход к проектированию информационных систем (ИС), особенно маркетинговых ИС (МКИС): существенное ускорение изменений внешней среды, в которой работают организации; все увеличивающаяся глобализация бизнеса; появление технологий Internet/Intranet.
Эти технологии позволили существенно упростить разработку и эксплуатацию информационных систем и сделали возможным создание более сложных ИС.
Первые две тенденции привели к тому, что для адекватного анализа информации организации должны создавать все более сложные распределенные информационные системы с огромными объемами информации. Технологии Internet/Intranet дали возможность это сделать с примерно такими же затратами сил и средств, как и раньше для систем существенно меньшего масштаба. Однако квалификация разработчиков больших информационных систем должна быть очень высокой. Допущенные при проектировании ошибки могут выясниться не скоро, а затраты на их исправление могут превысить стоимость первоначальной разработки.
Сотрудники небольших компаний,
работающих в маленьком городе, могут
лично знать почти всех своих
клиентов и получать маркетинговую
информацию непосредственно от них.
Однако сейчас даже маленькие организации
могут выходить на различные рынки.
Большие и средние Фирмы
Поэтому все более актуальной становится задача сбора точной и Детальной маркетинговой информации. Многие российские фирмы при проектировании МКИС исходят только из имеющихся заделов, сил и средств. Часто чисто интуитивно принимаются решения об относительной важности сбора того или иного вида информации и ожидаемых затратах на это. Также часто реальные затраты существенно превышают планируемые. Развитие идет методом проб и ошибок.
На планирование разработки МКИС необходимо потратить 15-20% всех ожидаемых затрат на разработку — это многократно окупится.
Этапы разработки и эксплуатации информационной системы
С точки зрения теории управления проектами, разработку и эксплуатацию информационной системы, в т. ч. МКИС, можно разбить на следующие этапы:
Рассмотрим более подробно первые три этапа.
1. Определение проблемы. Очень часто руководство организации затрудняется правильно определить, что же разрабатываемая информационная система должна делать, каким образом оценивать эффективность ее работы и т.д. Проекты по разработке и эксплуатации ИС могут быть весьма дорогими и не всегда очевидно, будет ли положительный эффект для организации, а если будет, то как его количественно оценить.
Реальной проблемой, для решения которой требуется МКИС, может являться недостаток качественной информации, что не позволяет проводить адекватный анализ интересующей предметной области (как правило, рынков и товаров, с которыми работает организация). На этапе определения проблемы, помочь разрешить которую должна проектируемая МКИС, проводится приближенный анализ следующих блоков вопросов:
2.Определение целей МКИС. На основании анализа целей и задач организации, уже имеющихся информационных ресурсов и планов и развития, групп потенциальных пользователей, а также ресурсов, доступных для разработки и эксплуатации МКИС, можно сформулировать цели МКИС. При этом целесообразно учесть изменения целей, задач и ресурсов на несколько лет вперед. К числу возможных вариантов основной цели эксплуатации МКИС можно отнести следующие:
а) сбор, анализ и доведение до пользователей, в удобной для них форме, наиболее качественной и подробной информации по рынкам и товарам, с которыми работает организация, при заданных ресурсах на разработку и эксплуатацию МКИС;
б) сбор, анализ и доведение до пользователей информации по заданной области, позволяющей проводить анализ с заданной точностью.
3.Определение основных задач МКИС. После определения целей МКИС составляется перечень основных задач на этап ее эксплуатации. Для конкретной МКИС целесообразно без особой детализации указать конкретные задачи, которые должна решать эта система в течение следующих нескольких лет, какую информацию собирать, в каком виде как часто распространять. Все эти моменты уникальны для каждой конкретной МКИС. В качестве направлений, по каждому из которых составляются списки конкретных задач, к которым можно отметить:
4. Определение критериев
оценки эффективности МИС. Очен
5. Предварительная оценка ресурсов. На данном этапе проводится примерная оценка и сравнение имеющихся и требуемых ресурсов. В качестве ресурсов имеются в виду финансы, кадры, технические и программные средства, отдельно на разработку и на эксплуатацию МКИС. Также следует оценить время, отведенное на разработку МКИС и ожидаемое время ее эксплуатации, а также периоды, на которые его целесообразно делить. На каждый такой этап проводится подробное планирование, а после его завершения — контроль эффективности выполнения этапа.
Необходимо выявить, какие имеющиеся
ресурсы руководство
В качестве средства распространения информации можно использовать веб-сайт во внутренней сети организации (Intranet). Это особенно удобно для сбора и распространения информации по находящимся в других регионах подразделениям вашей организации.
Работу по разработке и эксплуатации МКИС целесообразно рассматривать как работу центра затрат, т.е. подразделения, необходимого для фирмы, но непосредственно не приносящего прибыли. Целесообразно устанавливать бюджет работы такого центра и оценивать его работу по заранее установленным критериям, в первую очередь по количеству и качеству собираемой информации, а также ее соответствия потребностям пользователей.
После оценки предполагаемых и требуемых на разработку и эксплуатацию ресурсов, проводится их сравнение по каждому из ресурсов. Если хотя бы по одному из ресурсов оценка требуемых ресурсов будет в 2 или более раз больше предполагаемых, то до перехода к более детальному планированию МКИС следует обсудить эти расхождения с заказчиком.
6. Определение допущений и рисков. На данном этапе желательно оценить использованные при предварительной оценке МКИС допущения, а также возможные риски во время разработки и эксплуатации МИС. В качестве типового допущения обычно предполагается, что ресурсы на разработку и эксплуатацию МКИС будут выделяться своевременно в нужном объеме. Примером возможного риска является случай, когда руководство предполагает разработать МКИС, работающую в сети Internet силами своих сотрудников, не имеющих такого опыта.
7. Согласование результатов анализа. На данном этапе проводится согласование результатов предварительного анализа МКИС с руководством организации и другими заинтересованными лицами, в первую очередь группами потенциальных пользователей МКИС. Целесообразно предложить несколько вариантов МКИС, различающихся набором функций и затратами на разработку и эксплуатации МКИС.
1. Определение работ и их последовательности. Проектирование МКИС может занимать примерно 3-6 месяцев для сложных систем и 1-3 для достаточно простых. Функционирование можно разбить на ряд последовательно выполняющихся 6-месячных программ. Могут быть и другие интервалы времени, хотя 6-месячные программы широко используются. Каждая следующая программа корректируется в зависимости от результатов предыдущей. В конце каждой программы проводится контроль — анализ успешности функционирования МКИС все ли планируемые работы были выполнены и соответствуют ли показатели эффективности функционирования МКИС требуемым значениям.
После проведения анализа эффективности прошедшего этапа функционирования МКИС корректируются детальные планы на следующий период работы и примерные планы на следующие 1-2 года. Далее шестимесячные этапы эксплуатации ИС повторяются в цикле.
Рассмотрим краткое описание каждого из этапов проектирования ИС (табл. 1).
Таблица 1
Характеристики этапов проектирования ИС
Этапы |
Характеристики этапов |
1. Предварительный анализ |
Предварительный анализ целесообразности разработки ИС. Оценка целей и задач ИС, требуемых ресурсов, а также возможных рисков. Согласование результатов анализа с заказчиком. |
2. Планирование разработки и эксплуатации ИС |
Планирование и оптимизация работ по разработке и эксплуатации ИС: подробное определение работ, требуемых ресурсов, критических путей. |
3. Разработка ИС |
Полный цикл разработки ИС: проведение маркетинговых исследований, проектирование и программирование ИС, планирование качества информации. |
4-Детализация плана |
Уточнение планов на несколько лет эксплуатации ИС, детальное планирование на первый период эксплуатации. |