Право в системе социальных норм

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 22:02, курсовая работа

Краткое описание

Давая понятие правам и свободам, следует отметить, что право – это свободы или возможности поведения.
Институт прав и свобод является центральным в конституционном праве. Он закрепляет свободу народа и каждого человека от произвола государственной власти. Это - сердцевина конституционного строя.
Право – система общеобязательных, установленных в законе норм, принципов и нормативных установок, выражающих меру свободы и ответственности в обществе выступающее регулятором общественных отношений. Философской основой этого института является учение о свободе как о естественном состоянии человека и высшей ценности после самой жизни. Люди начали осознавать эти истины на заре создания человеческого общества, но потре­бовались века для того, чтобы сложились ясные представле­ния о содержании свободы и ее соотношении с государством.

Файлы: 1 файл

МОЯ КУРСОВАЯЯЯЯЯ!!!!!.doc

— 70.00 Кб (Скачать)


Глава 1. Природа и сущность прав и свобод человека и гражданина.

1.1.   Понятие прав и свобод человека и гражданина

   Давая понятие правам и свободам, следует отметить, что право – это свободы или возможности поведения.

Институт прав и свобод является центральным в конституционном праве. Он закрепляет свободу народа и каждого человека от произвола государственной власти. Это - сердцевина конституционного строя.

  Право – система общеобязательных, установленных в законе норм, принципов и нормативных установок, выражающих меру свободы и ответственности в обществе выступающее регулятором общественных отношений. Философской основой этого института является учение о свободе как о естественном состоянии человека и высшей ценности после самой жизни. Люди начали осознавать эти истины на заре создания человеческого общества, но потре­бовались века для того, чтобы сложились ясные представле­ния о содержании свободы и ее соотношении с государством.

Что же такое свобода?

«Свободы (Freedoms) — права индивидов и наро­дов, исконно от природы присущие, а не дарованные государством, которое не может регулировать их, вмеши­ваться в них, а лишь обязано воспринимать их как дан­ность и констатировать существование их вне своей воли и власти и защищать их».

При всей своей многогранности, современное конституционно-правовое учение о свободе может быть кратко выражено в следующих ос­новных постулатах:

1)      все люди свободны от рождения, и никто не вправе отчуждать их естественные права. Обеспечение и охрана этих прав — главное назначение государства;

2)      свобода состоит в возможности делать все, что не приносит вреда другому. Свобода человека, следовательно, не может быть абсолютной, она ограничена таким же              состо­янием других людей. Равенство возможностей для всех — основа свободы;

3)      границы свободы могут быть определены только за­коном, который есть мера свободы. Свобода и правопорядок не антагонисты, если закон демократический. Следователь­но, все, что не запрещено, то дозволено;

4)      часть дозволенного определяется через права челове­ка. Закрепление прав необходимо для того, чтобы помочь человеку осознать свои возможности, но ни один набор прав не исчерпывает содержания свободы;

5)     ограничение прав, возможно, исключительно с целью способствовать общему благосостоянию в демократическом обществе.

Свободы, таким образом, есть свободы индивида, который имеет личные и политические свободы, и свободы народов, которые по содержанию можно также определить как политические свободы.

Термин «свобода» употребляется в двух значениях, хотя и неразрывно связанных. В общем смысле он обозначает состояние народа и отдельного человека, которое харак­теризуется возможностью действовать по своему усмотре­нию. Этот термин в Конституции выполняет роль                  основопо­лагающего философского принципа, который реализуется через весь комплекс конституционно-правовых норм. Иное дело — свобода как субъективная возможность совершать или не совершать какие-то действия (например, свобода совести, свобода слова и др.) В этом смысле термин «сво­бода» по существу тождествен термину «субъективное пра­во»,

а различие объясняется только тем, что такая юри­дическая лексика сложилась исторически. Но нельзя не учитывать, что свобода в субъективном смысле (как субъек­тивные права) является юридической формой реализации свободы народа и отдельного человека в общем, философ­ском смысле этого слова.

Определив понятие свобод человека,  рассмотрим его права.

Предыстория прав человека имеет древнюю историю и связана с самоопределением человека через принадлежность к роду. Первые разрозненные суждения о правах человека восходят еще к временам античности. Суждения о правах человека встречаются в трудах Платона и Аристотеля. Источником прав человека становятся традиции и обычаи, складывающееся на их основе так называемое обычное право (военная демократия, общинное самоуправление) как зачаточная форма права естественного.

    

Немаловажное значение имеет французская Декларация прав человека и гражданина (1789 г.). Основополагающие права человека, закрепленные в этом правовом документе (на собственность, на личную свободу и безопасность, на сопротивление насилию), до сих пор не утратили своей актуальности. В настоящее время права человека получили широкое отражение в конституциях и законодательных актах большинства государств, являющихся членами Организации Объединенных Наций. Стремление нашей страны решительно и в полном объеме учитывать в законодательстве и соблюдать на практике права человека выражено в принятии Декларации прав человека и гражданина (1991 г.) и Конституции Российской Федерации (1993 г.).

   Права человека - неотъемлемые свойства каждого человека и существенные признаки его бытия. Государство не «дарует» права, оно только закрепляет их в законе и обеспечивает  реализацию. В этом случае его можно считать правовым. Если государство игнорирует естественные права человека  или, более того, ущемляет, уничтожает их,  препятствует их существованию или создает условия для реализации прав только для определенной группы лиц, сословия, класса, то оно характеризуется как антидемократическое (авторитарное, тоталитарное и т.п.).

              Права человека – это естественные возможности индивида, обеспечивающие его жизнь, человеческое достоинство и свободу деятельности во всех сферах общественной жизни.

Наряду с категорией «права» употребляется термин «свободы»: свобода совести, свобода вероисповедания, свобода мысли и свобода слова и т.д. По смыслу и содержанию эти категории можно считать равными. В литературе и законодательстве используются также категории «права гражданина», «права личности».

              Права человека имеют естественную природу и неотъемлемы от индивида, они не ограничиваются территориальными или национальными рамками, существуют независимо от закрепления в законодательных актах государства, являются объектом международно-правового регулирования и защиты. Они характеризуют человека как представителя рода человеческого и в этом смысле выступают наиболее общими и в том же время лишь основными (коренными) правомочиями, необходимыми для его нормального существования. В случае закрепления прав человека в законодательных актах конкретного государства они становятся и правами гражданина данного государства.

              Права гражданина есть совокупность естественных полномочий, получивших отражение в нормативно-правовых государственных актах, и приобретенных правомочий, выработанных входе развития общества и государства. Права гражданина обязательно закрепляются в конституциях и  иных законодательных актах и, также обязательно государством декларируется и обеспечивается их защита. Они квалифицируют человека как члена государственно-организованного общества.

              Права личности понимают как правомочия, принадлежащие конкретному индивиду в конкретной ситуации. Объем их может зависеть от социально- экономического положения, общественно-политического статуса человека, условий его работы и проживания. Под «личностью» подразумевают человека, гражданина, иностранного гражданина, лица без гражданства, беженца. Права личности характеризуют индивидуальные особенности человека, степень его социальной зрелости, способность осознавать право и отвечать за свои действия.

              Итак, права человека носят естественный и неотчуждаемый характер. Свободное и эффективное осуществление прав человека является одним из основных признаков гражданского общества и правового государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Права человека и права гражданина

«Права человека» и «права гражданина» как две категории прав обычно упоминаются в одной «связке», однако их содержание не тождественно. Объем прав, входящих в единый пра­вовой статус, в определенной мере зависит от того, выступает ли индивид в качестве человека или в качестве гражданина.

Так, Конституция РФ разграничивает основные права и свободы человека и гражданина. Такой подход не яв­ляется традиционным для нашего конституционного регулиро­вания, которое сводило положение человека только к его взаи­мосвязи с государством в качестве гражданина, получившего свои права в «дар» от государственной власти и всецело ей подчиненного. Определяя различия между человеком и граж­данином, новая Конституция РФ восстанавливает те общечело­веческие ценности, которые были утверждены в результате бур­жуазной революции и нашли свое воплощение в законодатель­ных актах, впервые в истории человечества закрепивших ра­венство, свободу, право на счастье. Это отражается в Декларации независимо­сти 1776 г., Билле о правах 1789 г. (США), Декларации прав человека и гражданина 1789 г. (Франция). Впервые такое раз­граничение ввела французская Декларация.

В чем смысл этого разграничения, «раздвоения» человека? Оно непосредственно вытекает из различения гражданского об­щества и государства, преодолевает одностороннее рассмотре­ние человека в его взаимосвязи только с государством, расши­ряет сферу его самоопределения. «Человеку как таковому отво­дится автономное поле деятельности, где движущей силой выс­тупают его индивидуальные интересы». Реализация таких инте­ресов осуществляется в гражданском обществе, основанном на частной собственности, семье, сфере личной жизни, и опи­рается на естественные права человека, принадлежащие ему от рождения.

Государство, воздерживаясь от вмешательства в эти отношения, призвано ограждать их не только от своего, но и от чьего бы то ни было вмешательства. Таким образом, в граждан­ском обществе на основе прав человека создаются условия для самоопределения, самореализации личности, обеспечения ее ав­тономии и независимости от любого незаконного вмешатель­ства.

Права че­ловека проистекают из естественного права, а права гражда­нина — из позитивного, хотя и те и другие носят неотъемле­мый характер. «Права человека являются исходными, они присущи всем людям от рождения независимо от того, явля­ются они гражданами государства, в котором живут, или нет, а права гражданина включают в себя те права, которые                    за­крепляются за лицом только в силу его принадлежности к государству (гражданство)».

Таким образом, каждый гражда­нин того или иного государства обладает всем комплексом прав, относящихся к общепризнанным правам человека плюс всеми правами гражданина, признаваемыми в данном госу­дарстве. Поэтому правомерен термин «гражданские права и свободы», синтезирующий обе группы прав и свобод.

Права гражданина — своеобразное ограничение равен­ства между людьми, поскольку их лишаются лица, живу­щие в стране, но не имеющие гражданства. Они охватывают сферу отношений индиви­да с государством, в которой он рассчитывает не только па ог­раждение своих прав от незаконного вмешательства, но и на активное содействие государства в их реализации. Статус граж­данина вытекает из его особой правовой связи с государством — института гражданства (ст. 6 Конституции РФ).

Эти права обыч­но предполагают возможность участия в государственных делах, в выборах высших и местных органов государствен­ной власти, допуска в своей стране к государственной службе. Следовательно, лица, не имеющие гражданства, этих прав в данном государстве не имеют. Такая дискриминация, до­пускаемая международным сообществом, объясняется правомерным желанием каждого государства предоставить ука­занные права только лицам, устойчиво связанным с судь­бой страны и в полной мере несущим конституционные обя­занности. Это не означает, что лица без гражданства не несут никаких обязанностей (например, соблюдать      консти­туцию, уплачивать налоги и др.).

Некоторые права предоставляются исключительно граж­данам по соображениям общенародных интересов (напри­мер, в Российской Федерации право частной собственности относится к категории прав человека, а право частной соб­ственности на землю - только прав граждан) или в силу особенностей некоторых гарантий (Российское государство в состоянии гарантировать защиту и покровительство за пределами страны только своим гражданам).

Все статьи главы 2 Конституции РФ «Права и свободы человека и гражданина» последовательно различают права и свободы по указанному принципу. Это находит выражение в формулировках статей. Там, где речь идет о правах человека, Конституция использует формулировки: «каждый имеет право», «каждый может», «каждому гарантируется» и т. д.     Использо­вание таких формулировок подчеркивает признание указан­ных прав и свобод за любым человеком, находящимся па тер­ритории России, независимо от того, является ли он граждани­ном РФ, иностранцем пли лицом без гражданства.

Наряду с этим в ст. 31, 32, 33, 36 сформулированы права, принадлежащие только гражданам РФ. Это преимущественно политические права — право собраний, митингов, демонстраций; право участвовать в управлении делами государства; избирать и быть избранным; право равного доступа к государственной службе; право на участие в отправлении правосудия; право на обращение. Однако ст. 36 закрепляет социально-экономическое право частной собственности на землю только за гражданами и их объединениями.

В Конституции обозначены и обязанности, которые несут только граждане РФ — защита Отечества (ст. 59); возмож­ность осуществления своих прав и обязанностей в полном объеме с 18 лет (ст. 60). Только на граждан РФ распространяется запрет высылки за пределы государства или выдачи другому государству (ст. 61); возможность иметь гражданство иност­ранного государства — двойное гражданство (ст. 52).

В этой связи следует обратить внимание на формулиров­ки Международного пакта о гражданских и политических пра­вах: «каждый человек имеет право на свободу и личную не­прикосновенность» (ст. 9), «никто не может быть лишен сво­боды па том основании, что он не в состоянии выполнить ка­кое-либо договорное обязательство» (ст. 11); «все лица равны перед судами и трибуналами» и др. Личные права сформулированы применительно к человеку, который может быть, а может и не быть гражданином того пли иного государства. Однако ст. 5, закрепляющая политические права (право на участие в ведении государственных дел, право голосовать и быть избранным, допуск в своей стране на общих условиях равенства к государственной службе), применяет термин «каждый гражданин». Стало быть, за различением терминов и понятий «человек» и «гражданин» следует различение в правовом статусе индивида.

Принимая на себя обязательства по обеспечению прав человека, государство имеет право требовать от него поведения, которое соответствовало бы эталонам, зафиксированным в юридических нормах. Поэтому государство формулирует свои требования к индивидам в системе обязанностей, устанавливает меры юридической ответственности за их невыполнение. Государство как носитель политической власти располагает специальными механизмами обеспечения прав человека и выполнения им своих обязанностей.

Обязанность — это объективно необходимое, должное поведение человека.

Часть обязанностей как элемент правового статуса распространяется на всех лиц, проживающих в государстве. Так, Конституция РФ устанавливает обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57); сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58). Наряду с этим обязанность, закрепленная в ст. 59, четко формулирует, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.

Информация о работе Право в системе социальных норм