Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 16:44, контрольная работа
Все социальные явления и процессы рассматриваются как системы, обладающие определенной внутренней структурой. Наиболее общей и сложной социальной системой является общество, а ее элементами — люди, социальная деятельность которых обуславливается определенным социальным статусом, которые они выполняют, социальными функциями (ролями), которые они выполняют, социальными нормативами и ценностями, принятыми в данной системе, а также индивидуальными качествами (социальные качества личности, мотивы, ценностные ориентации, интересы и т.д.).
1. Социальная
система
Все социальные
явления и процессы рассматриваются
как системы, обладающие определенной
внутренней структурой. Наиболее общей
и сложной социальной системой является
общество, а ее элементами — люди,
социальная деятельность которых обуславливается
определенным социальным статусом, которые
они выполняют, социальными функциями
(ролями), которые они выполняют, социальными
нормативами и ценностями, принятыми в
данной системе, а также индивидуальными
качествами (социальные качества личности,
мотивы, ценностные ориентации, интересы
и т.д.).
Социальная система
может быть представлена в трех аспектах.
Первый аспект — как множество
индивидов, в основе взаимодействия
которых лежат те или иные общие
обстоятельства (город, деревня и
т.д.); второй — как иерархия социальных
позиций (статусов), которые занимают личности,
и социальных функций (ролей), которые
они выполняют на основе данных социальных
позиций; третий — как совокупность норм
и ценностей, определяющих характер и
содержание поведения элементов данной
системы. Первый аспект связан с понятием
социальной организации, второй— с понятием
социальной организации, третий — с понятием
культуры. Социальная система, таким образом,
выступает как органическое единство
трех сторон — социальной общности, социальной
организации и культуры.
Обычно под
системой понимается определенным образом
упорядоченное множество
Общество как
естественноисторическая
Социальная система
представляет собой явление или
процесс, состоящие из качественно
определенной совокупности элементов,
находящихся во взаимных связях и отношениях
и образующих единое целое, способное
во взаимодействии с внешними условиями
изменять свою структуру. Под социальной
структурой обычно понимаются устойчивая
связь элементов в социальной системе.
Существенными
чертами любой системы являются
целостность и взаимосвязанность (интеграция)
всех элементов ее структуры. Еще древнегреческие
философы обратили внимание на то, что
целое «больше суммы входящих в него частей».
Это означает, что каждое целое обладает
новыми качествами, которые механически
не сводимы к сумме его элементов. Элементами
социальной системы являются люди и их
деятельность, которую они осуществляют
не изолированно, а в процессе взаимодействия
с другими людьми, объединенными в различные
сообщности в условиях данной социальной
среды. В процессе этого взаимодействия
люди и социальная среда оказывают систематическое
воздействие на данного индивида, равно
как и он оказывает воздействие на других
индивидов и среду. В результате данная
общность становится системой, целостностью
с качествами, которых нет ни в одной из
включенных в нее элементов в отдельности.
Социальная жизнь предстает как совокупность
взаимосвязанных и взаимообусловленных
социальных систем, в основе которых в
конечном счете лежит материальное производство,
но которые не сводимы к нему одному.
Структура, выступая
как единство совокупности элементов,
управляется своими законами и закономерностями.
Существование, функционирование и
изменение структуры
2. Общество как
социальная система
Самой большой
системой является общество в целом.
Его важнейшими подсистемами являются
экономическая, социальная, политическая
и идеологическая. Другие подсистемы —
классы, этнические, демографические,
территориальные и профессиональные группы,
семья, индивид и т.д. Каждая из названных
подсистем включает в себя множество других
подсистем. Одни и те же индивиды могут
быть элементами различных систем. В основе
классификации социальных систем может
лежать тип социальных связей. В этом случае
выделяются социальные группы (социальные
отношения), социальные институты (институциональные
связи), система социального контроля
(связи социального контроля), социальные
организации (организационные связи).
Если судить
об обществе с точки зрения взаимосвязей
и отношений между
Первым признаком
общества называют обычно территорию,
на которой происходит консолидация социальных
связей. Территория — это основа социального
пространства, в котором складываются,
развиваются отношения и взаимодействия
между индивидами.
Второй отличительной
чертой общества являются его способности
поддерживать и воспроизводить высокую
интенсивность внутренних взаимосвязей.
Устойчивость — это важнейшая характеристика
общества. Но нельзя смотреть на социальные
структуры, как на нечто раз и навсегда
данное. Структуры выполняют свою роль
поддержания стабильности общества только
при условии их легитимности, т.е. при условии
признания их целесообразности большинством
населения.
Третья отличительная
черта общества — его автономность
и высокий уровень
Четвертая черта
— большая интегрирующая сила.
Общество социализирует каждое новое
поколение людей, включая его в сложившуюся
систему отношений, подчиняет общепринятым
нормам и правилам.
Итак, общество
— это универсальный способ организации
социальных связей и социального
взаимодействия, обеспечивающий удовлетворение
всех основных потребностей людей.
Несколько другое
определение дает Марш, определяя
следующие условия, при которых
социальное объединение следует
считать обществом:
• постоянная территория;
• пополнение общества
главным образом благодаря
• развитая культура
— модели культуры могут быть достаточно
многообразными, чтобы удовлетворить
все потребности общественной жизни;
• политическая
независимость — общество не является
субсистемой (элементом) какой-либо другой
системы, это допустимо лишь в очень небольшой
мере.
Рассмотрение
общества как системы различается
в работах разных социологов. Главная
причина — в неоднозначности
методологических позиций авторов.
Исследование системы может быть
начато с изучения ее основных структурных
компонентов, механизмов их функционирования
и взаимодействия. В этом случае многое
определяется выбором основного систематизирующего
элемента, т.е. того кирпичика, который
лежит в основе теоретической конструкции.
Например, О. Конт,
которого называют отцом социологии, первичной
ячейкой общества считал не человека,
а семью. Американский социолог Н. Смелзер
рассматривает сначала статусы и роли
человека, затем на основе статусов и ролей
дает понятие социальных институтов (суд,
медицина, образование, семья и т.д.), социальных
групп, формальных организаций, общин
и общественных классов, а затем — общества,
объединяющего все это.
Кроме того, существует
множество способов классификации
обществ. Согласно марксистской традиции,
тип общества определяется способом
производства, т.е. тем как используются
и контролируются экономические ресурсы,
которыми оно владеет. (В связи с этим различаются,
например, феодальное, капиталистическое,
социалистическое, коммунистическое общества).
Классификация
обществ может быть составлена также на
основе господствующих в них религий (например,
мусульманское общество) или языка (франкоязычное
общество).
Г. Ленски и Дж.
Ленски составили следующую
Г. Спенсер сравнивал
общества с биологическими организмами,
а отдельные части общества (образование,
государство и др.) — с частями
организма (сердцем, нервной системой
и т.д.), каждая из которых влияет на функционирование
целого. Спенсер считал, что, подобно биологическим
организмам, общества развиваются от простейших
форм к более сложным. В ходе этого процесса
они непрерывно вынуждены приспосабливаться
к меняющимся условиям окружающей среды.
Дольше выживают наиболее приспособленные.
Таким образом, «естественный отбор» происходит
в человеческом обществе так же, как и
среди животных, способствуя выживанию
самых приспособленных. В то же время процесс
адаптации способствует дальнейшему усложнению
общественного устройства, так как его
части становятся более специализированными
(например, общества стали значительно
сложнее в период промышленной революции
и в результате усугубляющегося разделения
труда и развития таких специализированных
институтов, как фабрики, банки и фондовые
биржи).
3. Стабильность
общества как социальной
Наличие разных
подходов объясняется сложностью самого
феномена. Каждый из компонентов общества
(социальные связи и отношения, социальные
организации, ценности, нормы, социальные
роли) привносит в социальную жизнь организующее
начало и может быть рассмотрен как начальное
звено в логических построениях. Каждый
элемент выполняет в обществе определенную
функцию, служит удовлетворению определенной
группы потребностей индивидов. Функциональная
зависимость — это то, что придает системе
такие свойства, которыми не обладают
элементы. Т. Парсонс попытался анализ
социальной системы начать не с выявления
структурных элементов, а с определения
основных функциональных требований,
без которых система не может существовать.
Парсонс считает,
что система может
• должна обладать
способностью к адаптации, приспособление
к изменившимся условиям и возросшим материальным
потребностям людей, уметь рационально
организовывать и распределять внутренние
ресурсы;
• должна быть целеориентированной,
способной к постановке основных
целей и задач и к поддержанию
процесса их достижения;
• должна сохранять
устойчивость на основе общих норм
и ценностей, усваиваемых индивидами,
и снимающих напряжение в системе;
• должна обладать
способностью к интеграции, к включению
в систему новых поколений.
Определив основные
функции, Парсонс ищет реальных исполнителей
этих функций в обществе. В начале он выделяет
4 подсистемы (экономика, политика, культура,
родство), ответственные за выполнение
каждой функции. Далее указывает те социальные
институты, которые в рамках подсистемы
осуществляют регулирование (заводы, банки,
партии, государственный аппарат, церковь,
школа, семья и др.).
Чем последовательнее
осуществляется функциональное разделение
деятельности на уровне институтов и
социальных ролей, тем стабильнее сама
система. И напротив, выполнение каким-либо
институтом несвойственных ему функций
порождает хаос, усиливает внутреннюю
напряженность системы. Социальный порядок,
под которым понимается упорядоченность
и организация социальных связей и взаимодействий,
свидетельствует о взаимной согласованности
и предсказуемости действий людей. Любая
социальная система, и прежде всего общество,
должны обладать достаточным уровнем
внутренней упорядоченности, которая
достигается главным образом за счет функциональной
целесообразности действий индивидов
и социальных институтов.
В нашей отечественной
науке принято выделять экономическую
подсистему, обеспечивающую производство
товаров, необходимых для удовлетворения
материальных потребностей индивидов;
духовно-культурную, позволяющую человеку
реализовать свои духовные потребности
и способствующую нормативному регулированию
общества в целом; социальную, регламентирующую
потребление и распределение всех благ;
и политическую, осуществляющую общее
руководство и управление обществом.
Маркс отдавал
предпочтение экономической системе как
определяющей. Согласно его взглядам именно
способ производства обуславливает социальные,
политические и духовные процессы жизни
вообще. Однако революция в России 1917 года
стала не итогом, а началом изменения экономического
базиса. Воздействие политики на социальную
жизнь было настолько сильным, что вскоре
все сферы общества оказались под ее тотальным
контролем.