Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 18:04, реферат
Люди в современном цивилизованном обществе в своей повседневной жизни и деятельности руководствуются множеством различных норм и правил. Норма (лат.) - это правило, точное предписание. Будучи определенным образцом, эталоном, моделью поведения личности, коллективов людей, она необходима в человеческом общежитии, особенно в современном обществе, характеризующемся сложностью и многообразием социальных связей и отношений. Все нормы, существующие в обществе, обычно подразделяются на технические и социальные.
ПРАВО В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ
Социальные нормы и их виды
Люди в современном цивилизованном обществе в своей повседневной жизни и деятельности руководствуются множеством различных норм и правил. Норма (лат.) - это правило, точное предписание. Будучи определенным образцом, эталоном, моделью поведения личности, коллективов людей, она необходима в человеческом общежитии, особенно в современном обществе, характеризующемся сложностью и многообразием социальных связей и отношений. Все нормы, существующие в обществе, обычно подразделяются на технические и социальные.
1. Технические нормы - это правила взаимодействия людей с силами и объектами природы техникой, орудиями и инструментами труда. Это правила проведения строительных работ, агротехнические нормы, технические стандарты, нормы расходования материалов, топлива и т. д. В современную эпоху научно-технической революции, усложнения производственных процессов, возрастания значения экологических проблем их роль особенно значительна. В широком смысле к техническим нормам можно отнести также правила математики, языка, аутотренинга, спортивных игр, физиологические, медицинские, санитарно-гигиенические и иные нормы. Ряд технических норм закрепляется в нормативных правовых актах, приобретая тем самым юридическую силу. Обычно они называются технико-правовыми. Это правила противопожарной безопасности, эксплуатации различных видов транспорта, энергетики, госстандарты и т.д.
2. Социальные нормы регулируют отношения между людьми и их коллективами. Они объединены тем, что создаются и развиваются на протяжении всей истории человечества, выражают потребность социальных систем в саморегуляции, входят в структуру общественного сознания и обусловлены уровнем цивилизованности общества, его потребностями и интересами. Все социальные нормы делятся на следующие виды: обычаи; традиции, деловые обыкновения, религиозные, политические; нормы общественных объединений (корпоративные), моральные, правовые.
Обычаи - такие правила поведения, которые сложились исторически, на протяжении жизни многих поколений и вошедшие в привычку в результате многократного повторения. Есть обычаи нравственного содержания (нравы), различного рода правила этикета, обрядов, ритуалов.
Традиции - близки к обычаям и во многом идентичны им. Однако, их создание не обязательно связано с длительным существованием соответствующей нормы, а возникает на базе распространения какого-либо примера поведения, воспринятого тем или иным коллективом либо обществом в целом (например, застолье как форма празднования определенных памятных дат). Как и обычаи, традиции опираются не только на поддержку общественного мнения, но и на психологические факторы - стремление людей следовать модному поведению, боязнь осуждения со стороны окружающих. Привычка соблюдать обычаи и традиции для большинства членов общества превращается во внутреннюю потребность, стереотип поведения.
Деловые обыкновения - складываются в производственной, научной, учебной деятельности людей и направлены на повышение ее эффективности. В современном обществе существуют как древние, многовековые обычаи и традиции, которые носят реакционный характер, и с которыми необходимо бороться (кровная месть, умыкание невесты и др.), так и новые, отражающие динамику современной жизни и основанные на идеях коллективизма, добра и человечности. Религиозные нормы - правила, установленные различными церковными конфессиями и обязательные для верующих. Они содержатся в религиозных книгах (Библия, Талмуд, Коран, Сунна, Законы Ману и др.), в актах, принимаемых церковными обществами, собраниями духовенства или высших чинов церкви, в комментариях религиозных книг. Такие нормы регламентируют отправление обрядов, церковных служб, соблюдение постов. Религиозные нормы могут иметь также нравственное содержание (например, заповеди из Ветхого завета - не убий, не укради, почитай родителей своих и др.).
В древности и средние века были длительные периоды, когда многим религиозным нормам придавался юридический характер (каноническое право в средневековой Европе). В современных мусульманских государствах основными источниками права являются религиозные книги - Коран и Сунна. Известно также, что в первые годы советской власти нормы мусульманского права применялись в некоторых регионах Средней Азии и Кавказа.
Ныне в большинстве цивилизованных стран люди имеют возможность беспрепятственно совершать религиозные обряды, не связанные с насилием над личностью, нарушением общественной морали (вступление в брак, погребение усопших и др.). Однако правового значения такого рода акты не имеют. Религиозные запреты и дозволения, представляя собой элементарные нормы человеческих взаимоотношений, концентрируют в себе выработанный тысячелетиями опыт социального общежития людей. Это источник божественной и человеческой мудрости, путеводный компас благоденствия, нормального существования человечества.
Политические нормы регулируют отношения классов, сословий, наций, иных социальных партий и других общественных объединений, направленные на завоевание, удержание и использование государственной власти. Они могут существовать как в форме общих лозунгов (принцип народовластия, строительство коммунизма, внедрение основ рыночной экономики и др.), так и в виде более конкретных политических норм (приватизация государственной собственности, внедрение принципов местного самоуправления, экономическая программа, пенсионная, налоговая реформы и т.д.). В любом случае они выступают формой осознания и выражения классового, коллективного, группового интереса, оценки политического бытия.
Политические нормы могут содержаться во взглядах философов, политических деятелей, лидеров политических партий, социальных движений, их публичных выступлениях, в уставах и программах партий и иных общественных объединений относительно структуры и характера государственной власти, ее задач и функций, общих и конкретных программ и направлений ее деятельности. В зависимости от конкретно-исторических условий, соотношения классовых, национальных, религиозных сил, уровня сознания общества и его культуры, взаимодействие таких норм бывает различным. Это и взаимоподдержка, и компромиссное согласование, и противоборство.
Политические нормы не могут иметь первенства над правом. Иное порождает политический произвол и способствует созданию тоталитарных режимов. Только там возможны подлинно демократический строй и цивилизованное гражданское общество, где политика, политические нормы опираются на закон, где право ограничивает политическую власть, где человек, его интересы и права являются основным объектом деятельности государства.
Нормы общественных объединений (корпоративные) регулируют права и обязанности членов партий,/профсоюзов/ добровольных обществ, порядок их создания и функционирования, а также отношения таких объединений с гос. органами и иными объединениями. Такие нормы формулируются в уставах и других документах объединений, выражают волю и интересы их членов и обязательны только для них. К нарушителям корпоративных норм применяются меры воздействия, предусмотренные уставами соответствующих объединений(выговор, исключение из состава объединения и др.) Так же, к числу корпоративных относятся нормы, предусмотренные уставами кооперативов и других негосударственных организаций коммерческого характера.
Право существует в виде определенной системы, т.е. взаимосвязанных и взаимодействующих элементов.
Под системой
права понимается сложившаяся и
объективно существующая его внутренняя
структура (строение), выражающая единство
и согласованность действующих в государстве
правовых норм и разделение права на относительно
самостоятельные части. Структурными
элементами системы права являются нормы
права, которые объединяются в определенные
правовые образования: институты права,
подотрасли и отрасли права. Система права
складывается из отраслей, а отрасли состоят
из правовых институтов. Норма права является
первичным элементом системы права и представляет
собой исходящее от государства общеобязательное
правило поведения общего характера.
Институт
права - это устойчивая
группа правовых норм, регулирующих определенную
разновидность общественных отношений.
Если
правовая норма является исходным элементом,
"элементарной частицей" правовой
материи, то правовой институт представляет
собой первичное структурное подразделение
общности, составную часть отрасли права.
Институты права обладают определенной
автономией, поскольку регулируют относительно
обособленный круг однородных общественных
отношений. В частности, к правовым институтам
относятся: институт государственной
службы в административном праве, институт
гражданства в государственном праве,
институт сделки в гражданском праве,
институт необходимой обороны в уголовном
праве и др. Родственные институты одной
и той же отрасли права в своей совокупности
образуют подотрасль права. Нормы подотрасли
права регулируют группы близких отношений
определенного вида. Например, подотраслью
уголовного права является военно-уголовное
право, которое объединяет нормы, предусматривающие
ответственность за воинские преступления.
Данная подотрасль включает следующие
уголовно-правовые институты: "преступления
против порядка подчиненности", "преступления
против порядка прохождения военной службы"
и др. Таким образом, система права состоит
из отраслей, включающих подотрасли права
и правовые институты.
Отрасль
права - это относительно
обособленная внутри системы права совокупность
однородных правовых норм, регулирующих
определенную однородную область общественных
отношений. Однако в рамках единой системы
права все отрасли права взаимосвязаны,
не существует отраслей права, абсолютно
изолированных одна от другой.
В основе
деления права на отрасли лежат
два критерия: предмет правового
регулирования и метод
В одних
отраслях права преобладает метод властного
обязывания. Так, в административном праве
действует метод субординации и властного
приказа, позволяющий эффективно регулировать
служебную и управленческую деятельность.
В других отраслях преобладает равенство
сторон (дозволение). Например, в гражданском
праве используется диспозитивный метод
правового регулирования, который предусматривает
для субъектов известную альтернативную
возможность поведения в рамках правовой
нормы. В уголовном праве действует метод
запрета определенных деяний и установления
наказания за их совершение. Для процессуальных
отраслей права (уголовный процесс, гражданский
процесс) характерен метод равенства сторон,
в соответствии с которым участники процесса
находятся в одинаковом процессуальном
положении друг перед другом, законом и
судом.
В структуру
метода правового регулирования
входят такие компоненты, как установление
границ регулируемых отношений, определение
границ должного и возможного поведения
субъектов (физических лиц и организаций),
определение мер ответственности и ряд
других компонентов, посредством которых
правовые нормы оказывают необходимое
воздействие на общественные отношения.
В системе права различают материальные
и процессуальные отрасли права.
Материальные
отрасли права включают правовые
нормы, с помощью которых
Процессуальные отрасли права содержат
правовые нормы, определяющие отношения,
связанные с порядком разрешения споров,
расследованием правонарушений, привлечением
к юридической ответственности и другими
процессуальными вопросами. Каждая из
этих отраслей составляет в своей совокупности
определенный процесс.