Право в системе социальных норм

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 18:04, реферат

Краткое описание

Люди в современном цивилизованном обществе в своей повседневной жизни и деятельности руководствуются множеством различных норм и правил. Норма (лат.) - это правило, точное предписание. Будучи определенным образцом, эталоном, моделью поведения личности, коллективов людей, она необходима в человеческом общежитии, особенно в современном обществе, характеризующемся сложностью и многообразием социальных связей и отношений. Все нормы, существующие в обществе, обычно подразделяются на технические и социальные.

Файлы: 1 файл

Реферат № 1.doc

— 71.50 Кб (Скачать)

В российской системе права существуют 5 видов  процессов:

гражданский, уголовный, административный, арбитражный и  конституционный.  

Система права находится в постоянном изменении и развитии, предполагающих возникновение новых общественных отношений и, следовательно, пополнение ее новыми институтами (например институт прохождения военной службы на основании  контракта) и отраслями. Совокупность источников права, которые являются формой выражения правовых норм, образует систему законодательства. В законодательстве (источниках права) правовые нормы и их различные структурные образования получают свое реальное выражение, внешнее проявление, т.е. они соотносятся как форма и содержание. Система права и система законодательства различаются по структурным элементам и по своему содержанию. Если первичным элементом системы является норма права, состоящая из гипотезы, диспозиции и санкции, то первичным элементом системы законодательства является статья нормативного правового акта, которая не всегда содержит все три структурных элемента правовой нормы. Иногда в ней содержатся лишь два элемента: гипотеза и санкция, а диспозиция может содержаться в другой статье данного нормативного правового акта (отсылочный способ изложения) или в совершенно другом акте (бланкетный способ изложения). В одном и том же нормативном акте могут содержаться нормы различных отраслей права, которые обеспечиваются санкциями, содержащимися в других нормативных актах (например, законы о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих).

Один  и тот же нормативный правовой акт может регулировать различные  по своему содержанию виды общественных отношений, включая нормы нескольких отраслей права, поэтому у него не может быть единого предмета и метода правового регулирования. Это объясняется тем, что в реальной жизни возникает потребность урегулировать одним нормативным правовым актом или их группой не один вид общественных отношений, а целую группу разновидовых отношений, действующих в определенной сфере, например оборонной деятельности государства. Разнообразие и взаимосвязь социальных отношений, возникающих в различных сферах общественной жизни, необходимость их эффективной организации обусловливают создание в системе законодательства таких структурных элементов, которые не совпадают с системой права. Поэтому отрасли права не всегда соответствуют отраслям законодательства. 
 
 
 
 

             Законодательный процесс РФ.

Законодательный процесс – порядок деятельности по созданию и принятию закона или иного нормативного акта. 

    Можно выделить 4 основные стадии этого процесса:

     1) законодательная инициатива,  т.е. внесение законопроекта или законопредложения;  2) рассмотрение   законопроекта   в   парламентских  палатах  и комитетах (комиссиях)  3) принятие   закона            4) санкционирование,  промульгация  и опубликование закона; эту стадию иногда  разделяют  на  санкционирование  (подписание)  главой государства и промульгацию с официальным опубликованием. 

     Законодательная инициатива – это официальное   внесение в компетентный орган парламента управомоченным субъектом законопроекта или законопредложения.    Законопроект – текст будущего закона со всеми его атрибутами (преамбулой, статьями, параграфами, точными формулировками норм и т.д.). Законопредложение – лишь идея или концепция будущего закона.             

     Наличие у субъекта права законодательной  инициативы означает, что парламент  обязан рассмотреть внесенное данным субъектом предложение об издании закона или его проект, но парламент не обязан принять соответствующий закон.          В РФ субъектами права законодательной инициативы в соответствии со ст. 104 Конституции РФ являются Президент РФСовет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты ГосДумы, Правительство РФ, законодательные органы субъектов РФ, а также Конституционный Суд РФВерховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ по вопросам их ведения.       

     Регламент ГосДумы Федерального Собрания РФ требует от субъекта законодательной инициативы наряду с текстом законопроекта представить:          а) пояснительную записку к законопроекту;        б) перечень законов, подлежащих отмене или изменению в связи с принятием законопроекта; 

      в) финансово-экономическое обоснование (в случае если реализация законопроекта потребует материальных затрат);            г) заключение на законопроект Правительства РФ (оно обязательно, если законопроект предусматривает расходы из федерального бюджета)         

Обсуждение законопроекта. Стадия обсуждения законопроекта, которое происходит на заседаниях палат парламента. В Российской Федерации внесенный в порядке законодательной инициативы законопроект Советом Государственной Думы направляется в соответствующий профильный комитет, который после обсуждения выносит проект на пленарное заседание Государственной Думы с собственными замечаниями и предложениями. Обсуждение законопроекта на пленарном заседании проходит три чтения, в ходе которых в его текст вносятся поправки.      

Стадия принятия законопроекта путем голосования депутатов парламента. Если парламент двухпалатный, то для принятия закона требуется согласие обеих палат. В Российской Федерации закона принимаются Государственной Думой большинством голосов от общего числа ее депутатов.   

Стадия утверждения законопроекта. В соответствии с Конституцией РФ принятый Государственной Думой закон должен быть в течение 5 дней передан на рассмотрение Совета Федерации. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты Федерального Собрания могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий. Однако Государственная Дума может преодолеть вето Совета Федерации, повторно проголосовав за закон. Правда, для этого требуется квалифицированное большинство — не менее 2  /3  от общего числа депутатов Государственной Думы.       

Принятые  парламентом законы направляются главе  государства (монарху или президенту), который может наложить на них  вето, не допустив или, по крайней мере, отсрочив вступление закона в силу. Вето может быть абсолютным (или резолютивным), когда главе государства принадлежит право окончательного отклонения закона, и отлагательным, когда отказ главы государства санкционировать закон лишь приостанавливает вступление его в силу.

Парламенту  в последнем случае предоставляется право принять этот закон вторичным голосованием, т. е. преодолеть вето. Для вторичного голосования в ряде парламентов требуется квалифицированное большинство. Так, в Российской Федерации для преодоления отлагательного вето Президента закон при повторном голосовании должен получить 2  /3  голосов депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации.       

Промульгация закона — опубликование принятого и утвержденного закона в официальном печатном органе, осуществляемое главой государства в установленные законом сроки. Только после промульгации закон обретает обязательную силу. В Российской Федерации законы подлежат обязательному опубликованию в течение 7 дней после подписания их Президентом РФ в «Российской газете» или в Собрании законодательства РФ. Вступает же в силу закон по истечении 10 дней со дня его официального опубликования, если самим законом не установлен иной порядок.     

Несколько отличается от обычной законодательной  процедуры процесс рассмотрения федеральных конституционных законов  в Российской Федерации. Они считаются принятыми, если одобряются большинством не менее 3/4  от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2  /3  голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Президент не может отклонить федеральный конституционный закон и обязан его подписать и обнародовать в течение 14 дней после принятия. 
 
 
 
 
 
 
 

  Гражданство. Основания приобретения гражданства.

Гражданство - это первый и основополагающий элемент правового статуса личности. Гражданство даёт объем прав, свобод и обязанностей конкретному лицу, оно представляет собой устойчивою связь человека с гос-вом.  

Закон о гражданстве  РФ установил следующие  основания приобретения гражданства:  

1.)   Гражданами России признаются все граждане бывшего СССР, постоянно проживающие на территории России на день вступления в силу закона о гражданстве (6 февраля 1992 года), если в течение одного года после опубликования закона они не заявили о нежелании состоять в гражданстве РФ.  

2.)  Лица, родившиеся после 30 декабря 1922 года и утратившие гражданство СССР, будут считаться     гражданами России при условии, что они родились на территории России или хотя бы один из родителей был гражданином СССР и проживал на территории России. При этом под территорией России понимается ее территория по состоянию на момент рождения гражданина. 

3.)  Гражданами России признаются лица по принципу "по рождению" ("по крови"). Если один из родителей является гражданином России, а второй родитель - лицо без гражданства, то ребенок будет являться гражданином Российской Федерации. Если один из родителей - гражданин России, а второй - гражданин иностранного государства, то вопрос о гражданстве ребенка, не зависимо от места его рождения, определяется письменным соглашением родителей.

Информация о работе Право в системе социальных норм