Понятие и сущность социального проектирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 20:18, реферат

Краткое описание

Цель исследования – рассмотреть понятие и сущность социального проектирования.

Задачи исследования:
Рассмотреть понятие социального проектирования.
Определить сущность социального проектирования.
3. Рассмотреть проблемы социального проектирования в России.

Файлы: 1 файл

реферат по проектированию(готовый).docx

— 61.66 Кб (Скачать)

                                       Введение

       Социальное проектирование — вид деятельности, которая имеет непосредственное отношение к развитию социальной сферы, организации эффективной социальной работы, преодолению разнообразных социальных проблем. Возможности такой деятельности хорошо проявились в практике многих стран, и сегодня без применения проектных технологий трудно представить себе государственную социальную политику. Но с самого начала скажем со всей определенностью: социальное проектирование — не только технология достижения ожидаемого результата в социальной сфере. Наше время выдвинуло на передний план более обширную по объему и более привлекательную для думающих людей задачу — утверждение в социальной практике проектного мышления (или мышления проектами).

     Применение  проектных технологий можно обнаружить даже в далекой древности. Любое  из семи чудес света можно в  определенном смысле рассматривать  как осуществленные социальные проекты. Но все же мышление проектами, сознательное и повсеместное применение проектного подхода в технике, бизнесе, наконец, в социальной сфере — явление  последней трети XX столетия. Впрочем, уже в начале ушедшего века отмечался  взрыв проектных разработок, особенно мощный в инженерном деле. Конструирование  вещей, машин, коммуникаций велось на основе технологии проектирования. В 20-е годы идея проекта просто витает в воздухе, захватывает самые разные сферы  деятельности. Например, одним из модных веяний в педагогике того времени  было использование метода проектов, разработка которого на базе теоретических  идей американского философа, педагога и психолога Джона Дьюи принадлежала Уильяму Херду Килпатрику и другим экспериментаторам в сфере образования.

     Цель  исследования – рассмотреть понятие и сущность социального проектирования. 
 

Задачи исследования:

    1. Рассмотреть понятие социального проектирования.
    2. Определить сущность социального проектирования.

         3. Рассмотреть проблемы социального проектирования в России.

Объект исследования – основополагающие характеристики социального проектирования. Предмет исследования - определение особенностей системного подхода.

Структура работы: работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка использованной литературы.

Теоретической основой данной работы послужили работы таких авторов, как: Берестова Л.И., Зерчанинова Т.Е., Герловин И.Л. и других. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       
                
1. Понятие социального проектирования

      Термин «проектирование»- (происходит от лат. «projectus» — брошенный вперед) это — процесс создания прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния, специфическая деятельность, результатом которой является научно-теоретически и практически обоснованное определение вариантов прогнозируемого и планового развития новых процессов и явлений. Проектирование — составная часть управления, которая позволяет обеспечить осуществление управляемости и регулируемости некоторого процесса 1 [1].

     Проектирование  означает определение версий или  вариантов развития или изменения  того или иного явления. Чтобы  точно и однозначно осмыслить  суть проектирования, необходимо соотнести  его с понятиями, которые являются близкими по смыслу и значению. Такими понятиями являются следующие: планирование, проекция, предвосхищение, предвидение, прогнозирование, конструирование, моделирование. Выявление вариантов развития или  изменения объекта дает возможность  выбирать тактику и стратегию  взаимодействия с этим объектом, управления объектом, выработки технологии воздействия  на него, выбора путей планомерного введения нововведений. Осмысление указанных  понятий, этапности их достижения и  методов реализации и представляет собой суть проектирования. Все эти  понятия как специфические познавательные методы и методики в соответствующей  последовательности будут рассмотрены  в настоящем учебном пособии, но представляется необходимым уточнить содержание этих понятий как рабочих  терминов 2[2]:

     Планирование  — научно и практически обоснованное определение целей, выявление задач, сроков, темпов и пропорций развития того или иного явления, его реализации и претворения в интересах общества.

     Предвидение — в узком смысле — предсказание, в более широком — предпочтительное звание о событиях или явлениях, которые существуют, но не зафиксированы  в наличном опыте. Предвидение может  быть простым предвосхищением, предугадыванием, основанным на биологических и психофизиологических способностях (начальная ступень), и  собственно предвидением (высшая ступень) — человеческим представлением о  будущей судьбе самого себя, своих  качеств, своего окружения и ближайшей  контактной микросреды. Научное предвидение  основывается на выявлении закономерностей  развития явления или события, когда  известны причины его зарождения, формы функционирования и ход  развития.

     Прогнозирование — есть форма предвидения, выражающаяся в целеполагании, программировании и управлении планируемым процессом  явления на основе выявленных параметров его возникновения, существования, устойчивых форм и тенденций развития. Связано с предвидением направления  развития явления в будущем посредством  переноса на него представлений о  том, как развивается явление  в настоящем. Указанный перенос  осуществляется с помощью методов  экстраполяции, моделирования и  экспертизы. Выражается в анализе  прогнозного фона, формирований исходных прогнозных и нормативных моделей, обоснованием поисковых прогнозов  и их оценке.

     Социальное  проектирование — это конструирование  индивидом, группой или организацией действия, направленного на достижение социально значимой цели и локализованного  по месту, времени и ресурсам. Таково самое общее определение деятельности, которую мы будем изучать.

     Сущность  социального проектирования. Сущность социального проектирования состоит  в конструировании желаемых состояний  будущего. В отличие от конструирования  будущего мечтателем или авантюристом создатель социального проекта  ставит перед собой реальные цели и имеет в своем распоряжении необходимые для осуществления проекта ресурсы.

     Социальное  конструирование реальности (понятие, разработанное известными современными социологами Питером Бергером и  Томасом Лукманом) представляет собой  своеобразное додумывание, придумывание, переструктурирование окружающего  нас мира. Мы, разумеется, живем в  мире, который существует объективно, независимо от нас. Однако нам он известен только в какой-то своей части, в  определенных ракурсах. Что-то известно лучше, что-то хуже, что-то вообще не известно. Чем шире социальный опыт, тем более  определенны наши представления  о реальности, тем больше социальной обоснованности в нашем «придумывании  мира».

     Однако  в любом возрасте и при любом  уровне практических знаний, образованности, начитанности и т. п. мы воспринимаем свой обыденный мир целостным, завершенным. Почему? Потому что на основе имеющихся  неполных данных мы конструируем его  в своем сознании, и эта конструкция  позволяет нам достаточно уверенно действовать и оценивать действительность.

     Механизмы социального конструирования реальности лежат в основе социального проектирования. В той или иной конкретной ситуации мы более или менее уверены, что  проблема состоит в том-то и том-то, уверены, что для ее разрешения нужно  сделать то-то и то-то и что  это в наших силах. В действительности проблема может быть сложнее, иметь  другую природу и другие контуры, а пути выхода из нее могли бы быть и иными, но — среди прочих — приемлема и наша конструкция, наш проект. Вот почему есть основания  утверждать, что социальный проект — инструмент социальных изменений, основывающийся на природном человеческом свойстве конструировать реальность. Такое конструирование в очень  малой степени произвольно, оно  осуществляется в рамках данной культуры, данной системы общественных отношений, ценностей и норм данного сообщества людей3[3].

     Контекст  общих понятий. Понятие социального  проектирования может быть поставлено в различный понятийный контекст. По избранному контексту, т. е. тому окружению, в отношении которого выявляются смысловые связи нашего понятия, можно безошибочно установить направленность той или иной концепции социального  проектирования, ее основные черты.

     В нашем случае контекст общих понятий  для понятия социального проектирования составят следующие: инновация, социальная субъектность, жизненные концепции, ценности, нормы, установки, идеал.

     Инновация. Назначение любого социального проекта  — изменение социальной среды, осуществление  инновации. Инновация — не просто обновление (а именно таково значение этого латинского слова), это сознательная деятельность по конструированию нового и его внедрению в жизнь  на основе переосмысления предыдущего  опыта.

     Социальные  инновации могут иметь разные формы, выбор которых обычно не случаен. Он диктуется временем, установками  данной исторической эпохи и данного  сообщества людей.

     Социальное  проектирование в своей основе предполагает определенные социальные изменения. Эти  изменения задумываются, получают обоснование, планируются. Иначе говоря, социальное проектирование

     Теория  социального проектирования представляет собой разновидность инновационной  деятельности. В крупных социальных проектах многое сходно с социальными  реформами — и они тоже подвержены опасности пересмотра, отмены или  ревизии в силу обстоятельств, которые  связаны с особенностями функционирования высших уровней власти. Но есть и  такие проекты, которые затрагивают  интересы небольших групп людей, приближены к обыденным проблемам и меньше зависят от общеполитической обстановки. В тысячах проектов в конечном счете пробивает себе дорогу историческая необходимость, и они таковы, каковыми их создает данная эпоха — но не сама по себе, а через деятельность инициатора проекта и участников его осуществления4[4].

     Проектирование  социальных процессов направлено на внесение изменений в социальную среду человека. Оно в идеальной  форме задает эти изменения, которые  осуществляются последующей реализацией  проекта. В этом качестве социальное проектирование выступает своеобразной инженерной деятельностью, по ряду показателей  идентичной деятельности по проектированию технических систем. Говоря о деятельности социального проектировщика как  о разновидности социально-инженерной деятельности, следует иметь в  виду особенности определения поля творческого освоения социальной действительности,

     Необходимо  выделять следующие условия, которые  позволяют конструировать социальное будущее.

  • Во-первых, наряду с наиболее вероятной тенденцией существуют менее вероятные, но реально возможные тенденции развития.
  • Во-вторых, в социальных объектах обычно имеется запас внутренних социальных ресурсов, которые могут быть мобилизованы для решения данной социальной задачи.
  • В-третьих, общественным структурам присуще испытывать значительные деформации, что и может быть использовано для реализации предпочитаемого варианта будущего развития.
  • В-четвертых, перспективные цели, родственные по содержанию, могут быть заменены одна другими, и одна и та же цель может быть реализована различными средствами. Кроме того, необходимо учитывать особенность детерминации общественной жизни, где каждый из компонентов системы относительно самостоятелен, но в то же время взаимосвязан с другими компонентами. Изменения в одном компоненте прямо или косвенно приводят к изменениям в других, а эти, теперь уже вторичные, изменения посредством обратных связей, в свою очередь, влияют на исходный компонент, изменяя его. Поведение каждого компонента и системы в целом во многом зависит от характера и направленности обратных связей, причем сохраняющая совокупность этих связей существенна.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.Сущность  социального проектирования

      Проектирование - одна из форм опережающего отражения действительности, создание прообраза (прототипа) предполагаемого объекта, явления или процесса посредством специфических методов. Проектирование в конкретной форме выражает прогностическую функцию управления, когда речь идет о будущей материальной или идеальной реальности. Его целью является реализация одного из вариантов преобразования объективной действительности, связанного со стремлением придать желаемые свойства и черты проектируемому объекту.

     Проектирование означает определение версий или вариантов развития или изменяемого или иного явления.

     Человек или организация, прежде чем предпринять какое-либо действие, всегда сначала обдумывает несколько вариантов, одному из которых после сопоставления отдается предпочтение5[5]. Широко известно высказывание К.Маркса об отличии архитектора от пчелы, который, приступая к созиданию, подготавливает предварительно проект своего будущего детища.

Информация о работе Понятие и сущность социального проектирования