.1 Социальные технологии:
понятие и сущность
Понятие "социальная технология"
стало использоваться в науке только в
40-х гг. XX в. Основу данного понятия составляет
термин "технология", но технология
не в традиционном смысле, затрагивающие
только материальное производство, а в
более широком - затрагивающем и социальную
сферу.
До сих пор в теории
социологии не выработано единое понятие
социальной технологии. Так, Курбатов
В.И. и Курбатова О.В. 1
определяют ее как упорядоченную во времени
и пространстве последовательность процессов
социальной деятельности, совокупность
навыков, методов, приемов, направленных
на достижение определенной цели, реализацию
социального заказа; а также как разработку
методов и методик результативного и рационального
целенаправленного социального воздействия.
В то же время Иванов В.Н. и Патрушев В.И.
дают даже три определения понятию "социальная
технология".
- Специально организованная область знания
о способах и процедурах оптимизации жизнедеятельности
человека в условиях нарастающей взаимозависимости,
динамики и обновления общественных процессов.
- Способ осуществления деятельности на
основе ее рационального расчленения
на процедуры и операции с их последующей
координацией и синхронизацией и выбор
оптимальных средств, методов их выполнения.
- Метод управления социальными процессами,
обеспечивающий систему их воспроизводства
в определенных параметрах - качество,
свойство, объемы, целостности деятельности
и т.п.
Можно утверждать, что для
современного научного знания сущность
технологии определяется через два
основных понятия: операция и процедура,
где операция - это конкретные действия,
направленные на решение определённой
задачи, а процедура - это набор
определённых необходимых действий.
Исходя из этого, можно предложить следующее
определение понятия "технология"
- это способ реализации людьми конкретного
сложного процесса путём расчленения
его на систему последовательных, взаимосвязанных
процедур и операций, которые выполняются
более или менее однозначно и имеют целью
эффективное достижение поставленной
цели.
Н.С. Данакин конкретизирует
понимание социальных технологий как
способа осуществления деятельности на
основе ее рационального расчленения
на процедуры и операции с их последующей
координацией и синхронизацией и выбора
оптимальных средств, методов их выполнения.
Достоинством данного определения является,
в частности, то, что оно может быть отнесено
ко всем видам человеческой деятельности,
в том числе, конечно же, к социальной работе
как интегрированному, универсальному
виду деятельности, направленной на удовлетворение
социально-гарантированных и личностных
интересов и потребностей людей, и прежде
всего социально уязвимых групп.
Таким образом, понятие "социальная
технология" в научной литературе используется
в следующих основных значениях:
- Совокупность способов, методов, средств,
приемов организации человеческой деятельности
с целью воздействия на социальные процессы
и социальные системы.
- Описание способов, методов, средств,
приемов организации человеческой деятельности
в методиках, которые включают в себя следующие
разделы:
- цели, задачи и возможности метода;
- планируемое итоговое состояние социального
субъекта;
- применяемые метод и приемы;
- способы, условия и последовательность
их применения;
- необходимое время для осуществления
данной технологии;
- квалификация работников;
- способы обучения приемам технологии.
- Область знания, рассматривающая вопросы
создания, использования, распространения
соответствующих методов и процедур преобразовательной
деятельности, т.е. являющаяся научной
дисциплиной. Например, общественные науки
связаны прежде всего с решением практических
задач, обусловленных функционированием
и совершенствованием социальных объектов,
под которыми в данном случае понимаются
не только группы, слои людей, отдельных
индивидов, но и социальные явления и процессы.
- Сама деятельность по целенаправленному
преобразованию социальных субъектов.
Оптимизация развития и функционирования
объектов, субъектов, явлений, социальных
процессов настоятельно требует использования
технологического подхода к управлению
социальной деятельностью, так как масштаб
происходящих изменений, вовлечение людских,
материальных, информационных и других
ресурсов настолько велики, что спонтанность,
стихийность такого движения, чрезмерное
количество ошибок привели бы к неоправданной
растрате сил и средств.
Поэтому формирование политики,
определяемой современным обществом
и проводимой современным государством,
возможно только на основе технологизации,
предусматривающей максимально
эффективное и целесообразное использование
ресурсов и средств.
Классификации социальных
технологий
Социальные технологии весьма
разнообразны, что обусловлено многообразием
социального мира, социальной жизни.
Классификация социальных технологий
может быть осуществлена по различным
основаниям: видам, уровням, сферам применения
и т.д.
К числу наиболее значимых
оснований относятся:
- По масштабам решаемых социальных проблем:
- универсальные социальные технологии;
- частные социальные технологии.
К универсальным технологиям
можно отнести технологии социальной
диагностики состояния какого-либо
социального явления, а к частным
- конкретную технологию, используемую
при решении конкретной задачи, например,
технологию педагогического воздействия.
- По уровню социальной деятельности:
- глобальные социальные технологии, используемые
в масштабах всего человечества;
- региональные социальные технологии,
дающие эффект при решении
- проблем в условиях конкретного региона;
- национальные социальные технологии,
основанные на особенностях национальных
традиций, психологии менталитета и т.п.;
- государственные, позволяющие решать
социальную проблему в пределах
- конкретного государства;
- муниципальные и пр.
- По характеру решаемых задач:
- функциональные социальные технологии,
предназначенные для обеспечения оптимального
и результативного функционирования существующих
социальных систем в различных сферах
общественной жизни;
- инновационные социальные технологии,
направленные на обеспечение оптимального
перехода различных социальных систем
в иное качество; - технологии разрешения
социальных противоречий и конфликтов,
позволяющие найти и реализовать наиболее
оптимальные пути и методы решения подобных
проблем.
- По характеру воздействия на социальные
процессы:
- формирующие социальные технологии,
позволяющие создать новый социальный
объект;
- стимулирующие социальные технологии,
предметом воздействия которых являются
отдельные стороны процесса функционирования
данного объекта;
- сдерживающие социальные технологии,
определённым образом регулирующие процесс
функционирования социального объекта;
- разрушающие социальные технологии,
результатом действия которых становится
исчезновение социального объекта в целом
или какой-либо его части.
- По характеру и содержанию используемых
средств:
- организационно-распорядительные и административные
социальные технологии;
- социально-правовые технологии;
- медико-социальные технологии;
- психологические технологии;
- педагогические технологии и т.п.
Интересным представляется
выделение определённых типов социальных
технологий по такому основанию как
цели функционирования. В этом случае
можно говорить о таких типах
социальных технологий:
- социальные технологии, ориентированные
на созидание;
- социальные технологии, ориентированные
на изменение или исправление условий
протекания процесса или квазитехнологии;
- социальные технологии, ориентированные
на уничтожение, разрушение, исчезновение
или антитехнологии2.
Таким образом, социальные технологии
- это неоднозначное и многообразное
явление. Решение любой социальной
проблемы подразумевает использование
ряда технологий в их взаимосвязи
и взаимозависимости.
2. Типы
социальных технологий
2.1 Универсальные
социальные технологии
2.1.1 Социальная
диагностика
Для успешного решения
социальных проблем необходимо, чтобы
своевременно и в полном объёме были
замечены, осмыслены и осознаны как
сами проблемы (их корни, содержание, перспективы
и возможные последствия), так и возможные
пути и способы их решения. Это возможно
в том случае, если специалист (социальный
работник) владеет навыками деятельности,
которую можно определить как социальная
диагностика.
Социальная диагностика -
это выявление, обозначение и
изучение причинно-следственных связей
и взаимоотношений, порождающих
комплекс социальных проблем различного
уровня организации3.
Успех деятельности социального
работника во многом зависит от того,
насколько точно и своевременно
будут вскрыты им социальные проблемы
клиента. Последовательная реализация
основных стадий социальной диагностики
основывается на строго определённых
принципах, соблюдение которых гарантирует
получение достоверных результатов
и формирование реалистичной программы
дальнейшей деятельности, как клиента,
так и социального работника4.
2.1.2 Социальная
терапия
Социальная терапия - это
комплекс решений, процедур, мероприятий
и действий, направленных на решение
социальных проблем различного уровня
организации5.
Из этого определения следует, что социальная
терапия это явление, которое можно рассматривать
и анализировать на различных уровнях
организации общества. Уровни социальной
организации будут определять цели, задачи,
возможности и методы, используемые в
процессе социально-терапевтического
воздействия на конкретный социальный
объект. Процесс социальной терапии направлен
на решение самых разнообразных задач.
Их характер и содержание определяются
конкретной проблемой или группой проблем,
стоящих перед субъектом и требующих своего
решения. Тем не менее, можно говорить
о существовании основных типов задач
социальной терапии. Среди них:
- исправление, коррекция поведения и деятельности
субъекта;
- предупреждение дисфункций;
- обеспечение нормального развития субъекта;
- самоутверждение личности субъекта.
Решение всех этих задач с
необходимостью предполагает использование
различных методов, основные из которых:
- Административные. Характерными особенностями
этих методов является, во-первых, жёсткое
следование формальным нормам и правилам,
существующим в обществе (законы, инструкции,
положения и т.п.).
- Экономические методы. Данная группа
методов социальной терапии предполагает,
что в процессе их использования могут
быть учтены и проанализированы экономические
интересы и экономическое положение того
или иного социального субъекта. Примерами
подобных методов являются экономические
льготы, экономическая поддержка (пособия,
пенсии и т.п.) и экономические санкции.
- Психолого-педагогические методы. В отличие
от административных и экономических
методов социальной терапии, психолого-педагогические
методы направлены, в первую очередь, на
отдельного человека или на малые социальные
группы. Использование этих методов на
практике предполагает воздействие как
на систему взаимоотношений в малых группах,
так и на внутренний мир человека, его
систему ценностных ориентаций и идеалов.
В соответствии с объектом
воздействия выделяются следующие
виды социальной терапии.
- Индивидуальная, которая применяется
в отношении отдельного человека, разрешение
проблем которого требует конфиденциальности
(сексуальное насилие, семейные неурядицы
и т.п.) к тем, кто не желает или по каким-либо
причинам не может участвовать в групповой
терапии.
- Групповая, представляющая собой стратегию
воздействия, направленную на оказание
помощи людям в преодолении личностных
нарушений или социального неустройства
с использованием групп (при руководстве
социального работника или иного специалиста
- психолога, врача, педагога). Группы могут
формироваться по многим принципам: возрастные,
половые, профессиональные, учебные, для
совместной деятельности и т.п.
- Семейная терапия - работа социального
работника или другого специалиста с семьёй,
которая рассматривается как целостная
единица. Стремясь оказать необходимую
помощь в гармонизации внутрисемейных
отношений, в преодолении семейных проблем
и разрешении внутрисемейных конфликтов,
специалист стремится раскрыть внутригрупповые
роли членов семьи, их взаимные обязанности,
побудить их к более гибкому поведению
и т.п.