Социальные технологии: понятие и сущность

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 11:37, реферат

Краткое описание

Понятие "социальная технология" стало использоваться в науке только в 40-х гг. XX в. Основу данного понятия составляет термин "технология", но технология не в традиционном смысле, затрагивающие только материальное производство, а в более широком - затрагивающем и социальную сферу.
До сих пор в теории социологии не выработано единое понятие социальной технологии. Так, Курбатов В.И. и Курбатова О.В. определяют ее как упорядоченную во времени и пространстве последовательность процессов социальной деятельности, совокупность навыков, методов, приемов, направленных на достижение определенной цели, реализацию социального заказа; а также как разработку методов и методик результативного и рационального целенаправленного социального воздействия. В то же время Иванов В.Н. и Патрушев В.И. дают даже три определения понятию "социальная технология".

Файлы: 1 файл

1 Социальные технологии.docx

— 41.95 Кб (Скачать)

2.1.3 Социальная профилактика

Социальная профилактика - это сознательная, целенаправленная, социально организованная деятельность по предотвращению возможных социальных, психолого-педагогических, правовых и  других проблем и достижению желаемого  результата. 6

социальная  помощь универсальная частная

Приведённое выше определение  понятия "социальная профилактика" позволяет выделить основные цели, на достижение которых направлен этот процесс:

  • выявление причин и условий, способствующих возникновению какой-либо проблемы или комплекса проблем;
  • уменьшение вероятности или предупреждение возникновения недопустимых отклонений от системы социальных стандартов и норм в деятельности и поведении человека или группы;
  • предотвращение возможных психологических, социокультурных и других коллизий у человека или группы;
  • сохранение, поддержание и защита оптимального уровня и образа жизни людей;
  • содействие человеку или группе в достижении поставленных целей, раскрытие их внутренних потенциалов и творческих способностей.

Реализация социальной профилактики предполагает использование самых  разнообразных приёмов и методов  деятельности. На сегодняшний день можно говорить о существовании  следующих методов социальной профилактики.

  1. Медико-социальные - направлены на создание необходимых условий для сохранения приемлемого уровня физического и социального здоровья человека. К их числу относятся медико-социальное просвещение, пропаганда здорового образа жизни, медико-социальный патронаж и т.п.
  2. Организационно-административные - создание системы социального контроля, разработка соответствующей правовой и законодательной базу, формирование системы органов и учреждений для осуществления деятельности по социальной профилактике. К этой группе методов относятся социальный контроль и социальный надзор, социальное управление и социальное планирование и ряд других.
  3. Правовые - разработка и создание соответствующей системы правовых норм и правил поведения и деятельности людей во всех областях социальной жизни и создание эффективной и действующей системы контроля за исполнением этих норм и правил. К этой группе методов относятся правовое просвещение, правовой контроль, правовые санкции и т.п.
  4. Педагогические - формирование у различных социальных субъектов социально приемлемой системы ценностей, норм, стереотипов и идеалов, повышение уровня знаний и расширения кругозора. К их числу относятся давно и хорошо всем известные методы образования, воспитания и просвещения.
  5. Экономические - направлены на поддержание приемлемого и достойного уровня жизни человека и создание необходимых условий для удовлетворения его материальных потребностей. Наиболее часто для решения таких задач используются экономическое стимулирование, экономическое поощрение, экономические льготы и экономическая поддержка и т.п.
  6. Политические - создание в обществе эффективной системы политических прав, свобод, ценностей и ориентиров, позволяющих всем социальным субъектам отстаивать свои интересы в социально приемлемых и допустимых рамках.

2.1.4 Социальная реабилитация

Социальная реабилитация - это комплекс мер, направленных на восстановление разрушенных или  утраченных в силу каких-либо причин общественных связей и отношений, социально  и личностно значимых характеристик, свойств и возможностей субъекта. Это осознанный, целенаправленный, внутренне оранизованный процесс7.

Факторы, которые обуславливают  потребность субъекта в социальнореабилитационных  мерах, можно разделить на две  основные группы:

1. Объективные, т.е. социально или природно обусловленные:

  • возрастные изменения;
  • природные, техногенные или экологические катастрофы;
  • тяжёлые заболевания или травмы;
  • социальные катастрофы (экономический кризис, вооружённый конфликт, рост национальной напряжённости и т.п.).

2. Субъективные или личностно  обусловленные:

  • изменение целей, интересов и ценностных ориентаций субъекта и его собственные действия (уход из семьи, увольнение по собственному желанию или отказ от продолжения учёбы);
  • девиантные формы поведения и др.

Под воздействием этих и им подобных факторов, человек или группа, во-первых, оттесняются на периферию  социальной жизни, постепенно приобретая некоторые маргинальные качества и  характеристики и, во-вторых, утрачивают чувство идентичности между собой  и окружающим миром. Результатом  этих процессов становится ситуация социальной или личностной недостаточности, которая может сопровождаться разрушением  человеческой личности.

К средствам социальной реабилитации, которыми располагает современное  общество, можно отнести следующие  системы:

  • здравоохранения;
  • образования;
  • профессиональной подготовки и переподготовки;
  • средства массовых коммуникаций и массовой информации;
  • организации и учреждения психологической поддержки, помощи и коррекции;
  • общественные и негосударственные организации, работающие в сфере решения специфических социальных и личностных проблем (трудоустройство инвалидов или несовершеннолетних, помощь жертвам сексуального или семейного насилия и т.п.).

2.1.5 Социальная адаптация

В самом общем виде понятие "социальная адаптация" можно определить следующим образом: это процесс взаимодействия субъекта социальной средой, в ходе которого согласовываются требования и ожидания его участников.

Участвуя в процессе социальной адаптации клиента, социальный работник должен помнить о том, что рассматриваемый  процесс представляет собой единство следующих стадий.

  1. Адаптационный шок, под которым понимается общее расстройство функций социального субъекта или системы, вследствие какого-либо потрясения социогенного характера, вызванного резким нарушением привычного взаимодействия с внешней средой8.
  2. Мобилизация адаптационных ресурсов. Здесь для субъектов, сумевших пережить стадию адаптационного шока, наступает этап глубокого осмысления ситуации и концентрации усилий на сознательном поиске выхода из неё. Эта стадия связана с активным, сознательным поиском, выбором и освоением на поведенческом уровне новых моделей жизнедеятельности.
  3. Ответ на "вызов среды". Это завершающая стадия процесса социальной адаптации. Её содержание представляет собой реализацию конкретной модели поведения и деятельности, которые выбираются субъектом с учётом собственных адаптивных ресурсов и возможностей, представлений о происходящем, а также основных характеристик социальной среды, в которой протекает процесс социальной адаптации.

Последовательная смена  основных этапов социальной адаптации  предполагает использование на каждом из них различных механизмов, каждый из которых отличается своеобразием и адаптивными возможностями, появляющимися  у человека или группы и решающих с их помощью проблему адаптации  к новым условиям своей жизнедеятельности.

2.1.6 Социальное консультирование

В настоящее время в  теории и практике социальной работы существуют два основных взаимодополняющих  друг друга подхода к определению  сущности консультирования9С.135-136).

  1. Функциональный, при нём консультирование понимается как метод, обеспечивающий клиента практическими советами и помощью, как любая форма оказания клиенту помощи в отношении содержания, процесса или структуры решаемой задачи, когда сам консультант не отвечает за её решение, но помогает тем, кто несёт такую ответственность. При таком подходе консультант выступает как помощник в решении какой-либо задачи или проблемы.
  2. Профессиональный, при нём консультирование рассматривается как особая профессиональная служба, оказывающая услуги гражданам и организациям с помощью специально обученных и квалифицированных лиц, помогающим выявить социальные проблемы клиента, проанализировать их, дать рекомендации по их решению и содействовать, при необходимости, выполнению принятых решений и полученных рекомендаций.

В настоящее время в  практике социальной работы в целом  и социального консультирования в частности используются следующие  формы и способы деятельности:

  • монолог клиента и его последующий анализ совместно с консультантом;
  • диалог, свободная беседа клиента и консультанта;
  • ответы консультанта на прямые вопросы клиента;
  • разнообразные тестирования;
  • различные тренинги и обучения и т.п.

Какую бы форму работы с  клиентом не избрал консультант в  каждом конкретном случае, необходимо помнить, что любая из них требует  от специалиста, во-первых, искреннего желания помочь человеку, во-вторых, деликатности при контакте с ним, и, в-третьих, тщательности, осторожности и постепенности в работе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Классификация социальных технологий

Социальные  технологии весьма разнообразны ты, что обусловлено многообразием социального мира, социальной жизни, ее отношениями с природными явлениями.

Социальные  технологии можно классифицировать по различным  основаниям – по видам, уровням, сферам применения, по характеру решаемых задач – универсальные и частные. Чаще всего используются следующие подходы к классификации социальных технологий:

  • выделяют социальные технологии глобального и сферного, частного характера. Сферный подход – дифференциация по сфере применения. Социальные технологии рассматриваются как технологии, регулирующие проблемы различных сфер деятельности человека – производственно-экономической, общественно-политической, духовно-культурной.
  • социальные технологии различаются по характеру  их новизны или традиционности – инновационные или традиционные, рутинные.

Социальные  технологии существенно отличаются друг от друга по своему содержанию. Определим кратко содержание наиболее важных социальных технологий, что поможет более подробно и обстоятельно рассмотреть затем специфику технологий в социальной работе.

Инновационные социальные технологии представляют собой такие методы, приемы инновационной деятельности, которые направлены на создание и материализацию нововведений в обществе, реализацию таких инициатив, которые вызывают качественные изменения в разных сферах, приводя к рациональному использованию материальных и других ресурсов в обществе.

Глобальные  социальные технологии выделяются с точки зрения масштабности. Они связаны с решением общечеловеческих проблем. Речь идет о таких знаниях, методах, способах, которые способствуют уяснению не только внутренних, но и мировых тенденций развития, связи общества и природы. Внедрение глобальных технологий прямо или косвенно касается жизнедеятельности и социальной защищенности людей.

Рутинные социальные технологии, в отличие от инновационных технологий, предусматривают такие методы воздействия на социальные процессы, которые характеризуются малой наукоемкостью, отражают вчерашний день социального воздействия и не стимулируют социальный объект, социальную систему к переменам, изменениям.

Региональные социальные технологии направлены на изучение и реализацию закономерностей территориальной организации социальной жизни и планомерное ее изменение.

Одной из разновидностей универсальных технологий является технология глобального моделирования (исследование и решение вопросов сохранения мира, природы, обеспечения населения Земли продовольствием, энергией, материальными средствами и т.д.).

Информационные социальные технологии охватывают способы и приемы оптимизации информационного процесса, его воспроизводства и функционирования.

Интеллектуальные социальные технологии направлены на развитие творческих способностей людей.      

Исторические технологии предполагают осмысление исторического опыта по законам социальной технологизации, т.е. технологизацию исторических знаний как условия политического, экономического, духовного и социального диагностирования.

Демографические технологии нацелены на изучение механизма воспроизводства населения и выработку способов изменения его численности, состава, размещения и т.д.

Социальные технологии согласия представляют собой методы, пути достижения согласия большинства населения в решении наиболее актуальных вопросов общественной жизни, их взаимодействия. К этому типу технологий примыкаютсоциальные технологии разрешения конфликтов, в частности социально-этнических.

Политические технологии как вид социальных технологий представляют собой методы решения политических проблем, выработки политики, ее реализации, осуществления политической деятельности

Административно-управленческие технологии среди управленческих технологий имеют особую важность как способы непосредственного (прямого) оперативного воздействия на управляемый объект. Ясно, что последний вид технологий (как и многие другие) напрямую связан с осуществлением задач социальной работы.

Психологические технологии — это способы воздействия на психологические процессы, качества, явления и отношении, методы воздействия на установки, характер, реакцию, волю личности, межличностные взаимодействия.

Психофизические технологии направлены на изменение параметров процессов, происходящих внутри человека при возмущающих факторах. Данные технологии используются при оказании медико-социальных услуг населению.

Социологический подход к классификации социальных технологий реализуется дифференциацией их на жесткие и гибкие социальные технологии. С точки зрения этого подхода, наибольший интерес представляет классификация технологий с позиции отношения их к управленческим решениям. В этом случае выделяется два типа социальных технологий:

Информация о работе Социальные технологии: понятие и сущность