Понятие, сущность и социального назначение права

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 22:25, контрольная работа

Краткое описание

Право – это систематизированная совокупность правил поведения (норм), устанавливаемых либо санкционируемых компетентными государственными органами, а также принимаемых путем референдума в целях регулирования общественных отношений, выражающих волю определенных классов, слоев населения, а по мере стирания социальных различий и демократизации общества – большинства народа с учетом интересов меньшинства, реализация которых обеспечивается государством.

Файлы: 1 файл

ОТП.doc

— 112.50 Кб (Скачать)
  1. Понятие, сущность и соц. назначение права

   Право – это систематизированная совокупность правил поведения (норм), устанавливаемых либо санкционируемых компетентными государственными органами, а также принимаемых путем референдума в целях регулирования общественных отношений, выражающих волю определенных классов, слоев населения, а по мере стирания социальных различий и демократизации общества – большинства народа с учетом  интересов меньшинства, реализация которых обеспечивается государством.

   В этом определении права отмечены наиболее важные его сущностные свойства (признаки):

   • волевой характер (регулирует общественные отношения через сознание и волю людей);

   •общеобязательность (распространяет свое действие на всех членов общества);

   • нормативность (основа упорядоченного существования и развития общества);

   • исходит от государства или непосредственно  от народа (референдум);

   • формальная определенность составляющих его норм (нормы права закреплены в официальных источниках);

   системность (в праве отражены сложившиеся в общественных отношениях системные связи независимо от воли людей);

   • выступает в письменной форме;

   • неперсонифицированность и неоднократность  применения;

   • процедурноеть (процедура касается порядка издания норм права к  их реализации).

   Сущность  и социальное назначение права проявляется в его функциях.

   Функции - основные направления воздействия  на общественные отношения и поведение людей.

   Выделяют  следующие функции. Общесоциальные функции права (экономическая, политическая и воспитательная) и регулятивные (регулятивно-статическая, регулятивно-динамическая, охранительная и оценочная).

   1. Регулятивно-статическая функция  выражается в определении правового статуса различных субъектов права, определении границ прав и свобод).

   2. Регулятивно-динамическая функция права определяет будущее поведение людей с помощью обязывающих норм (воинский долг, уплата налогов, соблюдение обязательств но договору и т.д.).

   3.  Охранительная функция осуществляется  органами государства, принимающего властные решения, обеспечиваемые государственным принуждением (родители обязаны заботиться о здоровье и воспитании несовершеннолетних детей, иначе могут быть лишены родительских прав).

   4.  Оценочная функция позволяет  праву выступать в качестве  критерия правомерности или неправомерности чьих-либо решений и поступков. 
 

 

2. Правовое государство  и его признаки

Правовое  государство в теоретической  литературе определяется как «организация политической власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для более последовательного связывания правом государственной власти в целях недопущения злоупотреблении».

В этом определении выделены два основных, главных взаимосвязанных принципа государства:

1. Наиболее  полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина. «Обеспечение прав и свобод граждан» объявляется конституциями многих современных государств, включая конституцию Республики Беларусь (ст. 21). Однако режим наиболее полной свободы личности не следует понимать так, что каждому индивиду дозволено абсолютно все, в противном случае в обществе наступает хаос и война.

2.  Наиболее  последовательное связывание с  помощью права государственной власти - второй основополагающий принцип правового государства. Однако формирование для государства режима правового ограничения не следует понимать так, что государство никогда не должно вмешиваться в личные дела индивида, иначе оно будет бессильно защищать права и свободы каждого индивида в отдельности и всех вместе взятых.

Для того чтобы государство успешно выполнило свое социальное назначение, конституционно закрепляется следующий принцип правового государства - разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви. Этот принцип следует понимать так, что каждая ветвь власти, осуществляя свои функции не вмешивается в дела других ветвей власти, но существуют конституционные возможности влияния друг на друга. В отношении законодательной власти предусматривается жесткая процедура законодательного процесса, регламентация основных его стадии, а также право вето президента, если законопроект окажется поспешным.

В отношении  президентской власти предусмотрены  сроки исполнения ее полномочии, импичмент  и др. В отношении судебной власти также предусмотрены правоограничительные средства (презумпция невиновности, право на защиту, состязательность процесса, равенство граждан перед законом и др.).

Среди других важнейших принципов правового  государства следует отметить;

• верховенство права (правового закона) во всех сферах общественной жизни;

•  правовая форма взаимоотношений государства  и гражданина (равные взаимные права, обязанности и ответственность перед обществом);

• наличие  развитого гражданского общества;

• признание  государством естественных прав и свобод человека и гражданина неотчуждаемыми;

•  соответствие норм внутринационального законодательства общепризнанным нормам международного права и др.

 

3. Понятие и систематизация  источников права.  Источники права  в Республике Беларусь

Основным источником права РБ является нормативный правовой акт. Наряду с нормативными правовыми актами в качестве источников права в республике признаются нормативные договоры и правовые обычаи, которые также характеризуются нормативным содержанием. Не являются источниками права в Беларуси судебные иные решения но конкретным делам, юридические доктрины, религиозные писания.

Основные виды нормативных правовых актов страны определены Конституцией и Законом от 10 января 2000 г. «О нормативных правовых актах РБ». К ним относятся:

  • законы 2)декреты и указы главы государства 3)постановления палат Парламента; 4)постановления Правительства: 5)нормативные акты Конституционного Суда (заключения). 
    Верховного Суда и Высшего Хозяйственного Суда (постановления пленумов этих судов). Генерального прокурора РБ, принятые в пределах их компетенции. 6) постановления республиканских органов государственного управления и Национального банка РБ и др.

    Правовой обычай как источник права РБ используется лишь в тех случаях, когда соответствующие отношения урегулированы нормативными актами не полностью и возможность применения обычая оговаривается в законодательстве. Беларусь как субъект международного права руководствуется также обычаями, сложившимися в международно-правовых отношениях, во внешней торговле и морских перевозках и др.

Нормативные договоры в качестве источников права используются для регулирования внутринациональных отношений (при -заключении коллективных договоров в сфере трудовых и социально--экономических отношении; в сфере предпринимательства в связи с развитием рыночных отношении). Положения нормативных договоров являются обязательными для сторон соглашения, но и случае возникновения споров между ними реализация этих положений обеспечивается компетентными правоприменительными органами.

Систематизация – это целенаправленная деятельность гос органов, негосударственных организаций, отдельных лиц по упорядочению, усовершенствованию нормативного правового материала, приведению его в определенную систему.

Виды  систематизации:

1) инкорпорация;

2) кодификация;

3) консолидация.

Инкорпорация - это такая систематизация, при которой происходит объединение нормативно-правовых актов без изменения их содержания в сборниках, где каждый нормативно-правовой акт сохраняет свое самостоятельное значение-

Принципы  инкорпорации: 1) хронологический (по времени принятия) (Собрание декретов, указов Президента и постановлений Правитсльства Республики Беларусь); 2) тематический (Законодательство о труде молодежи).

Консолидация - систематизация нескольких нормативно-правовых актов, при которой они объединяются в единый логический акт, где каждый из актов теряет свое самостоятельное значение (Законодательство по охране природы).

Кодификация     это такая систематизация нормативно-правовых актов, при которой они объединяются в единый логически цельный акт с изменением их содержания. При кодификации устраняются устаревшие нормы (Гражданский кодекс, Трудовой кодекс, Уголовный кодекс и др.). Другие разновидности кодификации:

Устав - кодифицированный акт, объединяющие нормы, регулирующие деятельность министерств, ведомств в определенной сфере управления (Дисциплинарный устав органов внутренних дел).

Положение - кодифицированный акт. регламентирующий полномочия определенных органов, их структуру, функции, т.е. определяющих статус и порядок деятельности субъектов- Положение о комитетах (печати, госбезопасности и др.);.

Правила- нормативно-правой акт, уста на вливающий порядок какого-либо рода деятельности (Правила дорожного движения).

 

4. Правовые нормы:  понятие, виды, структура

Нормы права - это установленные или санкционированные государством правила поведения, регулирующие определенную разновидность общественных отношений, реализация которых обеспечивается компетентными государственными органами.

Признаки:

Исходят от государства или санкционируются им.

Общеобязательный, неперсонифицированный характер.

Формальная  определенность.

Неоднократность действия (закон о выборах рассчитан  не на одну избирательную кампанию).

Распространяются  на неопределенное количество случаев.

Реализуются, обеспечиваются государством.

Регулируют  определенную разновидность общественных отношений.

Системность (тесная связь с другими нормами  права).

Структура правовой нормы

Правовая  норма, как правило, состоит из 3 элементов:

• гипотезы (часть нормы, предусматривает условия, при наступлении которых следует соблюдать установленные ею правила);

• диспозиции (в этой части нормы указывается  каким должно быть поведение при наступлении условий, обстоятельств, указанных в гипотезе);

•санкции (в этой части нормы указываются  юридические последствия в случае невыполнения предписаний, указанных в диспозиции).

Виды  правовых норм

по  форме предписания: обязывающие (все обязаны соблюдать Конституцию Республики Беларусь), запрещающие (нельзя украсть), уполномочивающие (право распоряжаться личной собственностью по своему усмотрению);

по юридической силе (законодательные, подзаконные);

 по степени определенности (абсолютно-определенные, относительно-определенные, альтернативные);

по территориальным пределам действия (на всю территорию, на часть ее, локального действия (нормы права, установленные руководителем учреждения, предприятия);

по назначению (регулятивные, охранительные);

по кругу лиц (общие для всех граждан Республики Беларусь, специальные, касающиеся военнослужащих, пенсионеров);

по способу изложения (отсылочные, бланкетные); •по времени действия (постоянные, временные);

по отраслям права (конституционные, административные и пр.).

 

5. Понятие системы  права. Система  права и система  законодательства, соотношение  и взаимосвязь

Информация о работе Понятие, сущность и социального назначение права