Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 22:25, контрольная работа
Право – это систематизированная совокупность правил поведения (норм), устанавливаемых либо санкционируемых компетентными государственными органами, а также принимаемых путем референдума в целях регулирования общественных отношений, выражающих волю определенных классов, слоев населения, а по мере стирания социальных различий и демократизации общества – большинства народа с учетом интересов меньшинства, реализация которых обеспечивается государством.
Право – это систематизированная совокупность правил поведения (норм), устанавливаемых либо санкционируемых компетентными государственными органами, а также принимаемых путем референдума в целях регулирования общественных отношений, выражающих волю определенных классов, слоев населения, а по мере стирания социальных различий и демократизации общества – большинства народа с учетом интересов меньшинства, реализация которых обеспечивается государством.
В этом определении права отмечены наиболее важные его сущностные свойства (признаки):
• волевой характер (регулирует общественные отношения через сознание и волю людей);
•общеобязательность (распространяет свое действие на всех членов общества);
• нормативность (основа упорядоченного существования и развития общества);
•
исходит от государства или
• формальная определенность составляющих его норм (нормы права закреплены в официальных источниках);
системность (в праве отражены сложившиеся в общественных отношениях системные связи независимо от воли людей);
• выступает в письменной форме;
•
неперсонифицированность и
• процедурноеть (процедура касается порядка издания норм права к их реализации).
Сущность и социальное назначение права проявляется в его функциях.
Функции - основные направления воздействия на общественные отношения и поведение людей.
Выделяют следующие функции. Общесоциальные функции права (экономическая, политическая и воспитательная) и регулятивные (регулятивно-статическая, регулятивно-динамическая, охранительная и оценочная).
1.
Регулятивно-статическая
2. Регулятивно-динамическая функция права определяет будущее поведение людей с помощью обязывающих норм (воинский долг, уплата налогов, соблюдение обязательств но договору и т.д.).
3.
Охранительная функция
4.
Оценочная функция позволяет
праву выступать в качестве
критерия правомерности или
2. Правовое государство и его признаки
Правовое государство в теоретической литературе определяется как «организация политической власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для более последовательного связывания правом государственной власти в целях недопущения злоупотреблении».
В этом
определении выделены два основных,
главных взаимосвязанных
1. Наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина. «Обеспечение прав и свобод граждан» объявляется конституциями многих современных государств, включая конституцию Республики Беларусь (ст. 21). Однако режим наиболее полной свободы личности не следует понимать так, что каждому индивиду дозволено абсолютно все, в противном случае в обществе наступает хаос и война.
2. Наиболее последовательное связывание с помощью права государственной власти - второй основополагающий принцип правового государства. Однако формирование для государства режима правового ограничения не следует понимать так, что государство никогда не должно вмешиваться в личные дела индивида, иначе оно будет бессильно защищать права и свободы каждого индивида в отдельности и всех вместе взятых.
Для того чтобы государство успешно выполнило свое социальное назначение, конституционно закрепляется следующий принцип правового государства - разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви. Этот принцип следует понимать так, что каждая ветвь власти, осуществляя свои функции не вмешивается в дела других ветвей власти, но существуют конституционные возможности влияния друг на друга. В отношении законодательной власти предусматривается жесткая процедура законодательного процесса, регламентация основных его стадии, а также право вето президента, если законопроект окажется поспешным.
В отношении президентской власти предусмотрены сроки исполнения ее полномочии, импичмент и др. В отношении судебной власти также предусмотрены правоограничительные средства (презумпция невиновности, право на защиту, состязательность процесса, равенство граждан перед законом и др.).
Среди других важнейших принципов правового государства следует отметить;
• верховенство права (правового закона) во всех сферах общественной жизни;
• правовая
форма взаимоотношений
• наличие развитого гражданского общества;
• признание государством естественных прав и свобод человека и гражданина неотчуждаемыми;
• соответствие
норм внутринационального
3. Понятие и систематизация источников права. Источники права в Республике Беларусь
Основным источником права РБ является нормативный правовой акт. Наряду с нормативными правовыми актами в качестве источников права в республике признаются нормативные договоры и правовые обычаи, которые также характеризуются нормативным содержанием. Не являются источниками права в Беларуси судебные иные решения но конкретным делам, юридические доктрины, религиозные писания.
Основные виды нормативных правовых актов страны определены Конституцией и Законом от 10 января 2000 г. «О нормативных правовых актах РБ». К ним относятся:
Правовой обычай как источник права РБ используется лишь в тех случаях, когда соответствующие отношения урегулированы нормативными актами не полностью и возможность применения обычая оговаривается в законодательстве. Беларусь как субъект международного права руководствуется также обычаями, сложившимися в международно-правовых отношениях, во внешней торговле и морских перевозках и др.
Нормативные договоры в качестве источников права используются для регулирования внутринациональных отношений (при -заключении коллективных договоров в сфере трудовых и социально--экономических отношении; в сфере предпринимательства в связи с развитием рыночных отношении). Положения нормативных договоров являются обязательными для сторон соглашения, но и случае возникновения споров между ними реализация этих положений обеспечивается компетентными правоприменительными органами.
Систематизация – это целенаправленная деятельность гос органов, негосударственных организаций, отдельных лиц по упорядочению, усовершенствованию нормативного правового материала, приведению его в определенную систему.
Виды систематизации:
1) инкорпорация;
2) кодификация;
3) консолидация.
Инкорпорация - это такая систематизация, при которой происходит объединение нормативно-правовых актов без изменения их содержания в сборниках, где каждый нормативно-правовой акт сохраняет свое самостоятельное значение-
Принципы инкорпорации: 1) хронологический (по времени принятия) (Собрание декретов, указов Президента и постановлений Правитсльства Республики Беларусь); 2) тематический (Законодательство о труде молодежи).
Консолидация - систематизация нескольких нормативно-правовых актов, при которой они объединяются в единый логический акт, где каждый из актов теряет свое самостоятельное значение (Законодательство по охране природы).
Кодификация это такая систематизация нормативно-правовых актов, при которой они объединяются в единый логически цельный акт с изменением их содержания. При кодификации устраняются устаревшие нормы (Гражданский кодекс, Трудовой кодекс, Уголовный кодекс и др.). Другие разновидности кодификации:
Устав - кодифицированный акт, объединяющие нормы, регулирующие деятельность министерств, ведомств в определенной сфере управления (Дисциплинарный устав органов внутренних дел).
Положение - кодифицированный акт. регламентирующий полномочия определенных органов, их структуру, функции, т.е. определяющих статус и порядок деятельности субъектов- Положение о комитетах (печати, госбезопасности и др.);.
Правила- нормативно-правой акт, уста на вливающий порядок какого-либо рода деятельности (Правила дорожного движения).
4. Правовые нормы: понятие, виды, структура
Нормы права - это установленные или санкционированные государством правила поведения, регулирующие определенную разновидность общественных отношений, реализация которых обеспечивается компетентными государственными органами.
Признаки:
Исходят
от государства или
Общеобязательный,
неперсонифицированный
Формальная определенность.
Неоднократность действия (закон о выборах рассчитан не на одну избирательную кампанию).
Распространяются на неопределенное количество случаев.
Реализуются, обеспечиваются государством.
Регулируют определенную разновидность общественных отношений.
Системность (тесная связь с другими нормами права).
Структура правовой нормы
Правовая норма, как правило, состоит из 3 элементов:
• гипотезы (часть нормы, предусматривает условия, при наступлении которых следует соблюдать установленные ею правила);
• диспозиции (в этой части нормы указывается каким должно быть поведение при наступлении условий, обстоятельств, указанных в гипотезе);
•санкции (в этой части нормы указываются юридические последствия в случае невыполнения предписаний, указанных в диспозиции).
Виды правовых норм
по форме предписания: обязывающие (все обязаны соблюдать Конституцию Республики Беларусь), запрещающие (нельзя украсть), уполномочивающие (право распоряжаться личной собственностью по своему усмотрению);
•по юридической силе (законодательные, подзаконные);
по степени определенности (абсолютно-определенные, относительно-определенные, альтернативные);
• по территориальным пределам действия (на всю территорию, на часть ее, локального действия (нормы права, установленные руководителем учреждения, предприятия);
•по назначению (регулятивные, охранительные);
• по кругу лиц (общие для всех граждан Республики Беларусь, специальные, касающиеся военнослужащих, пенсионеров);
• по способу изложения (отсылочные, бланкетные); •по времени действия (постоянные, временные);
• по отраслям права (конституционные, административные и пр.).
5. Понятие системы права. Система права и система законодательства, соотношение и взаимосвязь
Информация о работе Понятие, сущность и социального назначение права