Понятие, сущность и социального назначение права

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 22:25, контрольная работа

Краткое описание

Право – это систематизированная совокупность правил поведения (норм), устанавливаемых либо санкционируемых компетентными государственными органами, а также принимаемых путем референдума в целях регулирования общественных отношений, выражающих волю определенных классов, слоев населения, а по мере стирания социальных различий и демократизации общества – большинства народа с учетом интересов меньшинства, реализация которых обеспечивается государством.

Файлы: 1 файл

ОТП.doc

— 112.50 Кб (Скачать)

Система права - это объективно обусловленная характером общественных отношений внутренняя организация (структура) права, которая выражается в единстве и согласованности юридических норм, их делении на отрасли и институты.

Первичным элементом системы права является его норма, регулирующая типовые общественные отношения, а из различных сочетаний правовых норм складываются другие элементы этой системы: институты, подотрасли и отрасли права, которые регулируют более сложные по структуре группы общественных отношений.

Отрасль права — это совокупность взаимосвязанных, обособленных юридических норм, регулирующих качественно однородную сферу общественных отношений своим особым методом. Так, нормы права, регулирующие земельные отношения, образуют отрасль земельного права; определяющие характер финансовых отношений в государстве — отрасль финансового права.

Отрасль права состоит из менее крупных  групп норм, имеющих общие черты, но характеризующихся внутри отрасли некоторой обособленностью. Эти элементы в теории права называются правовыми институтами.

Правовой  институт — это входящая в отрасль права совокупность юридических норм, регулирующих определенную разновидность или сторону общественных отношений.

К примеру, в отрасли гражданского права  есть институты купли-продажи, дарения, поручения, исковой давности и т.д., уголовного права — институты имущественных преступлений, преступлений против личности, снятия и погашения судимости; уголовно-процессуального права — институты потерпевшего, подозреваемого, обвиняемого.                                    Наряду с институтами права в составе некоторых наиболее сложных и крупных отраслей права выделяют группы юридических норм, составляющих подотрасли права.

Подотрасль  права — это крупная группа правовых норм, состоящая из ряда институтов в составе отрасли права и регулирующая близкие отношения определенного вида.

Например, подотрасль обязательственного права  в отрасли гражданского права  объединяет институты купли-продажи, мены, дарения, имущественного найма, подряда и др.

Система законодательства - это расположение законодателем нормативно-правовых актов, обусловленное системой права и целями государственного управления в той или иной области общественной жизни (конституционное, гражданское, уголовное и т.д.).

Система нрава и система законодательства, их соотношение

Различия:

1) если  первичным элементом системы  права является норма, то первичным элементом системы законодательства - нормативный акт;

2) если  система нрава складывается объективно, в соответствии с существующими общественными отношениями, то система законодательства преимущественно субъективна, так как зависит от воли законодателя;

3) если  система права выступает в  качестве содержания, то система  законодательства - в качестве формы.

 

6.Правотворчество: субъекты, принципы, виды, стадии

Правотворчество есть процесс познания и оценки правовых потребностей общества и государства, формирования и принятия правовых актов уполномоченными субъектами в рамках соответствующих процедур. В этом определении указывается на несколько необходимых элементов для правотворчества:

1) познание  и выявление процессов и явлений,  допускающих или требующих правовой регламентации;

2) определение  органа государства или субъекта, управомоченного припять тот  или иной акт;

3) выбор  формы предполагаемого акта;

4)  подготовка, принятие или изменение его  в рамках соответствующих процедур.

В процессе правотворчества переплетаются  общественные интересы, волевые установки, варианты решений. Импульсом для творчества служат интересы лиц, групп, партий, стоящих у власти и оппозиционных сил.

Виды  правотворчества

1. Правотворчество  госорганов,

2 Непосредственное  правотворчество народа (референдумы).

3. Совместное  правотворчество госорганов и  общественных организаций.

Принципы  правотворчества

Принцип демократизма (выявление и учет воли народа).

Законность (соблюдение процедуры принятия акта, соблюдение компетенции).

Научность (учет социологических и статистических данных, экспертиз ученых и т.п.).

Принцип исполнимости (учет финансовых, кадровых, организационных, юридических условий, наличие которых позволяет нормативно-правовому акту быть реализованным).

Строгая дифференциация правотворчества (субординация).

Законотворчество - это вид правотворческой деятельности, специальная деятельность компетентных органов, завершающая процесс правообразования, в результате которой приобретает юридическую силу, вступает в действие закон.

Основные  стадии принятии закона

1.  Законодательная  инициатива, под которой понимается  право органов государства, общественных организаций, граждан вносить законопроекты, влекущие обязательное рассмотрение в Высшем законодательном органе - Национальном собрании Республики Беларусь. Ею обладают обе палаты Национального собрания, Президент, Правительство, граждане, обладающие избирательным правом, собравшие не менее 50 тысяч подписей. Если законопроекты связаны с увеличением финансовых расходов, требуется согласие Президента, либо по его уполномочению Правительства (ст. 99 Конституция).

2. Обсуждение  законопроекта сначала в Палате представителей, затем в Совете Республики.

3.  Официальное  принятие закона путем голосования  большинством депутатов и одобрения Совета Республики от полного состава палат (ст. 100 Конституция). В соответствии со ст. 101 Конституции Палата представителей и Совет Республики могут делегировать Президенту законодательные полномочия на издание декретов, имеющих силу закона, определив предмет регулирования и срок полномочий. Временные декреты Президента, имеющие силу закона, надлежит в 3-дневный срок направить для одобрения в Палату представителей, затем в Совет Республики.

4.  Опубликование  закона и введение его в  действие - завершающая стадия. Законы подлежат немедленному опубликованию после их подписания и вступают в силу через 10 дней после опубликования, если в законе не установлен иной срок (ст. 104 Конституции).

Источниками официального издания законов являются:

- Ведомости  Национального собрания Республики  Беларусь:

- газеты  «Звезда», «Народная газета».

Для нормативных  правовых актов Президента и Правительства:

- Собрание  декретов и указов Президента  и постановлений Правительства Республики Беларусь;

- газета  «Республика».

Для всех видов нормативных правовых актов  официальным изданием является Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь.

Принятие  международно-правовых актов с участием Республики Беларусь имеет особенности. Они приобретают юридическую силу с момента утверждения высшим представительным органом - Национальным Собранием Республики Беларусь.

 

7. Действия нормативно – правовых актов во времени, в пространстве, по кругу лиц.

Действие  нормативных правовых актов во времени

Время вступления в юридическую силу указывается: 1) в самом акте или в специальном  акте о введении его в действие; 2) с момента принятия акта или его опубликования; 3) по истечении определенного срока после опубликования. В соответствии со ст. 104 Конституции Республики Беларусь законы подлежат немедленному опубликованию после их подписания и вступают в силу через 10 дней после опубликования, если в самом законе не указан иной срок. В таком же порядке вступают в силу декреты Президента Республики Беларусь, его указы вступают в силу с момента их включения в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. В таком же порядке входят в действие постановления Совета Министров Республики Беларусь.

Утрата  действия нормативно-правового акта происходит:

1) по  истечении указанного в акте  срока;

2) в  случае его прямой отмены;

3) в  случае принятия нового нормативного  акта, регулирующего эти отношения, но по-другому;

4)  при  изменении обстоятельств (прекращение  боевых действий).

Закон обратной силы не имеет, за исключением  случаев, когда он смягчает или отменяет юридическую ответственность граждан (ст. 104 Конституции Республики Беларусь).

Действие  нормативных правовых актов в пространстве

В отличие  от действия нормативных правовых актов  во времени их действие в пространстве связано с определением территории, на которой нормы этих актов подлежат обязательной реализации.

В международном  праве под территорией государства  понимается часть земного шара, принадлежащая  определенному государству и  находящаяся под его суверенной властью. В состав территории государства  входят: вся суша в пределах его границ, включая недра; внутренние (национальные) и территориальные воды (прибрежные воды морей и океанов определенной ширины); воздушное пространство в пределах границ государства; военные суда (морские и воздушные) под флагом государства; невоенные суда под флагом государства в открытом море и международном воздушном пространстве; космические корабли (станции) со знаком государства, зарегистрировавшего объект. К территории государства приравниваются территории посольств, консульств, миссий, находящихся за рубежом.

В соответствии с международным принципом территориального верховенства как составной части государственного суверенитета нормативные правовые акты высших и центральных органов государства действуют на всей территории государства или на обозначенной в них части этой территории.

Так, согласно статье 6 УК Республики Беларусь граждане нашей страны или постоянно проживающие в республике лица без гражданства, совершившие преступление вне ее пределов, подлежат ответственности по белорусскому законодательству, если совершенные ими деяния признаны преступлениями в государстве, на территории которого они были совершены, и если они не понесли уголовную ответственность в этом государстве. При осуждении указанных лиц наказание назначается в пределах санкции статьи УК Республики Беларусь, но не должно превышать верхнего предела санкции, предусмотренной законом государства, на территории которого было совершено преступление. 

Действие  нормативных правовых актов по кругу  лиц

Все законы Республики Беларусь распространяются на граждан Республики Беларусь, на лиц без гражданства, на иностранцев, не пользующихся экстерриториальностью. К лицам, пользующимся правом экстерриториальности (главы иностранных государств, послы), уголовное и административное принуждение не применяется.

Иностранные граждане и лица без гражданства  не могут участвовать в выборах в госорганы, служить в армии, милиции, участвовать в референдумах.

 

8. Правовые отношения:  понятие, виды, структура

Правовые  отношения - это юридическая форма общественных отношений, представляющая собой возникающие на основе правовых норм и определенных жизненных обстоятельств связи конкретных субъектов нрава, обладающих взаимными субъективными правами и юридическими обязанностями, гарантированными государством.

Признаки  правоотношения:

1.  Волевой  характер (право воздействует на  поведение людей через их сознание, волк»)

2.  Возникает  на основе права.

3. Имеет  двусторонний характер.

4.  Субъекты  правоотношения наделены субъективными  правами и несут юридические обязанности.

5.  Правовые  обязанности всегда конкретны,  принадлежат конкретным, названным  по имени лицам.

Информация о работе Понятие, сущность и социального назначение права