Понятие налогов и их социально-экономическая сущность

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 17:39, лекция

Краткое описание

Налоги – это обязательные платежи, устанавливаемые государством и взимаемые в определенных размерах и в установленные сроки.
Экономическая сущность налогов состоит в том, что они представляют собой часть национального дохода, которая аккумулируется государством для осуществления своих функций и задач. Налоги – это исходная категория финансов. На протяжении всей истории развития общества формы и методы налогов развивались и изменялись. Наибольшего развития они достигли в условиях развития товарно-денежных отношений.

Файлы: 1 файл

Лекция_2_Понятие_налогов_и_их_социально-экономическая_сущность.doc

— 53.50 Кб (Скачать)

      Лекция 2. Понятие налогов и их социально-экономическая сущность 

      Налоги – это обязательные платежи, устанавливаемые государством и взимаемые в определенных размерах и в установленные сроки.

      Экономическая сущность налогов состоит в том, что они представляют собой часть национального дохода, которая аккумулируется государством для осуществления своих функций и задач. Налоги – это исходная категория финансов. На протяжении всей истории развития общества формы и методы налогов развивались и изменялись. Наибольшего развития они достигли в условиях развития товарно-денежных отношений.

      Налогообложение является одной из важнейших проблем современности. Оно затрагивает вес социально-экономические сферы жизни общества. Ни одно государство не может обойтись без налоговых доходов. Как общественная категория налоги отражают конкретные историко-экономические условия жизни людей и государства. Исследуя налоги, ученые экономисты давали различные определения. В частности классик экономической теории Д. Рикардо писал: "Налоги составляют ту долю продукта и труда страны, которая поступает в распоряжение правительства, они всегда выплачиваются в конечном счета из капитала или дохода".1

     Анализируя  капиталистические производственные отношения К.Маркс отмечал, что "экономическим воплощением существования государства являются налоги"22.

     Более подробное определение налогов  дал русский ученый начала XX века А.Соколов. В частности он пишет; " Пол налогами нужно разуметь принудительный сбор, взимаемый государственной властью с отдельных хозяйствующих лиц или хозяйств, для покрытия её расходов или для достижения каких-либо задач экономической политики без предоставления плательщикам его специального 'эквивалента".13 Именно Соколов первым отметил, что налоги не эквивалентны расходам государства на обеспечение общественных благ и нельзя поставить знак равенства между уровнем налогообложения и объемом благ, которые получает каждое лицо от деятельности государства.

     Исторически налоги возникли с разделением общества на социальные группы и появлением государства. Социально-экономическая сущность, функции и роль налогов определялась экономическим и политическим строем общества, природой и •задачами государства.

     Необходимость налогов вытекает из функций и  задач государства. В докапиталистическом мире значительная часть потребностей государственной казны покрывалась за счет доменов и регалий.

     Домены  - это доходы от недвижимости, главным образом земли, находящейся в собственности главы государства-короля, императора, монарха.

     Регалии - доходы от монопольного права государства па занятие определенной хозяйственной деятельностью.

     По  мере развития товарно-денежных отношений  государственная собственность сокращается, и доход от нее сводится к минимуму. Одновременно расширяются старые и появляются новые функции государства и как следствие, возрастают расходы.

     Государственная власть во все времена нуждалась  в средствах для своего содержания, но методы привлечения этих средств  менялись в зависимости от обстоятельств  и уровня развития общества.

        Древнейшие государства жили грабежом соседей, и их правители обычно затевали войны, как только в казне кончались деньги. Наиболее мощные государства от разовых контрибуций переходили к регулярному сбору дани. Но грабежи, контрибуции и дань - это удел побежденных народов, с развитием цивилизации государства научились защищать себя от враждебных соседей. Они стали создавать регулярные армии, для содержания которых потребовались стабильные источники средств. Вначале короли просто грабили своих подданных, но скоро им пришлось просить согласия общества, как на сбор средств, так и на ведение войн, которые раньше считались частным делом власти. Таким образом, первым обоснованием для появления регулярных податей стали военные расходы.

     Параллельно во многих странах, где церковь играла важную роль в жизни общества, формировалась система обязательных церковных сборов. После объединения церкви с государственной властью эти сборы стали частью системы общегосударственных налогов.

     Но  настоящей колыбелью современных  налогов стали свободные города - первые буржуазные республики. В практике городских налогов того времени уже содержались основные черты современной налоговой системы: признание налога в качестве общественно необходимого ограничения принципа частной собственности; добровольность налога, выражаемая в обязательном утверждении налоговых законов выборными представителями народа; денежная форма налога и запрещение

     изъятия имущества для уплаты налога (что  впоследствии привело к осознанию  необходимости ограничения налогов  текущими доходами налогоплательщика как условия защиты частного предпринимателя от произвола государства); общественный контроль за распределением и расходованием собранных налоговых средств.

     В свободных городах и сформировались две основные функции современных  государственных финансов:

  1. содержание государственной власти со всеми ее атрибутами - аппаратом управления, судом, полицией, армией и т. д.;
  2. финансирование общегосударственных хозяйственных нужд (коммунальное хозяйство, дороги, средства связи, а позднее энергетика, центральный банк, система здравоохранения, образование и т. д.).
  3. на современной стадии развития социально ориентированной рыночной экономики к ним добавилась третья функция - перераспределение доходов, что выражается в создании и функционировании за счет обязательных взносов граждан и предприятий мощной системы социального страхования и социального обеспечения.

      Таким образом, современные  налоги - это продукт  демократического общества, созданного на основе социальной рыночной экономики. Отсюда следует основной принцип использования налогов - для развития общества и в его интересах, но не в ущерб обществу и его экономическому развитию.

      Сущность  налогов проявляется в их трех функциях:

      1. Фискальная, обеспечивающая поступление средств в государственный бюджет.

      2. Перераспределительная, обуславливающая переаспределение части доходов различных субъектов хозяйствования в пользу государства.

      3. Регулирующая – возникает с расширением экономической деятельности государства. Она целенаправленно воздействует на развитие национального хозяйства в соответствии с принимаемыми программами. При этом используются выбор форм налогов, изменение их ставок, способов взимания, льготы и скидки. 

      Классические  принципы налогообложения  А.Смита 

      1. Принцип справедливости  налогообложения

      Налог должен взиматься в соответствии с доходом каждого налогоплательщика.

      2. Принцип определенности  налогообложения 

      Размер  налога и сроки выплаты должны быть заранее и точно определены.

      3. Принцип удобства  налогообложения

      Каждый  налог должен взиматься в то время и тем способом, который наиболее удобен для налогоплательщика.

      4. Принцип экономии  налогообложения

      Издержки  взимания налогов должны быть минимальными.

      В последующем развитии налогов эти  принципы уточнялись и дополнялись  и сводятся к следующим.

      Принцип справедливости в налогообложении  рассматривается в двух аспектах:

      а) достижение «горизонтального равенства», которое требует, чтобы все доходы налогоплательщиков, независимо от того, как они зарабатываются и тратятся, облагались на равных условиях;

      б) соблюдение «вертикального равенства» перед законом по обязательствам налогоплательщиков, имеющих разный уровень доходов и находящихся  в разных ситуациях. Это означает, что обложение доходов физических лиц должно осуществляться с применением дифференцированных ставок по прогрессивной шкале для перераспределения части доходов наиболее состоятельных людей в пользу малообеспеченных, которые или не должны платить налоги вообще, или платить гораздо меньше остальных.

      2. Принцип простоты. Для налогоплательщика должны быть понятны назначение и содержание налога, область применения и механизм действия, Закон о налоге не должен быть громоздким и сложным.

      3. Определенность налогов – равенство установленных условий и требований на всей территории страны и для всех хозяйствующих субъектов.

      4. Минимум налоговых льгот. Государство не должно поощрять или наказывать плательщиков через систему налогов. Для этой цели должны быть специальные статьи в расходной части вместо сокращения налогов в доходной части бюджета. Это должно делаться гласно. Не нужно произвольно освобождать от налогов определенных продуктов, услуг, деятельности социальных групп налогоплательщиков.

      5. Сопоставимость налоговых ставок по основным видам налогов с другими странами – данной страны по экономическим отношениям. Это необходимо для обеспечения паритета в привлечении инвестиций, а низкие ставки приведут к перетоку доходов в бюджеты стран, экспортирующих капитал, и отрицательно повлияют на бюджет страны  – импортера капитала; высокие ставки будут препятствовать притоку иностранных инвестиций в экономику страны.

      В законодательстве Казахстана о налогах  и других обязательных платежах в  бюджет оговорены также такие  принципы, как обязательность налогообложения, единство налоговой системы, гласность налогового законодательства.

      Характерной особенностью налоговых  поступлений государству является их последующее обезличенное использование для разнообразных общественных нужд. В этом налоги отличаются от различных обязательных целевых взносов, отчислений платежей, устанавливаемых как государством, так и другими властными органами; сюда относятся строго целевые отчисления на социальное страхование, взносы и отчисления в специальные фонды. 

Контрольные вопросы для обсуждения: 

  1. Какие платежи  называются налогами (дайте определение)?
  2. В каких размерах и сроках устанавливаются налоги?
  3. Кто устанавливает налоги?
  4. Какова экономическая сущность налогов (объясните на конкретных примерах)?
  5. Когда появились налоги и что является их основой?
  6. Когда налоги достигли своего наивысшего развития?
  7. Каким образом налоги связаны с финансами (привести примеры)?
  8. Какая функция налогов обеспечивает поступление денежных средств в бюджет?
  9. Сколько функций, и какие, конкретно имеют налоги?
  10. Какая функция налогов способствует расширению экономической деятельности государства?
  11. Какое открытие принадлежит А.Смиту?
  12. Какие аспекты имеются у принципа равенства?
  13. Что выражает вертикальное равенство?
  14. При каких условиях обеспечивается горизонтальное равенство?
  15. В каких случаях налогоплательщик может быть наказан или поощрен?
  16. Почему ставки разных стран должны быть сопоставимы?
  17. Чем отличаются налоги от других платежей?

Информация о работе Понятие налогов и их социально-экономическая сущность