Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 12:43, реферат
Сущность социального проектирования. Объект и субъект социального проектирования. Субъект и объект социального проектирования. О методологии социального проектирования. Методы и этапы проектирования. Виды социального проектирования.
МОСКОВСКОЕ ВЫСШЕЕ ВОЕННОЕ КОМАНДНОЕ УЧИЛИЩЕ (ФИЛИАЛ)
ВЕННОГО УЧЕБНО-НАУЧНОГО ЦЕНТРА СУХОПУТНЫХ ВОЙСК ”ОБЩЕВОЙСКОВОЙ АКАДЕМИИ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ”
РЕФЕРАТ
Кафедра: Гуманитарных и
социально-экономических
Тема: Виды и методы социального проектирования.
Выполнил: Рыбников Г.А.
Проверил: Чумаченко В.Г.
г. Москва
2012
ВВЕДЕНИЕ
Социальный проект - это определенная последовательность шагов по эффективной реализации задуманной идеи в какой-либо конкретной социальной сфере в конкретные сроки с привлечением оптимальных средств и ресурсов. Последовательность, полученная в ходе:
- преобразования первичного описания (задания), с представлением описания (при необходимости) в различных формах;
- устранения
некорректности первичного
- оптимизации
заданных характеристик
При этом, составной частью (одной из задач) социального проектирования может быть и образовательный (самообразовательный) процесс проектировщика.
Социальное
проектирование - особый вид деятельности,
направленный на решение проблем, возникающих
в жизни человека и связанных
с отношениями с другими
Термин "проектирование"
происходит от лат. "projectus" - брошенный
вперед; это - процесс создания прототипа,
прообраза предполагаемого или
возможного объекта или состояния.
Это специфическая
Практического
работника сегодня едва ли заинтересует
проектная деятельность, трактуемая
как взгляд, брошенный вперед на
образ неопределенного, но заманчивого
будущего. Современный руководитель,
сочетающий в своей работе профессионализм
социального менеджера и
Не удивительно,
что при таком подходе
Существует
тесная связь между прогностическими,
проектировочными и управленческими
функциями в развитии социальных
систем. Необходимость выхода прогнозирования
из чисто научной сферы и
Подчеркнем
прямую зависимость, существующую между
теорией прогнозирования и
Анализируя опыт лучших управленцев, можно обнаружить в их работе немало элементов проектирования и предвидения. Прежде чем начать работу, они представляют, какими хотят видеть свои социальные системы. Составляется план движения к этой цели, определяются задачи работы с коллективом, намечаются стержневые, ведущие дела. Такой перспективный план работы (как отдельный собственный план действий) становится профессиональной необходимостью, нормой для руководителя, он позволит работать ритмично, последовательно, учитывая развитие социальной системы, предвидеть ожидаемый и желательный результат.
Многообразие форм преобразующей деятельности дает основание выделить новые функции в управлении социальными системами. Чтобы тот или иной вид деятельности мог выполнять роль самостоятельной функции управления, необходимо отвечать критериям соответствия, которые Ю. А. Конаржевский определил и научно обосновал при изучении педагогического анализа как единицы процесса управления. К ним относятся: специфичность цели деятельности; характер действий и операций, объективно необходимых для достижения общей цели управления; системность содержания и особенность структуры; функциональная интегративность и сквозной характер деятельности.
Принимая
данный подход при исследовании специфики
проектирования, мы решаем аналогичную
задачу, полагая, что совокупность преобразующих
видов деятельности создает достаточно
расплывчатое представление о границах
распространения
проектной, инновационной и исследовательской
работы до сих пор вызывают у многих руководителей
затруднения. Определяя функциональную
самостоятельность проектирования в едином
цикле управления, необходимо учитывать
такую его особенность, как способность
субъектов выделять объекты, которые подлежат
преобразованию и трансформации.
Занимаясь проблемами методологии и теории формирования проектной культуры, обратим особое внимание на трансформационный характер проектирования как вида деятельности. По мнению О. И. Генисаретского, это означает, что, проникая во все сферы человеческого бытия, оно может либо дифференцироваться и преобразовываться в другие формы, либо, занимая доминирующее положение, интегрировать в себе все прочие формы деятельности как свои разновидности. В частности, указывает ученый, проектирование в форме проектного воздействия вместе с другими деятельностями принято считать частью управления. С другой стороны, в сфере проектной деятельности также проявляются весьма развитые управленческие процедуры, например, в процессе реализации дизайн-программы.
Эта особенность
проектирования отчетливо просматривается
в теории социального управления.
Так, В. Л. Глазычев отмечает, что в
длительной своей предыстории социальное
проектирование было одной из функций
управления. В рамках социального
управления Л. Н. Коган и С. Г. Панова
обнаруживают, как планирование, программирование
и проектирование объединяются в
группу конструктивных подходов, оказывающих
активное воздействие на будущее
путем совершенствования
Таким образом,
с одной стороны, проектирование
- это деятельность над деятельностью,
когда проводится научное исследование
управленческой структуры; с другой
- это составляющий компонент любой
другой деятельности. Но независимо от
положения, в котором находится
проектирование, оно не может не
проявить свою автономность и самостоятельность,
что обусловлено его
В некоторых
исследованиях подтверждается, что
проектирование может применяться
в управлении как процесс функционирования,
совершенствования и развития социальных
систем, процессов и явлений. Если
субъектов управления удовлетворяет
нынешнее состояние системы, и они
приняли решение
Интерес к проектированию проявляется и в периоды неустойчивого, инновационного развития. С позиции ретроспективного подхода можно привести немало фактов, подтверждающих это положение. Символично, например, что слово "проект" появилось в русском языке в эпоху реформ Петра I, обнаруживая себя в документообороте начала XVIII в. в значениях "предложение", "намерение". Позднее, во времена правления Екатерины II, встречается глагол "проектировать", трактуемый как замысел осуществления, проведения в жизнь нового предприятия. Философские воззрения Дж. Дьюи, определившие основные педагогические идеи и положения проектного подхода к обучению детей, также формировались в условиях эпохальных изменений: бурной индустриализации страны, наплыва иммигрантов, разрушения традиционных отношений и ценностей в американском обществе и огромных потрясений в мире - первой мировой войны, социальных революций, великой экономической депрессии. На стыке XX и XXI вв. вновь радикально трансформируются культурные реалии, стереотипы жизни, социальные, политические и экономические институты. Проектирование снова оказывается той силой, мощь которой способна разрешить, казалось бы, многие тупиковые проблемы. Анализируя причины активности проектной деятельности в периоды интенсивного развития, можно предположить, что одной из них является определенное наслоение друг на друга разных состояний системы. Известно, что социальные системы, находятся в ситуации промежуточной неопределенности, поскольку, будучи открытыми, они являются составной частью социума. Подобное состояние мы повседневно наблюдаем, когда удивительным образом сочетаются процессы неустойчивости и стабильности, спада и подъема, хаоса и гармонии. Формы проявления проектирования, сопрягаясь с границами функционирования, развития и трансформации жизнедеятельности, сочетаются. В итоге палитра функциональных свойств и связей проектирования в высшей степени может выразиться только в эпицентре преобразований.
Анализ инновационного
периода развития социальных систем
последних лет позволил установить
зависимость между формами
1.СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ
Социальное проектирование как отрасль социологической науки появилось в XX веке, когда стало очевидным, что игнорирование социальных аспектов развития чревато серьезными издержками в функционировании современных обществ.
На первых
этапах своего становления оно было
производным от научного и технического
проектирования. Исторически научно
обоснованные методы проектирования впервые
стали применяться в
В отечественной
социологии первые идеи о проектировании
социальных систем были высказаны в
работах И.И.Ляхова, В.Н.Дубровского,
А.Г.Раппопорта, В.М.Разина, Б.В.Сазонова,
Г.П.Щедровицкого и О.И.Генисаретского.
С точки зрения социального управления
эти проблемы рассматривались В.Г.
1.1.Сущность социального проектирования
Проектирование – одна из форм опережающего отражения действительности, создание прообраза (прототипа) предполагаемого объекта, явления или процесса посредством специфических методов. Проектирование в конкретной форме выражает прогностическую функцию управления, когда речь идет о будущей материальной или идеальной реальности. Его целью является реализация одного из вариантов преобразования, объективной действительности, связанного со стремлением придать желаемые свойства и черты проектируемому объекту. Человек или организация, прежде чем предпринять какое-либо действие, всегда сначала обдумывает несколько вариантов, одному из которых после сопоставления отдается предпочтение. Широко известно высказывание К.Маркса об отличии архитектора от пчелы, который, приступая к созиданию, подготавливает предварительно проект своего будущего детища. Социальное проектирование представляет собой одно из проявлений целенаправленной деятельности, когда разрабатываются различные варианты решения социальных проблем. Оно применяется также при подготовке социальных планов и программ по регулированию коренным образом преобразуемых процессов и явлений, которые ранее не нуждались в детальной проработке и управлении. Проектирование, будучи одной из форм выработки и принятия решения, выступает как важный элемент цикла управления, обеспечивающий реализацию других его функций. Однако социальное проектирование в отличие от планирования в меньшей степени обусловливает, детерминирует другие функции управления, ибо допускает многовариантность решений, исходя из имеющихся материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Эта задача несколько изменяется, когда речь идет о реорганизации (реконструкции) существующих социальных процессов или социальных институтов на принципиально иных основах. В этом случае проектирование направлено на поиск и обоснование таких средств, которые предполагают возможность их воспроизведения или замены в различных ситуациях. Еще одно отличие заключается в том, что социальное проектирование может и не иметь определенных сроков, основываясь лишь на примерных расчетах, без строгого временного ограничения. Отмечая исключительную важность этого процесса, иногда употребляется термин социальное конструирование (И.Н.Ляхов, 1970). Конструктивная деятельность – это поле творческого освоения социальной действительности. Она базируется на том, что наряду с наиболее вероятной тенденцией существуют менее вероятные, но реально возможные тенденции. Кроме того, обычно имеется запас внутренних социальных ресурсов, который может быть мобилизован для решения данной социальной задачи. И наконец, перспективные цели, близкие по содержанию, могут на каком-то этапе меняться своим положением, или одна и та же цель обеспечивается различными средствами. Социальное проектирование существенно отличается от социальной инженерии, которая стремится конструировать возможные пути развития явления или объекта, исходя из потребностей той непосредственной среды, процессы которой в первую очередь интересуют проектантов.
Информация о работе Виды и методы социального проектирования