Понятие, виды социальных норм

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2011 в 18:54, курсовая работа

Краткое описание

Общество – это сложный, социальный организм. Наиболее характерными его чертами являются упорядоченность и организованность. Такое состояние общества можно достичь только с помощью регулирования. Выделяются два вида регулирования общественных отношений: нормативное и ненормативное.

Файлы: 1 файл

kyr.doc

— 214.50 Кб (Скачать)

Российская  правовая академия 

Министерство  юстиции Российской Федерации 
 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

Тема: «Понятие, виды социальных норм»

                      Выполнила студентка

                       Заочной формы  обучения,

                      гр.____________________,

                      Ильина Я.В.

                      Научный руководитель

                      ____________________

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Ижевск 2003 г. 
 
 
 
 

Заключение.

 

   Общество  – это сложный, социальный организм. Наиболее характерными его чертами  являются упорядоченность и организованность. Такое состояние общества можно  достичь только с помощью регулирования. Выделяются два вида регулирования общественных отношений: нормативное и ненормативное.

   Ненормативное регулирование выражается в различных  естественных нормах, которые существуют в виде знаний о нормальном, естественном состоянии объекта, определяемом его природой.

   Но  все-таки наиболее важное значение для  упорядочения поведения людей в  обществе имеет нормативное регулирование. Основным средством нормативного регулирования  являются социальные нормы.

     Хотя нельзя забывать и о  технических нормах, которые регулируют отношения между людьми и внешним миром, природой и техникой. Среди технических норм некоторые ученые (Черданцев А.Ф.) выделяют особый вид норм – технико-юридические. Их главное отличие заключается в том, что их исполнение обеспечивается государством и они содержатся в различных нормативно-правовых актах. На основании наличия у нормативно-технических норм санкций их иногда относят к подвиду социальных норм. Хотя данная точка зрения является спорной.

  Социальные  нормы – это общие правила  поведения, действия в обществе, которые возникают по воле людей.

    Основными признаками социальных  норм являются следующие:

  1. Это общие правила поведения людей в обществе.
  2. Они не имеют конкретного адресата.
  3. Социальные нормы возникают в связи с волевой сознательной деятельностью людей.
  4. Они возникают в процессе исторического развития и функционирования общества.
  5. Данные нормы соответствуют типу культуры и социальной организации общества.

  Таким образом, социальные нормы выступают  основным регулятором общественных отношений. Кроме данной функции некоторые ученые выделяют еще оценочную и трансляционную.

   Социальные  нормы различны. В зависимости от способов установления и обеспечения они делятся на четыре основные группы:

  1. Обычаи.
  2. Нормы морали.
  3. Корпоративные нормы.
  4. Нормы права.

   Наиболее спорным вопросов является соотношение норм права и норм морали. Во многом это вытекает из того, что спорным является само определение морали. Общепринятое мнение: мораль и нравственность – понятия равноценные. Других точек зрения по многим аспектам данного вопроса придерживаются такие ученые, как Черданцев А.Ф., Соловьев В.С., Ильин И.А. и другие.

   Соотношение норм права и морали включает в  себя четыре компонента: единство, различие, взаимодействие и противоречие. Единство права и морали заключается в  том, что они имеют единые цели и задачи – упорядочение и совершенствование общественной жизни. Право и мораль совпадают также по объекту регулирования, которыми являются общественные отношения. Нормы права и морали – это фундаментальные исторические ценности, имеющие единую нормативную основу. Отличительными особенностями права и морали являются следующие:

   1. Мораль и право имеют различные  способы установления. Нормы права  санкционируются государством, а  нормы морали устанавливаются  спонтанно в процессе практической деятельности людей.

   2. Данные нормы различаются по  методам обеспечения. Право обеспечивается  принудительной силой государства,  а мораль – силой общественного  мнения.

   3. Мораль и право выражаются  и фиксируются в различных  источниках.

   4. Нормы права и морали различаются по характеру и порядку ответственности. За нарушение норм права наступает юридическая ответственность, предусмотренная законодательством. Нарушение же норм морали влечет за собой применения мер общественного воздействия.

   5. Нормы права и морали имеют также различный характер и способ воздействия, разные сферы действия и свои особенные исторические судьбы.

   Взаимодействие  права и морали выражается в том, что они поддерживают друг друга  в упорядочении общественных отношений  и позитивном влиянии на личность.

   Также в современных сложных условиях между правом и моралью возникают  противоречия.

   Обычаи принято определять как устойчивые и достаточно распространенные в определенной сфере правила поведения, которые в результате многократного, длительного повторения становятся привычкой, обыкновением, соблюдаемыми добровольно.

   Обычаи  подразделяются на правовые и неправовые (общегражданские). Правовые обычаи называются правовыми, так как они получают отражение в праве, им охраняются, защищаются, приобретая тем самым юридическую силу.

   Если  за основу взять масштаб значимости того события, с которым связан данный обычай, то можно выделить 3 группы: 1) общественно – гражданские обряды; 2) лично – гражданские; 3) лично – семейные.

   К первой группе  относятся обрядовые действия, с проведением государственных, трудовых и профессиональных праздников. Вторая и третья группы обычаев отражают этапные события в жизни отдельного человека: одни события индивидуальной жизни связаны с обществом, социальными институтами, например, вступление в трудовой коллектив, другие – с семьей, семейной жизнью.

   Взаимодействие  права и обычаев выражается в  том, что право либо поддерживает обычаи и создает условия для  их реализации, либо пытается вытеснить  общественно-вредные обычаи, либо вообще относится к ним нейтрально.

   Корпоративные нормы — это правила поведения, по которым живут и действуют различные общественные объединения.

   Особенности корпоративных норм следующие:

  1. они направлены на обеспечение внутриорганизационных отношений, возникающих в рамках той или иной организации, т.е. они регулируют отношения между субъектами этой организации;

    2) фиксируются  в уставах или иных аналогичных  документах;    3)корпоративные  нормы подлежат проверке на  соответствие законодательству  в виде регистрации со стороны государства; 4)обеспечиваются самой организацией, их нарушения могут влечь за собой организационные наказания - исключение из организации, общественное порицание и т.д.

   По  ряду формальных признаков корпоративные  нормы схожи с правовыми: текст нормы закрепляется в соответствующем документе; корпоративные нормы также как и правовые, принимаются по определённой процедуре; систематизированы.

Отличие корпоративных  норм от норм права заключается в  том, что пределом регулирования  корпоративных норм являются отношения, не урегулированные юридическими нормами.

      Взаимодействие  корпоративных и правовых норм выражается в трех аспектах:

      1.Право  граждан на создание организаций  закреплено в законе, таким образом,  проявляется поддержка правом  корпоративных норм.

        2.Юридические нормы могут полностью  вытеснять корпоративные нормы  (в тоталитарном государстве).

        3. И наоборот, корпоративные нормы  могут выходить за пределы  своего регулирования (при неразвитом  правовом регулировании).

  Итак, право, действуя в системе социальных норм, является только одним из элементов этой системы. В настоящее время формируется правовое общество и демократическое государство. Нормальное и эффективное их развитие может быть обеспечено только в случае гармоничного взаимодействия норм права и иных социальных норм. 
 
 

  Классификация социальных норм.

  Социальные  нормы весьма многочисленны и разнообразны, что связано с богатством и неоднородностью самих общественных отношений — предмета регулирования. В социологии они делятся по различным основаниям на соответствующие виды, классы, группы (элементарные и сложные, интенсивные и экстенсивные, прогрессивные и регрессивные, спонтанные и директивные, «живые» и «мертвые, функционирующие и нефункционирующие)1.

Юридическая наука не вдается в столь подробную и исчерпывающую классификацию, а подразделяет указанные нормы, в основном исходя из таких критериев, как способы формирования, сферы действия, социальная направленность. С этой точки зрения выделяются:

  1) правовые нормы;        7) корпоративные;

  2) моральные;                  8) нормы обычаев, традиций, привычек;

  3) политические;             9) деловые обыкновения;

  3) эстетические;             10) правила этикета, корректности, приличия,                    

  4) религиозные;                                                         обрядов, ритуалов.

  5) семейные;

  Это общепринятая и наиболее распространенная классификация. Объединяющим началом здесь служит то, что все эти нормы носят социальный, а не технический характер. Несмотря на их различия, они тесно взаимосвязаны, ни одни из них не действуют изолированно от других, не существуют в «рафинированном» виде. Такой сферы отношений просто нет. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 1. СИСТЕМА  НОРМАТИВНОГО  РЕГУЛИРОВАНИЯ. 

1.1.Нормативное регулирование.

Современное общество – это целостный социальный организм. Наиболее важными качествами общества являются организованностьность, упорядоченность всех отношений, образующих социальную жизнь. Такой порядок в обществе достигается с помощью нормативного регулирования. Под ним понимается упорядочение поведения людей при помощи различных нормативных регуляторов. Нормативные регуляторы – это общие правила (известные модели и образцы поведения), которые распространяются на все случаи данного рода и которым должны подчиняться все лица, попавшие в нормативно – урегулируюмую ситуацию.

Таким образом, основными чертами нормативных  регуляторов являются:

 1) неперсонифицированность адресатов, т.е. данные регуляторы распространяют свое действие на неограниченный круг лиц;

 2) обязательностью исполнения правил, содержащихся в них;

3) повторяемостью  регулируемых ими действий;

4) наличием (в большинстве случаев) санкций  за нарушение правил поведения. 

В своей  совокупности нормативные регуляторы образуют систему нормативного регулирования. В нормативную систему входят социальные и технические нормы (регуляторы).  

Информация о работе Понятие, виды социальных норм