Методы социального познания

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2011 в 12:24, реферат

Краткое описание

После того как определены объект и предмет социологического исследования, установлены те их стороны и черты, которые требуют особого внимания, встаёт задача выявления количественных параметров этих сторон и черт. Для этого, необходимо пройти через полевой этап исследования. В ходе этого этапа исследования для сбора социологической информации могут применяться разного рода методы. Каждый из них имеет свои особенности, предполагает определённые требования. В чём они состоят и какими приёмами надо овладеть, чтобы умело использовать эти методы на практике? Рассмотрению этих вопросов и посвящён этот реферат.

Оглавление

1.Введение
2.Опрос: интервью, анкетирование и их виды
2.1 Познавательные возможности опроса
2.2 Виды опроса: анкетирование, интервьюирование
1. Анкетирование
2.2.2 Интервьюирование
3.Социологическое наблюдение, социологический эксперимент, метод экспертных оценок, анализ документов, микросоциологические методы, метод фокус-групп
3.1 Социологическое наблюдение
3.1.1 Виды наблюдения
3.1.2 Основные достоинства и недостатки метода наблюдения
3.2 Социологический эксперимент
3.3 Метод экспертных оценок
3.4 Анализ документов
3.5 Микросоциологические методы. Метод фокус-групп
4. Вывод
5. Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Социология.docx

— 35.90 Кб (Скачать)

     План

1.Введение

2.Опрос: интервью, анкетирование и их виды

   2.1 Познавательные возможности опроса

   2.2 Виды опроса: анкетирование, интервьюирование

      1. Анкетирование

      2.2.2  Интервьюирование

3.Социологическое наблюдение, социологический эксперимент, метод экспертных оценок, анализ документов, микросоциологические методы, метод фокус-групп

   3.1 Социологическое наблюдение

    3.1.1 Виды наблюдения

     3.1.2 Основные достоинства и недостатки метода наблюдения

  3.2 Социологический эксперимент

  3.3 Метод экспертных оценок

  3.4 Анализ документов

  3.5 Микросоциологические методы. Метод фокус-групп

4. Вывод 

5. Список использованной  литературы 
 
 
 

                                                              Введение.

 
 

    После того как определены объект и предмет  социологического исследования, установлены  те их стороны и черты, которые  требуют особого внимания, встаёт задача выявления количественных параметров этих сторон и черт. Для этого, необходимо пройти через полевой этап исследования. В ходе этого этапа исследования для сбора социологической информации могут применяться разного рода методы. Каждый из них имеет свои особенности, предполагает определённые требования. В чём они состоят и какими приёмами надо овладеть, чтобы умело использовать эти методы на практике? Рассмотрению этих вопросов и посвящён этот реферат. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.Опрос:  интервью, анкетирование  и их виды                                                              1.1Искусство опроса состоит в правильной формулировке и расположении вопросов. Вопросы задают не только социологи. Первым задумался о научной постановке вопросов древнегреческий философ Сократ, который разгуливал по улицам Афин и ставил прохожих в тупик хитроумными парадоксами. Сегодня опросным методом пользуются, кроме социологов, также журналисты, врачи, следователи, учителя. К методу опроса исследователь обращается тогда, когда для решения поставленной задачи ему необходимо получить информацию о сфере сознания людей: об их мнениях, мотивах поведения, оценках окружающей действительности, о жизненных планах, целях, ориентациях, информированности и т.п. Во всех подобных случаях именно люди, участники изучаемых социальных процессов, выступают в роли уникального источника информации, который не может быть заменен никаким другим. Суть метода опроса сводится к общению исследователя прямо или косвенно через его представителя (интервьюера, анкетера) с совокупностью людей (респондентов) в форме вопросно-ответного диалога. Особенность этого общения состоит в том, что оно, с одной стороны, должно отвечать строгим требованиям научной процедуры, а с другой, исходить из того, что источником информации выступают рядовые участники изучаемых процессов, осознающие эти процессы в рамках повседневного житейского опыта. Таким образом, в опросе реализуются познавательные взаимодействия двух различных уровней общественного сознания: научного, носителем которого выступает исследователь, и обыденного, практического, носителем которого выступает опрашиваемый, респондент.                                                                                                                              1.2 Виды опроса: анкетирование, интервьюирование

     Выбор вида опроса определяется целями исследования, его организационно-экономическими возможностями, а также требованиями к достоверности и надежности искомой информации. В зависимости  от того, какие условия и формы  общения опосредует связь исследователя  с совокупностью опрашиваемых, различаются  две основные формы опроса: анкетирование  и интервьюирование.

     При анкетировании опрашиваемый самостоятельно воспринимает текст вопросника и сам его заполняет. В случае интервьюирования в роли посредника между текстом вопросника и респондентом выступает интервьюер, который представляет авторов исследования и реализует цели исследования в ситуации опроса. Интервьюер задает вопросы, выслушивает ответы респондента и фиксирует их содержание в соответствии с процедурой, предусмотренной инструкциями.

                   

     1.2.1 Анкетирование

     Это самый распространенный в социологии метод. Логика построения вопросов в  анкете соответствует целям исследовании и служит получению только такой  информации, которая проверяет гипотезы. Вопросы в анкете формулируются  максимально точно и конкретно, нельзя допускать неясностей и двусмысленности. Все вопросы делятся на два  типа – открытые и закрытые. В  открытых вопросах после текста вопроса  социолог оставляет место и просит респондента самостоятельно сформулировать свое мнение. В закрытых вопросах после текста социолог предлагает несколько вариантов ответа. 

     В социологии различают два типа анкетного  опроса – сплошной и выборочный. По месту проведения выделяют анкетирование  дома, на работе и в целевых аудиториях (посетители магазинов, выставок и т.п.). По способу распространения анкет  выделяют: раздаточная анкета (раздается  респондентам самим анкетером), почтовая (рассылается по почте), прессовая (публикуется  в газете или журнале). Различные  сочетания названных признаков  образуют множество разновидностей анкетного опроса.

     Разновидностью  сплошного опроса выступает перепись, при которой опрашивается все  население страны. С начала XIX века переписи населения проводятся в европейских странах, а сегодня они используются повсеместно. Они дают бесценную информацию, но стоят дорого. Даже богатые страны могут позволить себе подобную роскошь раз в 10 лет. Сплошной опрос по охвату исчерпывает всю совокупность респондентов, принадлежащих к какой-то общности или группе. Население страны – самая крупная из таких общностей. Но есть и более мелкие, например, персонал предприятия, все участники какого-либо мероприятия , все жители небольшого города. Если опрос проводится на таких объектах, он называется сплошным. Эта разновидность используется на практике чаще переписей. Именно к ней обычно применяют наименование сплошного опроса, а перепись выделяют в отдельный вид.

     Выборочное  обследование является более экономичным  и не менее надежным методом, хотя требует более изощренной методики и техники. Его основа – выборочная совокупность (выборка) – уменьшенная  копия генеральной совокупности.  Генеральной совокупностью считают все население или ту его часть, которую социолог намерен изучить. Выборочной совокупностью называют множество людей, которых социолог опрашивает. В сплошном опросе они совпадают, а в выборочном расходятся. Институт Гэллапа в США регулярно опрашивает 1.5-2 тыс. человек, а в результате получает достоверные сведения обо всем населении, ошибка не превышает нескольких процентов.     Также ведут себя и отечественные социологи. Социолог не имеет права опрашивать специально подобранных, первых встречных или наиболее доступных респондентов. Выборка имеет вероятностный механизм отбора, специальные математические процедуры, обеспечивающие наибольшую объективность. Считается, что случайный метод – наилучший способ отобрать типичных представителей генеральной совокупности. Свойство выборки отражать характеристики изучаемой (генеральной) совокупности называется репрезентативностью. Расхождение между выборочной и генеральной совокупностью называется ошибкой репрезентативности.

     Почтовый  опрос также достаточно популярный метод опроса больших совокупностей  людей!!!!!!. Слабые стороны его – низкий процент возврата без применения специальных приемов (около 5 %), не поддающаяся контролю ситуация заполнения анкет (кто и в каких условиях заполнял анкету) и связанные с этими особенностями трудности обоснования репрезентативности выборки целевой совокупности. Публикация анкеты в газетах или журналах активно используется в журналистской практике, однако познавательные возможности этого вида опроса ограничены в связи с проблемой возврата заполненных анкет. Среди других существенных недостатков раздаточного анкетирования следует указать на необходимость использования в этом случае очень простых по структуре анкет.

     Интервью как метод сбора социологической информации во многом лишено перечисленных выше недостатков, но платой за это является сравнительно высокая стоимость. Привлечение интервьюеров увеличивает затраты времени и средств на их обучение, отбор, контроль качества их работы. Однако хорошо обученный интервьюер обеспечивает точность реализации процедуры отбора респондентов для опроса. Опытный интервьюер обеспечивает благоприятную ситуацию опроса, контролирует влияние третьих лиц на формирование ответов респондента. Он способен также адаптировать текст анкеты к индивидуальным психологическим особенностям опрашиваемого: снять психологические барьеры или предубежденность, вызывающие нежелание участвовать в опросе или уклонение от ответов на отдельные вопросы.

     Влияние интервьюера на качество получаемых данных значительно выше, чем анкетера, поэтому при использовании интервью особое внимание уделяется изучению влияния (эффекта) интервьюера, которое  может быть как положительным, так  и отрицательным в зависимости  от подготовки, строгости отбора интервьюеров и проверки качества их работы.

     1.2.2 Интервью

     Различается несколько видов интервью в зависимости  от того, насколько стандартизирована  ситуация беседы, т.е. насколько жестко и подробно разработаны для интервьюера  правила установления контакта с  респондентом, последовательность вопросов и их формулировка, возможности в ходе беседы принимать собственные методические решения!!!!. Степень стандартизации интервью определяется целями исследования, характером ожидаемой информации и объемом выборки. Когда социолог планирует опрос значительной совокупности людей (несколько сотен или тысяч), когда содержательная структура исследуемой проблемы четко определена и адаптирована к уровню обыденного сознания опрашиваемых, наиболее подходящим методом сбора данных является стандартизированное (формализованное) интервью с закрытыми вопросами .                                                                                                                      

     Эта разновидность интервью сводит к  минимуму возможные индивидуальные отклонения от разработанного стандартного плана беседы со стороны как респондента, так и интервьюера. Она мало отличается от анкетирования и позволяет  опросить массу людей. Примером может  являться телефонное интервью. 

     Стандартизированное интервью с открытыми вопросами  представляет респонденту больше самостоятельности  в формулировке ответов и требует  от интервьюера их максимально подробной  точной регистрации. Все остальные  элементы ситуации опроса остаются стандартными: вводная беседа, последовательность вопросов и их формулировки. Применяется  также сочетание техники открытых и закрытых вопросов в интервью при  опросе больших совокупностей людей. Направленное (фокусированное) интервью – следующая ступень к уменьшению стандартизации поведения интервьюера  и опрашиваемого. План такого интервью предусматривает только перечень вопросов, которые следует обязательно  рассмотреть во время беседы. Однако последовательность и формулировка вопросов могут меняться в зависимости  от конкретной ситуации, индивидуальных особенностей опрашиваемого. Цель интервью – "сфокусировать" внимание респондента  на обсуждаемой проблеме, явлении, его  следствиях и причинах. Часто основой  такой беседы становятся книга, фильм, ситуация, с которыми предварительно знакомят будущих респондентов.

           Нестандартизированное (свободное) интервью предполагает предварительную разработку примерных основных направлений беседы с респондентом. Формулировка вопросов, их последовательность складываются в процессе интервью и определяются индивидуальными особенностями опрашиваемого. Ответы респондента фиксируются с максимальной полнотой, включая особенности лексики, смысловые ассоциации и отклонения от темы опроса. Цель нестандартизированного интервью разведывательная: получение информации о незнакомом явлении, углубление знаний о знакомом объекте, выяснение подробностей, не охваченных в стандартизированном интервью. Естественно, что такое интервью – товар штучный, и количество интервьюируемых невелико.

2. Социологическое  наблюдение, социологический  эксперимент, метод  экспертных оценок, анализ документов, микросоциологические  методы, метод фокус-групп

     2.1 Социологическое наблюдение

     Каждый  из нас ежедневно использует метод  наблюдения в повседневной жизни. Мы наблюдаем за детьми, за людьми в  очереди, за пациентами в больнице и  т.д. Иногда мы обобщаем наблюдения и  делимся ими с другими людьми, иногда – это просто мимолетные взгляды. С профессиональным наблюдением  мы сталкиваемся , когда комментатор  рассказывает о ходе футбольного  матча, учитель наблюдает за поведением учеников в классе при изменении  условий ведения урока и т.п. Таким образом, во многих сферах социальной практики наблюдение успешно используется для изучения реальности. В науке  метод наблюдения применяется уже  много столетий. Наблюдение в социологии – метод сбора информации путем  непосредственного изучения социального  явления в его естественных условиях.

     В зависимости от степени стандартизации техники наблюдения можно выделить две основные разновидности этого  метода. Стандартизированная техника  наблюдения предполагает наличие предварительно детально разработанного списка событий, признаков, которые предстоит наблюдать, определение условий и ситуаций наблюдения, инструкции для наблюдателей.

     Вторая  разновидность методики наблюдения – неструктурированное или не стандартизированное наблюдение. В  этом случае исследователь определяет лишь общие направления наблюдения, где результаты фиксируются в  свободной форме непосредственно  в процессе наблюдения или позднее  по памяти.

     Социологические школы, ориентированные на качественные методы изучения общества, используют метод наблюдения как один из центральных  самостоятельных методов. Социально  неодобряемое, отклоняющееся поведение и т.п. требуют активного привлечения методов наблюдения. Одним из классических примеров является изучение методом включенного наблюдения жизни бродяг Чикаго Н. Андерсоном. История знает немало и других исследований подобного рода: это работа Трашера по изучению городских банд (Чикаго, 1928), В. Уайта по изучению банд Бостона из современных сериал  «Реальные пацаны»

Информация о работе Методы социального познания