Виды и методы конкуренции

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 20:49, реферат

Краткое описание

Главной особенностью рыночной экономики является свобода выбора: производитель свободен в выборе производимой продукции, потребитель – в приобретении товара, работник – в выборе места работы и т.д. Но свобода выбора не обеспечивает экономического успеха автоматически. Он завоевывается в конкурентной борьбе
Конкуренция, с одной стороны, - это экономическая состязательность за достижение лучших результатов в области какой-либо деятельности, борьба товаропроизводителей за более выгодные условия хозяйствования, получения наивысшей прибыли.

Оглавление

I . Конкуренция. Понятие конкуренции.Функции конкуренции……………..3
II . Виды конкуренции…………………………………………………………...5
III . Методы конкуренции……………………………………………………….9
Список литературы……………………………………………………………...15

Файлы: 1 файл

основы эк мой.docx

— 31.96 Кб (Скачать)

Прикладаная информатика (в экономике)

 

Основы бизнеса

 

Виды и методы конкуренции.

 

 

 

 

 

                                                                 Выполнила:

                                                                                       Андреева Дарья

                                                                                      Проверила:

                                                                                       Шлемина Ирина Владимировна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание:

I . Конкуренция. Понятие конкуренции.Функции конкуренции……………..3

II . Виды конкуренции…………………………………………………………...5

III . Методы конкуренции……………………………………………………….9

Список литературы……………………………………………………………...15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I . Конкуренция.Понятие конкуренции.Функции конкуренции                

           Главной особенностью рыночной экономики является свобода выбора: производитель свободен в выборе производимой продукции, потребитель – в приобретении товара, работник – в выборе места работы и т.д. Но свобода выбора не обеспечивает экономического успеха автоматически. Он завоевывается в конкурентной борьбе

Конкуренция, с одной стороны, - это экономическая состязательность за достижение лучших результатов в  области какой-либо деятельности, борьба товаропроизводителей за более выгодные условия хозяйствования, получения  наивысшей прибыли. С другой стороны  – элемент рыночного механизма, обеспечивающий взаимодействие рыночных субъектов в производстве и сбыте  продукции, а также в сфере  приложения капитала. Конкуренция является для фирм сильным стимулом создавать продукты улучшенного качества и внедрять более дешевые способы производства. Никто точно не знает, какой именно продукт потребители захотят иметь в недалеком будущем или какая технология поможет свести к минимуму удельные издержки на единицу продукции. Конкуренция помогает найти ответ на этот вопрос.

Существует большое множество  исторически сложившихся определений  данного понятия.  
                           По определению классической школы, конкуренция есть соревнование ради прибыли, борьба за экономическое выживание. По Марксу, конкуренция - борьба между предпринимателями за наиболее выгодные условия вложения капитала. И.Шумпетер считал, что конкуренция - это соперничество старого с новым, где рано или поздно новое берёт верх. Даются и такие содержательные определения конкуренции, как отношения между хозяйствующими субъектами по поводу сравнения экономических результатов их деятельности; практически принудительная форма реализации объективно действующих законов рыночной экономики. 
Также исторически сложились основные подходы к толкованию понятия «конкуренция»:  
                         Первый подход определяет конкуренцию как экономическую состязательность на рынке.  
                        Второй подход рассматривает конкуренцию как элемент рыночного механизма, который обеспечивает взаимодействие всех субъектов на рынке и который создаёт равновесие на рынке, т.е. уравнивает спрос и предложение.Третий подход определяет конкуренцию как фактор, согласно которому определяется тип отдельного рынка

Выделяются следующие  основные функции конкуренции:

1 . регулирующая

2 . аллокационная

3 . инновационная

4 . адаптационная

5 . распределительная

6 . контролирующая

Регулирующая функция  конкуренции проявляется в подсчёте на рынке общественно-необходимых  затрат труда по производству каждого  конкретного вида товара. Она указывает  производителям, какие затраты труда  должны быть ориентиром для них в  производстве. 
         Аллокационная функция конкуренции выражается в эффективном размещении факторов производства в местах, где их применение обеспечивает наибольшую отдачу. 
         Инновационная функция обнаруживается, прежде всего, в финансировании и стимулировании НТП. 
         Адаптационная функция нацелена на рациональное приспособление фирм к условиям внутренней и внешней среды. 
          Распределительная функция конкуренции оказывает прямое и косвенное воздействие на распределение суммарного объёма произведенных благ среди потребителей. И, наконец, контролирующая функция призвана не допустить установления монополистического диктата одних агентов рынка над другими.

 

 

II . Виды конкуренции

Существуют 4 основных вида конкуренции:

1 .  чистая ( совершенная  ) конкуренция

2 . монополистическая конкуренция

3 . олигополия

4 . чистая монополия

 

Совершеннаяконкуренция

 
Большое число продавцов  и покупателей одного и того же товара. Изменения в цене какого-либо продавца вызывают соответствующую  реакцию только среди покупателей, но не среди других продавцов. 
Рынок открыт для каждого. Рекламные компании не так важны и обязательны, т.к на продажу предлагаются только гомогенные (однородные) товары, рынок прозрачен и отсутствуют какие-либо предпочтения. На рынке с подобной структурой цена - это заданная величина. На основании вышеизложенного можно вывести следующие варианты поведения участников рынка: 
Акцептант цены Хотя цена и формируется в процессе конкуренции среди всех участников рынка, но в то же время отдельно взятый продавец не оказывает никакого прямого влияния на цену. Если продавец запрашивает более высокую цену, все покупатели сразу же переходят к его конкурентам, так как в условиях совершенной конкуренции каждый продавец и покупатель обладают полной и правильной информацией о цене, количествах продукта, затратах и спросе на рынке 
Если же продавец запрашивает более низкую цену, то он окажется не в состоянии удовлетворить весь спрос, который будет ориентирован на него, в силу его незначительной доли на рынке, при этом прямого влияния на цену со стороны этого конкретного продавца не происходит. 
Если покупатели и продавцы поступают одинаковым образом, то они оказывают влияние на цену. 
Регулятор количества Если продавец вынужден согласиться с преобладающими на рынке ценами, то он может приспособиться к рынку путем регулирования объема своих продаж. В этом случае он определяет количество, которое он намерен продать по заданной цене. Покупателю также остается лишь выбрать, сколько он захочет получить по заданной цене. 
Условия совершенной конкуренции определяются следующими предпосылками: 
- большое количество продавцов и покупателей , ни один из которых не имеет заметного влияния на рыночную цену и количество товара 
- каждый продавец производит однородный продукт , который ни в каком отношении не отличим огт продукта других продавцов 
- барьеры для входа на рынок в долгосрочном аспекте либо минимальны, либо вообще отсутствует 
- никаких искуственных ограничений спроса, предложения или цены существует и ресурсы - переменные факторы производства - мобильны 
- каждый продавец и покупатель владеет полной и правильной информацией о цене , количествах продукта , затратах и спросе на рынке. 
Нетрудно видеть, что ни один реальный рынок не удовлетворяет всем перечисленным условиям.Поэтому схема совершенной конкуренции имеет в основном теоретическое значение. Однако она является ключем к пониманию более реальных рыночных структур . И в этом ее ценность. 
Для участников рынка в условиях совершенной конкуренции цена - это заданная величина. Поэтому продавец может лишь решать, какое количество товара он захочет предложить по данной цене. Это означает, что он одновременно акцептант цены и регулятор количества.

 

Монополистическая конкуренция

 

Относительно большое  число производителей предлагает похожую, но не идентичную продукцию, т.е. на рынке  присутствуют гетерогенные товары. В  условиях совершенной конкуренции  фирмы производят стандартизованную (однородную) продукцию, в условиях монополистической конкуренции  производится дифференцированная продукция. Дифференциация затрагивает прежде всего качество продукта или услуг, благодаря чему у потребителя  складываются ценовые предпочтения. Продукция может быть дифференцирована также по условиям послепродажного  обслуживания ( для товаров длительного  использования), по близости к покупателям, по интенсивности рекламы и т.п. 
Таким образом, фирмы на рынке монополистической конкуренции вступают в соперничество не только ( и даже не столько) через цены, но и путем всемирной дифференциации продукции и услуг. Монопольность в такой модели заключается в том, что каждая фирма в условиях дифференциации продукции обладает в некоторой мере монопольной властью над своим товаром; она может повышать и понижать цену на него вне зависимости от действий конкурентов, хотя эта власть и ограничивается наличием производителей аналогичных товаров. Кроме того на монополистических рынках наряду с мелкими и средними достаточно крупные фирмы. 
При такой модели рынка фирмы стремятся расширять свою область предпочтений путем индивидуализации своей продукции. Это происходит прежде всего с помощью товарных знаков, наименований и рекламной компании, которые однозначно выделяют различия товаров. 
Монополистическая конкуренция отличается от совершенной полиполии по следующим признакам: 
- на совершенном рынке продаются не гомогенные, а гетерогенные товары; 
- для участников рынка нет полной прозрачности рынка, и они действуют не всегда в соответствии с экономическими принципами; 
- предприятия стремятся расширить свою область предпочтений путем индивидуализации своей продукции; 
- доступ к рынку для новых продавцов при монополистической конкуренции затруднен в силу наличия предпочтений.

 

Олигополия

 

Немногочисленность участников конкуренции- когда относительно малое ( в пределах десятка) число фирм господствует на рынке товаров или  услуг. Примеры классических олигополий: "большая тройка" в США - "Дженерал моторз", "Форд", "Крайслер". 
Олигополии могут производить как однородные, так и дифференцированные товары. Однородность чаще всего преобладает на рынках сырья и полуфабрикатов: руды, нефти, стали, цемента и т.д.; дифференциация - на рынках потребительских товаров. 
Немногочисленность фирм способствует их монополистическим соглашениям : по установлению цен, разделу или распределению рынков или по другим способам ограничения конкуренции между ними. Доказано, что конкуренция на олигополистическом рынке тем интенсивней, чем ниже уровень концентрации производства (большее число фирм), и наоборот. 
Важную роль в характере конкурентных отношений на таком рынке играют объем и структура той информации о конкурентах и об условиях спроса, которой фирмы располагают: чем такой информации меньше, тем более конкурентным будет поведение фирмы. Основное отличие олигополистического рынка от рынка совершенной конкуренции связано с динамикой цен. Если на совершенном рынке они пульсируют непрерывно и бессистемно в зависимости от колебаний спроса и предложения, то при ологополии имеют тенденцию к устойчивой фиксации и изменяются не так часто. Типично т.н. лидерство в ценах, когда их преимущественно диктует одна ведущая фирма, остальные же олигополисты следуют за лидером. Доступ к рынку новым продавцам затруднен. В случае соглашения олигополистов по поводу цен, конкуренция все больше смещается в направлении качества, рекламы и индивидуализации.

 

Чистая монополия

 

Один продавец противостоит многим покупателям, причем этот продавец является единственным производителем продукта, не имеющего, к тому же, близких  товаров-заменителей. Такая модель имеет следующие характерные  черты: 
а) продавец является единственным производителем данного товара (продукта) 
б) реализуемый продукт уникален в том смысле, что нет его заменителей 
в) монополист обладает рыночной властью, контролирует цены, поставки на рынок (монополист является законодателем цены, т.е. монополист назначает цену и покупатель при заданной монопольной цене может решать, какое количество товара он может закупить, но в большинстве случаев монополист не может назначать произвольно высокую цену, т.к по мере роста цен спрос снижается, а при падающих ценых спрос возрастает) 
г) на пути входа в рынок монополистом устанавливаются непреодолимые барьеры для конкурентов - как естественного, так и искусственного происхождения,  
примерами естественных монополий могут служить предприятия общественного пользования - электрические и газовые компании, предприятия водоснабжения, линии связи и транспортные предприятия. К искусственным барьерам относятся патенты и лицензии, предоставляемые некоторым фирмам на исключительное право функционировать на данном рынке

 

Так же существуют следующие  виды конкуренции:

 

Функциональная  конкуренция-базируется на том,что одну и ту же потребность потребителя можно удовлетворить по-разному.

Видовая конкуренция-конкуренция между аналогичными товарами,но разными по оформлению.

Предметная конкуренция-конкуренция между аналогичными товарами,но разными по качеству изделия и по притягательности марки.

Ценовая конкуренция-снижение цены увеличивает продажи,приводит к расширению рынка.

Скрытая ценовая  конкуренция-продажа личного товара по цене конкурента,снижение цены потребление товара.

Незаконные методы-антиреклама товаров конкурентов,производство товаров-имитаторов (подделка).

 

III . Методы конкуренции

На конкурентном рынке соперники  используют разные методы борьбы: ценовые, неценовые, нечестные.

Исторически конкуренция в рыночной экономике начиналась с применения преимущественно методов ценового соперничества.

          Ценовые методы конкуренции — это конкуренция, в которой главным средством борьбы является цена.При ценовой конкуренции побеждает тот, кто добивается более низкой цены продукции, чём конкуренты. Это, в сущности, борьба за сокращение издержек производства благодаря использованию достижений научно-технического прогресса, научной организации труда, повышения его производительности и т. п.В зависимости от форм и целей конкуренции формируются следующие виды цен: монопольно высокие, монопольно низкие, демпинговые, дискриминационные.

Монопольно высокая цена — это разновидность рыночной цены товара или услуги, которая устанавливается монополиями значительно выше стоимости товара и обеспечивает им сверхприбыль. Эта цена устанавливается вследствие выпуска монополиями подавляющего количества экономических благ определенного вида, ограничения ими конкуренции и достижения господствующего положения на рынке.Практика установления монопольно высоких цен приводит к уменьшению платежеспособного спроса населения, сокращению их реальных доходов. На первый взгляд, продавцы должны быть заинтересованы в высоких ценах на свою продукцию для получения больших прибылей (что, в принципе, соответствует действительности). Но в условиях современной конкуренции этот принцип несколько модифицируется. Наличие на рынке конкурентов сдерживает продавцов от продолжительного установления сверхвысоких цен на свою продукцию. Общее правило можно сформу- лировать так: чем больше на рынке конкурирующих между собой продавцов — тем ниже на нем цены (при прочих равных условиях), и наоборот, чем слабее на рынке конкуренция между продавцами определенной продукции — тем выше будет на нее цена.

Монопольно низкие цены устанавливаются на товары и услуги, которые закупают крупные компании на комплектующие детали у мелких и средних фирм через контрактную систему: на сырье, закупаемое в развивающихся странах; на товары, изготовленные в государственном секторе экономики, и т. д.

Демпинговые цены — это чрезвычайно заниженные цены на товары при продаже их на внутренних и внешних рынках с целью разорения и устранение конкурентов с уже освоенных рынков. А затем конкурент-победитель компенсирует свои потери значительным повышением цен на товары.

Дискриминационные цены — это разные цены на один и тот же товар для различных покупателей. Устанавливая разные подходы к обслуживанию покупателей, фирма осуществляет ценовую дискриминацию. Различают три вида ценовой дискриминации.

Ценовая дискриминация первой степени, или абсолютно ценовая дискриминация, существует, когда каждому потребителю  устанавливают индивидуальную цену на уровне его готовности заплатить  за благо, т. е. наивысшую из цен, по которой  потребитель соглашается купить определенную единицу товара или  услуги.

Ценовая дискриминация второй степени  состоит в установлении уровня цены в зависимости от объемов продаж. Этот способ дискриминации, как и  в предыдущем случае, использует нисходящую кривую рыночного спроса, которая  отражает уменьшение готовности покупателя платить при увеличении объема закупок.

Ценовая дискриминация третьей  степени (на сегментированных рынках) вводится монополистом, когда можно  выделить несколько отдельных групп  потребителей с разной эластичностью  спроса, т. е. определить так называемые сегменты рынка. После этого тем  покупателям, спрос которых является значительно неэластичным, будет  предложена высокая цена, а тем, чей  спрос эластичный, — низкая.

Информация о работе Виды и методы конкуренции