Конкуренция, ее виды, модели и методы

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 10:12, реферат

Краткое описание

1. Сущность конкуренции, ее роль в рыночной экономике.
2. Виды и модели конкуренции.
3. Методы конкурентной борьбы: ценовые и неценовые. Ценовая дискриминация.
4. Защита конкурентной среды. Антимонопольное законодательство.

Файлы: 1 файл

т6 Конкуренция, ее виды, модели и методы..docx

— 26.80 Кб (Скачать)

Тема 6. КОНКУРЕНЦИЯ, ЕЕ ВИДЫ, МОДЕЛИ И МЕТОДЫ.

    1. Сущность конкуренции, ее роль в рыночной экономике.
    2. Виды и модели конкуренции.
    3. Методы конкурентной борьбы: ценовые и неценовые. Ценовая дискриминация.

 

    1. Защита конкурентной среды. Антимонопольное законодательство.

 

1.. Сущность конкуренции, ее роль в рыночной экономике.

Конкуренция – это элемент рыночного механизма, форма взаимодействия рыночных субъектов, их экономического соперничества за наиболее выгодные условия производства, купли и продажи товаров, условия предложения капитала, источники сырья, рынки сбыта и др.

Положительные стороны конкуренции:

    • Она вынуждает производителей улучшать качество продукции, расширять ассортимент, снижать издержки производства, внедрять достижения НТП.
    • Конкуренция способствует превращению рыночных отношений в системе экономического принуждения к высоко производительному эффективному труду.

Негативные стороны конкуренции:

    • Сговор товаропроизводителей за раздел рынков сбыта, установление заведомо завышенных цен, скупка патентов не для их использования, а для того чтобы их не использовали конкуренты.
    • Чрезмерные расходы на рекламу.

 

 

 

 

2. Виды и модели конкуренции.

В экономической литературе применяется классификация видов  и моделей конкуренции в зависимости  от ряда факторов:

    1. В зависимости от сферы действия:
    • Внутриотраслевая конкуренция -  ведется между предприятиями, выпускающими одинаковую или взаимнозаменяющую продукцию, за лучшие условия производства и сбыта. Это конкуренция побуждает производителей снижать издержки производства, повышать качество продукции, чтобы удержать покупателя. Ее результатом является  установление одинаковой рыночной цены на однородные товары одинакового качества.
    • Межотраслевая – ведется предприятиями различных отраслей за наиболее прибыльные сферы вложения капитала и получение максимальной прибыли. Ее результатом является образование средней нормы прибыли и цены производства.

 

 

    1. В зависимости от состояния рынка.

 

     Анализ рынка  предполагает определение такого  понятия как концентрация рынка,  т.е. степень преобладания или  доминирования на рынке одной  или нескольких фирм. Индекс Герфиндаля: данный показатель свидетельствует о степени концентрации рынка и определяется как сумма квадратов рыночных долей, выраженных в % каждой фирмы в отрасли: I H = S12 + S22 + … + Sn2. Высший показатель концентрации = 10 000. Безопасным, с точки зрения отсутствия монополизации, рынок считается при показателе = 1000.

       Различные   виды и модели конкуренции  различаются по специфическим  признакам:

    • число фирм на рынке
    • тип продукта
    • контроль над ценами
    • входные барьеры
    • неценовая конкуренция
    • доступность информации

Совершенная (чистая) конкуренция имеет ряд признаков:

    1. Очень большое число фирм, действующих независимо друг от друга, лишенных возможности влиять на цены.
    2. Тип продукта стандартизированный (однородный – зерно, цемент, нефть).
    3. Контроль над ценами отсутствует.
    4. Свободное вступление и выход из отрасли.
    5. Отсутствует неценовая конкуренция.
    6. Доступ к информации свободный.

 

 

Примеры отраслей: рынки  с/х продукции; примеры фирм: мелкие фермерские хозяйства; пенсионеры, торгующие  на улицах.

Несовершенная конкуренция – это конкуренция, ограниченная экономической властью немногих производителей или покупателей на рынке, диктующих его основные параметры: объем продукции, цены и качество. Эта конкуренция характерна для современного рынка и имеет следующие модели:

    1. Монополистическая конкуренция, ее основные признаки:

 

    • большое количество фирм на рынке
    • продукция дифференцирована (качество, свойства, ассортимент – обувь, одежда, телевизоры)
    • контроль над ценами ограничен, частичный контроль над рыночными ценами со стороны отдельных фирм.
    • относительно свободное вступление и выход из отрасли
    • имеет место неценовая конкуренция (реклама, торговые марки и знаки)
    • доступ к рыночной информации имеют только некоторые.

 

 

Примеры: производство одежды, операторы связи, книжные издания, рынки медицинских товаров, рестораны  и т. д.

 

    1. Олигополия, для нее характерно:

 

    • наличие нескольких крупных фирм производителей доминирующих на рынке (до 10), фирмы зависимы друг от друга
    • тип продукта может быть  дифференцированный и стандартизированный
    • контроль над ценами частичный, при тайном  сговоре значительный
    • наличие существенных препятствий для вступления в отрасль
    • типичная неценовая конкуренция (по качеству, по использованию рекламы)
    • доступ к рыночной информации существенно ограничен.

 

 

Примеры: производство стали, автомобилей, многих электроприборов, самолетостроение, судостроение

Это ведущая модель конкурирующего рынка.

    1. Монополия чистая:

 

    • единственный производитель, полностью контролирующий объем определенного товара
    • тип продукта уникальный
    • значительный контроль над ценами
    • вступление в отрасль блокировано
    • наличие неценовой конкуренции: главным образом реклама связи фирмы с общественными организациями
    • ограниченный доступ к информации

 

    1. Монополия естественная, официально признана неизбежной монополией на производство ряда товаров и услуг (ж/д дороги,  поставщики электричества, воды). Отрасль является естественной монополией, когда производство любого объема продукции одной фирмой обходится дешевле, чем его производство двумя и более фирмами. Цены и тарифы на продукты регулируются государством.
    2. Монопсония – один покупатель определенного товара и множество продавцов.
    3. Олигопсония – наличие нескольких покупателей (2) одного товара.
    4. Дуополия – два производителя одного товара.
    5. Билатеральная монополия – наличие одного производителя и единого потребителя.

 

     Обозначения  заимствованы из греческого языка: poli – много, oligoi – несколько,  monos – один; opsonein – покупать, polein – продавать.

 

3.. Методы конкурентной борьбы: ценовые и неценовые. Ценовая дискриминация.

В современных условиях используются различные методы конкурентной борьбы.

Ценовые методы конкурентной борьбы:

    1. Установление монопольно высоких и монопольно низких цен.
    2. Искусственное снижение цен для разорения конкурентов.
    3. Ценовая дискриминация – практика установления разных цен на один и тот же товар при условии, что различия в ценах не связаны с затратами.

Формы ценовой дискриминации:

    1. С учетом разного дохода покупателей.
    2. С учетом различных вариантов товара.
    3. С учетом места нахождения, т. е. товар, продается по разным ценам в различных районах, хотя издержки производства и реализации этого товара  в этих местностях одинаковы.
    4. С учетом времени: цены меняются в зависимости от сезона, дня недели или времени суток.
    5. С учетом качества обслуживания.

Неценовые методы конкурентной борьбы:

    1. Конкуренция по  качеству продукции путем совершенствования характеристик товара и улучшения приспособляемости товара к нуждам потребителей.
    2. Конкуренция по условиям продаж, улучшение сервисного обслуживания и увеличение гарантийных сроков, воздействие на потребителей через рекламу, продажа товара в рассрочку.

В условиях современной конкуренции  часто используются методы недобросовестной  конкуренции, означающее нарушение  установленных норм и правил конкуренции. Это проявляется в следующем:

    1. Продажа товаров по ценам ниже издержек производства (демпинг).
    2. Установление контроля над деятельностью конкурентов.
    3. Чрезмерное завышение цен.
    4. Зависимость поставки товаров от каких-либо условий.
    5. Тайный сговор на торгах.
    6. Ложная информация и реклама.
    7. Нарушение стандартов и условий поставки товаров.
    8. Самовольное использование чужих товарных знаков.

 

 

4. Защита конкурентной среды. Антимонопольное законодательство.

Высокий уровень монополизаций  в современной экономики и  его отрицательное влияние делает необходимым проведение антимонопольной  политики, принятие антимонопольного законодательства, поддержание конкуренции  и борьба с недобросовестной конкуренцией. Начало антимонопольного законодательства было принято в США:

  1. Закон Шермана (1890г.), запрещал тайную монополизацию, торговлю и сговор о ценах.
  2. Закон Клейтона (1914 г.), запрещал ценовую дискриминацию и продажу товара с нагрузками.

3. Закон Робинсона –  Пэтмена (1936г.), запрещал «ножницы  цен» и ценовую дискриминацию. (Ножницы цен, термин, характеризующий результаты сопоставительного анализа динамики цен на товары, продаваемые и покупаемые товаропроизводителями за определённый период, и показывающий разрыв ("ножницы") между этими ценами. Чаще всего применяется при изучении движения цен в сфере обмена продукцией между промышленностью и сельское хозяйством. Обычно используется, чтобы показать неэквивалентность обмена между городом и деревней.)

В современных условиях основанием для приведения в действие антимонопольных  законов является наличие одного из двух признаков монополизации  рынка:

    • концентрация очень большой  доли рынка в руках одной фирмы.
    • переплетение ведущей фирмы с конкурентами.

При определении степени  концентрации в той или иной отрасли  государство ориентируется на 3 показателя деятельности крупнейших фирм:

    • размеры оборота
    • число занятых
    • величина капитала.

Важнейший показатель –  это доля оборота фирмы на конкретном рынке. Переплетение ведущей фирмы  с конкурентами чаще всего реализуется  в трех формах:

    1. Создание картеля (соглашение о ценах, рынках)
    2. Система участия (подчинение нижестоящих структур вышестоящим)
    3. Личная уния ( одно лицо управляет несколькими компаниями).

В РФ с 2006 года действует  закон о конкуренции, который  определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции и борьбы с недобросовестной конкуренцией. Федеральным органом исполнительной власти, т. е. федеральным антимонопольным органом, является Федеральная антимонопольная служба.

Информация о работе Конкуренция, ее виды, модели и методы