Тема 6. КОНКУРЕНЦИЯ,
ЕЕ ВИДЫ, МОДЕЛИ И МЕТОДЫ.
- Сущность конкуренции, ее роль в рыночной экономике.
- Виды и модели конкуренции.
- Методы конкурентной борьбы: ценовые и неценовые. Ценовая дискриминация.
- Защита конкурентной среды. Антимонопольное законодательство.
1.. Сущность конкуренции,
ее роль в рыночной экономике.
Конкуренция – это элемент рыночного механизма,
форма взаимодействия рыночных субъектов,
их экономического соперничества за наиболее
выгодные условия производства, купли
и продажи товаров, условия предложения
капитала, источники сырья, рынки сбыта
и др.
Положительные стороны конкуренции:
- Она вынуждает производителей улучшать качество продукции, расширять ассортимент, снижать издержки производства, внедрять достижения НТП.
- Конкуренция способствует превращению рыночных отношений в системе экономического принуждения к высоко производительному эффективному труду.
Негативные стороны конкуренции:
- Сговор товаропроизводителей за раздел рынков сбыта, установление заведомо завышенных цен, скупка патентов не для их использования, а для того чтобы их не использовали конкуренты.
- Чрезмерные расходы на рекламу.
2. Виды и модели конкуренции.
В экономической литературе
применяется классификация видов
и моделей конкуренции в зависимости
от ряда факторов:
- В зависимости от сферы действия:
- Внутриотраслевая конкуренция - ведется между предприятиями, выпускающими одинаковую или взаимнозаменяющую продукцию, за лучшие условия производства и сбыта. Это конкуренция побуждает производителей снижать издержки производства, повышать качество продукции, чтобы удержать покупателя. Ее результатом является установление одинаковой рыночной цены на однородные товары одинакового качества.
- Межотраслевая – ведется предприятиями различных отраслей за наиболее прибыльные сферы вложения капитала и получение максимальной прибыли. Ее результатом является образование средней нормы прибыли и цены производства.
- В зависимости от состояния рынка.
Анализ рынка
предполагает определение такого
понятия как концентрация рынка,
т.е. степень преобладания или
доминирования на рынке одной
или нескольких фирм. Индекс Герфиндаля:
данный показатель свидетельствует о
степени концентрации рынка и определяется
как сумма квадратов
рыночных долей, выраженных в % каждой
фирмы в отрасли: I H = S12
+ S22 + … + Sn2. Высший
показатель концентрации = 10 000. Безопасным,
с точки зрения отсутствия монополизации,
рынок считается при показателе = 1000.
Различные
виды и модели конкуренции
различаются по специфическим
признакам:
- число фирм на рынке
- тип продукта
- контроль над ценами
- входные барьеры
- неценовая конкуренция
- доступность информации
Совершенная (чистая)
конкуренция имеет ряд признаков:
- Очень большое число фирм, действующих независимо друг от друга, лишенных возможности влиять на цены.
- Тип продукта стандартизированный (однородный – зерно, цемент, нефть).
- Контроль над ценами отсутствует.
- Свободное вступление и выход из отрасли.
- Отсутствует неценовая конкуренция.
- Доступ к информации свободный.
Примеры отраслей: рынки
с/х продукции; примеры фирм: мелкие
фермерские хозяйства; пенсионеры, торгующие
на улицах.
Несовершенная конкуренция – это конкуренция, ограниченная
экономической властью немногих производителей
или покупателей на рынке, диктующих его
основные параметры: объем продукции,
цены и качество. Эта конкуренция характерна
для современного рынка и имеет следующие
модели:
- Монополистическая конкуренция, ее основные признаки:
- большое количество фирм на рынке
- продукция дифференцирована (качество, свойства, ассортимент – обувь, одежда, телевизоры)
- контроль над ценами ограничен, частичный контроль над рыночными ценами со стороны отдельных фирм.
- относительно свободное вступление и выход из отрасли
- имеет место неценовая конкуренция (реклама, торговые марки и знаки)
- доступ к рыночной информации имеют только некоторые.
Примеры: производство одежды,
операторы связи, книжные издания,
рынки медицинских товаров, рестораны
и т. д.
- Олигополия, для нее характерно:
- наличие нескольких крупных фирм производителей доминирующих на рынке (до 10), фирмы зависимы друг от друга
- тип продукта может быть дифференцированный и стандартизированный
- контроль над ценами частичный, при тайном сговоре значительный
- наличие существенных препятствий для вступления в отрасль
- типичная неценовая конкуренция (по качеству, по использованию рекламы)
- доступ к рыночной информации существенно ограничен.
Примеры: производство стали,
автомобилей, многих электроприборов,
самолетостроение, судостроение
Это ведущая модель конкурирующего
рынка.
- единственный производитель, полностью контролирующий объем определенного товара
- тип продукта уникальный
- значительный контроль над ценами
- вступление в отрасль блокировано
- наличие неценовой конкуренции: главным образом реклама связи фирмы с общественными организациями
- ограниченный доступ к информации
- Монополия естественная, официально признана неизбежной монополией на производство ряда товаров и услуг (ж/д дороги, поставщики электричества, воды). Отрасль является естественной монополией, когда производство любого объема продукции одной фирмой обходится дешевле, чем его производство двумя и более фирмами. Цены и тарифы на продукты регулируются государством.
- Монопсония – один покупатель определенного товара и множество продавцов.
- Олигопсония – наличие нескольких покупателей (2) одного товара.
- Дуополия – два производителя одного товара.
- Билатеральная монополия – наличие одного производителя и единого потребителя.
Обозначения
заимствованы из греческого языка: poli – много, oligoi – несколько, monos – один; opsonein – покупать, polein – продавать.
3.. Методы конкурентной
борьбы: ценовые и неценовые. Ценовая дискриминация.
В современных условиях используются
различные методы конкурентной борьбы.
Ценовые методы конкурентной
борьбы:
- Установление монопольно высоких и монопольно низких цен.
- Искусственное снижение цен для разорения конкурентов.
- Ценовая дискриминация – практика установления разных цен на один и тот же товар при условии, что различия в ценах не связаны с затратами.
Формы ценовой дискриминации:
- С учетом разного дохода покупателей.
- С учетом различных вариантов товара.
- С учетом места нахождения, т. е. товар, продается по разным ценам в различных районах, хотя издержки производства и реализации этого товара в этих местностях одинаковы.
- С учетом времени: цены меняются в зависимости от сезона, дня недели или времени суток.
- С учетом качества обслуживания.
Неценовые методы
конкурентной борьбы:
- Конкуренция по качеству продукции путем совершенствования характеристик товара и улучшения приспособляемости товара к нуждам потребителей.
- Конкуренция по условиям продаж, улучшение сервисного обслуживания и увеличение гарантийных сроков, воздействие на потребителей через рекламу, продажа товара в рассрочку.
В условиях современной конкуренции
часто используются методы недобросовестной
конкуренции, означающее нарушение
установленных норм и правил конкуренции.
Это проявляется в следующем:
- Продажа товаров по ценам ниже издержек производства (демпинг).
- Установление контроля над деятельностью конкурентов.
- Чрезмерное завышение цен.
- Зависимость поставки товаров от каких-либо условий.
- Тайный сговор на торгах.
- Ложная информация и реклама.
- Нарушение стандартов и условий поставки товаров.
- Самовольное использование чужих товарных знаков.
4. Защита конкурентной
среды. Антимонопольное законодательство.
Высокий уровень монополизаций
в современной экономики и
его отрицательное влияние делает
необходимым проведение антимонопольной
политики, принятие антимонопольного
законодательства, поддержание конкуренции
и борьба с недобросовестной конкуренцией.
Начало антимонопольного законодательства
было принято в США:
- Закон Шермана (1890г.), запрещал тайную монополизацию, торговлю и сговор о ценах.
- Закон Клейтона (1914 г.), запрещал ценовую дискриминацию и продажу товара с нагрузками.
3. Закон Робинсона –
Пэтмена (1936г.), запрещал «ножницы
цен» и ценовую дискриминацию.
(Ножницы цен, термин, характеризующий
результаты сопоставительного анализа
динамики цен на товары, продаваемые и
покупаемые товаропроизводителями за
определённый период, и показывающий разрыв
("ножницы") между этими ценами. Чаще
всего применяется при изучении движения
цен в сфере обмена продукцией между промышленностью
и сельское хозяйством. Обычно используется,
чтобы показать неэквивалентность обмена
между городом и деревней.)
В современных условиях основанием
для приведения в действие антимонопольных
законов является наличие одного
из двух признаков монополизации
рынка:
- концентрация очень большой доли рынка в руках одной фирмы.
- переплетение ведущей фирмы с конкурентами.
При определении степени
концентрации в той или иной отрасли
государство ориентируется на 3 показателя
деятельности крупнейших фирм:
- размеры оборота
- число занятых
- величина капитала.
Важнейший показатель –
это доля оборота фирмы на конкретном
рынке. Переплетение ведущей фирмы
с конкурентами чаще всего реализуется
в трех формах:
- Создание картеля (соглашение о ценах, рынках)
- Система участия (подчинение нижестоящих структур вышестоящим)
- Личная уния ( одно лицо управляет несколькими компаниями).
В РФ с 2006 года действует
закон о конкуренции, который
определяет организационные и правовые
основы защиты конкуренции и борьбы
с недобросовестной конкуренцией. Федеральным органом исполнительной
власти, т. е. федеральным антимонопольным
органом, является Федеральная антимонопольная
служба.