Виды конкуренции

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 18:52, реферат

Краткое описание

Но конкуренция далека от идиллии. Во все времена глубинные корни конкурентных отношений состояли в необходимости постоянной борьбы за лучшие условия существования. В результате этой борьбы были не только победители — счастливые соперники, приумножавшие свои богатства, но и побежденные. С конкуренцией связываются такие негативные стороны ее проявления, как разорение, обнищание определенной части населения, безработица, нестабильность, дифференциация, социальная несправедливость, инфляция, образование монополий и т.д.

Оглавление

Введение 3
Часть 1. Рынок и конкуренция 4
Глава 1. Совершенная (идеальная, чистая) конкуренция 6
Характерные черты 6
Экономические последствия 8
Глава 2. Монополия и ее виды 9
Глава 3. Олигополия 12
Глава 4. Монополистическая конкуренция 14
Часть 2. Методы осуществления конкуренции 16
Глава 1. Добросовестная конкуренция 16
Глава 2. Недобросовестная конкуренция 16
Глава 3. Ценовая конкуренция 16
Глава 4. Неценовая конкуренция 17
Заключение 20
Список литературы 21

Файлы: 1 файл

Конкуренция.docx

— 58.47 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Сибирский  Государственный Аэрокосмический Университет

имени академика  М.Ф. Решетнева» 
 

           Кафедра Менеджмента 
 
 
 
 

Реферат

«Виды конкуренции» 
 
 
 

            Выполнил: ст.гр. БИ-81,

                              Гапоненко О.А.

            Проверила: ст. преподаватель

                              Поминова Н.С. 
       
       
       
       

Красноярск 2011 

     Оглавление

     Оглавление 2

     Введение 3

     Часть 1. Рынок и конкуренция 4

     Глава 1. Совершенная (идеальная, чистая) конкуренция 6

         Характерные черты 6

         Экономические последствия 8

     Глава 2. Монополия и ее виды 9

     Глава 3. Олигополия 12

     Глава 4. Монополистическая конкуренция 14

     Часть 2. Методы осуществления конкуренции 16

     Глава 1. Добросовестная конкуренция 16

     Глава 2. Недобросовестная конкуренция 16

     Глава 3. Ценовая конкуренция 16

     Глава 4. Неценовая конкуренция 17

     Заключение 20

     Список литературы 21 

 

     Введение

     За  последние десятилетия усиление конкуренции отмечено фактически во всем мире. Еще не так давно она отсутствовала во многих странах и отраслях. Рынки были защищены и доминирующие позиции на них были четко определены. И даже там, где существовало соперничество, оно не было столь ожесточенным. Рост конкуренции сдерживался непосредственным вмешательством правительств и картелей.

     Можно назвать очень немногие области  экономики, которые сегодня в  состоянии противостоять влиянию конкуренции и рынка. Ни одна страна и ни одна компания не могут позволить себе игнорировать объективную необходимость конкуренции. Они должны постараться понять и овладеть искусством конкурентной борьбы.

     Но  конкуренция далека от идиллии. Во все  времена глубинные корни конкурентных отношений состояли в необходимости  постоянной борьбы за лучшие условия существования. В результате этой борьбы были не только победители — счастливые соперники, приумножавшие свои богатства, но и побежденные. С конкуренцией связываются такие негативные стороны ее проявления, как разорение, обнищание определенной части населения, безработица, нестабильность, дифференциация, социальная несправедливость, инфляция, образование монополий и т.д.

     По  Смиту, сущность конкурентного поведения  производителей составляло «честное»  — без сговора — соперничество  производителей посредством, как правило, ценового давления на конкурентов. Не соперничество в установлении цены, а отсутствие возможности влиять на цену является ключевым моментом в современной трактовке понятия конкуренции. Йозеф Шумпетер утверждал, что, по крайней мере, с точки зрения экономического роста конкуренция представляет собой соперничество старого с новым: новые товары, новые технологии, новые источники обеспечения потребностей, новые типы организации.

 

     Часть 1. Рынок и конкуренция

     Рынок – группа покупателей и группа продавцов определенного товара или услуги, взаимодействующие друг с другом. Покупатели как группа определяют спрос на товар; группа продавцов  выступает с предложением товара. 

           Формы организации  рынка многообразны. Иногда рынки  прекрасно организованы. Примерами  могут служить биржи, где встречаются  покупатели и продавцы сельхозпродукции, металлов, нефти и других товаров. Работники бирж помогают им осуществить  и оформить сделки.

     Современный рынок строится на конкуренции. Конкуренция  – (от лат. Concurrere – сталкиваться) –  борьба независимых экономических  субъектов за ограниченные экономические  ресурсы. Это экономический процесс  взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями  в целях  обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции, удовлетворяя разнообразные потребности покупателей.

     Но  понятие конкуренции настолько  многозначно, что оно не охватывается каким-либо универсальным определением. Это и способ хозяйствования, и  такой способ существования капитала, когда один капитал соперничает  с другим капиталом. В конкуренции  усматривается как главная сущностная черта, свойство товарного производства, так и способ развития. Кроме того, конкуренция выступает в роли стихийного регулятора общественного  производства.

     Следствием  конкуренции является, с одной  стороны, обострение производственных и рыночных отношений, а с другой  - повышение эффективности хозяйственной  деятельности, ускорение НТП.

     Конкуренция относится к неконтролируемым факторам, которые воздействуют на деятельность организации и которые не могут  управляться организацией.

     Классификация конкуренции по видам предполагается по схеме, представленной на Рис. 1. Классификация конкуренции  

     

Рис. 1. Классификация конкуренции

           Зачастую организация рынков воспринимается как нечто хаотичное. Рассмотрим рынок яблок в городе. Продавцов яблок можно встретить в самых разных местах, они предлагают разные сорта яблок. Каждый продавец – и мелкий предприниматель в небольшом магазине, и супермаркет, принадлежащий огромной торговой компании, устанавливают свою цену на продукт. Каждый покупатель сам решает, сколько яблок он купит в данном магазине. Потребители и производители яблок взаимосвязаны между собой и взаимодействуют на рынке.

           Большинство рынков отличается высоким уровнем конкуренции. Каждый покупатель знает, что существует множество продавцов, среди которых  можно выбрать подходящего, а  каждый продавец знает, что его яблоки подобны тем, которые можно купить у других торговцев. В результате цена и количество проданных яблок  определяются не соглашением между  единственным покупателем и продавцом, а всеми покупателями и продавцами, взаимодействующими на рынке.

           Такое явление объясняется  понятием конкурентного рынка, которое используется для характеристики рыночной ситуации, или иначе, сложившейся модели рынка. Выделяют четыре основные модели рынка: чистую конкуренцию, чистую монополию, монополистическую конкуренцию и олигополию. Эти модели отличаются по количеству фирм в отрасли независимо от того, является ли продукция стандартизированной или дифференцированной и насколько легко или трудно новым фирмам войти в отрасль.

     В таблице, приведенной ниже, подытожены характерные основные черты четырех  укрупненных типов рынков: чистой конкуренции, монополистической конкуренции, олигополии и монополии, имеющих  важное значение на практике.

     Таблица 1 «Характерные черты четырех основных моделей рынка»

  Модель  рынка
Характерная черта Чистая конкуренция Монополистическая конкуренция  Олигополия Чистая 
монополия
Число фирм Очень большое число Много Несколько Одна
Тип продукта Стандартизированный Дифференцированный Стандартизированный или дифференцированный Уникальный; нет  близких заменителей
Контроль  
над ценой
Отсутствует Некоторый, но в  довольно узких рамках Ограниченный  взаимной зависимостью Значительный
Условия 
вступления 
в отрасль
Очень легкие, препятствия  отсутствуют Сравнительно  легкие Наличие существующих препятствий Вступление  блокировано
Неценовая 
конкуренция
Отсутствует Значительный  упор на рекламу, торговые знаки, торговые марки Очень типична, особенно при дифференциации продукта Главным образом  реклама связи фирмы с общественными  организациями
Примеры Сельское хозяйство Розничная торговля, производство одежды Производство  стали, автомобилей, многих электроприборов Местные предприятия  общественного пользования

     Глава 1. Совершенная (идеальная, чистая) конкуренция

     Совершенная конкуренция  — состояние рынка, на котором  имеется большое число покупателей  и продавцов (производителей), каждый из которых занимает относительно малую  долю на рынке и не может диктовать  условия продажи и покупки  товаров. Предполагается наличие необходимой  и доступной информации о ценах, их динамике, продавцах и покупателях  не только в данном месте, но и в  других регионах и городах. Рынок  совершенной конкуренции предполагает отсутствие власти производителя над  рынком и установление цены не производителем, а через функцию спроса и предложения.

     Характерные черты

     1.  Однородность продукции. Для того чтобы конкуренция была совершенной, предлагаемые фирмами товары должны отвечать условию однородности продукции. Это значит, что продукция фирм в представлении покупателей гомогенна и неразличима, т. е. продукты разных предприятий совершенно взаимозаменяемы (являются полными товарами-субститутами).

     В этих условиях ни один покупатель не пожелает платить гипотетической фирме цену большую, чем он заплатит ее конкурентам. Ведь товары одинаковы, покупателям безразлично, у какой фирмы их приобретать, и они, разумеется, останавливают свой выбор на самых дешевых. То есть условие однородности продукции фактически означает, что разница в ценах есть единственная причина, по которой покупатель может предпочесть одного продавца другому.

     2. Малые размеры. При совершенной конкуренции ни продавцы, ни покупатели не влияют на рыночную ситуацию вследствие малости и многочисленности всех субъектов рынка. Иногда обе эти стороны совершенной конкуренции объединяют, говоря об атомистической структуре рынка. Это означает, что на рынке действует большое число мелких продавцов и покупателей подобно тому, как любая капля воды состоит из гигантского числа крошечных атомов.

     При этом совершаемые потребителем покупки (или продавцом продажи) настолько малы по сравнению с совокупным объемом рынка, что решение понизить или повысить их объемы не создает ни излишков, ни дефицитов. Совокупный размер спроса и предложения попросту «не замечает» столь мелких изменений. Так, если один из бесчисленных пивных ларьков в Москве закроется, столичный рынок пива не станет ни на йоту более дефицитным, точно так же как на нем не возникнут излишки любимого народом напитка, если дополнительно к существующим появится еще одна «точка».

Информация о работе Виды конкуренции