Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 18:52, реферат
Но конкуренция далека от идиллии. Во все времена глубинные корни конкурентных отношений состояли в необходимости постоянной борьбы за лучшие условия существования. В результате этой борьбы были не только победители — счастливые соперники, приумножавшие свои богатства, но и побежденные. С конкуренцией связываются такие негативные стороны ее проявления, как разорение, обнищание определенной части населения, безработица, нестабильность, дифференциация, социальная несправедливость, инфляция, образование монополий и т.д.
Введение 3
Часть 1. Рынок и конкуренция 4
Глава 1. Совершенная (идеальная, чистая) конкуренция 6
Характерные черты 6
Экономические последствия 8
Глава 2. Монополия и ее виды 9
Глава 3. Олигополия 12
Глава 4. Монополистическая конкуренция 14
Часть 2. Методы осуществления конкуренции 16
Глава 1. Добросовестная конкуренция 16
Глава 2. Недобросовестная конкуренция 16
Глава 3. Ценовая конкуренция 16
Глава 4. Неценовая конкуренция 17
Заключение 20
Список литературы 21
Территориальный
монополизм проявляется в стремлении
территориальных органов
Монополия
представляет собой и самую крайнюю
форму несовершенной
Олигополия – это отрасль, в которой большая часть продаж совершается несколькими фирмами, каждая из которых способна оказывать влияние на рыночную цену своими собственными действиями.
Олигополии
могут быть однородными или
Большинство из ведущих компаний мира ведут свою деятельность в условиях олигополии. Олигополии присущи следующие характерные черты:
Первая характерная черта олигополии заключается в немногочисленности фирм в отрасли. Обычно их число не превышает десяти.
Олигополистические ситуации могут возникать в отраслях, производящих как стандартизированные товары (алюминий, медь), так и дифференцированные (автомобили, стиральные порошки, сигареты, электробытовые приборы).
Второй характерной чертой олигополии являются высокие барьеры для вступления в отрасль. Они связаны, прежде всего, с экономией на масштабе производства (эффект масштаба), которая выступает как важнейшая причина широкого распространения и длительного сохранения олигополистических структур.
Олигополистическая
концентрация порождается и некоторыми
другими барьерами для
Третьей
характерной чертой олигополии является
всеобщая взаимозависимость. Олигополия
возникает в том случае, если число
фирм в отрасли настолько мало,
что каждая из них при формировании
своей экономической политики вынуждена
принимать во внимание реакцию со
стороны конкурентов. Всеобщая взаимозависимость
проявляется и в условиях обострения
конкурентной борьбы, и в условиях,
когда достигается
Четвертой
особенностью олигополии является то,
что цены на олигопольном рынке в
течение определенного
Поведение олигополистов. Возможны две основные формы поведения фирм в условиях олигополистических структур: некооперативное и кооперативное. В случае некооперативного поведения каждый продавец самостоятельно решает проблему определения цены и объема выпуска продукции. Если фирмы считают, что снижение цен поможет им вытеснить конкурента с рынка, то между ними начинается ценовая война.
Ценовая война — это цикл постепенного снижения существующего уровня цен с целью вытеснения конкурентов с олигополистического рынка. От ценовой войны выиграют потребители и проиграют производители. Ценовые войны скоротечны и в настоящее время бывают довольно редко. Конкурентная борьба друг с другом чаще приводит к соглашениям, учитывающим возможные действия других производителей.
В
условиях высокой степени
В
реальной действительности могут одновременно
встречаться все эти три
Поэтому по многим тактическим вопросам, касающимся второстепенных аспектов, решения принимаются вполне самостоятельно. С другой стороны, при выработке стратегических решений фирма ведет работу по оптимизации взаимоотношений с соперниками. Каждый «игрок» ищет такой ход, чтобы максимизировать свою выгоду и одновременно ограничить свободу выбора у конкурента.
Для этой модели рынка характерно наличие множества небольших фирм. Естественно, в этом случае отдельная фирма производит относительно небольшую часть общей продукции, а стало быть, имеет ограниченные возможности влиять на цену товара. Число фирм в отрасли таково, что практически делает невозможным сговор фирм-монополистов, в то же время каждая фирма столь независима, что может не обращать особого внимания на реакцию других конкурирующих фирм на принимаемые ею решения.
Товары фирм-конкурентов весьма дифференцированы, однотипны, но все-таки товар одной фирмы чем-то отличается от товара другой фирмы. Дифференциация продуктов может основываться не только на различиях в качестве товара, но и на тех услугах, которые связаны с его обслуживанием. Причиной выбора покупателя могут стать привлекательная упаковка, более удобное расположение и время работы магазина, лучшее обслуживание посетителя, наличие купона, обеспечивающего скидку с цены. Важное значение приобретает не только цена, но и неценовые факторы, т.е. реклама, условия продажи, возможность покупки товара в рассрочку, наличие или отсутствие гарантийного ремонта и др.
Вход
в отрасль при
Доступ к рыночной информации несколько затруднен, но получить ее все же можно достаточно легко, так как цена устанавливается относительно свободно.
Однако на рынках монополистической конкуренции экономическая прибыль и убытки не могут существовать долго. В долгосрочном периоде фирмы, терпящие убытки, предпочтут выйти из отрасли, а высокие экономические прибыли станут стимулом вступления в нее новых фирм. Новые фирмы, производя близкую по характеру продукцию, получат свою долю рынка, и спрос на товары фирмы, получавшей экономическую прибыль, снизится. Сокращение спроса уменьшит экономическую прибыль фирмы до нуля. Иными словами, условием долгосрочного равновесия фирм, действующих в условиях монополистической конкуренции, является безубыточность.
Однако в условиях монополистической конкуренции стремление к безубыточности является скорее тенденцией. В реальной жизни фирмы могут получать экономическую прибыль достаточно длительный период. Это связано с дифференциацией продукции. Некоторые виды продукции, выпускаемые фирмами, трудно воспроизвести. В то же время барьеры для входа отрасль хоть и не высоки, но все же существуют. В условиях монополистической конкуренции объем производства фирмы меньше, чем при совершенной конкуренции, а средние совокупные издержки и цена, как правило, выше.
Производство
меньшего объема продукции по более
высоким ценам означает, что монополистическая
конкуренция менее эффективна, чем
совершенная. Однако если оценить эффективность
с точки зрения удовлетворения интересов
потребителей, то многообразие товаров,
отражающее индивидуальные потребности
людей, является для них более
предпочтительным, нежели однообразная
продукция по более низким ценам
и в большем объеме.
По
методам осуществления
Добросовестной конкуренцией признается соперничество ответственных участников рынка, действия которых опираются на закон, правила добропорядочности, разумности, обычаи делового оборота, этику деловых отношений, стремление сторон к отстаиванию своих законных интересов в рамках правового поля.
Будучи добросовестной, конкуренция не перестает быть соперничеством, основанном на конфликте интересов, и не превращается в соревнование по олимпийскому принципу, в котором важна не победа, а участие. Но соперничество ответственных участников рынка базируется на предусмотренные законом и этикой деловых отношений гарантии соблюдения их законных интересов, например, на гарантии качества товаров и услуг, при условии, что каждая из заинтересованных сторон ведет себя добросовестно.
При этом недобросовестная конкуренция определяется следующим образом: действия хозяйствующих субъектов по дискредитации конкурентов. Они включают в себя:
-
распространение ложных или
-
введение в заблуждение
-
незаконное использование
-
реклама товара, не отвечающего
требованиям качества; искажение
в рекламной информации
-
некорректное сравнение
-
самовольное использование или
разглашение конфиденциальной
К методам конкурентной борьбы, связанным с нарушением принятых на рынке норм и правил относятся: демпинг, установление дискриминационных цен или контроля над деятельностью конкурента с целью прекращения этой деятельности; экономический шпионаж; тайный сговор на торгах и создание тайных картелей; подделка продукции конкурентов; махинации с деловой отчетностью; коррупция.
Ценовая конкуренция – стремление добиться успеха в конкуренции за счет снижения цен. Она должна базироваться на снижении себестоимости продукции. При этом искусственное снижение цен с целью вытеснения и разорения конкурента и завоевания монопольного положения на рынке, то есть демпинг, не допускается.
При этом широко используется ценовая дискриминация, которая имеет место тогда, когда данный продукт продаётся по разным ценам и эти ценовые различия не оправданы различиями в издержках. Ценовая дискриминация возможна при трёх условиях:
1.
Продавец должен быть
2. Продавец должен быть способен выделять покупателей в группы, которые имеют разную
покупательскую способность.
3. Первоначальный покупатель не может перепродавать товар или услугу.
Ценовая дискриминация наиболее часто применяется в сфере услуг (врачей, адвокатов, гостиниц и т. д.), при оказании услуг по транспортировке продукции; при реализации товара, который не поддаётся перераспределению с одного рынка на другой (транспортировка скоропортящихся продуктов с одного рынка на другой).