Конкуренция и её виды

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2010 в 00:54, контрольная работа

Краткое описание

Цель данной работы – рассмотреть понятие конкуренции, её влияние на поведение фирмы и на экономику в целом, охарактеризовать различные модели рынков в зависимости от уровня конкуренции на них.

Оглавление

Введение ……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Конкуренция, её сущность и значение…………………………………...5
§1.1 Понятие конкуренции, и её роль в экономике………………………………. 6
§1.2 Свободная конкуренция………………………………………………………. 8
§1.3 Виды конкуренции …………………………………………………………...12
§1.4 Типы рыночных структур ……………………………………………………13
§1.5 Краткосрочное равновесие конкурентного производителя ……………….14
Заключение …………………………………………………………………………18
Список использованной литературы ……………………………………………..20

Файлы: 1 файл

кр эк теория.doc

— 100.50 Кб (Скачать)

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ РЫНКА

ТОЛЬЯТТИНСКИЙ ФИЛИАЛ 
 

Контрольная работа

 
 
 

По  дисциплине:   Экономическая теория 

          Тема:                     «Конкуренция и её виды» 
           
           
           
           
           
           
           

Преподаватель:  Кулишов Евгений Николаевич

                     (Ф.И.О.)

Студент:               Дубинская Диана Юрьевна

                        (Ф.И.О.) 

Факультет  заочного обучения

Группа СМ-1/10 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ТОЛЬЯТТИ   2010 

Содержание:

  

Введение ……………………………………………………………………………..3 

Глава 1. Конкуренция, её сущность и значение…………………………………...5  

§1.1 Понятие конкуренции, и её роль в экономике………………………………. 6 

§1.2 Свободная  конкуренция………………………………………………………. 8 

§1.3 Виды конкуренции  …………………………………………………………...12 

§1.4 Типы рыночных структур ……………………………………………………13 

§1.5 Краткосрочное  равновесие конкурентного производителя ……………….14 

Заключение …………………………………………………………………………18 

Список использованной литературы ……………………………………………..20  

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

  

           Современная рыночная экономика  представляет собой  сложнейший  организм, состоящий из огромного  количества разнообразных  производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих  на фоне разветвлённой системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием – рынок.

           По  определению рынок – это  организованная структура, где "встречаются" производители и потребители, продавцы и покупатели, где в результате взаимодействия спроса потребителей (спросом называется количество товара, которое потребители могут купить по определённой цене) и предложения производителей (предложение – это количество товара, которое производители продают по определённой цене) устанавливаются и цены товаров, и объёмы продаж. При рассмотрении структурной организации рынка определяющее значение имеет количество производителей (продавцов) и количество потребителей (покупателей), участвующих в процессе обмена всеобщего эквивалента стоимости (денег) на какой-либо товар. Это количество производителей и потребителей, характер и структура отношений между ними определяют взаимодействие спроса и предложения.

           Ключевым  понятием, выражающим сущность  рыночных отношений является  понятие конкуренция (лат. concurro –  сталкиваться, состязаться). Конкуренция  это центр тяжести всей системы  рыночного хозяйства, тип взаимоотношений  между производителями по поводу  установления цен и объёмов предложения товаров на рынке. Это конкуренция между производителями. Аналогично определяется конкуренция между потребителями как взаимоотношения по поводу формирования цен и объёма спроса на рынке. Стимулом, побуждающим человека к конкурентной борьбе, является стремление превзойти других. В соперничестве на рынках речь идёт о заключении сделок и о долях участия в рыночной сфере. Конкурентная борьба это динамический (ускоряющий движение) процесс обеспечения рынка товарами. В качестве средств в конкурентной борьбе для улучшения своих позиций на рынке компании используют например: качество изделий, цену, сервисное обслуживание, ассортимент, условия поставок и платежей, информацию через рекламу.

           В конкурентных экономических  условиях предприниматели самостоятельно ищут потребителей, чтобы обеспечить цели своей деятельности: максимизацию прибыли, расширение объёма продаж, увеличение доли на рынке. Конкуренция побуждает предпринимателей к эффективным действиям на рынке, заставляя их предлагать потребителям более широкий ассортимент товаров и услуг по более низким ценам и лучшего качества.

         Именно  это способствует прогрессу экономики  – эффективность производства повышается, создаются условия для концентрации ресурсов в наиболее результативных секторах экономики. Конкурентное окружение побуждает предпринимателей активно внедрять инновации, совершенствовать технологии и рационально использовать ограниченные ресурсы. В конечном счёте растёт благосостояние потребителей, снижаются цены на традиционные виды продукции и услуг, на рынке постоянно появляются новые товары и новые производители. Давая потребителю право выбора, рыночная конкуренция обеспечивает оздоровление экономики, не позволяя действовать неэффективным предпринимателям.

         В то же время для любого хозяйствующего субъекта характерно стремление к монополии, к вытеснению конкурента с рынка, к расширению сферы своей деятельности. Приобретая и усиливая рыночную власть предприниматели стремятся установить контроль над ценами и факторами определяющими деятельность предприятия на рынке. Во имя сохранения своей рыночной власти и контроля за ситуацией на рынке могут совершаться действия ограничивающие конкуренцию, создаваться искусственные барьеры для входа на рынок, заключаться антиконкурентные соглашения, например об ограничениях объёма продаж, фиксации цен, разделе рынка. В свою очередь ограничение конкуренции существенно искажает действие рыночных сил, приводит к нерациональному распределению общественных ресурсов, негативно сказывается на хозяйственной деятельности.

         Исторически конкуренция возникла в условиях простого товарного производства. Каждый мелкий производитель в процессе конкуренции стремился создать  для себя наиболее выгодные условия  производства и сбыта товаров  в ущерб остальным участникам рыночного обмена. По мере усиления зависимости мелких товаропроизводителей от рынка и рыночных колебаний цен на производимые ими товары и обостряется конкурентная борьба. Появляется возможность укрепления хозяйства, применения наёмных работников, эксплуатации их труда, возникает капиталистическая конкуренция. в современных условиях конкуренция также выступает как важное средство развития производства и существует в различных формах.

         Цель  данной работы – рассмотреть понятие  конкуренции, её влияние на поведение  фирмы и на экономику в целом, охарактеризовать различные модели рынков в зависимости от уровня конкуренции  на них.

      

     Глава 1. Конкуренция, её сущность и значение 

           Наиболее  мощным фактором, диктующим  общие  условия функционирования  того или  иного рынка, является степень развития на нём конкурентных отношений.

           Рыночной  конкуренцией называется  борьба за ограниченный спрос  потребителя, ведущаяся между  фирмами на доступных им частях (сегментах) рынка. Конкуренция  это: 

               а) соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров.

               б) состязательная борьба между товаропроизводителями за наиболее выгодные сферы приложения капитала, рынки сбыта, источники  сырья и одновременно весьма действенный механизм регулирования пропорций общественного производства.

         Она порождается объективными условиями: хозяйственной обособленностью  каждого производителя, его зависимостью от конъюнктуры рынка, противоборством  с другими товаровладельцами  в борьбе за покупательский спрос.

           Но  понятие конкуренции настолько   многозначно, что оно не охватывается  каким-либо определением. Это и  способ хозяйствования, и такой  способ существования капитала, когда один капитал соперничает  с другим капиталом. В конкуренции усматривается как одна сущностная черта, свойство товарного производства, так и способ развития. Кроме того, конкуренция выступает в роли стихийного регулятора общественного производства.  

     §1.1 Понятие конкуренции, и её роль в  экономике

      

           Конкуренция в рыночной экономике выполняет  важнейшую функцию – она принуждает производителей учитывать интересы потребителя, а значит и интересы общества в целом. В ходе конкуренции рынок из множества товаров отбирает только те, которые нужны потребителям. Именно их удаётся продать, прочие же остаются невостребованными и производство их сокращается. Другими словами вне конкурентной среды индивидуум удовлетворяет свои интересы, не считаясь с чужими. В условиях же конкуренции единственным способом реализации собственного интереса становится учёт интересов других лиц. Конкуренция представляет собой конкретный механизм, с помощью которого рыночная экономика решает фундаментальные вопросы – что? как? для кого производить?

           Развитие  конкурентных отношений  тесно связано  с расщеплением экономической власти. Когда она отсутствует, потребитель лишён выбора и вынужден либо полностью согласится на диктуемые производителем условия, либо совсем остаться без необходимого ему блага. Напротив, когда экономическая власть расщеплена и потребитель имеет дело с множеством поставщиков аналогичных товаров, он может выбрать тот из них, который в наибольшей степени соответствует его нуждам и финансовым возможностям.

           Конкуренция имеет важное значение  в жизни  общества. Она стимулирует деятельность самостоятельных единиц. Через неё товаропроизводители как бы контролируют друг друга. Их борьба за потребителя приводит к снижению цен, Уменьшению издержек производства, улучшению качества продукции, усилению научно-технического прогресса. В то же время конкуренция обостряет противоречия экономических интересов, чрезвычайно усиливает экономическую дифференциацию в обществе, обуславливает рост непроизводительных издержек, побуждает создание монополий. Без административного вмешательства государственных структур конкуренция может превратится в разрушительную силу для экономики. Для обуздания и удержания её на уровне нормального стимулятора экономики государство в своих законах определяет "правила игры" соперников. В этих законах фиксируются права и обязанности производителей и потребителей продукции, устанавливаются принципы и гарантии действий участников конкуренции.

           Конкуренция одновременно имеет  как положительные, так и отрицательные  стороны. 

     Положительные стороны:

             а) она способствует развитию научно-технического прогресса, постоянно заставляя товаропроизводителя применять лучшие технологии, рационально использовать ресурсы. В ходе конкуренции вымываются экономически-неэффективные производства, устаревшая техника, некачественные товары;

             б) она чутко реагирует  на изменение спроса, ведёт к удешевлению  издержек производства, тормозит рост цен, а в ряде случаев к их снижению;

              в) выравнивает  норму прибыли на капитал и  уровень заработной платы во  всех отраслях национальной экономики. 

           К числу негативных сторон  можно отнести: 

             а) придаёт бизнесу  определённую нестабильность, создаёт  условия для безработицы, инфляции и банкротства;

             б) ведёт к дифференциации доходов и создаёт условия  для их несправедливого распределения;

             в) её следствием может быть перепроизводство товаров и не догрузка мощностей в периоды производственных спадов.

           Конкуренция предполагает свободу  вступления экономических  единиц  в любую конкретную отрасль   и свободу выхода из неё.  Эта свобода необходима для  того, чтобы экономика могла надлежащим образом адаптироваться к изменениям вкусов потребителей, технологии или предложения ресурсов. Основное экономическое преимущество рыночной системы заключается в её постоянном стимулировании эффективности производства.  

     §1.2 Свободная конкуренция

      

           Рыночное  пространство – это  арена активного  взаимодействия  всех субъектов рынка. Такое  взаимодействие принимает разные  формы в зависимости от определённых  параметров (показателей) состояния  рынка. Основными параметрами являются:

           - количество  продавцов товаров определённого  вида;

           - свобода вхождения товаровладельцев на рынок  и выхода из него;

           - независимость (или зависимость) субъектов рынка друг от друга;

           - возможность (или невозможность) установления рыночной цены со стороны отдельных товаровладельцев.

Информация о работе Конкуренция и её виды