Конкуренция и её виды

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2010 в 00:54, контрольная работа

Краткое описание

Цель данной работы – рассмотреть понятие конкуренции, её влияние на поведение фирмы и на экономику в целом, охарактеризовать различные модели рынков в зависимости от уровня конкуренции на них.

Оглавление

Введение ……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Конкуренция, её сущность и значение…………………………………...5
§1.1 Понятие конкуренции, и её роль в экономике………………………………. 6
§1.2 Свободная конкуренция………………………………………………………. 8
§1.3 Виды конкуренции …………………………………………………………...12
§1.4 Типы рыночных структур ……………………………………………………13
§1.5 Краткосрочное равновесие конкурентного производителя ……………….14
Заключение …………………………………………………………………………18
Список использованной литературы ……………………………………………..20

Файлы: 1 файл

кр эк теория.doc

— 100.50 Кб (Скачать)

           2. Цена за единицу продукта для покупателя является выручкой от единицы продукта или средней выручкой, - для продавца (P = AR). AR = TR/Q= =PQ/Q = P. Предельная выручка – это изменение в общей выручке, обусловленное продажей одной дополнительной единицы продукции. Она может быть подсчитана из следующей формулы: MR = DTR/DQ, а так как объём продаж увеличивается на одну единицу и все единицы товара продаются по одной и той же цене, то MR = AR = P. Отсюда кривые спроса, средней и предельной выручки тождественны.

           Таким образом, в связи с тем, что  конкурентная фирма не может влиять на цену, у неё остаётся только единственная возможность увеличения прибыли  – поиск такого объёма производства, при котором TR – TC = max.

           В краткосрочном периоде осуществлять  поиск объёма производства, максимизирующего прибыль, фирма может лишь путём  изменения величины переменных ресурсов.

           Решая эту задачу, фирма должна  ответить на три вопроса:

           1) следует ли производить; 

           2) если да, то какой объём; 

           3) какая при этом прибыль будет получена.  

           В экономической теории существуют  два  основных подхода к  определению  уровня производства, максимизирующего прибыль: 

     а) сравнение TR и TC;

     б) сравнение MR и MC.

     В современной экономике предпочтение отдаётся второму подходу.      Исследуем три случая: максимизации прибыли, минимизации убытков и остановки производства.  

           1. Максимизация прибыли.  

           В условиях совершенной конкуренции  кривая TR представляет собой луч,  проведённый через начало координат.  Наклон его равен MR = DTC/DQ 

             Разница по вертикали между кривой TR и TC будет представлять прибыль при любом уровне производства. Максимизация прибыли достигается при Q0 и соответствует максимальной разнице между TR и TC и получается, когда наклон кривой TR равен наклону кривой TC.

           Сравнение кривых MR и MC показывает, что когда MR>MC, продажа дополнительной единицы товара увеличивает прибыль, когда MR<MC, продажа дополнительной единицы товара понижает прибыль. Следовательно, фирма максимизирует прибыль в точке B, где MR = MC, а объём производства, максимизирующий прибыль, равен Q0.

           Применение  правила равенства  MR и MC не ограничивается моделью  совершенной конкуренции, а распространяется  на все модели. Однако в условиях  совершенной конкуренции, где кривая спроса совершенно эластична, P = MR. Поэтому правило равенства MR = MC можно записать как P = MC, которое является частным случаем правила равенства MR и MC.

           Определив равновесный выпуск, можно  подсчитать прибыль, которая будет  представлена площадью прямоугольника ABCD. Высота этого прямоугольника (P – AC) – это прибыль на единицу продукта. Ширина – равновесный выпуск. Общая прибыль будет равна произведению сторон прямоугольника. Однако она максимальна не в точке минимума средних издержек (точка M), а в точке, где MR = MC.

           Таким образом, когда цена больше  средних  издержек, фирма получает  экономическую  прибыль. Если  же рыночная цена равна   средним издержкам при выпуске,  для которого MR (P) = MC, то прибыль  равна нулю. Фирма будет лишь  покрывать свои издержки.  

           2. Минимизация убытков.  

           Когда цена падает ниже минимума  средних  издержек, все уровни  производства будут приносить  отрицательную  прибыль 

           Однако  фирма должна продолжать  производство до тех пор, пока  её убытки меньше постоянных издержек. Фирма несёт убытки, равные площади прямоугольника ABCD, то есть произведению убытков на единицу продукции на объём выпуска.  

           3. Остановка производства.  

          Если  цена упадёт ниже минимума  средних  переменных издержек, то убытки превышают постоянные издержки и фирма закрывается. Убытки  изображены площадью фигуры ABEF, которая равна произведению AFC, представленных разницей по вертикали между кривыми средних общих и средних переменных издержек, на объём выпуска.

          При выпуске Q0 потери, представленные площадью ABEF, будут больше постоянных издержек.  

          Таким образом, фирма: 

     а) максимизирует прибыль, если P > AC или TR >TC = max;

     б) минимизирует убытки, если min AVC < P < min AC или TC > TR минимально и < FC;

     в) закрывается, если P < min AVC или убытки больше постоянных издержек.  

     Заключение 

           Конкуренция является необходимым  и определяющим условием нормального  функционирования рыночной экономики.  Но как любое явление имеет  свои плюсы и минусы.

     К положительным чертам можно отнести: активизацию инновационного процесса, гибкое приспособление к спросу, высокое качество продукции, высокую производительность труда, минимум издержек, внедрение новых технологий, реализацию принципом оплаты по количеству и качеству труда, возможность регулировки со стороны государства.

     К негативным чертам можно отнести: "победа" одних, "поражение" других, различие в условиях деятельности, что ведёт  к нечестным приёмам, чрезмерная эксплуатация природных ресурсов, экологические  нарушения и другое.

           Как было показано чрезмерная  монополизация, появление конкурентной  борьбы между  монополиями,  без соответствующего контроля  со стороны государства  может  привести к созданию так   сказать "государства в государстве", чем в принципе и являются ТНК. Монополизм приводит к замедлению научно-технического прогресса, консервирует низкое качество продукции, делает эту продукцию неконкурентоспособной на мировом рынке, утрачивая стимулы нахождения более эффективных решений функционирования в экономике и другое.

           Говоря  о негативных методах  ведения  конкурентной борьбы  необходимо отметить, что всё-таки  пока есть конкуренция, будет  существовать и промышленный  шпионаж, то есть эти два  явления связаны между собой,  нельзя, конечно, отрицать эффективность промышленного шпионажа, например, шпионаж оказывает значительное влияние на развитие военно-промышленного комплекса. И всё же, несмотря на эффективность промышленного шпионажа, он не может заменить научно-исследовательские работы, открытия, так как если всё время пользоваться чужим, похищенным, то при этом теряется некоторый собственный потенциал развития, что в итоге ведёт к регрессу.

     В целом же, конкуренция несёт меньше негативных моментов, чем положительных; конкуренция – значительно меньшее зло, чем монополия, злоупотребляющая своим положением в экономике.

           В данной курсовой работе детально  рассмотрена  понятие конкуренции,  представлен анализ таких составляющих  рыночного механизма как конкуренция  и сотрудничество, внимание было  уделено движущим силам конкурентной борьбы. Также были рассмотрены основные типы конкуренции и влияние их на рыночный механизм в целом. 

           Нельзя  не отметить тот факт, что конкуренция  и сотрудничество  дополняя друг друга, создают  единый рыночный механизм, способствующий экономическому росту, что в конечном итоге приводит к благосостоянию общества.

           Конкуренция – определяющее условие  поддержания  динамизма в экономике,  и в  условиях конкуренции  создаётся  большее национальное  богатство при меньшей стоимости каждого вида продукции по сравнению с монополией и плановой экономикой.

       

     Список  использованной литературы

       

     1. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник. – М.: Юристъ, 2002. – 568 с. 

     2. Экономическая теория / Л.Г. Симкина.  – СПб.: Питер, 2003. – 448 с.: ил. – (Серия "Учебное пособие").

     3. Экономическая теория / Под ред.А.И.  Добрынина, А.С. Тарасевича, 3-е  изд. – СПб.: Изд. СПбГУЭФ, Изд. "Питер", 2001. – 544 с.: ил. – (Серия  "учебник для вузов").

     4. Борисов Е.Ф. Экономическая теория  в вопросах и ответах: Учеб. пособие. – М.: Юристъ, 2003. – 272 с.

     5. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ. Учебник. / Под  ред. И.П. Николаевой. – М.: "ПРОСПЕКТ", 1998. – 448 с. 

     6. Вводный курс по экономической  теории: Учебник для лицеев / Под  общей ред. акад. Г.П. Журавлёвой. – М.: ИНФРА–М, 1999. – 368 с.

     7. Липсиц И.В. Экономика: В 2 кн. Кн.1: Учебник для 9 кл. общеобразоват.  учрежд. – 3-е изд. – М.: Вита-Пресс, 1998. – 304 с. 

     8. Макконел К., Брю С. Экономикс:  Принципы, проблемы и политика. –  М.: Изд. "Республика", 1992, Т1.

     9. Портер М. Международная конкуренция. – М.: 1994.

     10. Интернет

Информация о работе Конкуренция и её виды