Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2010 в 00:54, контрольная работа
Цель данной работы – рассмотреть понятие конкуренции, её влияние на поведение фирмы и на экономику в целом, охарактеризовать различные модели рынков в зависимости от уровня конкуренции на них.
Введение ……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Конкуренция, её сущность и значение…………………………………...5
§1.1 Понятие конкуренции, и её роль в экономике………………………………. 6
§1.2 Свободная конкуренция………………………………………………………. 8
§1.3 Виды конкуренции …………………………………………………………...12
§1.4 Типы рыночных структур ……………………………………………………13
§1.5 Краткосрочное равновесие конкурентного производителя ……………….14
Заключение …………………………………………………………………………18
Список использованной литературы ……………………………………………..20
В зависимости от состояния
указанных параметров
Конкуренция – это
Побудительной причиной конкуренции служит комплекс непременных условий свободного развития рынка:
а) основные параметры состояния;
б) полная хозяйственная обособленность каждого владельца товаров определённого вида;
в) зависимость положения
продавцов и покупателей от рыночной
цены, которая складывается под воздействием
массового спроса и предложения
(при невозможности для
Неизбежным следствием данных условий является опора на собственные силы и рыночное соперничество за место на рыночном пространстве, за экономическое выживание и процветание. Стало быть, конкуренция – экономический закон рынка.
Теперь постараемся выяснить: почему мы здесь называем конкуренцию свободной?
Этот эпитет отражает момент
возникновения самой
Однако в XVI – XVIII века цехи ремесленников стали тормозом для экономического развития. Они по-прежнему поддерживали и охраняли мелкое ремесленное производство. Цехи добивались признания за их членами исключительного права на изготовление и сбыт данного вида продукции в пределах города и его округа. Они строго ограничивали выпуск и продажу ремесленных изделий, чтобы устранить конкуренцию в собственной среде. В цеховых уставах определялись место и условия закупки сырья и реализации готовых товаров, время работы ремесленников, требования к качеству продуктов и другие хозяйственные условия.
В конце XVIII – XIX веков цеховое
ремесло было разрушено под
мощным напором крупного
Свободная конкуренция имеет ряд характерных признаков.
Во-первых, она означает, что на рынке имеется множество независимых товаровладельцев, самостоятельно решающих, что создавать и в каких количествах.
Во-вторых никем и ничем не ограниченный доступ на рынок и такой же выход из него всем желающим. Это предполагает возможность каждому гражданину стать свободным предпринимателем и применить свой труд и материальные средства в интересующей его отрасли хозяйства.
Покупатели же должны быть свободны от всякой дискриминации (умаления прав) и иметь возможность купить товары и услуги на любом рынке. В-третьих, участники рыночных сделок никак не участвуют в контроле за рыночными ценами.
Свободная конкуренция имеет
дополнительные определения,
Свободная конкуренция,
Свободная конкуренция
Свободное соперничество
Свободная конкуренция может оказывать как положительное, так и отрицательное воздействие на состояние рыночной экономики, на хозяйственное положение продавцов и покупателей.
§1.3
Виды конкуренции
По методам осуществления
Ценовая конкуренция
Неценовая конкуренция
По отраслевой принадлежности различают: внутри - и межотраслевую конкуренцию.
Внутриотраслевая конкуренция –
это конкуренция
Межотраслевая конкуренция – это конкуренция между предпринимателями, занятыми в различных отраслях производства, из-за выгодного приложения капитала, перераспределения прибыли. Поскольку на норму прибыли влияют разные объективные факторы, её величина в разных отраслях различна. Однако каждый предприниматель независимо от того, где применяется его капитал, стремиться получить на него прибыль не меньшую, чем остальные предприниматели (конкуренты). Это приводит к переливу капиталов из одних отраслей в другие: из отраслей с низкой нормой прибыли в отрасли с высокой нормой прибыли.
Конкуренцию также
Для совершенной конкуренции характерна свобода от какой бы то ни было регламентации: свободный доступ к факторам производства, свободное ценообразование и т.д. При этой конкуренции никто из участников рынка не может оказать решающего влияния на условия реализации товаров.
Монополистическая конкуренция
(несовершенная) главным
§1.4 Типы рыночных структур
Поведение фирмы на рынке,
В ходе конкурентной борьбы
для достижения собственных
Развитие конкурентных отношений тесно связано с силой экономической власти фирмы над рынком. Чем слабее конкуренция на рынке, тем сильнее диктат производителя, и наоборот, чем больше производителей данного товара, тем больше возможность у потребителя выбрать товар, который в наибольшей степени соответствует его потребностям и бюджету.
По степени развития
1) рынок совершенной конкуренции,
2) рынок монополистической
3) рынок олигополии, на котором
небольшое число фирм-
4) рынок монополии,
На рынке совершенной конкуренции
функционирует множество мелких производителей,
у которых в силу их многочисленности,
нет возможности навязывания своей воли
потребителям. На рынках несовершенной
конкуренции степень несовершенства,
то есть возможности диктовать свои условия
потребителю, зависит от разновидности
рынка. В условиях монополистической конкуренции
она относительно невелика, в условиях
олигополии значительна, а в условиях
монополии – почти полная.
§1.5 Краткосрочное равновесие конкурентного производителя.
Целью фирмы является получение максимально возможной прибыли, которая в количественном выражении выступает как разница между общей выручкой и общими издержками. Следовательно, условиями, определяющими прибыль, являются издержки производства и общая выручка, зависящая, в свою очередь, от спроса на производимый продукт, поскольку TR = P Ч Q.
При рассмотрении кривой
1. Поскольку доля каждой