Конкуренция и её виды

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 15:11, курсовая работа

Краткое описание

Основная цель курсовой работы состоит в том, чтобы посредством всестороннего изучения представить системный анализ видов и форм конкуренции, механизма и условий его развития в экономике России и Республики Татарстан.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………….3
1. Сущность конкуренции и её виды…………………………………………………6
2.Конкуренция и её виды в Российской Федерации….……………………………16
3. Конкуренция строительных фирм (на примере г. Казань)………………………22
Заключение…………………………………………………………………………….26
Список литературы……………………………………………………………………29
Приложение №1……………………………………………………………………….31
Приложение №2……………………………………………………………………….32

Файлы: 1 файл

полиграфическая реклама.docx

— 30.75 Кб (Скачать)

CoolReferat.com

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ

КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ

Кафедра микроэкономики

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине «Микроэкономика»

 

Тема: «Конкуренция и  её виды»

 

 

 

 

 

 

Автор курсовой работы                                                     Валиева Л.Ф.

       Группа                                                                                 115

       Руководитель работы                                                         Орлова О.А.

 

 

 

 

Казань 2007

Содержание

Введение……………………………………………………………………………….3 

1. Сущность конкуренции и её виды…………………………………………………6

2.Конкуренция  и её виды в Российской Федерации….……………………………16 

3. Конкуренция строительных фирм (на примере г. Казань)………………………22 

Заключение…………………………………………………………………………….26 

Список литературы……………………………………………………………………29 

Приложение №1……………………………………………………………………….31

Приложение №2……………………………………………………………………….32

“Суть конкурентного рынка состоит в его безличном характере. Ни один из участников не в состоянии единолично установить условия, на которых другие участники могут получить доступ к товарам или рабочим местам. Все они исходят из тех цен, которые определяют рынок, и индивидуальный участник способен оказать на цену лишь самое минимальное влияние, хотя, взятые вместе, участники определяют её общим результатом своих отдельных действий ”

(М. Фридман)

 

Введение

 

Главной особенностью рыночной экономики является свобода выбора: производитель свободен в выборе производимой продукции, потребитель – в приобретении товара, работник – в выборе места работы и т.д. Но свобода выбора не обеспечивает экономического успеха автоматически. Он завоевывается в конкурентной борьбе.

Конкуренция, с одной стороны, - это экономическая состязательность за достижение лучших результатов в области какой-либо деятельности, борьба товаропроизводителей за более выгодные условия хозяйствования, получения наивысшей прибыли. С другой стороны – элемент рыночного механизма, обеспечивающий взаимодействие рыночных субъектов в производстве и сбыте продукции, а также в сфере приложения капитала. Конкуренция является для фирм сильным стимулом создавать продукты улучшенного качества и внедрять более дешевые способы производства. Никто точно не знает, какой именно продукт потребители захотят иметь в недалеком будущем или какая технология поможет свести к минимуму удельные издержки на единицу продукции. Конкуренция помогает найти ответ на этот вопрос.

По А.Маршаллу «строгое значение понятия «конкуренция», очевидно, заключается в том, что один человек состязается с другим, особенно при продаже или покупке чего- либо. Этот вид состязания теперь, несомненно, интенсивнее и шире распространен, чем прежде, однако это лишь второстепенное и, можно даже сказать, случайное следствие коренных особенностей современной индустриальной жизни.

Нет какого-либо одного термина, который бы надлежащим образом характеризовал эти особенности. Они заключаются в том, что возникли известная самостоятельность и привычка каждого самому выбирать свой собственный путь, вера в собственные силы; осмотрительность и вместе с тем быстрота в выборе решений и суждениях; привычка предвидеть будущее и определять курс действий с учетом дальних целей. Эти факторы могут побуждать и часто побуждают людей конкурировать друг с другом.

Термин «конкуренция» отдает слишком большим привкусом зла, он стал подразумевать известную долю эгоизма и безразличия к благополучию других людей. Правда, в прежних формах производства наблюдалось меньше сознательного корыстолюбия, чем в современных, но там было и меньше сознательного бескорыстия. Именно трезвый расчет, а не корыстолюбие составляет особенность современной эпохи».

Конкуренция и все процессы, связанные с ней, новы для России и потому их изучение для нас важно и актуально. В связи с тем, что реальная рыночная экономика немыслима без конкуренции, возникает настоятельная необходимость в изучении конкуренции и возможного поведения предприятий в её условиях, ее уровня и интенсивности, методов конкурентной борьбы, в знании сил и рыночных возможностей наиболее сильных конкурентов, перспектив конкуренции на выбранных рынках.

Основная цель курсовой работы состоит в том, чтобы посредством всестороннего изучения представить системный анализ видов и форм конкуренции, механизма и условий его развития в экономике России и Республики Татарстан.

Указанная цель конкретизируется в следующих задачах: раскрыть сущность конкуренции, выявить виды конкуренции в России, анализировать конкуренцию строительных фирм города Казани. В России за годы экономических преобразований сложилась особая, непонятная для всего мира система экономического хозяйствования. В соответствии с этим действие конкурентных закономерностей хаотично и имеет свои особые формы. Исследовать конкурентное поведение предприятий в России на данном этапе не имеет смысла, поскольку оно не укладывается ни в одну из общемировых теорий. Во второй главе рассматривается российское законодательство, регламентирующее конкурентные «правила игры» на российском рынке, и даются некоторые комментария к основным положениям Закона «О конкуренции…».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Сущность конкуренции и её виды

 

Конкуренция, как экономическое явление, появилось во времена установления торговых отношений, и приобрела свою полноценность с появлением свободных рыночных отношений.

Существует большое множество исторически сложившихся определений данного понятия.

По определению классической школы, конкуренция есть соревнование ради прибыли, борьба за экономическое выживание. По Марксу, конкуренция - борьба между предпринимателями за наиболее выгодные условия вложения капитала. И.Шумпетер считал, что конкуренция - это соперничество старого с новым, где рано или поздно новое берёт верх. Даются и такие содержательные определения конкуренции, как отношения между хозяйствующими субъектами по поводу сравнения экономических результатов их деятельности; практически принудительная форма реализации объективно действующих законов рыночной экономики.

Также исторически сложились основные подходы к толкованию понятия «конкуренция»:

Первый подход определяет конкуренцию как экономическую состязательность на рынке.

Второй подход рассматривает конкуренцию как элемент рыночного механизма, который обеспечивает взаимодействие всех субъектов на рынке и который создаёт равновесие на рынке, т.е. уравнивает спрос и предложение.

Третий подход определяет конкуренцию как фактор, согласно которому определяется тип отдельного рынка

Таким образом, становится очевидным, что общее определение конкуренции выделить невозможно из-за многозначности самого явления. Можно понимать конкуренцию, и как борьбу экономических субъектов, и как критерий, определяющий модель рынка, и как способ хозяйствования. Кроме того, конкуренция – это регулятор производства и средство достижения равновесия на рынке.

В настоящее время в условиях конкуренции каждое предприятие для поддержания конкурентных преимуществ должно выбирать более совершенные способы развития, гарантирующие ему выгодную позицию на рынке, чтобы быть способным выявлять, формировать и максимально удовлетворять потребности потребителей, быть конкурентоспособным предприятием.

Изучение конкурентоспособности представляет собой одну из важнейших составных частей рыночных исследований, служит ориентиром для формирования экономической политики для государства и стратегий для бизнес-сообщества.

В самом общем смысле конкурентоспособность – это свойство объекта, характеризующееся степенью реального или потенциального удовлетворения им конкурентной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке. Конкурентоспособность определяет способность выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами данного рынка.

Важно понять, что без конкуренции нет рыночной системы. Конкуренция - это объективно необходимая среда, обеспечивающая нормальное саморазвитие рыночной системы. Содержание конкуренции наиболее полно раскрывается при анализе её функций. Выделяются следующие основные функции конкуренции:

  • регулирующая;
  • аллокационная;
  • инновационная;
  • адаптационная;
  • распределительная;
  • контролирующая.

Регулирующая функция конкуренции проявляется в подсчёте на рынке общественно-необходимых затрат труда по производству каждого конкретного вида товара. Она указывает производителям, какие затраты труда должны быть ориентиром для них в производстве.

Аллокационная функция конкуренции выражается в эффективном размещении факторов производства в местах, где их применение обеспечивает наибольшую отдачу.

Инновационная функция обнаруживается, прежде всего, в финансировании и стимулировании НТП.

Адаптационная функция нацелена на рациональное приспособление фирм к условиям внутренней и внешней среды.

Распределительная функция конкуренции оказывает прямое и косвенное воздействие на распределение суммарного объёма произведенных благ среди потребителей. И, наконец, контролирующая функция призвана не допустить установления монополистического диктата одних агентов рынка над другими.

После рассмотрения сущности конкуренции, следует перейти к её видам.

Известно, что каждый рынок имеет свои особенности, но всё-таки есть общее в том, как происходит конкуренция на разных рынках, и, значит, суть конкуренции может быть выражена единой аналитической концепцией, которая используется для выявления природы и оценки интенсивности конкуренции.

Если рассмотреть исследовательские данные английского учёного М.Е.Портера, то состояние конкуренции на определённом рынке можно охарактеризовать пятью конкурентными силами:

1. Соперничество среди конкурирующих на рынке продавцов. Данный вид конкуренции основывается на том, что одну и ту же потребность потребителя можно удовлетворять по-разному. При этом каждая фирма придерживается собственной стратегии, отстаивает свои интересы по завоеванию экономически выгодной позиции на рынке.

Прибыль, получаемая конкурирующими фирмами, побуждает их развивать свои стратегии, направленные на создание конкурентных взаимодействий.

Можно выделить две основные черты взаимодействий конкурирующих фирм:

  • Фирмы на рынке борются за наиболее выгодную позицию, которая является, по сути,  стремлением каждой завоевать свою клиентуру и занять своё место на рынке.
  • Стратегии конкурирующих фирм и методы воплощения в реальность данных планов различны. Фирмы, в основном, не действуют не оценив все факторы, которые могут изменить обстановку на рынке: спрос покупателей, юридические аспекты деятельности фирмы.

Чтобы не потерять уже имеющуюся долю на рынке, фирмы должны менять свои стратегии. Это делается и с расчётом на будущее: для улучшения позиции фирмы в будущем. Время работы фирмы по определённой стратегии зависит от успехов или неудач фирмы, а также от изменения положения конкурентов.

Вполне естественно то, что фирмы всегда стараются выбирать такие стратегические решения, которые не могут быть повторены или обойдены фирмами-конкурентами. И это тоже является частью стратегии любой фирмы на рынке. Стратегическое соперничество между фирмами может закончиться удачей или проигрышем. Успех может дать фирме возможность определять направление действий рыночных сил. Неудачи же могут привести к смене стратегии или порой к более серьёзным последствиям: потере позиции на рынке или даже уходу с рынка.

2. Конкуренция со стороны товаров, являющихся заменителями конкурентоспособных товаров. Это конкуренция среди аналогичных товаров, которые являются разными по оформлению. Важную роль здесь играет цена на подобные заменители.

Порой фирмы, работающие в одной отрасли, состоят в тесной конкурентной борьбе с фирмами уже в совсем других отраслях. Происходит это из-за того, что продукция этих фирм является хорошим заменителем. Наличие заменителей товара и возникающие в следствие это конкурентные силы, сталкивают продавцов.

Во-первых, доступность и цена на товары-заменители создают потолок цен для производителя, а это значит что, ограничена и потенциальная величина прибыли, которую может получить фирма.

Во-вторых, производитель товаров и/или услуг может выделить товар/услугу качеством, уменьшением цены на производимый товар/услугу за счёт  уменьшения издержек.

В-третьих, конкуренция со стороны заменителей зависит и от того, насколько легко  покупатель предпочтёт заменитель исходному товару.

3. Конкуренция, возникшая вследствие угрозы появления новых конкурентов на рынке.

Информация о работе Конкуренция и её виды