Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 15:11, курсовая работа
Основная цель курсовой работы состоит в том, чтобы посредством всестороннего изучения представить системный анализ видов и форм конкуренции, механизма и условий его развития в экономике России и Республики Татарстан.
Введение……………………………………………………………………………….3
1. Сущность конкуренции и её виды…………………………………………………6
2.Конкуренция и её виды в Российской Федерации….……………………………16
3. Конкуренция строительных фирм (на примере г. Казань)………………………22
Заключение…………………………………………………………………………….26
Список литературы……………………………………………………………………29
Приложение №1……………………………………………………………………….31
Приложение №2……………………………………………………………………….32
CoolReferat.com
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ
КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФИНАНСОВО-
Кафедра микроэкономики
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Микроэкономика»
Тема: «Конкуренция и её виды»
Автор курсовой работы
Группа
Руководитель работы
Казань 2007
Введение…………………………………………………………
1. Сущность конкуренции и её виды
2.Конкуренция и её виды в Рос
3. Конкуренция строительных фирм (на примере г. Казань)……………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Приложение №1……………………………………………
Приложение №2……………………………………………
“Суть конкурентного рынка состоит в его безличном характере. Ни один из участников не в состоянии единолично установить условия, на которых другие участники могут получить доступ к товарам или рабочим местам. Все они исходят из тех цен, которые определяют рынок, и индивидуальный участник способен оказать на цену лишь самое минимальное влияние, хотя, взятые вместе, участники определяют её общим результатом своих отдельных действий ”
(М. Фридман)
Введение
Главной особенностью рыночной экономики является свобода выбора: производитель свободен в выборе производимой продукции, потребитель – в приобретении товара, работник – в выборе места работы и т.д. Но свобода выбора не обеспечивает экономического успеха автоматически. Он завоевывается в конкурентной борьбе.
Конкуренция, с одной стороны, - это экономическая состязательн
По А.Маршаллу «строгое значение понятия «конкуренция», очевидно, заключается в том, что один человек состязается с другим, особенно при продаже или покупке чего- либо. Этот вид состязания теперь, несомненно, интенсивнее и шире распространен, чем прежде, однако это лишь второстепенное и, можно даже сказать, случайное следствие коренных особенностей современной индустриальной жизни.
Нет какого-либо одного термина, который бы надлежащим образом характеризовал эти особенности. Они заключаются в том, что возникли известная самостоятельность и
Термин «конкуренция» отдает слишком большим привкусом зла, он стал подразумевать известную долю эгоизма и безразличия к благоп
Конкуренция и все процессы, связанные с ней, новы для России и потому их изучение для нас важно и актуально. В связи с тем, что реальная рыночная экономика немыслима без конкуренции, возникает настоятельная необходимость в изучении конкуренции и возможного поведения предприятий в её условиях, ее уровня и интенсивности, методов конкурентной борьбы, в знании сил и рыночных возможностей наиболее сильных конкурентов, перспектив конкуренции на выбранных рынках.
Основная цель курсовой работы состоит в том, чтобы посредством всестороннег
Указанная цель конкретизируется в следующих задачах: раскрыть сущность конкуренции, выявить виды конкуренции в России, анализировать конкуренцию стро
1 Сущность конкуренции и её виды
Конкуренция, как экономическое явление, появилось во времена установления торговых отношений, и приобрела свою полноценность с появлением свободных рыночных отношений.
Существует большое множество и
По определению классической школы, конкуренция есть соревнование ради прибыли, борьба за экономическое выживание. По Марксу, конкуренция - борьба между предпринимателями за наиболее выгодные условия вложения капитала. И.Шумпетер считал, что конкуренция - это соперничество старого с новым, где рано или поздно новое берёт верх. Даются и такие содержательные определения конкуренции, как отношения между хозяйствующими субъектами по поводу сравнения экономических результатов их деятельности; практически принудительная форма реализации объективно действующих законов рыночной экономики.
Также исторически сложились основные подходы к толкованию понятия «конкуренция»:
Первый подход определяет конкуренцию как экономическую
Второй подход рассматривает конкуренцию как
Третий подход определяет конкуренцию как фактор, согласно которому определяется тип отдельного рынка
Таким образом, становится очевидным, что общее определение конкуренции выделить невозможно из-за многозначности самого явления. Можно понимать конкуренцию, и как борьбу экономических субъектов, и как критерий, определяющий модель рынка, и как способ хозяйствования. Кроме того, конкуренция – это регулятор производства и средство достижения равновесия на рынке.
В настоящее время в условиях конкуренции каждое предприятие для поддержания конкурентных преимуществ должно выбирать более совершенные способы развития, гарантирующие ему выгодную позицию на рынке, чтобы быть способным выявлять, формировать и максимально удовлетворять потребности потребителей, быть конкурентоспособным предприятием.
Изучение конкурентоспособности
В самом общем смысле конкурентоспособность – это св
Важно понять, что без конкуренции нет рыночной системы. Конкуренция - это объективно необходимая среда, обеспечивающая нормальное саморазвитие рыночной системы. Содержание конкуренции наиболее полно раскрывается при анализе её функций. Выделяются следующие основные функции конкуренции:
Регулирующая функция конкуренции проявляется в подсчёте на рынке общественно-необходимых затрат труда по производству каждого конкретного вида товара. Она указывает производителям, какие затраты труда должны быть ориентиром для них в производстве.
Аллокационная функция конкуренции выражается в эффективном размещении факторов производства в местах, где их применение обеспечивает наибольшую отдачу.
Инновационная функция обнаруживается, прежде всего, в финансировании и стимулировании НТП.
Адаптационная функция нацелена на рациональное приспособление фирм к условиям внутренней и внешней среды.
Распределительная функция конкуренции оказывает прямое и косвенное воздействие на распределение суммарного объёма произведенных благ среди потребителей. И, наконец, контролирующая функция призвана не допустить установления монополистического диктата одних агентов рынка над другими.
После рассмотрения сущности конкуренции, следует перейти к её видам.
Известно, что каждый рынок имеет свои особенности, но всё-таки есть общее в том, как происходит конкуренция на разных рынках, и, значит, суть конкуренции может быть выражена единой аналитической концепцией, которая используется для выявления природы и оценки интенсивности конкуренции.
Если рассмотреть исследовательские данные английского учёного М.Е.Портера, то состояние конкуренции на определённом рынке можно охарактеризовать пятью конкурентными силами:
1. Соперничество среди конкурирующих на рынке продавцов. Данный вид конкуренции основывается на том, что одну и ту же потребность потребителя можно удовлетворять по-разному. При этом каждая фирма придерживается собственной стратегии, отстаивает свои интересы по завоеванию экономически выгодной позиции на рынке.
Прибыль, получаемая конкурирующими фирмами, побуждает их развивать свои стратегии, направленные на создание конкурентных взаимодействий.
Можно выделить две основные черты взаимодействий конкурирующих фирм:
Чтобы не потерять уже имеющуюся долю на рынке, фирмы должны менять свои стратегии. Это делается и с расчётом на будущее: для улучшения позиции фирмы в
Вполне естественно то, что фирмы всегда стараются выбирать такие стратегические решения, которые не могут быть повторены или обойдены фирмами-конкурентами. И это тоже является частью стратегии любой фирмы на рынке. Стратегическое соперничество между фирмами может закончиться удачей или проигрышем. Успех может дать фирме возможность определять направление действий рыночных сил. Неудачи же могут привести к смене стратегии или порой к более серьёзным последствиям: потере позиции на рынке или даже уходу с рынка.
2. Конкуренция со стороны товаров
Порой фирмы, работающие в одной отрасли, состоят в тесной конкурентной борьбе с фирмами уже в совсем других отраслях. Происходит это из-за того, что продукция этих фирм является хорошим заменителем. Наличие заменителей товара и возникающие в следствие это конкурентные силы, сталкивают продавцов.
Во-первых, доступность и цена на товары-заменители создают потолок цен для произв
Во-вторых, производитель товаров и/или услуг может выделить товар/услугу качеством, уменьшением цены на производимый товар/услугу за счёт уменьшения издержек.
В-третьих, конкуренция со стороны заменителей зависит и
3. Конкуренция, возникшая вследствие угрозы появления новых конкурентов на рынке.