Конкуренция и её виды

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 15:11, курсовая работа

Краткое описание

Основная цель курсовой работы состоит в том, чтобы посредством всестороннего изучения представить системный анализ видов и форм конкуренции, механизма и условий его развития в экономике России и Республики Татарстан.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………….3
1. Сущность конкуренции и её виды…………………………………………………6
2.Конкуренция и её виды в Российской Федерации….……………………………16
3. Конкуренция строительных фирм (на примере г. Казань)………………………22
Заключение…………………………………………………………………………….26
Список литературы……………………………………………………………………29
Приложение №1……………………………………………………………………….31
Приложение №2……………………………………………………………………….32

Файлы: 1 файл

полиграфическая реклама.docx

— 30.75 Кб (Скачать)

Первый в истории России законодательный акт, регламентирующий порядок конкурентного поведения фирм в условиях рыночного хозяйства и содержащий «правила игры» для конкурентов, был принят в марте 1991 г. Это Закон РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».

Закон «О конкуренции…» содержит запреты на многие виды монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции. Обратим, в частности, внимание на запрет на создание «министерств, государственных комитетов, других структур государственного управления с целью монополизации производства или реализации товаров...» (статья 7). Статья 9 содержит жесткие запреты должностным лицам на занятие самостоятельным бизнесом. Статьи 5, 6 8, 10 в столь же жесткой форме признают недопустимыми действия конкурентов, ведущие к дискриминации других конкурентов, ущемлению их суверенных прав; они представляют собой комбинацию из антикартельных и антитрестовских мер.

Весьма важно и определение в самом законе «барьера монополизации»: «не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара не превышает 35 %» (статья 4).

Однако наряду с «жесткими» формулировками Закон «О конкуренции...» содержит и такие положения, которые во многом ставят под вопрос возможности его эффективного применения для поддержания рынка в «режиме конкуренции».

Так, к примеру, Закон (см. статьи 22 – 26) предъявляет к нарушителям, включая должностных лиц органов государственного управления, просто смехотворные материальные претензии в виде штрафных санкций. Должностное лицо может быть оштрафовано, например, на сумму от 100 до 1000руб.

Но самая существенная слабость Закона обусловлена прописанной в нем конструкцией Верховного органа антимонопольного регулирования экономики – «Антимонопольного комитета». Задуманный как российский аналог американской Федеральной Торговой Комиссии, Антимонопольный комитет, с одной стороны, получил права, которые и не снились антимонопольным органам США, с другой – оказался, таким образом, включенным в систему исполнительной власти, что сам во многом сделался зависимым от многих лиц, персонально заинтересованных в развитии монополизма.

Конструкция Антимонопольного комитета такова. Этот орган является одновременно и прокуратурой по отношению к вероятным нарушителям закона (статья 12), и хранителем коммерческих секретов и информации (статьи 13 – 15), и своего рода Верховным судом, издающим предписания, обязательные для исполнения (статьи 27 – 29). Этот комитет сам оказывается изрядным монополистом в отношении тех, кому надлежит исполнять данный закон – не случайно в статье 3 «Государственные антимонопольные органы РФ» упоминается в качестве «органов» лишь один «орган», Антимонопольный комитет.

Вместе с тем в отличие от Федеральной торговой комиссии США, подчиненной лично всенародно избираемому президенту США, Антимонопольный комитет России оказывается, подчинен Президенту, его администрации, Председателю Правительства РФ, его заместителям и ещё  многим-многим должностным лицам.

Главной особенностью конкуренции в россии (по состоянию на 2005-2006 гг.) состоит в том, что она, в отличие от западной несмотря на видимую цивилизованность бизнеса, все еще воинствующая. Побеждают сильнейшие и выносливые. Конечно, стрелки и разборки конечно остались в прошлом, большинство крупных рынков уже поделено и в десятку лучших конечно новичку ворваться не то что сложно, а почти невозможно, но в «середине списка» еще можно побороться за более высокие позиции. По-прежнему орудия конкуренции по-российски – война или естественный отбор. Слабые уходят, сильные процветают. Вот и действуют компании, кто лобовым ударом, а кто хитростью.

На западе же давно произошел сдвиг в сторону усиления через объединение или поглощение. Каковы причины этого?

У нас еще есть свободное пространство, есть еще место для маневра, у них – огромное количество компаний на всех рынках. К тому же главный минус западного конкурентного рынка – ограниченность географического пространства. К примеру, бельгийский производитель может занять бельгийский рынок и даже расширить это поле за счет ЕС, но даже тогда конкуренция остается настолько плотной, что сегодня, чтобы фирме А обыграть конкурента В. И именно поэтому, если смотреть по статистике, количество слияний и поглощений на Западе все время растет.

Конечно, в процессе слияния есть свои тонкости, которые необходимо учитывать. Например, поглощая конкурента В, компания А  надеется, что станет более успешной в конкурентной борьбе. Однако гарантия успеха очень невелика, ведь сливаются две организации с разными культурами, стилями управления, системами мотивации и производства, так что необходимы время и консультанты по оргразвитию, которые помогут унифицировать новую структуру в плане управленческого контура. Поскольку масштаб бизнеса компании А увеличился, то, чтобы сделать мощный рывок, ей теперь потребуется время. В результате, если слияние произошло по правилам, запланированного высокого уровня в рейтингах компании. А достигнет не на самом первом уровне поглощения компании В, а позже.

Выходит, что поглощение  и слияние постепенно становятся одним из главных орудий борьбы с конкурентами. И здесь не надо питать никаких иллюзий: Запад волна слияний и поглощений уже накрыла, и Россию она постепенно догонит. К примеру, в банковском секторе Великобритании проблемы, с которыми столкнулись российские банки на  рубеже 2004-2005 гг., были актуальны в 1987г. Временной лаг – около 20 лет, если брать в статистике[15, с.45].

Российский рынок уже начал диктовать условия, при  которых компаниям выгодно объединяться, создавать партнерства. Зачатки этого процесса можно увидеть в появлении все большего числа различных ассоциаций. У них, как правило, 2 цели: обмен отраслевой информацией и противостояние внешним угрозам. Пока это еще слабые ростки, но сама тенденция говорит о том, что российские производители все лучше отслеживают перспективы рынков и все лучше обучаются считать на несколько шагов вперед.

Конечно, у российских компаний есть возможность на многих рынках держать позиции в одиночку, но они очень малы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Конкуренция строительных фирм (на примере г. Казань)

 

Говоря о конкуренции на рынках Республики Татарстан нельзя не вспомнить о самом перспективном в последние годы рынке – рынке жилья. Увеличившиеся доходы населения и благосостояние жителей повлекли за собой в последние годы невероятно высокий спрос на жильё. В городах с малой численностью населения в основном строится частное жильё, соответственно рынок жилья развит весьма слабо. В городах же с многоэтажными домами наоборот.

Так в Казани цены за квадратный метр, конечно ниже московских, но их рост на протяжении последних пяти-шести лет заметен. К сожалению, не сложились благоприятные условия для прямого вклада личных денег граждан в строительства домов. Но уже существует множество строительных предприятий, занимающихся долевым строительством жилья. Естественным процессом является конкуренция между этими предприятия и желание привлечь как можно больше клиентов.

Многократные исследования известных моделей оценки конкурентоспособности, позволяет выбрать наиболее важные факторы из всей совокупности и смоделировать схему оценки конкурентоспособности строительных предприятий, занимающих долевым строительством жилья.

Конкурентоспособность, по мнению большинства исследователей данной проблемы, есть совокупность факторов (качество продуктов и услуг; наличие эффективной стратегии маркетинга и сбыта; уровень квалификации персонала и менеджмента; технологический уровень производства; доступность источников финансирования), используя которые с той или иной степенью эффективности, фирма занимает свою нишу на определённом сегменте рынка по отношению к другим фирмам-конкурентам, действующим с большей или меньшей степенью эффективности, при наличии тех же факторов.

Так на рынке долевого строительства жилья в городе Казань существуют как «гиганты» рынка, так и новички, сравнительно недавно пришедшие на рынок. При этом весьма четко можно разграничить их зону влияния, а также обозначить лидеров (Приложение №2 – стр.33).

На основании собранных данных, все анализируемые строительные фирмы осуществляют строительство долевым способом, тогда потенциальные покупатели нового (строящегося) жилья отличаются по:

                    по доходу:

«А» - граждане с низким доходом;

 «Б» - граждане со средним доходом; 

«В» - граждане с высоким доходом,

                    по размеру семьи:

«Г» - бессемейные;

«Д» - молодые семьи без детей;

«Е»- семьи с одним ребенком;

«Ж»- семьи с двумя детьми;

«3» - многодетные семьи.

Для участников долевого строительства процесс приобретения недвижимости диктует необходимость учета всех факторов, влияющих, с одной стороны, на процесс приобретения жилья как товара, обладающего определенным набором потребительских качеств, а с другой стороны на процесс инвестирования, характеризующийся определенными временными и доходными показателями. Такими факторами, оказывающими влияние на решение участника приобрести квартиру у конкретной строительной компании являются:

  1. Ценовой фактор (цена 1 кв.м. общей площади доли жилья)
  2. Качественные характеристики будущего жилья;
  3. Декларируемый срок сдачи дома;
  4. Репутация (имидж) фирмы;
  5. Состояние рынка недвижимости:

В зоне низкой конкурентоспособности расположены три строительные фирмы: ООО «Интелс», ООО «Элитстрой», ООО «Стойгард». Это связано с тем, что на рынке долевого строительства они являются новичками, которые имеют очень малые объёмы ввода жилья, а именно по одному дому. Однако, фирмы ООО «Стройгард» и ООО «Элитстрой» составляют друг другу конкуренцию. Каждая - за счёт своих определенных качественных факторов. Не снижая эффективность деятельности, постепенно наращивая производственную мощность, они зарекомендуют себя на рынке и смогут составить конкуренцию фирмам, обладающим большей конкурентоспособность на данный момент. Например, таким, как ООО «Строймажор» и ООО «Ремстроймонтаж», расположенными в зоне средней конкурентоспособности, за счёт качественного преимущества. 

В свою очередь, ООО «Строймажор» и ООО «Ремстроймонтаж» обладают практически равновеликой степенью конкурентоспособности. Эти две фирмы располагаются вблизи «плавающей» границы», значение которой непостоянно, так как она моментально реагирует даже на малозначительные изменения, происходящие во внутренней и внешней среде.

Эффективнее используя весь имеющийся у фирм потенциал, вероятна возможность пересечь данную границу и попасть в зону высокой конкурентоспособности, где лидерами являются ООО «Бриз», ООО «Свей», ООО «Вертикаль», ЗАО «Кулонстрой», ЗАО «Защита», Холдинг «Унистрой» и        ООО «Фон». Для утверждения своих позиций на рынке, данным фирмам необходимо не только удерживать имеющиеся обороты, но и наращивать их, осуществлять строительство домов во всех районах города. При этом необходимо располагать информацией о деятельности фирм в данном районе для внедрения на данную территорию.  Удалось установить, что только ООО «Фон» и ООО «Унистрой» осуществляют свою строительную деятельность почти во всех районах города. Остальные же строительные фирмы действуют в двух или трёх районах города. Самыми активными по строительству районами являются Вахитовский и Ново-Савиновский.

Меры по повышению конкурентоспособности фирм, занимающих своё место на рынке, сконцентрированы на захвате тех мест на рынке, которые не вызывают интереса, либо же слабо интересуют большинство фирм (строительство домом в малопрестижных районах города). Для того чтобы успешно вести бизнес в этих незанятых нишах рынка, фирма должна иметь чёткую специализацию, очень внимательно изучать свой участок на рынке, развиваться только в пределах чётко выверенных допустимых темпов роста и иметь сильного и влиятельного руководителя. Всё это поможет вести успешную коммерческую деятельность в сложных условиях нестабильного российского рынка.[15, с.5]

Вопрос о конкурентоспособности фирм, занимающихся долевым строительством, особенно актуален в 2007 году. Это связано, во-первых, с практическим исчерпанием количества свободной для застройки земли в Казани, а во-вторых, с вступлением в силу Закона «О долевом строительстве…», который, безусловно, направлен на защиту прав потребителей, но в то же время резко финансовое бремя застройщика. Возможный результат – уменьшение количества мелких строительных организаций и количества предлагаемых объектов; в конечном итоге, город лишается возможности улучшать свои жилищные показатели при сохранении и увеличении числа покупателей с банковскими деньгами. Очевидно, послужит дополнительным стимулом для более эффективной деятельности каждой  фирмы в условиях жёсткой конкуренции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Итак, конкуренция в современном мире играет огромную роль. При этом, как и любое явление имеет свои определённые плюсы и минусы.

К преимуществам конкуренции можно отнести:

  • Обеспечивает более эффективное использование ресурсов;
  • Создаёт необходимость быстро реагировать и уметь адаптироваться к изменениям в условиях производства товаров и услуг;
  • Оптимизирует использованье научно-технических достижений в области создания новых товаров и услуг;
  • Гарантирует свободу выбора потребителей и производителей.

Информация о работе Конкуренция и её виды