Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 15:11, курсовая работа
Основная цель курсовой работы состоит в том, чтобы посредством всестороннего изучения представить системный анализ видов и форм конкуренции, механизма и условий его развития в экономике России и Республики Татарстан.
Введение……………………………………………………………………………….3
1. Сущность конкуренции и её виды…………………………………………………6
2.Конкуренция и её виды в Российской Федерации….……………………………16
3. Конкуренция строительных фирм (на примере г. Казань)………………………22
Заключение…………………………………………………………………………….26
Список литературы……………………………………………………………………29
Приложение №1……………………………………………………………………….31
Приложение №2……………………………………………………………………….32
Первый в истории России законодательный акт, регламентирующий порядок конкурентного поведени
Закон «О конкуренции…» содержит запреты на многие виды монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции. Обратим, в частности, внимание на запрет на создание «министерств, государственных комитетов, других структур государственного управления с целью монополизации производства или реализации товаров...» (статья 7). Статья 9 содержит жесткие запреты должностным лицам на занятие самостоятельным бизнесом. Статьи 5, 6 8, 10 в столь же жесткой форме признают недопустимыми действия конкурентов, ведущие к дискриминации других конкурентов, ущемлению их суверенных прав; они представляют собой комбинацию из антикартельных и антитрестовских мер.
Весьма важно и определение в с
Однако наряду с «жесткими» формулировками Закон «О конкуренции...» содержит и такие положения, которые во многом ставят под вопрос возможности его эффективного применения для поддержания рынка в «режиме конкуренции».
Так, к примеру, Закон (см. статьи 22 – 26) предъявляет к нарушителям, включая должностных лиц органов государственного управления, просто смехотворные материальные претензии в виде штрафных санкций. Должностное лицо может быть оштрафовано, например, на сумму от 100 до 1000руб.
Но самая существенная слабость Закона обусловлена прописанной в нем конструкцией Верховного органа антимонопольного регулирования экономики – «Антимонопольного комитета». Задуманный как российский аналог американской Федеральной Торговой Комиссии, Антимонопольный комитет, с одной стороны, получил права, которые и не снились антимонопольным органам США, с другой – оказался, таким образом, включенным в систему исполнительной власти, что сам во многом сделался зависимым от многих лиц, персонально заинтересованных в развитии монополизма.
Конструкция Антимонопольного комитета такова. Этот орган является одновременно и прокуратурой по отношению к вероятным нарушителям закона (статья 12), и хранителем коммерческих секретов и информации (статьи 13 – 15), и своего рода Верховным судом, издающим предписания, обязательные для исполнения (статьи 27 – 29). Этот комитет сам оказывается изрядным монополистом в отношении тех, кому надлежит исполнять данный закон – не случайно в статье 3 «Государственные антимонопольные органы РФ» упоминается в качестве «органов» лишь один «орган», Антимонопольный комитет.
Вместе с тем в отличие от Федеральной торговой комиссии США, подчиненной лично всенародно избираемому президенту США, Антимонопольный комитет России оказывается, подчинен Президенту, его администрации, Председателю Правительства РФ, его заместителям и ещё многим-многим должностным лицам.
Главной особенностью конкуренции в россии (по состоянию на 2005-2006 гг.) состоит в том, что она, в отличие от западной несмотря на видимую цивилизованность бизнеса, все еще воинствующая. Побеждают сильнейшие и выносливые. Конечно, стрелки и разборки конечно остались в прошлом, большинство крупных рынков уже поделено и в десятку лучших конечно новичку ворваться не то что сложно, а почти невозможно, но в «середине списка» еще можно побороться за более высокие позиции. По-прежнему орудия конкуренции по-российски – война или естественный отбор. Слабые уходят, сильные процветают. Вот и действуют компании, кто лобовым ударом, а кто хитростью.
На западе же давно произошел сдвиг в сторон
У нас еще есть свободное пространство, есть еще место для маневра, у них – огромное количество компаний на всех рынках. К тому же главный минус западного конкур
Конечно, в процессе слияния есть свои тонкости, которые необходимо учитывать. Например, поглощая конкурента В, компания А надеется, что станет более успешной в конкурентной борьбе. Однако гарантия успеха очень невелика, ведь сливаются две организации с разными культурами, стилями управления, системами мотивации и производства, так что необходимы время и консультанты по оргразвитию, которые помогут унифицировать новую структуру в плане управленческого контура. Поскольку масштаб бизнеса компании А увеличился, то, чтобы сделать мощный рывок, ей теперь потребуется время. В результате, если слияние произошло по правилам, запланированного высокого уровня в рейтингах компании. А достигнет не на самом первом уровне поглощения компании В, а позже.
Выходит, что поглощение и слияние постепенно становятся одним из главных орудий борьбы с конкурентами. И здесь не надо питать никаких иллюзий: Запад волна слияний и поглощен
Российский рынок уже начал диктовать условия, при которых компаниям выгодно объединяться, создавать партнерства. Зачатки этого процесса можно увидеть в появлении все большего числа различных ассоциаций. У них, как правило, 2 цели: обмен отраслевой информацией и противостояние внешним угрозам. Пока это еще слабые ростки, но сама тенденция говорит о том, что российские производители все лучше отслеживают перспективы рынков и все лучше обучаются считать на несколько шагов вперед.
Конечно, у российских компаний есть возможность на многих рынках держать позиции в одиночку, но они очень малы.
3 Конкуренция строительных фирм (на примере г. Казань)
Говоря о конкуренции на рынках Республики Татарстан нельзя не вспомнить о самом перспективно
Так в Казани цены за квадратный метр, конечно ниже московских, но их рост на протяжении последних пяти-шести лет замет
Многократные исследования известных моделей оценки конкурентоспособности, позволяет выбрать наиболее важные факторы из всей совокупности и смоделировать схему оценки конкурентоспособности строительных предприятий, занимающих долевым строительством жилья.
Конкурентоспособность, по мнению большинства исследователей данной проблемы, есть совокупность факторов (качество продуктов и услуг; наличие эффективной стратегии маркетинга и сбыта; уровень квалификации персонала и менеджмента; технологический уровень производства; доступность источников финансирования), используя которые с той или иной степенью эффективности, фирма занимает свою нишу на определённом сегменте рынка по отношению к другим фирмам-конкурентам, действующим с большей или меньшей степенью эффективности, при наличии тех же факторов.
Так на рынке долевого строительства жилья в городе Казань существуют как «гиганты» рынка, так и новички, сравнительно недавно пришедшие на рынок. При этом весьма четко можно разграничить их зону влияния, а также обозначить лидеров (Приложение №2 – стр.33).
На основании собранных данных, все анализируемые строительные фирмы осуществляют строительство долевым способом, тогда потенциальные покупатели нового (строящегося) жилья отличаются по:
по доходу:
«А» - граждане с низким доходом;
«Б» - граждане со средним доходом;
«В» - граждане с высоким доходом,
по размеру семьи:
«Г» - бессемейные;
«Д» - молодые семьи без детей;
«Е»- семьи с одним ребенком;
«Ж»- семьи с двумя детьми;
«3» - многодетные семьи.
Для участников долевого строительства процесс приобретения недвижимости диктует необходимость учета всех факторов, влияющих, с одной стороны, на процесс приобретения жилья как товара, обладающего определенным набором потребительских качеств, а с другой стороны на процесс инвестирования, характеризующийся определенными временными и доходными показателями. Такими факторами, оказывающими влияние на решение участника приобрести квартиру у конкретной строительной компании являются:
В зоне низкой конкурентоспособности располож
В свою очередь, ООО «Строймажор» и ООО «Ремстроймонтаж» обладают практически равновеликой степенью конкурентоспособности. Эти две фирмы располагаются вблизи «плавающей» границы», значение которой непостоянно, так как она моментально реагирует даже на малозначительные изменения, происходящие во внутренней и внешней среде.
Эффективнее используя весь имеющийся у фирм потенциал, вероятна возможность пересечь данную границу и попасть в зону высокой конкурентоспособности, где лидерами являются ООО «Бриз», ООО «Свей», ООО «Вертикаль», ЗАО «Кулонстрой», ЗАО «Защита», Холдинг «Унистрой» и ООО «Фон». Для утверждения своих позиций на рынке, данным фирмам необходимо не только удерживать имеющиеся обороты, но и наращивать их, осуществлять строительство домов во всех районах города. При этом необходимо располагать информацией о деятельности фирм в данном районе для внедрения на данную территорию. Удалось установить, что только ООО «Фон» и ООО «Унистрой» осуществляют свою строительную деятельность почти во всех районах города. Остальные же строительные фирмы действуют в двух или трёх районах города. Самыми активными по строительству районами являются Вахитовский и Ново-Савиновский.
Меры по повышению конкурентоспособност
Вопрос о конкурентоспособности
Итак, конкуренция в современном мире играет огромную роль. При этом, как и любое явление имеет свои определённые плюсы и минусы.
К преимуществам конкуренции можно отнести: