Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 12:46, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение положительных и отрицательных сторон конкуренции, определение ее роли в экономике, а также выявление основных видов. Также в работе затронут вопрос конкуренции в России, очень серьёзная проблема для нашей страны сегодня.
Актуальность заключается в том, что в последнее время мы очень часто сталкиваемся с проблемами, связанными с конкуренцией, и понимание ее механизмов дает возможность для правильной оценки ситуации, определения стратегии поведения, и, в конечном итоге, получения прибыли.
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ,
Кафедра экономической теории
КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «МИКРОЭКОНОМИКА»
на тему: «Конкуренция и её виды».
Содержание:
Введение.
За
последнее время усиление конкуренции
отмечено фактически во всем мире. Совсем
не так давно конкуренция
Реальная рыночная экономика немыслима без конкуренции. В этой связи возникает настоятельная необходимость в изучении конкуренции, ее уровня и интенсивности, в знании сил и рыночных возможностей наиболее сильных конкурентов. Изучение конкуренции содержит в себе большую практическую пользу и необходимо в современном мире.
Целью данной работы является рассмотрение положительных и отрицательных сторон конкуренции, определение ее роли в экономике, а также выявление основных видов. Также в работе затронут вопрос конкуренции в России, очень серьёзная проблема для нашей страны сегодня.
Актуальность
заключается в том, что в последнее
время мы очень часто сталкиваемся
с проблемами, связанными с конкуренцией,
и понимание ее механизмов дает
возможность для правильной оценки
ситуации, определения стратегии поведения,
и, в конечном итоге, получения прибыли.
Глава 1. Конкуренция.
1.1.Понятие, сущность и условия возникновения.
Конкуренция – (от лат. concurrere – сталкиваться) – это борьба независимых экономических субъектов за ограниченные экономические ресурсы, соперничество между товаропроизводителями за лучшие, экономически более выгодные условия производства и сбыта товаров, за получение наивысшей прибыли1.
Конкуренцией называется борьба за ограниченный объем платежеспособного спроса потребителя, ведущаяся фирмами на доступных им сегментах рынка. 2 Именно ограниченность спроса заставляет фирмы враждовать друг с другом.
А. Смит определял конкуренцию как поведенческую категорию, когда индивидуальные продавцы и покупатели соперничают на рынке за более выгодные продажи и покупки соответственно. Конкуренция - это та самая «невидимая рука» рынка, которая координирует деятельность его участников.
Следствием конкуренции является, с одной стороны, обострение производственных и рыночных отношений, а с другой – повышение эффективности хозяйственной деятельности, ускорение НТП.
Конкуренция относится к неконтролируемым факторам, которые воздействуют на деятельность организации, которые не могут управляться организацией.
Сущность
конкуренции заключается в
Основными условиями возникновения конкуренции являются:
1. полная экономическая независимость каждого товаропроизводителя;
2. полная зависимость товаропроизводителя от конъюнктуры рынка;
3. противостояние всем другим товаропроизводителям в борьбе за покупательский спрос.
1.2.Экономическая роль конкуренции.
Конкуренция играет важную, но не однозначную роль. Она стимулирует развитие экономики и самих работников, деятельность самостоятельных единиц. Через нее товаропроизводители как бы контролируют друг друга. При наличии конкуренции на рынке производители постоянно стремятся снизить свои производственные затраты, чтобы увеличить прибыль. В результате повышается производительность, снижаются издержки и компания получает возможность уменьшить цены. Конкуренция также побуждает производителей улучшать качество товаров и постоянно увеличивать разнообразие предлагаемых товаров и услуг. Таким образом, производители вынуждены постоянно бороться с конкурентами за покупателей на рынке сбыта путём расширения и улучшения ассортимента высококачественных товаров и услуг, предлагаемых по более низким ценам.
Рассматривая конкуренцию необходимо показать как положительные ее стороны, так и отрицательные.
Положительные стороны конкуренции:
Отрицательные стороны конкуренции:
1.3.Конкурентность рынка.
Конкурентность рынка определяется теми пределами, в рамках которых отдельные фирмы способны воздействовать на рынок, т. е. оказывать влияние на условия реализации своей продукции, прежде всего на цены. Чем меньше отдельные фирмы оказывают влияние на рынок, где они реализуют свою продукцию, тем более конкуретным считается рынок. Наивысшая степень конкурентности рынка достигается тогда, когда отдельная фирма не оказывает никакого влияния. Такой рынок называется совершенно конкурентным.
1.4.Типы рыночных структур.
Для того чтобы определить, каковы будут объемы продажи производимого товара при изменении ею цены товара, фирма должна знать, как поведут себя другие фирмы отрасли, другими словами знать структуру рынка.
Можно выделить четыре теоретически возможные рыночные структуры: совершенная конкуренция, монополия, монополистическая конкуренция и олигополия.
Многие авторы относят к несовершенно конкурентным структурам чистую монополию, монополистическую конкуренцию и олигополию.
Но имеется
другой взгляд на классификацию рыночных
структур. Известные рыночные монополисты
П. Сраффа и Дж. Робинсон считали, что
совершенная конкуренция и
1.4.1.Совершенная конкуренция.
Основные черты совершенной конкуренции:
1) Действует большое количество фирм. Любая фирма в отрасли не в состоянии воздействовать на рыночную цену товара.
2) Однородность продукции. Фирмы отрасли производят одинаковый товар, поэтому для покупателей абсолютно безразлично, товар какой фирмы приобрести;
Положительные черты совершенной конкуренции:
Совершенная конкуренция, как и рыночная экономика в целом, обладает рядом недостатков:
Значение модели совершенной конкуренции.
Совершенная конкуренция на практике встречается довольно редко. Но она имеет практическую и методологическую ценность, поскольку позволяет понять логику действий фирмы. Функционирование совершенной конкурентной экономики дает нам образец, или стандарт, с которым можно сравнивать и по которому можно оценивать эффективность реальной экономики.
Короче говоря, совершенная конкуренция — это модель рынка, которая помогает понять и оценить значение явлений реальной жизни.
1.4.2.Несовершенная конкуренция.
Итак, конкуренция, при которой не соблюдается хотя бы один из признаков совершенной конкуренции, называется несовершенной конкуренцией. Таким образом, несовершенная конкуренция господствует на тех рынках, где производители могут влиять на рыночную цену, повышая или понижая ее.
Основные черты несовершенной конкуренции:
1.4.2.1.Монополия.
В условиях чистой монополии отрасль состоит из одной фирмы, т.е. понятие «фирма» и «отрасль» совпадают.
Характерные черты монополии: