Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 12:46, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение положительных и отрицательных сторон конкуренции, определение ее роли в экономике, а также выявление основных видов. Также в работе затронут вопрос конкуренции в России, очень серьёзная проблема для нашей страны сегодня.
Актуальность заключается в том, что в последнее время мы очень часто сталкиваемся с проблемами, связанными с конкуренцией, и понимание ее механизмов дает возможность для правильной оценки ситуации, определения стратегии поведения, и, в конечном итоге, получения прибыли.
- реклама требует больших финансовых затрат, они увеличивают цену товаров, - потребителей побуждают тратить деньги на товары, которые им в действительности не нужны.
- средства массовой
информации зависят от
Однако нельзя забывать и неоспоримые плюсы рекламной деятельности:
- реклама обеспечивает
потребителей информацией о
- реклама часто
приводит к снижению цен.
- реклама стимулирует конкуренцию.
- доходы от
рекламы оплачивают большую
- реклама приносит
пользу экономики в целом,
стимулируя потребительский
Пример влияния рекламы.6 В 1999г. МКФ «Красный октябрь» принял решение о выходе с новым шоколадом «Эйнемъ» в премиальный сегмент рынка. Был создан продукт высокого качества. Цены были выше типичных для шоколада высокого качества, но не чрезмерны: по отношению к топ-маркам большинства отечественных конкурентов «Эйнемъ» был на 15-20% дороже. Появившийся в то же время плиточный шоколад «А. Коркунов» был в 4-6 раз дороже указанных марок. Наконец, чтобы привлечь покупателей с разными вкусами, было выпущено шесть разных сортов шоколада «Эйнемъ».
Нельзя не отметить
и своевременность
Производители часто ошибочно считают, что «хороший продукт всегда сам себя продаст». Понимание того, что на современном рынке новый продукт никогда не завоюет популярности без интенсивных усилий производителя по его продвижению, т.е. мысль, ставшая к настоящему времени общим местом и даже банальностью, раз за разом игнорируется именно при производстве продукции высокого и сверхвысокого качества.
Существенные просчеты в
Начало продвижения
марки «Шармэль» относится к 2003г.
Спустя месяц после запуска рекламы
фабрика «Ударница» зафиксировала
увеличение продаж в три раза по
сравнению с аналогичным
В 2004-2005гг. на рыке были последовательно выведены обычный(не в шоколаде) зефир, а затем и пастила. Эти продукты стали предлагаться в упаковке, что сразу позволило заметно повысить цену.
Доля компании на столичном рынке на сегодняшний день составляет 70%.
Эти примеры
наглядно показывают необходимость
использование рекламы.
2.2.Межотраслевая и внутриотраслевая конкуренция.
Конкуренцию можно разделить на два типа: проходящая внутри отрасли и выходящая за пределы отрасли. На отраслевом уровне конкурируют и малые, и средние, и крупные предприятия: делят потребителей и рынки. Внутриотраслевая конкуренция не актуальна только между предприятиями государственного или регионального масштаба, если они контролируют от 50% рынка, как правило, в таком случае им просто не с кем конкурировать.
На межотраслевой уровень конкуренции чаще выходят более крупные предприятия, значимые в рамках отрасли в своем регионе. Естественно, есть возможность межотраслевой конкуренции для малого бизнеса, но это менее распространенное явление. Межотраслевая конкуренция становится актуальной для малого бизнеса, если возможности внутриотраслевой конкуренции исчерпаны. Внутриотраслевая и межотраслевая конкуренция имеют достаточно мощный стимул - желание всех предпринимателей получить максимальную норму прибыли.
Внутриотраслевая конкуренция – это конкуренция между предпринимателями, производящими однородные товары, за лучшие условия их производства и сбыта, за получение сверхприбыли. Этот вид конкуренции направлен на то, чтобы склонить покупателя к приобретению продукта именно данной фирмы. Для этого нужно продавать товары по более низким ценам. А чтобы снижение цен не наносило ущерба прибыли, надо снижать издержки производства и реализации продукции. Важнейшим средством достижения является совершенствование техники и технологии производства, его организации, квалификации работников. Следовательно, внутриотраслевая конкуренция с неизбежностью втягивает предпринимателей в борьбу за технический прогресс, незамедлительное использование всех достижений науки и техники, совершенствование всех условий производства.
Также оказывается
экономически необходимым
искать и использовать более
дешевое сырье и материалы, применять
материало- и энергосберегающие технологии.
Тем самым внутриотраслевая конкуренция
стимулирует научно-технический и экономический
прогресс.
Межотраслевая конкуренция – это конкуренция между предпринимателями, занятыми в различных отраслях производства, из-за более выгодного приложения капитала, перераспределения прибыли.
Самый главный критерий оценки результатов своей деятельности для предпринимателя - это норма прибыли, позволяющая сопоставлять результаты с затратами. Норма прибыли в рамках различных отраслей по многим причинам оказывается неодинаковой.
У тех, кто оказался менее
удачливым, возникает
В современных
условиях межотраслевая конкуренция сохраняет
определенное значение для наиболее подвижного
небольшого капитала, для вновь образующихся
фирм мелкого бизнеса различия в отраслевых
нормах прибыли продолжают играть достаточно
существенную роль: предприниматели со
сравнительно небольшим капиталом стремятся
попасть в наиболее прибыльные отрасли.
2.3.Добросовестная и недобросовестная конкуренция.
Добросовестная конкуренция - это такая ситуация на рынке, при которой не формально, а реально обеспечиваются равные условия функционирования всем без исключения субъектам рыночных отношений и сбалансированность их интересов. Основными методами являются: повышение качества продукции, снижение цен ("война цен"), реклама, развитие до- и послепродажного обслуживания, создание новых товаров и услуг с использованием достижений НТР и т.д.
Недобросовестная конкуренция - это деятельность хозяйственного субъекта, которая направленная на получение коммерческой выгоды и обеспечение доминирующего положения на рынке, обманом потребителей, партнеров, других хозяйственных субъектов и государственных органов. нарушающие общепринятые правила и нормы конкуренции:
Одним
из элементов промышленной
Спектр деятельности, которую можно назвать
нечестной, очень широк. Парижская конвенция
определяет как недобросовестную конкуренцию
следующие три ее вида:
- все действия, ведущие к тому, что потребитель
может принять предприятие, товары, промышленную
или коммерческую деятельность данной
фирмы за предприятие, товары, промышленную
или коммерческую деятельность конкурента;
- ложные заявления в ходе коммерческой
деятельности, дискредитирующие предприятие,
товары, промышленную или коммерческую
деятельность конкурента;
- использование в ходе коммерческой деятельности
указаний или обозначений, которые вводят
потребителя в заблуждение относительно
природы, способа изготовления, характеристик,
пригодности для определенных целей или
количества товаров.
Еще 12 видов деятельности
определяются как недобросовестная конкуренция
в комментариях к Типовому закону по товарным
знакам, фирменным наименованиям и актам
недобросовестной конкуренции для развивающихся
стран.
Во всяком случае, запрещая нечестную
практику в торговле, закон о недобросовестной
конкуренции может обеспечить защиту
даже тогда, когда другие разделы закона
о промышленной собственности ее не обеспечивают.
Что считать нечестным или недобросовестным,
в большой степени зависит от экономических
и социальных реалий в данное время и в
данном месте. Поэтому необходимо, чтобы
закон о недобросовестной конкуренции
был приспособлен к меняющимся обстоятельствам.
Этот закон должен устанавливать твердые
правовые рамки и вместе с тем быть достаточно
гибким в плане выработки и применения
мер, которые, будучи адекватными конкретным
и постоянно меняющимся социальным и экономическим
условиям в данной стране, смогут служить
эффективным средством борьбы с теми или
иными видами нечестной торговой практики.
В России борьба с недобросовестной конкуренцией
регламентируется законом "О конкуренции
и ограничении монополистической деятельности
на товарных рынках".
Глава 3.Особенности конкуренции в России.
Для российской экономики монополизация является исторически закономерным явлением. По определению советская экономика была монопольной. Экономика современной России, приобрела некоторые черты рыночной, но сохранила и черты старой системы. Но централизованные рычаги управления монопольной экономикой, обеспечивавшей искусственное распределение главных экономических элементов утрачены, а рычаги рыночной экономики, где интеграция этих элементов, как правило, достигается естественным путем, еще не созданы. В итоге круг фирм, которые может успешно вести бизнес, сужается, что и делает монополистичной целиком всю экономику. Чтобы повесить уровень конкурентоспособности фирм, государство проводит антимонопольную политику, ужесточая условия возникновения монополий.
Антимонопольная политика - комплекс государственных мер (соответствующие законодательство и система налогообложения, денационализация собственности, поощрение малого предпринимательства и пр.), направленных против монополизации производства и на развитие конкуренции среди товаропроизводителей.
Основные факторы, влияющие на конкурентоспособность российских фирм:
3. Воздействие теневой экономики. Правильное ведение «белого» бизнеса в ряде отраслей мало реально, в силу как налогового пресса, так и общей недостаточной рентабельности. Поэтому выходом из этого положения было полное или частичное перемещение деловой активности в теневую сферу, значительно затрудняет быстрый рост и превращение в крупную компанию.