Конкуренция и её виды

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 12:46, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение положительных и отрицательных сторон конкуренции, определение ее роли в экономике, а также выявление основных видов. Также в работе затронут вопрос конкуренции в России, очень серьёзная проблема для нашей страны сегодня.
Актуальность заключается в том, что в последнее время мы очень часто сталкиваемся с проблемами, связанными с конкуренцией, и понимание ее механизмов дает возможность для правильной оценки ситуации, определения стратегии поведения, и, в конечном итоге, получения прибыли.

Файлы: 1 файл

Курсовая микроэкономика.doc

— 177.00 Кб (Скачать)

     1.4.2.1.Монополистическая конкуренция.

     Монополистическая конкуренция – это такая рыночная структура, в которой превалируют  черты совершенной конкуренции  и имеются отдельные элементы, характерные для чистой монополии.

     Основные  черты монополистической  конкуренции:

     1) Присутствует достаточное количество фирм, каждая из которых конкурирует со значительным количеством соперничающих фирм и поэтому не учитывает их возможную реакцию на изменение цены своего товара.

     2) Фирмы отрасли производят дифференцированный  товар, поэтому каждая из них имеет возможность в определенных пределах менять цену производимого товара.

     3) Свободный вход иных фирм в  отрасль и выход из нее. 

     4) Отдельные фирмы прибегают к  неценовой конкуренции.

     1.4.2.1.Олигополия – это такая рыночная структура, при которой доминирует небольшое число продавцов, а вход в отрасль новых производителей ограничен высокими барьерами.

     Характерные черты олигополии:

     1) Немногочисленность фирм в отрасли.  Обычно их количество не превышает  десяти.

     2) Высокие барьеры для вступление  в отрасль. Они связаны прежде всего с экономией масштаба производства, которая выступает как важнейшая причина широкого распространения и длительного сохранения олигополистических структур.

     3) Всеобщая взаимозависимость. Олигополия  возникает в том случае, если число фирм настолько мало, что каждая из них при формировании своей олигополистической политики вынуждена принимать во внимание реакцию со стороны конкурентов. 

Глава 2. Виды конкуренции.

     По  методам осуществления конкуренцию можно разделить на ценовую и неценовую.

     Ценовая конкуренция предполагает продажу товаров по более низким ценам, чем у конкурентов, а это возможно либо за счет снижения издержек производства, либо за счет уменьшения прибыли.

     Неценовая конкуренция основана на предложении более качественных товаров, на использовании методов рекламы и других способов стимулирования сбыта.

     По  отраслевой принадлежности различают внутриотраслевую и межотраслевую конкуренцию.

     В зависимости от того, какими способами  пользуются конкурирующие между  собой фирмы, чтобы «устранить» конкурентов,  различают добросовестную и недобросовестную конкуренцию. 

2.1.Ценовая и неценовая конкуренция.

     Ценовая конкуренция – это вид конкурентной борьбы посредством изменения цен на товары. Основное условие ведения успешной ценовой борьбы с помощью цен – постоянное совершенствование  производства и снижение себестоимости. Выигрывает только тот предприниматель, который располагает реальными шансами снижения издержек производства. Если фирма-производитель устанавливает на свою продукцию цены ниже рыночных, конкуренты, не имеющие возможности последовать этой инициативе, не могут удержаться на рынке и уходят с него или разоряются. Однако всегда находится конкурент, который выведет фирму из трудного положения, переживет “войну цен” и дождется нового повышения цен на продукцию. Если же конкурирующие фирмы находятся в примерно равных условиях, то “ценовая война” не просто расточительна, но и бессмысленна.

     При ценовой конкуренции широко используется ценовая дискриминация, которая заключается в том, что одинаковые товары фирма продает различным покупателям по разным ценам, в зависимости от их платежеспособности. Ценовая дискриминация не связана с издержками производства и условиями реализации данных единиц товара. Ценовая дискриминация возможна при условиях:

    1. если продавец обладает достаточно высокой степенью монопольной власти, обеспечивающей ему контроль над производством и ценами;
    2. если можно сегментировать рынок – разбить покупателей на разные группы,  имеющие разную способность платить за продукт;
    3. если тот, кто покупает товар дешевле, не может затем перепродать его дороже.

Цены  могут различаться в зависимости  от:

      • качества товара или услуги;
      • объема потребления (скидки оптовым покупателям);
      • дохода покупателя, если он известен продавцу;
      • времени покупки (дневное или ночное время, будни или выходные, разгар или конец сезона и т. д.).

Различают:

  • открытую ценовую конкуренцию с широким оповещением о снижении цены; например, в 1982 году «Дейта Дженерал» снизила цену на одно из запоминающих устройств на 68%, «Перкин -Элмерс» - на 61%, «Хьюлетт - Паккард» на 37,5%,  в результате чего средний уровень цен упал с 20 долларов (начало 1981г.) до 5 долларов (середина 1982 г.).
    • скрытую ценовую конкуренцию, когда на рынок выпускается новый товар с улучшенными потребительскими свойствами при сравнительно незначительном увеличении цены. Так, «Крейт Ресерч» выпустила в 1976 году компьютер производительностью 1 млн. операций/сек. и ценой 8,5 млн. долларов,  а в 1982 году –компьютер, производительность которого в три раза выше, а цена повысилась только на 15%.

    Методы открытого снижения цен при выходе на новые рынки широко используются фирмами Японии, Южной Кореи, Тайваня, в частности, при экспорте судов, телевизоров, автомобилей в США и страны Западной Европы.  Главные усилия конкурирующих компаний направлены на удержание долей мирового рынка и сохранение сложившегося соотношения сил между ними. Это проявляется в погоне за нововведениями, создании заграничных производственных предприятий, заключении межфирменных соглашений в научно-производственной сфере. Поэтому эти отношения, в первую очередь, проявляются в отраслях, наиболее тесно связанных с научно-техническим прогрессом. 
Патентная защита изобретений на международном уровне в определенной степени сдерживает открытую ценовую конкуренцию на рынке.  Скрытая ценовая конкуренция осуществляется различными способами. В частности, предоставлением скидок с цены и лучших условий продажи.

Ценовая конкуренция  применяется главным образом  фирмами – аутсайдерами в борьбе с монополиями, для соперничества с которыми  у аутсайдеров нет сил и возможности в сфере неценовой конкуренции. Кроме того, ценовые методы используются для проникновения на рынки с новыми товарами (этим не пренебрегают и монополии там, где они не обладают абсолютным преимуществом), а также для укрепления позиций в случае внезапного обострения проблемы сбыта.

Роль конкуренции, особенно ценовой, в последние два  десятилетия значительно возросла, причем как на национальных товарных рынках, так и на мировых товарных рынках. Крупные компании имеют возможность использовать различные варианты ценовой политики с учетом характера продукта и рынка, а также действий других ведущих производителей.

Примеры ценовой  конкуренции в России.

В 2004 году самая  крупная и одновременно одна из старейших оптовых книготорговых фирм « Топ-книга» (Новосибирск) начала реализацию программы экспансии (распространения, расширения). К концу 2006 года она планировала открыть по всей России 400 новых магазинов обычного типа и 40 крупных дискаунтеров (магазинов сниженных цен). Главное средство борьбы – сверхнизкие цены. Пятую книгу о Гарри Поттере « Топ-книга» продавала по цене 156 руб., в то время как в других магазинах Москвы цены колебались в пределах от 270 до 326 рублей. После выхода на экраны одного из самых удачных российских кино-бестселлеров «Ночной дозор» резко подскочил спрос на книгу С. Лукьяненко. Книготорговцы надеялись на большие доходы от продаж этой книги. Однако «Топ-книга» установила в рознице цену на 30% меньшую, чем цен прайс-листа издательства. Все дело в том, что « Топ-книга», как крупнейший клиент, получала от издательства скидку 42% . Легко подсчитать, что в этих условиях наценка для «Топ-книги» не падала ниже 21%. Для конкурентов же, получающих в основном скидки в диапазоне 30-37%, поддержание цен на уровне «Топ-книги» означало бы необходимость смириться с совершенно неприемлемой рентабельностью в 0-11%. И это не отдельные исключения, а общая стратегия.3

Еще один типовой  источник ценовых войн – выход  на рынок дешевых производителей из развивающихся стран. Исследование «Неизвестный русский бизнес», проведенное журналом «Эксперт», даже предложило делить конкурентную обстановку практически во всех отраслях российской экономики на два периода «до китайцев» и «с приходом китайцев» (хронологический рубеж проходит в 2003-2004гг.)4. Особенность этого варианта ценовых войн – практически полная бесперспективность попыток выиграть или хотя бы урегулировать их с помощью маневров на чисто ценовом уровне. Уровень издержек в Китае по многим товарам радикально ниже российского, что позволяет «агрессорам» не вступать ни в какие ценовые соглашения, а стремиться к полному вытеснению конкурентов с рынка. «Большинство компаний пришли к выводу, что конкурировать с китайцами в издержках и цене бессмысленно, нужно уходить из дешевого сегмента в средний», - говорится в исследовании «Неизвестный русский бизнес».5

 Российская  практика выявила три основных  способа преодоления истребительных  ценовых войн:

  1. уход с пораженного ими сегмента рынка;
  2. репозиционирование товара в качестве принципиально отличающегося от конкурирующих по ценам продуктов;
  3. та или иная форма ценового соглашения с конкурентами.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Неценовая конкуренция.

При неценовой конкуренции роль цены нисколько не уменьшается, однако на первый план выступают уникальные свойства продукта, его техническая надежность, высокое качество. Именно это, а не снижение цены, позволяет привлечь новых покупателей и повысить конкурентноспособность товара.

Преимущества  неценовой конкуренции:

  1. Ценовые схватки очень невыгодны для всех участников борьбы, причем особенно для мелких и средних фирм. Чем крупнее фирма, тем более значительными финансовыми ресурсами она обладает и тем дольше может продавать товар по заниженным ценам.
  2. В условиях высокоразвитой экономики усложнились запросы потребителей. На рынке появилось разнообразие товаров, стало возможным привлекать потребителей особыми свойствами товаров, которые часто важнее ценовой привлекательности.
  3. Затраты на неценовую конкуренцию при правильном подходе обходятся фирме дешевле, чем расходы на конкуренцию ценовую.
  4. Ценовая конкуренция в большинстве стран ограничена законом. Снижение цен не должно доходить до уровня демпинга, т. е. цена не может опускаться ниже себестоимости.

Основными формами  неценовой конкуренции  являются дифференциация продукта,  улучшение  его  качественных и потребительских свойств, реклама.

Дифференциация  продукта позволяет предложить покупателям самые разнообразные по  типу, стилю,  марке, качеству товары и услуги. Этот процесс позволяет фирме создать свой постоянный круг покупателей, которые предпочитают ее товары аналогам  у конкурентов.

     Улучшение   качественных   характеристик  или  потребительских свойств товара обеспечивает расширение рынка реализации  продукции и вытеснение конкурентов, которые не заботятся о совершенствовании своей продукции.  

Существенную  роль  в неценовой конкуренции  играет реклама. В связи с большим влиянием на общественность средств массовой информации, прессы реклама является важнейшим методом ведения конкурентной борьбы. Фирма заинтересована в рекламе, поскольку реклама расширяет спрос и способствует уменьшению эластичности спроса по цене. К недостаткам рекламы относят:

- содержание  рекламы часто неинформативно  и вводит в заблуждение   покупателей.

Информация о работе Конкуренция и её виды