Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2011 в 14:49, реферат
Целью курсовой работы является исследование моделей социальной политики.
Поставленная цель предопределила необходимость решения следующих задач:
* изучить сущность социальной политики государства;
* рассмотреть классификацию моделей социальной политики;
* изучить скандинавскую модель социальной политики;
* охарактеризовать континентальную модель социальной политики;
Введение…………………………………………………………………………....3
Глава 1. Теоритические аспекты исследования моделей социальной политики………………………………………………………...…..........4
1.1 Сущность социальной политики государства……………….…….4
1.2. Классификация моделей социальной политики государства…….6
Глава 2. Модели социальной политики зарубежных стран и выбор России…12
2.1. Скандинавская модель социальной политики…………………...12
2.2. Континентальная модель социальной политики ………………..14
2.3. Американо-британская модель социальной политики………….16
2.4. Выбор модели социальной политики в России………………….18
Заключение………………………………………………………………………..21
Список использованной литературы…………………………………………….24
Оглавление
Введение…………………………………………………………
Глава
1. Теоритические аспекты исследования
моделей социальной политики……………………………………………………….
1.1 Сущность социальной политики государства……………….…….4
1.2. Классификация моделей социальной политики государства…….6
Глава 2. Модели социальной политики зарубежных стран и выбор России…12
2.1. Скандинавская модель социальной политики…………………...12
2.2. Континентальная модель социальной политики ………………..14
2.3. Американо-британская модель социальной политики………….16
2.4. Выбор модели
социальной политики в России……
Заключение……………………………………………………
Список
использованной литературы…………………………………………….24
Введение
Социальная политика играет огромную роль во внутренней политике любого государства, так как проблемы, возникающие в социальной сфере, напрямую связаны с развитием экономической и политической жизни страны, а следовательно, являются своеобразным индикатором развития общества.
Для России этот вопрос сегодня особенно актуален в связи с необходимостью формирования новой модели социальной политики. Процесс трансформации патерналистской модели, которая существовала в эпоху СССР, непростой, и прежде всего требует решения вопрос о роли государства в новой социальной политике, его функциях и взаимодействии с общественными институтами.
В данной работе рассматриваются основные модели социальной политики, существующие в Европе и Америке. Апеллируя к опыту других стран, мы знакомимся как с основными достижениями, так и с трудностями в области социальной политики. Анализ позволит не слепо копировать ту или иную модель, а разработать такую, которая бы максимально эффективно решала социальные проблемы именно в российском обществе и снизила социальную напряженность.
Правильно проводимая социальная политика государства, в широком смысле являясь одним из направлений макроэкономического регулирования, действительно обеспечивает снижение социальной напряженности, рост благосостояния населения, достижение равновесия и стабильности в обществе.
В узком смысле социальную политику можно определить как систему мер, направленных на осуществление социальных программ, в частности, на поддержание доходов, уровня жизни населения, обеспечение занятости, поддержки отраслей социальной сферы, предотвращение социальных конфликтов.
Целью курсовой работы является исследование моделей социальной политики.
Поставленная цель предопределила необходимость решения следующих задач:
рассмотреть американо- британскую модель социальной политики;
Цель и задачи работы определили ее структуру. Структурно реферат состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
В процессе подготовки реферата использовались научные труды отечественных авторов таких как: С.Н. Смирнова, Т.Ю. Сидориной, Н.А. Исаева. Тем не менее, большая часть российских работ строится исключительно на опыте западных ученых, где данную проблему начали исследовать намного раньше. Можно утверждать, что отечественный опыт изучения системы социальной политики неразрывно связан с зарубежным опытом, а поэтому их разделение не представляется возможным.
Глава
1. Теоритические аспекты
исследования моделей
социальной политики
1.1
Сущность социальной
политики государства
Социально – ориентированная рыночная экономика предполагает значительную деятельность государства в решении социальных проблем. Это связано с тем, что рыночная экономика не гарантирует трудящимся право на труд, стандартное благосостояние, образование, не обеспечивает социальную защиту инвалидов, малоимущих, пенсионеров. Поэтому возникает необходимость вмешательства государства в сферу распределения дохода путем проведения социальной политики.1
Социальная политика государства может быть представлена как форма сознательного воздействия на социальную сферу жизнедеятельности людей с целью ее изменения. Это наиболее обобщенное представление о социальной политике государства позволяет рассмотреть ее как часть государственного управления, объектом которого является социальная сфера жизни людей. В силу специфики социальной сферы как объекта управления социальная политика также является специфическим воздействием. Уяснив данную особенность социальной сферы, мы сможем также понять особенность деятельности государства, которая обозначается таким понятием как «социальная политика». Социальная сфера жизни общества раскладывается на объективные и субъективные составляющие.
К объективным составляющим необходимо отнести условия жизни индивидов, а к субъективным – потребности индивидов. При этом социальная сфера жизни людей представлена как отношения между условиями жизни людей и их потребностями. Социальная политика оказывает воздействия на условия жизни людей. Пределы этого воздействия в установлении таких отношений между двумя элементами социальной сферы, при которых у индивидов не воспроизводится чувство нуждаемости. Для того чтобы социальная сфера стала объектом управления государством, необходим такой уровень ее развития, который требовал бы вмешательства государства.
Условием, при котором это вмешательство становится действительным, является такой уровень развития потребностей индивидов, который не может быть удовлетворен за счет собственного труда, как это имело место в аграрных обществах, а удовлетворяется высокоразвитым промышленным производством. Поэтому развитие производства и степень разделения труда в этом производстве является материальной основой необходимости государственной интервенции в социальную сферу жизни людей. Попытки обосновать социально – политический характер феодального или рабовладельческого государства не выдерживают критики, так как уровень развития потребностей человека рабовладельческого общества и общества феодального таков, что даже примитивные средства производства позволяли их удовлетворять за счет собственного труда. Развитая потребность человека появляется с развитым разделением труда, но не равным доступом большинства населения к продуктам данного производства, базирующегося на разделении труда.2
Суть социальной политики государства заключается в поддержании отношений, как между социальными группами, так и внутри них, обеспечении условий для повышения благосостояния, уровня жизни членов общества, создании социальных гарантий в формировании экономических стимулов для участия в общественном производстве. При этом надо отметить, что социальная политика государства, выступающая как составная часть мероприятий, проводимых государством в целях регулирования условий общественного производства в целом, тесно увязана с общеэкономической ситуацией в стране.
Однако социальная политика не может рассматриваться как исключительно экономическая проблема. Экономическая же наука в качестве предмета своего исследования в сфере социальной политики сосредотачивается на экономических механизмах её реализации. В условиях рыночной экономики к таковым относятся, прежде всего, механизмы формирования доходов и поддержание занятости населения.
Выделяют
узкое и широкое понятие социальной политики.
В узком смысле слова социальная политика
– это, прежде всего действия правительства,
направленные на распределение и перераспределение
доходов различных членов и групп общества.
В широком смысле социальная политика
- это одно из направлений макроэкономического
регулирования, призванное обеспечить
социальную стабильность общества и создать,
насколько это возможно, одинаковые “стартовые
условия” для граждан страны.3
1.2
Классификация моделей
социальной политики
государства
Различают несколько моделей социальной политики:4
По типу субъекта социальной ответственности:
• либеральная модель
• корпоративная модель
• общественная модель
• патерналистская модель
По
типу участия государства в
• благотворительная модель
• административная модель
• стимулирующая модель
Либеральная модель предполагает принцип личной ответственности каждого члена общества за свою судьбу и судьбу своей семьи. Роль государственных структур в непосредственной реализации социальной политики минимизирована, основными субъектами социальной политики являются граждане, семья и различные негосударственные организации – социально - страховые фонды и ассоциации третьего сектора. Финансовую основу реализации социальных программ составляют частные сбережения и частное страхование, а не средства государственного бюджета. Поэтому при реализации данной модели социальной политики реализуется принцип эквивалентности, возмездности, предполагающий, например, прямую зависимость между размерами страховых взносов и объемом и стоимостью социальных услуг, получаемых в системе социального страхования, а не принцип солидарности, предполагающий перераспределение доходов от одного лица в пользу другого.5
При либеральной модели социальной политики государство берет на себя ответственность за сохранение лишь минимальных доходов граждан и за благополучие наименее слабых и обездоленных слоев населения. Но с другой стороны, оно максимально стимулирует создание и развитие в обществе различных форм негосударственной социальной политики, например, негосударственного социального страхования и социальной поддержки, а также различных способов повышения гражданами своих доходов. Основным достоинством либеральной модели является ориентация на раскрытие способностей членов общества (прежде всего к производительному и творческому труду) в интересах нелимитируемого государством роста уровня их потребления и частичное перераспределение ресурсов в интересах социальной поддержки нуждающихся в ней граждан. Граждане, постоянно участвовавшие своими взносами в системах обязательного социального страхования (прежде всего пенсионного), уровень доходов при наступлении страховых случаев (например достижении пенсионного возраста) снижается незначительно. Следствием экономической и социальной самореализации граждан является независимость большинства из них от государства, что является фактором развития гражданского общества.
Недостатки этой модели проявляются в существенных различиях между уровнями потребления экономически сильных и экономически слабых граждан; величинах социальных выплат, осуществляемых из государственного бюджета, с одной стороны, и систем социального страхования – с другой стороны. Эти различия для различных категорий людей имеют место и в случае получения социальных пособий из одних и тех же источников финансирования.
Важным моментом либеральной модели социальной политики является укорененность в индивидуальном и общественном сознании чувства высокой личной ответственности за свое социальное благополучие и отношение к государству не как к единственному источнику социальных благ, а как к гаранту своих прав и свобод.6
Корпоративная модель предполагает принцип корпоративной ответственности, что максимум ответственности за судьбу своих работников несет корпорация, предприятие, организация или учреждение, где данный работник трудится. Предприятие, стимулируя работников к внесению максимального трудового вклада, предлагает ему различные виды социальных гарантий в виде пенсионного обеспечения, частичной оплаты медицинских, рекреационных услуг и образования (повышения квалификации). В данной модели и государство, и негосударственные организации, и граждане также несут долю ответственности за социальное благополучие в обществе, но все же большую роль играют предприятия, имеющие собственную разветвленную социальную инфраструктуру, собственные социально-страховые фонды.