Социальная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 15:25, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы- анализ эффективной социальной политики как условия обеспечения экономической безопасности, уровень социальной политики России. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

- Дать понятие социальной политике

- Определить структуру и функции социальной политики.

- Выявить угрозы в социальной политике.

- Выявить уровень развития социальной политики России.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСЕИЕ ОСНОВЫ ПОНЯТИЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА.

1.1 Понятие социальная политика.

1.2 Структура социальной политики.

1.3 Функции социальной политики.

ГЛАВА2. ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ.

2.1 Бедность

2.1.1 Бедность и ее черты

2.1.2.Осоьенности бедности в России

2.1.3. Стратегия борьбы с бедностью

2.2 Угрозы в сфере ЖКХ

2.3 Угрозы в здравоохранении.

2.4 Угрозы в образовании.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

CОДЕРЖАНИЕ.docx

— 44.76 Кб (Скачать)

     CОДЕРЖАНИЕ 

     ВВЕДЕНИЕ 

     ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСЕИЕ ОСНОВЫ ПОНЯТИЯ  СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА.

     1.1 Понятие социальная политика.

     1.2  Структура социальной политики.

     1.3 Функции социальной политики. 

     ГЛАВА2. ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ.

     2.1 Бедность

     2.1.1 Бедность и ее черты

     2.1.2.Осоьенности  бедности в России

     2.1.3. Стратегия борьбы с бедностью

     2.2 Угрозы в сфере ЖКХ

     2.3 Угрозы в здравоохранении.

     2.4 Угрозы в образовании.  

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

     

     ВВЕДЕНИЕ

     Социальная  политика — политика в области социального развития и социального обеспечения; система проводимых субъектом хозяйствования (обычно государством) мероприятий, направленных на улучшение качества и уровня жизни определённых социальных групп, а также сфера изучения вопросов, касающихся такой политики, включая исторические, экономические, политические, социоправовые и социологические аспекты, а также экспертизу причинно-следственных связей в области социальных вопросов. Вместе с тем следует учитывать, что нет устоявшегося мнения относительно того, что следует понимать под выражением «социальная политика».

     Обычно  под «социальной политикой» понимают социальную политику, проводимую государством («государственную социальную политику»), однако в качестве субъекта проведения социальной политики могут выступать  не только государства, но и другие субъекты — надгосударственные образования (в этом случае говорят о надгосударственной социальной политике), отдельные административные образования (местная, или региональная социальная политика), а также отдельные предприятия, в том числе транснациональные.

     Традиционными сферами социальной политики считаются  следующие: образование, здравоохранение, жильё и социальное страхование (включая пенсионное обеспечение  и индивидуальные социальные услуги)

     Чем реалистичнее социальная политика государства, тем выше уровень социальной безопасности каждого члена общества. Более того, социальная политика - это своего рода инструмент обеспечения социальной безопасности общества как стратегической цели государства. 
    Социальная политика регулирует отношения между обществом и личностью в целом. Основой этой регуляции может быть система социальных гарантий, которые обеспечивают реализацию предусмотренных Конституцией социальных прав личности: права на жизнь, на труд, на отдых, на охрану здоровья, на образование.

     Наиболее  существенными для понимания  содержания социальной политики, ее целей  и общей направленности являются такие категории как: уровень жизни, образ жизни, качество жизни. 
    Под уровнем жизни понимается обеспеченность населения необходимыми благами и степень удовлетворения индивидуальных потребностей человека в них. 
Образ жизни выражает установившуюся структуру ценностных ориентации, жизненных интересов. Это своего рода этическая сторона в достигнутом уровне благосостояния, когда доступны все удовольствия, но человек выбирает только то, что считает нравственным, приличным и так далее. 
    Качество жизни выражает меру индивидуальной доступности того, чем располагает общество (здоровье и здравоохранение, образование, отдых и так далее). Другими словами, речь идет об условиях жизнедеятельности, а также о том, насколько достигнутые обществом условия жизни могут способствовать существованию «Я», реализации его совокупного творческого потенциала и сохранению аналогичных возможностей для последующих поколений.  
Актуальность данной темы обусловлена, тем что в условиях перехода к рынку и смены форм собственности в России не выработана полноценная социальная политика.

     Цель  данной работы- анализ эффективной социальной политики как условия обеспечения экономической безопасности, уровень социальной политики России. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

     - Дать понятие социальной политике

     - Определить структуру и функции  социальной политики.

     - Выявить угрозы в социальной  политике.

     - Выявить уровень развития социальной  политики России. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Р. Баркера дает следующее развернутое определение: «Социальная политика - деятельность и принцип общества, формирующие способ, при помощи которого оно вмешивается и регулирует отношения между индивидами, группами, общинами, социальными учреждениями. Эти принципы и действия являются результатом обычаев и ценностей общества и в большой степени определяют распределение ресурсов и уровень благосостояния его людей». Следует обратить внимание, что зарубежный ученый исходит, в первую очередь, из индивидного начала в социальной политике, а кроме того, рассматривает ее как безусловную функцию общества, а не государства. Учитывая прочные этатистские традиции нашей страны, не удивительно, что российские исследователи на первое место в социальной политике ставят государство, а не общество (чаще всего в лице общественных организаций и институтов) — на второе.

     Отечественные исследователи сравнительно поздно обратились к социальной политике как  к специальному предмету научного рассмотрения. Характерно, что в таком авторитетном издании, как «Философский энциклопедический  словарь», вместившем в себя множество  понятий социальной философии и  социологии, не имеется специальной  статьи, посвященной этой категории.

     Среди отечественных авторов выделим  точку зрения П.Д. Павленка, по мнению которого, социальная политика государства — это определенная ориентация и система мер по оптимизации социального развития общества, отношений между социальными и другими группами, создание тех или иных условий для удовлетворения жизненных потребностей их представителей. Это определение относится к числу тех, которые трактуют рассматриваемое явление достаточно широко, вбирая в себя, вероятно, также и содержание других видов политики.

     С точки зрения политико-правовой трактовки  рассматривает это явление В.М. Капицин: «Социальная политика в широком смысле слова обозначает управляющее воздействие государства, основанное на системе правил (норм), нормативных структур, принимающих решения и организующих деятельность, которая способствует вовлечению в политические процессы различных субъектов. Цель такого воздействия - способствовать формированию общности интересов широких слоев населения и консолидировать тем самым общество, добиваясь поддержки им деятельности государства». Важным является то, что автор подчеркивает управленческое содержание социальной политики государства. Вероятно, признание структурной сложности явления, рассмотрение его в широком и узком смысле также следует признать содержательным.

     В одном из первых систематизированных  учебных пособий по теории и методике социальной работы содержится трактовка  социальной политики как «причинно  обусловленной, ситуативной, динамичной по форме и ориентации деятельности по практической организации социальной безопасности людей, стремящихся реализовать  свои потребности и интересы в  обществе». Как видно, связь между социальной политикой и социальной безопасностью была достаточно рано осознана отечественной наукой. Она подчеркивается также в работе В. В. Колкова.

     В дальнейшем И.Г. Зайнышев конкретизировал изложенную в учебном пособии точку зрения и сформулировал следующее определение: «Социальная политика — это составная часть внутренней политики государства, воплощенная в его социальных программах и практике и регулирующая отношения в обществе в интересах и через интересы основных социальных групп населения».

     Уточняя свое «широкое» понимание, В.М. Капицын предлагает новый подход: социальная политика — это «совокупность разноуровневых властных управленческих воздействий, обеспечивающих солидарную поддержку жизнедеятельности групп населения, потенциально или реально подверженных рискам (физическим, природным, профессиональным), в целях консолидации общества и стабильности политической власти на основе государственного правового регулирования». 

     1.2 Структура социальной политики.

     Содержание  социальной политики настолько широко, что позволяет говорить о различных  типах структуры, или различных  ее структурах, в зависимости от целей их анализа и аспекта  рассмотрения.

     Первый  подход к рассмотрению структуры  социальной политики связан с территориально-государственным  устройством Российской Федерации.

     Современное государственное устройство Российской Федерации является становящейся системой, формирование ее не завершено, особенно в части федеративного устройства и местного самоуправления. Учитывая также противоречивость и сложность социальной политики в целом можно предвидеть те трудности, которые содержит в себе анализ социальной политики в такой структуре. Нам представляется, что вполне правомерно анализировать формирование и реализацию социальной политики на каждом указанных уровней.

     Деятельность  государства в сфере социальной политики на федеральном уровне создает  условия для ее осуществления  на всех других уровнях. Эти предпосылки  определяются в первую очередь Конституцией (Основным законом) страны, рамочными  федеральными законами, разработкой  и реализацией не только социальной политики, но также экономической  политики и всех других ее видов. На этом уровне разрабатываются и утверждаются социальные минимумы и стандарты, которые  должны лежать в основе деятельности расположенных "ниже" органов  управления и самоуправления.

     Социальный  характер России, как сказано в  Конституции, находит выражение  в установлении гарантированного минимального размера оплаты труда, обеспечении государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развитии системы социальных служб, установлении государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты. Этим гарантиям посвящена, главным образом, ст. 39 Конституции: "Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом". Характерно, что в этой статье не зафиксировано важнейшее право на социальное обеспечение. Формулировка статей Конституции, посвященных социальной защите населения, особенно наиболее уязвимых групп, а также положения главы 2 Конституции "Права и свободы человека и гражданина" позволяют сделать вывод об отсутствии реальных гарантий осуществления права на социальное обеспечение, не говоря уже о более широком понятии права на социальную защиту.

     В Конституции не получил закрепления  принцип взаимосвязи прожиточного минимума и гарантированных социальных стандартов: минимальной заработной платы, минимальной пенсии, пособия  и т. д. 

     1.3 Функции социальной политики.

     
     В каких бы исторических условиях ни протекала социальная политика, какой  бы её исторический тип ни складывался, всегда есть круг более или менее  схожих, постоянных, типовых, возобновляющихся проблем, которые и составляют её реальное содержание. Все эти проблемы касаются состояния и потребностей улучшения общественного положения, общественных условий жизни различных  социальных групп.

     Обозначим основной круг функций (т.е. главных  общественных задач, направлений) социальной политики:

     Первая  из основных её функций - обеспечение  социальной устойчивости общества, социальной безопасности общества. Социальная структура  может быть разной в разных обществах, она может качественно меняться в истории одного и того же общества в результате революций и революционных  реформ. Но она должна обладать свойствами устойчивости и самовозобновляемости (динамичности), иначе данное общество разрушается, приходит в упадок, перестаёт существовать. Социальная структура должна быть настолько устойчивой, чтобы выдержать как внутренние, так и внешние опасности её разрушения и вместе с тем выносить в себе перспективу и потенциал качественного обновления путём реформ и революций.

     Все ныне существующие общества и современный  мировой порядок основаны на принудительном социальном донорстве одних социальных групп и стран в пользу других социальных групп и стран (т.е. на эксплуатации). Отношения принудительного  социального донорства в корне  своём антагонистичны. Проблемы социальной устойчивости в том и состоят, чтобы избежать открытых форм антагонизма, включая войны между странами и гражданские войны.

     Господствующие  классы накопили исторический опыт силовой  консервации антагонизмов, подавления восстаний и революций, запрета  и дискредитации освободительных  идеологий, движений и партий. Но ими  же, особенно в XX веке, накоплен и богатый  опыт поддержания социальной безопасности путём компромисса интересов  стран и классов, налаживания  механизмов социальной направленности антагонистически противоречивых процессов. Примеры известны: социальное рыночное хозяйство, социальное государство, международная  помощь слаборазвитым странам и  др. Центральным пунктом в таких  случаях всегда является крупномасштабное властное (государственное) перераспределение  части эффекта в пользу социальных доноров, что и компенсирует их потенциальное  массовое недовольство социальной несправедливостью  эксплуататорской системы.

     Видный  теоретик и практик социального  рыночного хозяйства - бывший канцлер  ФРГ Вилли Брандта писал:

     «...История напоминает и о том, что социальный упадок и унижение большинства народа были слишком высокой ценой за благополучие элитарного меньшинства. Она напоминает нам о творческих способностях трудящихся классов и о том, что эти способности должны не подавляться, а высвобождаться для того, чтобы прогресс мог осуществиться. Она напоминает нам о том, что расширение индивидуальной свободы остаётся фразой, пока из неё может извлекать выгоду лишь меньшинство, ибо так называемая свободная игра сил распределяет жизненные шансы крайне неравномерно в пользу этого меньшинства».

     «... Общество может более или менее полно удовлетворить притязания всех граждан на приличную жизнь лишь тогда, когда оно возлагает обязанность заботиться об этом на государство, лучше сказать, на социальное государство». «...Мы рассматриваем социальное государство как институциональный гарант человеческого достоинства, в том числе и человеческого достоинства простого мужчины и простой женщины...»

     По  мысли В.И. Ленина, суть выбора и проведения той или иной социально-экономической  политики - нахождение властями подходящего "подхода к массе". Ленин  стремился к максимальной социальной активизации масс. Социальное рыночное хозяйство смягчает социальное неравенство  в обмен на социальное партнёрство. Социальная политика "шоковой терапии" погружает массы в режим выживания  и тем самым отключает их от активной социальной жизни на период проведения радикальных рыночных реформ. Но какой бы ни была конкретная модель социальной политики, её задача всегда - обеспечить социальную устойчивость, динамизм социального развития.

     Вторая  из основных функций социальной политики - обеспечить политическую устойчивость власти. Такая устойчивость по-разному достигается в обществах разного типа и в разных конкретных исторических, но суть всегда сводится к такому распределению реального участия социальных групп (и классов) в политических решениях, которое удерживало бы доминирующее влияние во власти того же самого господствующего класса. В противном случае меняется классовый тип власти, и становятся неизбежными революционные преобразования. Среди этих преобразований опять-таки приоритетным становится обеспечение политической устойчивости, но уже новой власти.

     Третья  основная функция социальной политики - обеспечение такого распределения  власти в хозяйстве (собственности), которое признавалось бы большинством справедливым, не требующим борьбы за передел.

     Четвёртая основная функция социальной политики - налаживание такой системы распределения  экономических ресурсов и экономического эффекта, которая более или менее  устраивает подавляющее большинство  населения. От распределения экономических  ресурсов в решающей мере зависят  материальные условия жизни людей  в обществе, возможности решения  проблем разных социальных групп. Инвестиции и их структура, уровень и дифференциация доходов, совокупный размер и структура  ежегодных социальных расходов, условия  и размеры социальной помощи и  поддержки - эти и иные экономические  параметры имеют социальный смысл  и социальное предназначение.

     Пятая основная функция социальной политики - обеспечение обществом и государством необходимого и достаточного уровня экологической безопасности.

     Шестая  основная функция социальной политики - обеспечение обществом и государством необходимого и достаточного уровня социальной защищённости как населения  в целом, так и каждой из его социальной групп.

     Содержание  социальной политики: основные сферы  осуществления социальной политики

     Социально-политические отношения не существуют в обществе обособленно, они представляют собою  общественную форму всех без исключения хозяйственных, культурных, потребительских  процессов. Социальная политика привносит  в эти процессы их связанность  с разнообразием интересов классов, социальных групп, общностей.

     
                    
 
     

Информация о работе Социальная политика