Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 15:25, курсовая работа
Цель данной работы- анализ эффективной социальной политики как условия обеспечения экономической безопасности, уровень социальной политики России. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- Дать понятие социальной политике
- Определить структуру и функции социальной политики.
- Выявить угрозы в социальной политике.
- Выявить уровень развития социальной политики России.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСЕИЕ ОСНОВЫ ПОНЯТИЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА.
1.1 Понятие социальная политика.
1.2 Структура социальной политики.
1.3 Функции социальной политики.
ГЛАВА2. ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ.
2.1 Бедность
2.1.1 Бедность и ее черты
2.1.2.Осоьенности бедности в России
2.1.3. Стратегия борьбы с бедностью
2.2 Угрозы в сфере ЖКХ
2.3 Угрозы в здравоохранении.
2.4 Угрозы в образовании.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Можно предположить, что отказ от федерального стандарта социальной нормы жилой площади может привести к существенному снижению её гарантированных минимальных размеров, поскольку теперь норма предоставления площади жилого помещения будет устанавливаться органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в данном муниципалитете уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма. Можно отметить, что жилая площадь, приходящаяся в среднем на одного жителя, в регионах нашей страны в 2003 г различалась более чем в 4 раза.
Согласно
Жилищному кодексу жилое
Сочетание сведений о текущем доходе и обеспеченности жильём, включая стоимостную оценку, будет важным шагом вперед к комплексному измерению уровня бедности и приведёт к более точному определению её масштабов и структуры. Целесообразно выделять как минимум три группы бедных домохозяйств, применяя в качестве критериев совокупность показателей: текущие денежные доходы и обеспеченность жильём.
Первая
группа включает домохозяйства, имеющие
минимальные денежные доходы и низкий
уровень обеспеченности жильём. Они
охватывают лиц, не обеспеченных по минимальным
нормам предоставления площади жилого
помещения или имеющих
Вторая группа – это домохозяйства, которые не дотягивают до минимальных денежных доходов, но при этом имеют высокий уровень обеспеченности жильём, площадь которого превышает социальную норму. По оценкам, в 2003 году таких было примерно 30% общей численности населения с доходами ниже прожиточного минимума. Будучи бедными по доходам, эти домохозяйства имеют относительно высокий уровень жилищной обеспеченности, что расширяет их возможности для получения дополнительного дохода путём сдачи в наём излишков жилой площади.
Трётью группу составляет часть домохозяйств с доходами выше прожиточного минимума, но имеющих низкий уровень обеспеченности жильём. Таких в настоящее время примерно 40% численности этой группы. Если их среднедушевые доходы выше прожиточного минимума, но ниже минимального воспроизводственного потребительского бюджета (равного примерно двум прожиточным минимумам), то, имея низкую жилищную обеспеченность, они не в состоянии самостоятельно улучшить условия. Не смогут они воспользоваться и ипотечным кредитом.
Среди
первой и третьей групп бедного
населения примерно 14 млн. человек,
или 4,4 млн. семей в целом по стране,
стоят в очереди на жильё. Ежегодно
его получают только 5% из них. При
столь огромных масштабах жилищной
необеспеченности, неимущего и малоимущего
населения решение этой проблемы
в обозримом будущем
Оценка
бедности на основе сочетания денежных
доходов и обеспеченности жильём
позволяет выявить три
2.1.3. Стратегия борьбы с бедностью
Следует
различать категории – «помощь
бедным» и «борьба с бедностью»
Борьба с бедностью – проблема гораздо сложнее. Здесь не ограничишься разделом средств – нужны меры по сокращению численности бедного населения и предупреждению его увеличения. Это и есть структурированная по группам социальная составляющая экономической политики, связанной с ростом доходов основной массы населения на базе оживления производством и включением механизмов перераспределения в пользу менее обеспеченных слоёв, охранительными мерами для среднедоходных, чтобы они не пополняли численность бедных.
Проверкой
любых правительственных
Факторы,
связанные с совершенствованием
механизмов распределения и
Кстати,
в цивилизованных странах, где в
социально-экономической
У нас же всё наоборот. Федеральный бюджет 2003 года скромно определил мероприятия по росту минимальной заработной платы: если его доходы увеличиваются на 80%, то минимум оплаты растёт всего лишь с июля до 300 рублей в месяц, что в 5 раз меньше прожиточного минимума, а ставки наименее оплачиваемых работников бюджетной сферы поднимутся только на 20%. В новом Налоговом кодексе при снижении налогов с богатых с 20-30% до 13% растут налоги на бедных и средних – с 12 до 13% с сокращением налоговых вычетов на себя и ребёнка: сейчас он составлен при доходах до 20000 рублей в год. А ранее его получали лица с доходом до 50000 рублей в год. Государство не заботится в расширении участия предприятий, благотворительных, общественных организаций, местных сообществ в решении социальных проблем.
Но
наибольшая наша боль – разрушение
системы социального
Наконец, намечаемая программа социальных льгот (как основа социально-экономической политики правительства до 2010 года) также представляется неудачной с позиции борьбы с бедностью, поскольку она провозглашает исключительный приоритет помощи бедным и максимальное сосредоточение в этих целях всех соответствующих средств бюджета. В них учтены и те, что до сих пор расходуются по категориальному принципу, не исключающему, по мнению чиновников, включение в неё среднеобеспеченных и даже богатых семей. Сюда же предполагается направить поступления населению в виде дотаций производителям хлеба, молока, транспортных, коммунальных и других социально значимых товаров и услуг. Подобная перестройка слишком серьёзна и, безусловно, требует глубоких проработок с учётом последствий.
В свете указанной программы, видимо, предполагается отменить все другие реформы помощи, предусмотренные Федеративным законом «Об основах социального обслуживания населения в РФ», и осуществить переход на единое пособие по бедности, возможно, включающее в себя жилищную дотацию и пособие на детей для малообеспеченных семей.
Мощным фоном намечаемой реформы льгот является жилищная реформа, способная в один миг превратить в обеспеченных пограничную по уровню доходов категорию граждан.
В сферах образования и здравоохранения введены некоторые амортизаторы налоговых льгот. Проблемой являются не столько получение скидки, сколько величина общей суммы, необходимой для учёбы, и допустимые здесь затраты, которые пока даже не пытаются регулировать. А если и пытаются, то своеобразным способом: так, дорогостоящие лекарства превратились в подлинное бедствие для пенсионеров, инвалидов, хронически больных, поскольку в списки жизненно важных лекарств с регулируемыми ценами и налоговыми скидками реально попадает самая дешёвая отечественная номенклатура.
Действующая система социальных компенсаций низкого уровня нуждается в упорядочении. Но рассматривать социальное пособие, введённое Федеральным законом «О государственной социальной помощи», как некую панацею неразумно. Справедливее было бы просто говорить о бюджетной экономии на социальные цели как способе экономического облегчения государственной финансовой нагрузки. Эта позиция в программе явно просматривается в тезисе перехода от социального к субсидирующему государству, помогающему исключительно тем, кто не получает минимума жизненных средств собственными силами.
Переход
к приоритету адресного пособия
по нуждаемости в общей системе
социальной защиты, в свою очередь,
означает радикальную реформу
Нужно быть крайне осторожным и осмотрительным при проведении намечаемого реформирования, оценить последствия в деталях, которые на глобальном уровне не так важны, но больно отражаются на положении личности.
Пока же с непонятной поспешностью собираются осуществлять преобразования. Настораживают их сугубо централизованные подходы, игнорирование отечественного и зарубежного опыта. В частности, в отношении ожидаемого эффекта от введения социального пособия не следует забывать выявленный западной практикой дестимулирующий его характер – «ловушку бедности», особенно неприятную для России с её известной традицией определённого социального иждивенчества и крайней потребностью в повышении всякой экономической активности населения для определения нынешнего кризиса. [9, 74-77]