Социальная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 19:46, курсовая работа

Краткое описание

Задачи работы:
- Исследовать сущность социальной политики и роль государства в перераспределении доходов.
- Определить основные направления социальной политики.
- Проанализировать основные элементы системы социальной защиты населения.
- Рассмотреть особенности социальной политики в условиях переходной экономики.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
1.СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА
1.1ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
1.2ПОЛИТИКА ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЯ ДОХОДОВ
1.3ПРОТИВОРЕЧИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ
2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
2.1СОЦИАЛЬНЫЙ РИСК И СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ
2.2 ПОДДЕРЖКА БЕДНЫХ СЛОЕВ НАСЕЛЕНИЯ
2.3ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА НА РЫНКЕ ТРУДА

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 43.36 Кб (Скачать)

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

1.СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ  ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА

1.1ЗАДАЧИ И  ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

1.2ПОЛИТИКА ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЯ  ДОХОДОВ

1.3ПРОТИВОРЕЧИЯ  СОЦИАЛЬНОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ И  ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ

2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ  СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

2.1СОЦИАЛЬНЫЙ  РИСК И СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ

2.2 ПОДДЕРЖКА  БЕДНЫХ СЛОЕВ НАСЕЛЕНИЯ

2.3ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА  НА РЫНКЕ ТРУДА 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

Так как экономику  принято считать системой жизнеобеспечения человека и общества, то правомерно задуматься над тем, в какой мере и каким образом качество нашей  жизни связано с состоянием и  развитием экономики. А заодно разобраться  и в том, что понимается под  образом, уровнем и качеством  жизни, чем характеризуются эти  социальные категории, как экономика  способна улучшить жизнь.

В широком смысле слова социальным принято называть все, что непосредственно относится  к обществу, людям, их жизни. Так как  экономика – это система жизнеобеспечения людей и общества, то по своей  целевой направленности все экономические процессы в той или иной степени одновременно имеют социальную окраску.

Вместе с тем  существует и более узкая область  экономики, непосредственно связанная  с социальными явлениями и  именуемая социальной сферой. К социальной сфере принято относить экономические  объекты и процессы, виды экономической  деятельности, непосредственно связанные  и касающиеся образа жизни людей, потребления населением материальных и духовных благ, услуг, удовлетворения конечных запросов человека, семьи, коллективов, групп, общества в целом.

 В зону  действия социальной экономики  попадают доходы различных слоев  и групп населения. Виды, природа  возникновения, источники, уровень  доходов, включая в первую очередь  денежные доходы населения, - это  все вопросы социальной экономики.

Мера соответствия доходов и расходов, потребительские  бюджеты человека и семьи применительно  к разнообразным половозрастным, территориальным, профессиональным группам  также составляют предмет социальной экономики.

Социальная экономика  включает такие категории, как денежные сбережения, накопления, имущественное  состояние людей.

Таким образом, все, что относится непосредственным образом к благосостоянию людей, есть социальная область экономики.

Экономика труда, в той своей части, в которой  она характеризует его условия, оплату, занятость, уровень безработицы, тоже социальная область, хотя и относительная, обособленная, обладающая спецификой своего предмета, объекта.

Непосредственно к социальной экономике относят  все виды социального обеспечения, то есть денежного содержания, материальной помощи, оказываемых отдельным, чаще всего нетрудоспособным слоям и  категориям населения, которые не имеют  собственных доходов и источников существования, либо обладают ими в  ограниченной степени. Особую область  социальной экономики образует содействие людям, попавшим в беду, пострадавшим от природных и социальных катастроф, от стихийных бедствий.

Социальная экономика  – главный мост, соединяющий экономику  с политикой, основной возбудитель  политических сил и течений.

Как видим, социальная сфера экономики имеет большое  значение в развитии государства, и  поэтому очень важно проводить  эффективную социальную политику, механизм, задачи и проблемы которой я хочу рассмотреть в своей курсовой работе.

Для достижения данной цели в работе поставлены следующие  задачи:

-        Исследовать сущность социальной  политики и роль государства  в перераспределении доходов.

-        Определить основные направления  социальной политики.

-        Проанализировать основные элементы  системы социальной защиты населения.

-        Рассмотреть особенности социальной  политики в условиях переходной  экономики. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.Сущность социальной  политики государства 

1.1Задачи и  функции социальной политики

Под социальной политикой понимают совокупность мер, направленных на удовлетворение государством социальных потребностей населения, поддержание  приемлемого для страны уровня жизни, корректировку резких различий в  доходах и потреблении населения, предоставление населению социальных услуг, обеспечение закрепленных в  основном законе страны социальных гарантий. Социальная политика составляет одну из важнейших сфер деятельности любого государства и рассматривается  в качестве инструмента управления социально-экономическим развитием  общества.

Социальная и  экономическая политика государства  – взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Эффективность социальной политики государства, масштабы и финансовые возможности ее реализации определяются в основном эффективностью функционирования реального сектора  экономики страны, уровнем ее экономического развития. Вместе с тем социальная политика оказывает огромное обратное воздействие на эффективность развития национального хозяйства и имеет  самостоятельное значение в социально-экономическом  развитии общества. Эффективность социальной политики зависит не только от экономической  базы страны, но и от самого государства  как основного субъекта, ее определяющего  и практически реализующего.

Социальная политика обладает рядом функций, которые в конечном счете определяют гуманистический характер государства, стремящегося через политически создаваемые общественные фонды поддержать состояние индивидов в том социальном статусе, который не был бы обременительным для него. К этим функциям можно отнести следующие функции:

-     компенсаторную, которая направлена на ликвидацию  внешних сдерживающих условий,  не дающих возможность индивиду  быть деятельным участником существующих  в обществе отношений; 

-     элективную, которая направлена на определение обстоятельств и свойств самого индивида, позволяющих отнести его в разряд нуждающихся;

-     кумулятивная, накапливающая социальный потенциал  государства, выражающийся в зависимости  индивидов от социально-политической  деятельности государства. 

Все эти функции  тем в большей степени представлены в социальной политике государства, чем в большей степени социальная политика находится в тесной зависимости  от политики государства вообще.

Социальная политика направлена на решение следующих  задач:

1) стабилизация  жизненного уровня населения  и недопущение массовой бедности;

2) сдерживание  роста безработицы и материальная  поддержка безработных, а также  подготовка трудовых ресурсов  такого размера и качества, которые  соответствуют потребностям общественного  производства;

3) поддержание  стабильного уровня реальных  доходов населения ем проведения  антиинфляционных мер и индексации  доходов; 

4) развитие отраслей  социальной сферы (образование,  здравоохранение, жилищное хозяйство,  культура и искусство).

Таким образом, политика доходов представляет собой  составную часть социальной политики государства. Последняя направлена, в частности, на ослабление дифференциации доходов и имущества, смягчение  противоречий между участниками  рыночной экономики и предотвращение социальных конфликтов на экономической  почве.

Поэтому важной задачей социальной политики является адресная (т.е. предназначенная для  конкретных групп населения) социальная поддержка со стороны государства, в первую очередь, слабо защищенных слоев населения. Решение этой задачи имеет целью поддержание оптимальных  соотношений между доходами активной (занятой) части населения и нетрудоспособных граждан через механизм налогов  и социальных трансфертов.

1.2 Политика перераспределения  доходов

Рыночная экономика  по своей природе предполагает определенное социальное выравнивание, поскольку  рынок с его главным механизмом – конкуренцией, является в определенной мере формой компромисса между его  участниками. Все субъекты рыночных отношений — взаимосвязаны: доход  одного служит расходом другого и  наоборот.

Вместе с тем  мировая практика свидетельствует, что рынок не обеспечивает выравнивания в доходах даже в странах с  высоким их уровнем в расчете  на душу населения. Степень социальной дифференциации – различна по странам  и определяется в основном различиями в занимаемом субъектами месте в  производстве и распределении национального  дохода, в уровне образования и  специальной подготовке, в имущественном  положении к периоду вступления в трудоспособный возраст и т.п.

Как правило, для  страны с низким уровнем экономического развития характерна резкая дифференциация в доходах. С повышением уровня экономического развития дифференциация в доходах  населения сокращается как за счет роста заработной платы всех работающих, так и за счет увеличения реальных возможностей государства  для реализации активной социальной политики.

Для измерения  степени дифференциации в доходах  западная экономическая теория и  практика предлагает использовать несколько  показателей. 

В целях наглядности  распределение доходов по группам  населения изображают в виде графика, получившего название кривой Лоренца, который демонстрирует величину отклонения кривой реальных доходов  от прямой абсолютного равенства. 
 
 

Рис. 1. Кривая Лоренца 

На графике  биссектриса ОД делит квадрат  пополам и характеризует абсолютное равенство, т.е. каждой из 20% группы населения  принадлежит равная 20% доля доходов  страны. Такое равное распределение  доходов — идеальная возможность, которая практически не может  быть реализована. Если бы даже реализацию идеальной схемы распределения  денежного дохода удалось бы осуществить, то это разрушило бы мотивации  к труду, как у предпринимателей, так и у работников. Однако практически  такую схему реализовать невозможно. Попытка реализации социального  равенства в советской системе  и уравнительного распределения  привела к снижению эффективности  производства и социальной дифференциации в советском обществе на основе действия механизмов, не связанных с лучшими  достижениями в эффективном труде: близости к государственной власти и доступа к распределению  дефицитных товаров. В рыночной же экономике  все ее механизмы хозяйствования направлены на социальную дифференциацию в обществе. 

В реальной жизни  доходы распределяются неравномерно. Как правило, меньшей доли населения  принадлежит большая часть доходов  страны. 

Идеальное распределение  доходов характеризуется биссектрисой ОД, фактическое же их распределение  показывает кривая Лоренца — ОВСД. Чем дальше располагается кривая Лоренца от биссектрисы, чем она  имеет более выпуклый характер, тем  выше степень неравенства в распределении  доходов. На нашем графике Кривая Лоренца характеризует дифференциацию в доходах населения экономически развитых стран.  

Для современной  России кривая Лоренца ОВСД имеет  более выпуклый характер, свидетельствующий  о существенной дифференциации в  доходах населения. 

Итальянский экономист  К. Джини предложил количественную оценку степени неравномерности распределения доходов или их неравенства, вошедшую в экономическую науку как коэффициент Джини. 

Коэффициент Джини исчисляется делением площади ОВСД на площадь прямоугольника ОДЕ, т.е. 

                     ОВСД 

Коэфф.Дж. = ¾¾¾ 

                    ОДЕ 

Чем больше площадь  ОВСД, тем больше величина коэффициента Джини, тем выше степень неравенства в доходах. Величина коэффициента Джини может измениться от 0 до 1. Однако она никогда не может достигнуть этих крайних показателей, поскольку «0» означал бы абсолютное равенство, а «1» — абсолютное неравенство. 

Информация о работе Социальная политика