Социальная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 19:46, курсовая работа

Краткое описание

Задачи работы:
- Исследовать сущность социальной политики и роль государства в перераспределении доходов.
- Определить основные направления социальной политики.
- Проанализировать основные элементы системы социальной защиты населения.
- Рассмотреть особенности социальной политики в условиях переходной экономики.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
1.СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА
1.1ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
1.2ПОЛИТИКА ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЯ ДОХОДОВ
1.3ПРОТИВОРЕЧИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ
2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
2.1СОЦИАЛЬНЫЙ РИСК И СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ
2.2 ПОДДЕРЖКА БЕДНЫХ СЛОЕВ НАСЕЛЕНИЯ
2.3ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА НА РЫНКЕ ТРУДА

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 43.36 Кб (Скачать)

Рассмотрим функции  и методы государственного перераспределения  доходов. 

Рыночные механизмы  неизбежно приводят к концентрации денежного дохода у социальных групп, составляющих меньшинство населения  страны. В принципе различия в доходах  являются следствием неодинакового  трудового вклада в создание денежного  дохода страны. Одновременно социальные различия в доходах и уровне жизни  выступают стимулом дня достижения экономически эффективных результатов  в труде и переходе в более  высокую по уровню жизни социальную группу. 

Вместе с тем  следует иметь в виду, что социальная дифференциация не является только следствием неравного трудового вклада в  национальный доход страны. В современном  обществе существует много других причин для обогащения и при надежности к социальным группам с наивысшей  величиной денежного дохода, не связанных  с трудовым участием «ради всего  общества». В одной из своих последних  работ Дж.К. Гэлбрейт указывает на некоторые источники нетрудовых доходов, способствующих дифференциации в доходах населения. «Немалая часть доходов и богатства достается людям без достаточного или вообще безо всякого социального обоснования, ни за что или почти ни за что с точки зрения вклада в экономику. Очевидный пример — получение наследства. Другие примеры аналогичного порядка — различные пожертвования, случайные успехи и манипуляции в финансовой сфере. Сюда же относятся вознаграждения, которыми щедро наделяют себя руководители современных компаний, пользуясь предоставленными им полномочиями»[1]. 

Увеличивают степень  дифференциации такие доходы населения, не связанные с трудовыми затратами, как рента от занимаемой административной должности, присвоение средств государственного бюджета и т.п. 

Под воздействием совокупности факторов степень социальной дифференциации может достигнуть пределов, преодоление которых способно существенно  обострить экономическую и социальную ситуацию в стране. 

В учебной литературе недооценивается экономическая  функция государственного перераспределения  доходов. Суть экономической функции  перераспределения доходов в  рыночной экономике состоит в  возможности достижения сбалансированности между производством и потреблением, т.е. между предложением и спросом. Государственное перераспределение  денежных доходов в пользу социальных групп со средним и низким доходом  способствует достижению макроэкономического  равновесия между производством  и потреблением. Сбалансированность предложения и спроса выступает  в качестве одного из основных факторов эффективного функционирования экономики  страны, предотвращая экономические  кризисы или смягчая их негативное влияние.  

Можно, однако, выделить и минусы перераспределения доходов. Так Якобсон Л.И. пишет: «Перераспределительные акции, во-первых, требуют затрат на свое осуществление и, во-вторых, оказывают долговременное воздействие на эффективность производства. 

Это очевидно даже в простейшем случае, когда предполагается осуществить трансферт. Допустим, например, что намечено, собрав некую сумму  за счет налогообложения наиболее состоятельных  граждан, раздать ее наименее обеспеченным. Необходимо затратить средства, чтобы не только идентифицировать потенциальных плательщиков и получателей средств (первые могут скрывать свою состоятельность, вторые - преувеличивать свои нужды), но и постоянно содержать аппарат, реализующий трансфертные платежи и контролирующий их обоснованность. Следовательно, часть собранной суммы непременно поглотят административные издержки. Их существенным компонентом в свою очередь являются личные доходы тех, кто обслуживает процесс перераспределения: разработчиков соответствующего законодательства, работников налоговой службы и социального обеспечения и т.д. 

Кроме того, перераспределение  влияет на аллокацию ресурсов и мотивы экономической деятельности. В такой ситуации перераспределение является нежелательным с позиций экономической результативности, хотя может, разумеется, быть оправданным с точки зрения этических требований. 

Несоответствие  конечных доходов предельной производительности факторов не позволяет добиться максимально  возможного роста производства. Так, изъятие значительной части доходов с капитала уменьшает как потенциал, так и стимулы инвестиционной активности. Перераспределение части доходов от высокопроизводительного труда в пользу тех, кто трудится с низкой производительностью, оказывает дестимулируюшее воздействие на работников. Причем это касается не только тех, за счет кого осуществляется трансферт, но и получателей выплат. Первые недостаточно заинтересованы в повышении заработка, поскольку часть его подлежит изъятию, вторые — поскольку заработок фактически не является для них единственным источником дохода, причем с ростом заработка они рискуют лишиться дополнительных выплат. 

Понятно, что  такого рода эффекты не очень ощутимы  при низкой интенсивности перераспределительных процессов и нарастают с их усилением. Примеры ярко выраженного дестимулируюшего воздействия перераспределения в нашей стране дали, в частности, политика продразверстки, проводившаяся в период военного коммунизма, и практика обязательных поставок сельскохозяйственной продукции, характерная для 30—50-х годов. В обоих случаях имели место натуральные повинности, достигавшие масштабов, которые не только блокировали накопление в аграрном секторе, но и глубоко деформировали мотивацию его работников. 

Чрезмерная интенсивность  перераспределительных процессов способна в конечном итоге подорвать их собственную основу. Издержки перераспределения, включая упущенные возможности, могут увеличиваться быстрее, чем его масштабы»[2]. 

Конечно, нельзя утверждать, что перераспределительные процессы при всех обстоятельствах негативно сказываются на перспективах производства. Политическая практика чаще всего базируется на предположении, что общество в целом может выигрывать, если даже кто-то из членов несет ущерб. Мировой опыт показывает, что «более широкое и равномерное распределение доходов является наиболее целесообразным с точки зрения развития экономики, так как обеспечивает более стабильный суммарный спрос. И поэтому есть все основания полагать, что чем более неравномерно распределяются доходы, тем меньшую функциональную нагрузку они несут»[3]. 

Существует много  форм и методов поддержания равномерности  в распределении доходов. «Однако  самым эффективным средством  достижения более равномерного распределения  доходов остается прогрессивная  шкала подоходного налога. Именно она играет важнейшую роль в обеспечении  разумного и, можно сказать, цивилизованного  распределения доходов»[4]. 

Перераспределение доходов через государственное  финансирование отраслей социальной сферы (образование, здравоохранение, искусство, культура) и бесплатное предоставление социальных услуг населению содержит в себе не только социальную, но и  экономическую функции. Коммерциализация образования и здравоохранения  делает услуги этих сфер деятельности недоступными для социальных групп  с низкими доходами. В условиях все большей значимости в эффективном  экономическом росте человеческого  капитала, национальная экономика несет  в такой ситуации огромные экономические  потери. Доступность образования  и здравоохранения для средне- и низкооплачиваемых семей за счет бюджетного финансирования этих ycлуг, с одной стороны, решает проблемы чисто экономического порядка, с другой стороны, способствует реализации принципа социального равенства. 

Чисто социальной функцией государственного перераспределения  доходов можно признать оказание денежной и различного рода другой помощи инвалидам, детям-сиротам, всем, кто в силу сложившихся условий  нуждается в помощи государства  в самых минимальных размерах. 

Особое место  занимают трудовые пенсии. Было бы ошибочным  относить их к категории чисто  социальной помощи. Трудовые пенсии —  это плата человеку за вложенный  им в течение всей трудовой жизни  вклад в создание национального  дохода своей страны. Этот вид социальной услуги государства имеет экономическое  значение: от того, сколько и как  платят пенсионерам за их многолетний  труд, зависит характер трудовой занятости  и активности следующих за пенсионерами поколений. 

Государство располагает  множеством форм и методов перераспределения  доходов. Вполне ясно, что возможности  перераспределения определяются общим  объемом национального дохода страны. Если реальный сектор экономики страны не работает или темпы экономического роста страны незначительны, то и  доходная часть государственного бюджета  мала, а расходы государства ограничены этими доходами. Усугубляет проблему перераспределения доходов огромная внешняя задолженность страны.  

Перераспределение доходов государство осуществляет посредством налогового, денежно-кредитного механизмов, а также трансфертными  платежами, т.е. прямой выплатой денег как физическим, так и юридическим лицам. 

1.3 Противоречия  социальной справедливости и  экономической эффективности 

Эффект перераспределения  доходов неоднозначно оценивается  и сторонниками, и противниками государственного вмешательства в этот процесс. Альтернативные концептуальные подходы к государственному перераспределению доходов можно  свести к проблеме противопоставления справедливости и эффективности. 

Поскольку требования справедливости ограничивают область  максимизации экономической эффективности  решений, существует проблема выбора между  эффективностью и справедливостью. 

Социальная справедливость в сфере экономики — это  соответствие системы экономических  отношений (преимущественно отношений  распределения) представлениям, потребностям, интересам, господствующим в данном обществе. В разные эпохи считалось справедливым распределение благ в зависимости от следующих критериев: по статусу рождения (аристократ, свободный плебей, раб); по положению (чиновник, простолюдин); по имуществу (собственник, пролетарий); по труду; по едокам (в крестьянской общине в России). Так, по мнению Якобсона Л.И., «Стремление к справедливости отнюдь не обязательно сводится к отстаиванию как можно большего равенства и неограниченного перераспределения доходов в пользу менее обеспеченных членов общества. Для многих индивидов и общественных групп характерны такие представления о справедливости, согласно которым на первый план выдвигается свобода экономической деятельности и защита прав собственности. С их точки зрения несправедливо, когда государство забирает значительную часть доходов для целей перераспределения»[5]. 

Экономическая эффективность — это способ действий, обеспечивающий получение в результате осуществляемых усилий и затрат ресурсов максимального (наилучшего) результата. В принципе она противоречит социальной справедливости в таких сферах, как  перераспределение ресурсов в пользу малоимущих, поддержание всеобщей занятости, решение экологических проблем  и др. « В той мере, в какой  реализация сложившихся в обществе представлений о справедливости требует отклонения предельных доходов  индивидов от предельных производительностей принадлежащих им факторов производства, возникает конфликт между принципами экономической эффективности и справедливости. Ведь, как отмечалось выше, такие отклонения не благоприятствуют экономически оптимальному использованию ресурсов. На практике, если общество сознательно идет на подобные отклонения, оно делает это, как правило, только ради улучшения положения малоимущих, так что конфликт приобретает форму выбора между эффективностью и справедливостью»[6]. 

Экономическая эффективность наилучшим образом  достигается в рамках рыночной системы  с преобладанием частной собственности  и при определенной регулирующей роли государства. Такая система  неизбежно порождает усиление социальной дифференциации, так как в ней  преобладает распределение по факторам производства, если государство устраняется  от крупномасштабного перераспределения  доходов граждан. Социальная справедливость реализуется главным образом через перераспределение доходов между различными группами населения, что ограничивает стихийное действие механизмов рыночной экономики. 

Развитие современной  рыночной экономики предполагает определенную меру выравнивания доходов, создания социальных гарантий и равных стартовых условий  для всех слоев населения. Опыт развитых стран демонстрирует механизм соединения социальной справедливости и экономической  эффективности. «Дорогая» рабочая  сила побуждает экономику достигать  прироста производства и улучшения  качества за счет научно-технического прогресса, применения ресурсо- и трудосберегающих технологий. 

2. Основные направления  социальной политики 

 

2.1 Социальный  риск и социальное страхование 

Под социальным риском понимают вероятное наступления  материальной необеспеченности в результате утраты трудового дохода по объективным  причинам, а также необходимости  несения лицом дополнительных расходов на лечение и другие социальные услуги. Социальные риски носят общественный характер, и защититься от них индивидуально в большинстве случаев практически невозможно. 

Потери трудового  дохода вследствие болезни, инвалидности, безработицы, когда работник не может  участвовать в производственном процессе, для отдельного индивида явление случайное, а для экономики в целом — явление массовое и постоянное. Поэтому социальные риски поддаются количественной оценке, и в обществе они прогнозируются как с точки зрения их численности (инвалиды, больные, погибшие, пенсионеры и т.д.), так и с точки зрения стоимостных затрат. 

Так как социальные риски носят объективный характер, механизм социальной защиты от них  должен быть надежным, т.е. страхование  от них обязательно для всех работающих, что определяется законодательством, при этом финансовую нагрузку солидарно  несут основные социальные субъекты: работники и работодатели. Доля финансового  участия для тех и других может  быть разной, при этом каждая страна в силу своих специфических социально-экономических  особенностей находит оптимальные  для нее пропорции финансовой ответственности. 

Информация о работе Социальная политика