Социальная политика РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 19:45, курсовая работа

Краткое описание

Смысл любой экономической политики в конечном итоге заключается на её социальном блоке и механизме его реализации. Без преобразований в социальной сфере нельзя рассчитывать на доверие широких слоёв населения к реформированию экономики, а значит и на успех самих реформ.
Иногда можно слышать утверждение, что сначала надо поднять экономику, а потом перейти к решению социальных задач. Такая позиция не только ошибочна, но и опасна, так как лишает работника главной мотивационной опоры.

Оглавление

Введение 3
1.Понятие социальной политики 5
1.1 Основные цели, функции и принципы социальной политики 5
1.2 Показатели результативности социальной политики 9
2.Основные направления социальной политики в РБ 10
3.Реализация социальных направлений в РБ в 2005-2009 годах 19
4.Перспективы развития социальной политики в РБ 28
Заключение 31
Список использованных источников 32

Файлы: 1 файл

Социальная политика.doc

— 346.00 Кб (Скачать)


 

 

Содержание

 

Введение                                                                                                                       3

1.Понятие социальной политики                                                                                   5

1.1 Основные цели, функции и принципы социальной политики                                                 5                                                   

1.2 Показатели результативности социальной политики                                9

2.Основные направления социальной политики в РБ                                             10

3.Реализация социальных направлений в РБ в 2005-2009 годах                                 19

4.Перспективы развития социальной политики в РБ                                            28

Заключение                                                                                                                  31

Список использованных источников              32


 

Введение

 

Смысл любой экономической политики в конечном итоге заключается на её социальном блоке и механизме его реализации. Без преобразований в социальной сфере нельзя рассчитывать на доверие широких слоёв населения к реформированию экономики, а значит и на успех самих реформ.
Иногда можно слышать утверждение, что сначала надо поднять экономику, а потом перейти к решению социальных задач. Такая позиция не только ошибочна, но и опасна, так как лишает работника главной мотивационной опоры. Поэтому приближение к нормативам социальных показателей должно быть сопряжено с движением к высокоэффективной и конкурентоспособной экономике. Движение это должно быть параллельным, а не последовательным.
Беларусь переживает сегодня болезненный процесс трансформации социально-экономических и социально-трудовых отношений, сформированных в условиях административно-командной системы. Наша страна делает попытку создать современную эффективную систему отношений и приблизиться к уровню жизни населения в экономически развитых европейских государствах.
При всей кажущейся ясности и прагматичности данного курса необходимо решить с помощью какой социальной политики, каких методов и механизмов общество может без социальной напряженности и конфликтов быстро осуществить рыночные преобразования, какова роль государства в этих процессах. Как показывает исторический опыт, уравнительное распределение, осуществляемое государством, приводит к равенству в нищете. Поэтому в условиях формирования рыночной экономики нужно выявлять и стимулировать способности человека, создавать условия каждому трудоспособному гражданину для определения своего личного благосостояния, а также оказывать поддержку нуждающимся.
Выступая важнейшим амортизатором накопившихся социальных проблем и противоречий, социальная политика должна не только смягчить негативные социальные процессы, но и помочь населению адаптироваться к новым условиям, способствовать сохранению социальной поддержки реформ, реализовать позитивные сдвиги в экономике.

Целью данной курсовой работы является уточнение особенностей формирования и сущности социальной политики в современной экономике, раскрытие особенностей реализации её основных направлений в Республике Беларусь.

Исходя из поставленной цели, можно выделить следующие задачи:

ознакомление с теоретическими аспектами социальной политики в Республике Беларусь;

изучение особенностей основных направлений социальной политики в Республике Беларусь;

ознакомление с организацией, регулированием  и осуществлением основных направлений социальной политики  в Республике Беларусь;

изучение перспектив развития социальной политики в Республике Беларусь.

Объектом данной курсовой работы являются социальные процессы, происходящие в РБ, их особенности, а так же степень влияния на них государства.

Тема курсовой работы широко раскрыта в различных источниках экономической и социальной информации. Данной теме  посвящены статьи во многих периодических изданиях.

При написании работы в качестве основной литературы при рассмотрении сущности, целей, направлений и показателей результативности социальной политики исследовались такие учебные пособия как, Макроэкономика А. В.Бондаря; Социальная политика в РБ Н. Н. Бондарь, А.И. Терлиженко; Социальная политика Холостова Е. И.; Социальная политика под ред. Н. А. Волгина; Макроэкономика под ред. Л.П.Зеньковой.; Макроэкономика И.В. Новиковой и др., так как, в этих источниках наиболее четко сформулированы основные характеристики социальной политики. При рассмотрении более детально основных направлений социальной политики использовались  такие источники: Проблемы повышения уровня и качества жизни населения РБ: сб. науч. тр. Мн: НИЭИ Минэкономики РБ.; Потапова И О..Уровень жизни населения: содержание, формы и факторы роста; Юткина А.С.Государственное регулирование занятости населения; Охрана труда, Гончаров В.А, так как в этих источниках сформулированы  особенности направлений как в целом, так и для РБ.

Чтобы избежать использования устаревших данных, был проанализирован материал статей периодических журналов Экономический бюллетень, также статистический ежегодник Республики Беларусь, сайты Министерства статистики и анализа, а также Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Понятие социальной политики

1.1Основные цели, уровни, направления и принципы социальной политики

Государственная социальная политика в Республике Беларусь была и остается главным приоритетом.

Многие ученые рассматривают социальную по­литику как способ, при помощи которого общество регули­рует отношения между индивидами, группами, классами, социальными учреждениями [1, с. 21; 2, с. 38]. Некоторые ученые трактуют ее более узко — как политику, осуществля­емую в социальной сфере.

Наиболее общий подход в толковании этого понятия осу­ществлен Е.И. Холостовой: «Социальную политику можно определить как систему мер, направленных на достижение социальных целей и результатов, связанных с повышением общественного благосостояния, улучшением качества жиз­ни народа и обеспечением социально-политической стабиль­ности, социального партнерства в обществе» [2, с. 6].

Несмотря на многовариантность подходов, все ученые сходятся на том, что социальная политика является одной из наиболее важных составляющих деятельности общества и находится в сфере его самых насущных интересов. Пробле­мы, связанные с повышением уровня и совершенствованием качества жизни, обеспечением и поддержанием стабильноcти, реализацией принципов социальной справедливости, яв­ляются злободневными для современного цивилизованного общества. Совершенствование в этом направлении системы социально-экономических отношений, повышение качества человеческого потенциала открывают новые перспективы для экономического развития и являются фактором эконо­мического прогресса.

Вместе с тем улучшение социального обеспечения, со­вершенствование системы здравоохранения и образования, уменьшение социального неравенства требуют стабильных темпов экономического роста, повышения эффективности экономики как материально-финансовой основы преобразо­ваний в социальной сфере.

Объектом социальной политики выступают все граждане данной страны. С экономической точки зрения человек — потребитель и производитель благ и услуг, с биологичес­кой — носитель определенной телесной конструкции и физи­ческого здоровья и, наконец, в социальной ипостаси, он явля­ется членом определенной социальной группы: семейно-родственной, демографической, классовой и т.п.

Поэтому объектом социальной политики могут быть как отдельные граждане, так и их группы, объединенные кон­кретными связями и отношениями. Следует отметить, что некоторые ученые объект социальной политики рассматри­вают более узко — как социальную сферу общественной жиз­ни [3, с. 86].

Среди субъектов социальной политики РБ выделяют:

♦ государственные ведомства и учреждения;

♦ органы местного самоуправления;

♦ внебюджетные фонды;

♦ общественные, религиозные, благотворительные и иные негосударственные объединения;

♦ коммерческие структуры и бизнес;

♦ профессиональных работников, занимающихся разра­боткой и реализацией социальной политики;

♦ отдельных граждан

Субъекты социальной политики активно взаимодейству­ют в социальной сфере, определяют цели, задачи, приорите­ты и нормативную правовую базу социальной политики, а также осуществляют действия по ее реализации.

Каждый из субъектов социальной политики имеет свои цели. Их множественность свидетельствует о демократичес­ком устройстве государства, что, однако, не противоречит необходимости решения проблемы общественной консолида­ции на основе единой системы целей, в которой бы присут­ствовали цели и меньшинства, и большинства.

В связи с этим можно сказать, что цель социальной поли­тики — способствовать достижению целей общества, важ­нейшая из которых — удовлетворение потребностей людей. Социальная политика призвана, таким образом, создавать благоприятный социальный климат и обеспечивать условия и механизмы для оптимального удовлетворения насущных потребностей населения, на основе созданных в данном об­ществе благ и услуг.

В РБ, как и в любом обществе, независимо от его социально-экономи­ческого устройства, большинство людей способно самостоя­тельно обеспечить удовлетворение своих потребностей. Цель социальной политики в этом случае состоит в создании благоприятной обстановки для трудовой и предпринимательской деятельности. Отсюда вытекает важнейшая функция социальной политики- стимулирующая, которая заключается в содействии про­цессу формирования рациональной структуры доходов и со­вершенствованию отношений занятости. Это предполагает стимулирование всех видов экономической деятельности в рамках правового поля, формирование высокой трудовой мо­тивации работников к высокоэффективному труду, учет до­ли каждого работающего в создании и распределении обще­ственных благ, изучение структуры потребностей населения и разработку мер по ее оптимизации на основе создания це­левых программ и др.Стабилизирующая функция — это обеспечение социаль­но-экономической устойчивости экономической системы, что достигается на основе согласования личных, коллективных и общественных интересов путем осуществления мер по смягчению социальной напряженности в обществе: реализа­ции принципа социальной справедливости в системе распре­делительных отношений, развития системы социальной за­щиты и социальных гарантий как населения в целом, так и каждой из его социальных групп.

Взаимодействие указанных функций предполагает необ­ходимость постоянного поддержания их баланса. Ослабле­ние стимулирующей функции ведет к снижению ресурсного обеспечения социальной политики, уменьшению возможно­стей для финансирования социальных программ. Наруше­ние стабилизирующей функции обусловливает неоправдан­ное нарастание социальной дифференциации и социальной напряженности в обществе.

Социальная политика осуществляется на разных уровнях:

-микроуровень - социальная политика фирмы (корпорации) в отношении её работников;

-макроуровень - региональная и государственная социальная политика в отношении регионов;

-интеруровень - межгосударственная социальная политика, связанная с решением глобальных экономических проблем, ликвидацией бедности и отсталости некоторых стран.

С точки зрения субъектов социальной политики выделя­ют три ее уровня: общегосударственный, региональный и муниципальный.

Основным субъектом реализации общегосударственного уровня социальной политики является государство, дей­ствия которого в социальной сфере преследуют определен­ные цели, соотнесенные с конкретно-историческими обстоя­тельствами, и подкреплены необходимыми организацион­ными и пропагандистскими усилиями, финансовыми ресур­сами и рассчитаны на определенные этапные социальные ре­зультаты.

Государственная социальная политика характеризует­ся едиными для всего населения законодательным простран­ством, социальной инфраструктурой, кадровым и информа­ционным обеспечением. На этом уровне определяются цели, задачи, приоритеты социального развития и способы их дос­тижения по отношению ко всему обществу; принимаются нормативные правовые акты, регулирующие общие принципы социальной политики в стране, устанавливаются мини­мальные социальные гарантии в области оплаты труда, пен­сионного обеспечения, стипендий, медицинского обслужи­вания, образования и культуры, разрабатываются целевые социальные программы.

Государственные, исполнительные и судебные органы осуществляют организационно-управленческую, финансово-экономическую и контролирующую деятельность по реали­зации этих задач.

Региональная социальная политика, (если брать РБ – на уровне области) строится на основе потребностей жителей того или иного региона с учетом уров­ня экономического развития, а также особенностей его этни­ческого, культурного и исторического характера. Здесь раз­рабатываются и реализуются региональные законы, различ­ные социальные программы. Региональные органы власти отвечают за функционирование и развитие учреждений со­циальной инфраструктуры, реализацию адресной социаль­ной помощи.

Информация о работе Социальная политика РБ