Социальная политика РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 19:45, курсовая работа

Краткое описание

Смысл любой экономической политики в конечном итоге заключается на её социальном блоке и механизме его реализации. Без преобразований в социальной сфере нельзя рассчитывать на доверие широких слоёв населения к реформированию экономики, а значит и на успех самих реформ.
Иногда можно слышать утверждение, что сначала надо поднять экономику, а потом перейти к решению социальных задач. Такая позиция не только ошибочна, но и опасна, так как лишает работника главной мотивационной опоры.

Оглавление

Введение 3
1.Понятие социальной политики 5
1.1 Основные цели, функции и принципы социальной политики 5
1.2 Показатели результативности социальной политики 9
2.Основные направления социальной политики в РБ 10
3.Реализация социальных направлений в РБ в 2005-2009 годах 19
4.Перспективы развития социальной политики в РБ 28
Заключение 31
Список использованных источников 32

Файлы: 1 файл

Социальная политика.doc

— 346.00 Кб (Скачать)

Вместе с тем региональный уровень реализации социаль­ной политики не всегда может учитывать потребности, за­просы и нужды отдельных людей, для этого нужны специфи­ческие меры и технологии социальной политики, которые присущи муниципальной социальной политике. Деятель­ность ее субъектов направлена на решение конкретных проб­лем населения. Именно на муниципальном уровне легче оце­нить реальные потребности и возможности человека, прове­рить степень адресности и эффективности оказываемых со­циальных услуг. Муниципальный уровень реализации соци­альной политики находится ближе к потребителю, а следо­вательно, более эффективен и экономичен, хотя его субъек­ты редко участвуют в разработке региональных и общегосу­дарственных социальных программ.[4,с.275-277]

     Социальная политика, проводимая в республике, весьма многопланова. К ее основным направлениям относятся:

• повышение уровня и качества жизни населения;

• совершенствование трудовых отношений и занятости населения

• социальная защита нетрудоспособных и малообеспеченных семей и граждан;

• пенсионное обеспечение:

• демографическая политика и миграция населения:

• развитие социально-культурных отраслей.

Социальная политика формируется с учетом конкретно-исторических условий развития страны. Большое влияние на нее оказывает демографическая структура на­селения, которая определяет коэффициент нагрузки как со стороны детей, так и со стороны стариков. Важное значение имеет и характеристика субъектного фактора - поведения, традиции, тип культуры народа.

В процессе трансформационного перехода по сравнению со многими другими странами, вставшими на путь рыночных преобразований, Беларуси удалось не допустить значительных негативных явлений в социальной сфере, связанных с безработицей, резким расслоением населения по уровню доходов, снижением доступности услуг здравоохранения и образования и др.

В Республике Беларусь сложилась собственная модель социально-экономического развития, в центре которой человек с его потребностями и интересами.

За предшествующие годы республика добилась значительных результатов в решении социальных задач. Беларусь вместе с Россией и Казахстаном занимает ли­дирующие позиции в СНГ по уровню заработной платы и пенсионного обеспечения, имеет самые высокие показатели занятости населения, один из самых низких пока­зателей бедности, самую разветвленную систему семейных пособий.

На современном этапе в стране происходит переход от патерналистической к более эффективной субсидиарной модели социальной политики. Смысл этой модели состоит в том, чтобы, с одной стороны, обеспечить достойной работой трудоспособ­ное население, создать необходимые рабочие места, повысить реальные доходы на­селения, обеспечить жильем, предоставить качественные медицинские услуги, подготовить высококвалифицированных специалистов, необходимых для перехода к информационному обществу, опережающему развитию новых наукоемких техноло­гий. С другой стороны, нуждающимся гражданам (нетрудоспособным, малообеспеченным, находящимся в трудной жизненной ситуации, неконкурентным на рынке труда) предоставить социальную защиту.  Особое внимание при этом уделяется де­тям, молодежи, пенсионерам, ветеранам, инвалидам.[5,с.131]

Социальная политика РБ базируется на ряде принципов - основных исходных положений, на которых строится деятельность государства в социальной области. Важнейшим из них является принцип социальной справедливости.

Проблема справедливости издавна волновала человечество. Ещё  Аристотель отмечал двойственность и противоречивость этого понятия. С одной стороны - это вознаграждение за личный труд и успех, или распределительный тип справедливости. С другой стороны - обеспечение всем членам общества одинаковых возможностей независимо от их индивидуальных и социальных различий. Это уравни­тельный тип справедливости (обоснованное равенство).

Реализация первого типа справедливости, дифференциация населения по заслугам, является важнейшим условием про­грессивного формирования общества, стимулом для формиро­вания личности, ее потребностей и приоритетов. Обоснованное неравенство обусловливает повышение экономической эффек­тивности, однако уменьшает шансы тех, кто по не зависящим от них причинам не может осуществлять активную деятель­ность. Кроме того, крайняя степень дифференциации и нера­венства может привести к деградации производительных сил, нестабильности и социальным конфликтам. Данный принцип социальной политики, таким образом, содержит оба типа спра­ведливости и означает, с одной стороны, степень обоснованного равенства, а с другой — сохраняющееся неравенство. По этой причине государство при проведении социальной политики должно стремиться обеспечить всем гражданам равенство стар­товых условий существования и удовлетворения важнейших духовных потребностей. Вместе с тем наиболее активные и ра­ботоспособные члены общества должны иметь возможность по­лучать за свой труд больший объем благ и услуг.

Принцип индивидуальной социальной ответственности означает, что каждый дееспособный член общества обязан при­лагать максимум усилий для того, чтобы самостоятельно обес­печить удовлетворение своих потребностей. Государство долж­но оказывать помощь своим гражданам только в крайнем слу­чае, если они не в состоянии это сделать сами. Принцип соли­дарности предполагает, что общество должно решать возника­ющие проблемы как единая система, внутри которой посред­ством механизма налогов и трансфертов осуществляется пере­распределение финансовых ресурсов от более сильных и обеспе­ченных к тем, кто в силу объективных обстоятельств не имеет возможности за счет трудовой деятельности извлекать доходы, достаточные для обеспечения основных потребностей.

Реализация принципа социальной компенсации обеспечива­ет правовую и социальную защищенность граждан, которая вы­ражается в получении ими льгот и социальном обслуживании.

Соблюдение принципа социальных гарантий предполагает предоставление гражданам гарантированного минимума соци­альных услуг (обучение, воспитание, духовное и физическое развитие), потребление которых обеспечивает подготовку лич­ности к самостоятельной жизни.

Осуществление социальной политики также основано на ре­ализации принципа всеобщности, предполагающего, что со­циальными мероприятиями должны быть охвачены все члены общества с учетом дифференцированного подхода к ним.

Принципы социальной политики могут реализоваться на практике только при наличии ресурсного обеспечения. Данный процесс можно рассматривать с двух сторон. Во-первых, необ­ходимо обеспечить условия для развития общественного про­изводства, в процессе которого создаются ресурсы, способствую­щие осуществлению социальной политики. Вместе с тем ресур­сная база зависит от уровня развития производительных сил, и в первую очередь главной из них — человека. Следовательно, во-вторых, необходим комплекс мер, реализуемых посредством систем образования, здравоохранения, обеспечивающих все­стороннее развитие работников, повышение их квалификации и гарантирующих социальную стабильность общества. [4,с .274-279]

Согласно Конституции, Республика Беларусь является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.[6,с.53]

Обязательства социального государства базируются на положениях Всеобщей декларации прав человека и других документов ООН, признающих человека основным субъектом развития, главным участником. Концепция устойчивого развития к важнейшим составным частям национального капитала относит образование, науку, культуру. Приоритетное их развитие считается определяющим для экономического роста. Республика Беларусь пока не подписала Европейскую социальную хартию, которая гарантирует гражданам государств, входящих в Совет Европы, социальную стабильность, защиту прав, касающихся трудоустройства, здравоохранения, условий труда. Однако Межпарламентская ассамблея стран СНГ одобрила Хартию социальных прав граждан.

 

   

         1.2.Показатели результативности социальной политики

            

         Результативность социальной политики РБ  проявляется в системе показателей, характеризующих уровень социаль­ных параметров населения под воздействием множества факторов. Выделяют следующие их группы:

♦ экономические, связанные с социально-экономическим уровнем развития страны, характером и структурой собст­венности, типом распределительных отношений;

♦ политические, характеризующие влияние социальной политики на рост потенциала социальной сферы, социаль­ную помощь и поддержку отдельным слоям населения;

♦ правовые, обусловливающие нормативную правовую базу социальных отношений;

♦ культурные, определяющие воздействие неформаль­ных институтов (системы нравственных и духовных ценнос­тей, традиций и пр.) на социальные отношения;

♦ природно-климатические, обусловливающие стандар­ты и образ жизни населения;

♦ социально-демографические, учитывающие численность населения по социальным группам, рождаемость, смертность, половозрастной состав и т.д.;

♦ национально-этнические, определяющие воздействие национального менталитета, обычаев, традиций;

♦ социально-психологические, представляющие особен­ности проявления настроений, устремлений населения.

Система экономических показателей, характеризующих социальную политику, в свою очередь, делится на 8 разделов.

1.Социально-демографический (динамика численности населения, рождаемость, смертность, численность семей, мрачность, разводимость и др.).

2. Социально-трудовой (численность трудовых pecypcов,  потребность в рабочей силе, уровень безработицы, занятость).

3. Уровень и качество жизни (реальные среднедушевные  доходы, потребление товаров, соотношение спроса и предложения товаров и услуг с учетом дифференциации по группам и типам семей, денежные сбережения, пороговые значения уровня и качества жизни).

4. Жилищное обеспечение населения (характер жилищного фонда по типу, метражу, благоустроенность, потребность в улучшении условий проживания).

5. Здоровье населения и здравоохранение (динамика заболеваемости, причины смерти, инвалидности, инфраструктура здравоохранения).

6. Народное образование, культура, информационные yслуги (динамика количества обучающихся, посещение дошкольных учреждений, образовательная инфраструктура).

7. Экологическая и социальная безопасность (чистота воды, воздуха, объемы вредных выбросов, уровень преступности, затраты на экологическую безопасность).

8. Социально-психологическое самочувствие населений (социальная удовлетворенность, конфликтность и др.).    

В последние годы в качестве обобщающего социального индикатора ПРООН рекомендует использовать индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), который отражает степень здоровья населения, уровень его знаний и уровень жизни. Величина индекса человеческого потенциала свидетельствует о степени приближения данной страны к оптимальному, с точки зрения мирового сообщества, результату развития.

Расчет ИРЧП постоянно совершенствуется: в настоящее время осуществляется оценка индекса развития с учетом тендерного фактора (ИРГФ), индекса расширения возможно­стей женщин (ИРВЖ), индекса нищеты населения (ИНН).[7,с.29-30]

 

 

 

 

2.Основные направления социальной политики в Республике Беларусь

Социальная политика, проводимая в республике, весьма многопланова. К ее основным направлениям относятся:

• повышение уровня и качества жизни населения;

• совершенствование трудовых отношений и занятости населения

• социальная защита нетрудоспособных и малообеспеченных семей и граждан;

• пенсионное обеспечение;

• демографическая политика населения;

• развитие социально-культурных отраслей.

Уровень и качество жизни населения являются не только одним из основных направлений социальной политики РБ, но и  обобщающими показателями не только социальной политики, но и развития экономической системы в целом.

На современном этапе одни ученые рассматривают уро­вень жизни как оценку степени удовлетворения измеримых потребностей [8, с. 37], другие — как компоненту образа  жизни [9, с. 7], третьи — как «уровень потребления матери­альных и духовных благ в сравнении с исторически обуслов­ленными социальными нормативами потребления»[10,с.363-364]. В доку­ментах ООН отмечается, что уровень жизни — это уровень удовлетворения потребностей населения, обеспеченный мас­сой товаров и услуг, используемых в единицу времени.

Наиболее часто в научной литературе встречается более широкое понимание этой категории, в соответствии с которым  уровень жизни отражает развитие физических, духовных и социальных потребностей населения, степень их удовлетворения и условия в обществе для развития и удовлетворения этих потребностей [11, с. 16].

Таким образом, категория «уровень жизни» может рассматриваться в узком смысле слова, как уровень потребления благ и  услуг, а также в широком смысле, включающем  весь спектр социально-экономических условий жизни конкретного общества.

Система показателей уровня жизни населения строится на основе классификации ООН, что позволяет использовать ее при международных сопоставлениях. Сюда включаются следую­щие группы показателей: демографические, санитарно-гигие­нические условия жизни; потребление продуктов питания; жи­лищные условия; образование и культура; условия труда и за­нятость; доходы и расходы населения; индексы потребитель­ских цен; наличие транспортных средств; организация отдыха; социальное обеспечение; права человека. Показатели могут из­меряться в натуральных единицах, текущих или сопоставимых ценах, в процентах или рангах (по месту расположения в ряду однородных показателей). По методам измерения они делятся на: статистические, основанные на отчетности; нормативные, разработанные на базе нормативных отчетов; аналитические, получаемые расчетным путем с помощью статистических нормативных показателей. При изучении уровня жизни ис­пользуются также данные, полученные в результате опросов населения, и экспертные оценки специалистов.

Информация о работе Социальная политика РБ