Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 19:45, курсовая работа
Смысл любой экономической политики в конечном итоге заключается на её социальном блоке и механизме его реализации. Без преобразований в социальной сфере нельзя рассчитывать на доверие широких слоёв населения к реформированию экономики, а значит и на успех самих реформ.
Иногда можно слышать утверждение, что сначала надо поднять экономику, а потом перейти к решению социальных задач. Такая позиция не только ошибочна, но и опасна, так как лишает работника главной мотивационной опоры.
Введение 3
1.Понятие социальной политики 5
1.1 Основные цели, функции и принципы социальной политики 5
1.2 Показатели результативности социальной политики 9
2.Основные направления социальной политики в РБ 10
3.Реализация социальных направлений в РБ в 2005-2009 годах 19
4.Перспективы развития социальной политики в РБ 28
Заключение 31
Список использованных источников 32
Вместе с тем региональный уровень реализации социальной политики не всегда может учитывать потребности, запросы и нужды отдельных людей, для этого нужны специфические меры и технологии социальной политики, которые присущи муниципальной социальной политике. Деятельность ее субъектов направлена на решение конкретных проблем населения. Именно на муниципальном уровне легче оценить реальные потребности и возможности человека, проверить степень адресности и эффективности оказываемых социальных услуг. Муниципальный уровень реализации социальной политики находится ближе к потребителю, а следовательно, более эффективен и экономичен, хотя его субъекты редко участвуют в разработке региональных и общегосударственных социальных программ.[4,с.275-277]
Социальная политика, проводимая в республике, весьма многопланова. К ее основным направлениям относятся:
• повышение уровня и качества жизни населения;
• совершенствование трудовых отношений и занятости населения
• социальная защита нетрудоспособных и малообеспеченных семей и граждан;
• пенсионное обеспечение:
• демографическая политика и миграция населения:
• развитие социально-культурных отраслей.
Социальная политика формируется с учетом конкретно-исторических условий развития страны. Большое влияние на нее оказывает демографическая структура населения, которая определяет коэффициент нагрузки как со стороны детей, так и со стороны стариков. Важное значение имеет и характеристика субъектного фактора - поведения, традиции, тип культуры народа.
В процессе трансформационного перехода по сравнению со многими другими странами, вставшими на путь рыночных преобразований, Беларуси удалось не допустить значительных негативных явлений в социальной сфере, связанных с безработицей, резким расслоением населения по уровню доходов, снижением доступности услуг здравоохранения и образования и др.
В Республике Беларусь сложилась собственная модель социально-экономического развития, в центре которой человек с его потребностями и интересами.
За предшествующие годы республика добилась значительных результатов в решении социальных задач. Беларусь вместе с Россией и Казахстаном занимает лидирующие позиции в СНГ по уровню заработной платы и пенсионного обеспечения, имеет самые высокие показатели занятости населения, один из самых низких показателей бедности, самую разветвленную систему семейных пособий.
На современном этапе в стране происходит переход от патерналистической к более эффективной субсидиарной модели социальной политики. Смысл этой модели состоит в том, чтобы, с одной стороны, обеспечить достойной работой трудоспособное население, создать необходимые рабочие места, повысить реальные доходы населения, обеспечить жильем, предоставить качественные медицинские услуги, подготовить высококвалифицированных специалистов, необходимых для перехода к информационному обществу, опережающему развитию новых наукоемких технологий. С другой стороны, нуждающимся гражданам (нетрудоспособным, малообеспеченным, находящимся в трудной жизненной ситуации, неконкурентным на рынке труда) предоставить социальную защиту. Особое внимание при этом уделяется детям, молодежи, пенсионерам, ветеранам, инвалидам.[5,с.131]
Социальная политика РБ базируется на ряде принципов - основных исходных положений, на которых строится деятельность государства в социальной области. Важнейшим из них является принцип социальной справедливости.
Проблема справедливости издавна волновала человечество. Ещё Аристотель отмечал двойственность и противоречивость этого понятия. С одной стороны - это вознаграждение за личный труд и успех, или распределительный тип справедливости. С другой стороны - обеспечение всем членам общества одинаковых возможностей независимо от их индивидуальных и социальных различий. Это уравнительный тип справедливости (обоснованное равенство).
Реализация первого типа справедливости, дифференциация населения по заслугам, является важнейшим условием прогрессивного формирования общества, стимулом для формирования личности, ее потребностей и приоритетов. Обоснованное неравенство обусловливает повышение экономической эффективности, однако уменьшает шансы тех, кто по не зависящим от них причинам не может осуществлять активную деятельность. Кроме того, крайняя степень дифференциации и неравенства может привести к деградации производительных сил, нестабильности и социальным конфликтам. Данный принцип социальной политики, таким образом, содержит оба типа справедливости и означает, с одной стороны, степень обоснованного равенства, а с другой — сохраняющееся неравенство. По этой причине государство при проведении социальной политики должно стремиться обеспечить всем гражданам равенство стартовых условий существования и удовлетворения важнейших духовных потребностей. Вместе с тем наиболее активные и работоспособные члены общества должны иметь возможность получать за свой труд больший объем благ и услуг.
Принцип индивидуальной социальной ответственности означает, что каждый дееспособный член общества обязан прилагать максимум усилий для того, чтобы самостоятельно обеспечить удовлетворение своих потребностей. Государство должно оказывать помощь своим гражданам только в крайнем случае, если они не в состоянии это сделать сами. Принцип солидарности предполагает, что общество должно решать возникающие проблемы как единая система, внутри которой посредством механизма налогов и трансфертов осуществляется перераспределение финансовых ресурсов от более сильных и обеспеченных к тем, кто в силу объективных обстоятельств не имеет возможности за счет трудовой деятельности извлекать доходы, достаточные для обеспечения основных потребностей.
Реализация принципа социальной компенсации обеспечивает правовую и социальную защищенность граждан, которая выражается в получении ими льгот и социальном обслуживании.
Соблюдение принципа социальных гарантий предполагает предоставление гражданам гарантированного минимума социальных услуг (обучение, воспитание, духовное и физическое развитие), потребление которых обеспечивает подготовку личности к самостоятельной жизни.
Осуществление социальной политики также основано на реализации принципа всеобщности, предполагающего, что социальными мероприятиями должны быть охвачены все члены общества с учетом дифференцированного подхода к ним.
Принципы социальной политики могут реализоваться на практике только при наличии ресурсного обеспечения. Данный процесс можно рассматривать с двух сторон. Во-первых, необходимо обеспечить условия для развития общественного производства, в процессе которого создаются ресурсы, способствующие осуществлению социальной политики. Вместе с тем ресурсная база зависит от уровня развития производительных сил, и в первую очередь главной из них — человека. Следовательно, во-вторых, необходим комплекс мер, реализуемых посредством систем образования, здравоохранения, обеспечивающих всестороннее развитие работников, повышение их квалификации и гарантирующих социальную стабильность общества. [4,с .274-279]
Согласно Конституции, Республика Беларусь является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.[6,с.53]
Обязательства социального государства базируются на положениях Всеобщей декларации прав человека и других документов ООН, признающих человека основным субъектом развития, главным участником. Концепция устойчивого развития к важнейшим составным частям национального капитала относит образование, науку, культуру. Приоритетное их развитие считается определяющим для экономического роста. Республика Беларусь пока не подписала Европейскую социальную хартию, которая гарантирует гражданам государств, входящих в Совет Европы, социальную стабильность, защиту прав, касающихся трудоустройства, здравоохранения, условий труда. Однако Межпарламентская ассамблея стран СНГ одобрила Хартию социальных прав граждан.
1.2.Показатели результативности социальной политики
Результативность социальной политики РБ проявляется в системе показателей, характеризующих уровень социальных параметров населения под воздействием множества факторов. Выделяют следующие их группы:
♦ экономические, связанные с социально-экономическим уровнем развития страны, характером и структурой собственности, типом распределительных отношений;
♦ политические, характеризующие влияние социальной политики на рост потенциала социальной сферы, социальную помощь и поддержку отдельным слоям населения;
♦ правовые, обусловливающие нормативную правовую базу социальных отношений;
♦ культурные, определяющие воздействие неформальных институтов (системы нравственных и духовных ценностей, традиций и пр.) на социальные отношения;
♦ природно-климатические, обусловливающие стандарты и образ жизни населения;
♦ социально-демографические, учитывающие численность населения по социальным группам, рождаемость, смертность, половозрастной состав и т.д.;
♦ национально-этнические, определяющие воздействие национального менталитета, обычаев, традиций;
♦ социально-психологические, представляющие особенности проявления настроений, устремлений населения.
Система экономических показателей, характеризующих социальную политику, в свою очередь, делится на 8 разделов.
1.Социально-демографический (динамика численности населения, рождаемость, смертность, численность семей, мрачность, разводимость и др.).
2. Социально-трудовой (численность трудовых pecypcов, потребность в рабочей силе, уровень безработицы, занятость).
3. Уровень и качество жизни (реальные среднедушевные доходы, потребление товаров, соотношение спроса и предложения товаров и услуг с учетом дифференциации по группам и типам семей, денежные сбережения, пороговые значения уровня и качества жизни).
4. Жилищное обеспечение населения (характер жилищного фонда по типу, метражу, благоустроенность, потребность в улучшении условий проживания).
5. Здоровье населения и здравоохранение (динамика заболеваемости, причины смерти, инвалидности, инфраструктура здравоохранения).
6. Народное образование, культура, информационные yслуги (динамика количества обучающихся, посещение дошкольных учреждений, образовательная инфраструктура).
7. Экологическая и социальная безопасность (чистота воды, воздуха, объемы вредных выбросов, уровень преступности, затраты на экологическую безопасность).
8. Социально-психологическое самочувствие населений (социальная удовлетворенность, конфликтность и др.).
В последние годы в качестве обобщающего социального индикатора ПРООН рекомендует использовать индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), который отражает степень здоровья населения, уровень его знаний и уровень жизни. Величина индекса человеческого потенциала свидетельствует о степени приближения данной страны к оптимальному, с точки зрения мирового сообщества, результату развития.
Расчет ИРЧП постоянно совершенствуется: в настоящее время осуществляется оценка индекса развития с учетом тендерного фактора (ИРГФ), индекса расширения возможностей женщин (ИРВЖ), индекса нищеты населения (ИНН).[7,с.29-30]
2.Основные направления социальной политики в Республике Беларусь
Социальная политика, проводимая в республике, весьма многопланова. К ее основным направлениям относятся:
• повышение уровня и качества жизни населения;
• совершенствование трудовых отношений и занятости населения
• социальная защита нетрудоспособных и малообеспеченных семей и граждан;
• пенсионное обеспечение;
• демографическая политика населения;
• развитие социально-культурных отраслей.
Уровень и качество жизни населения являются не только одним из основных направлений социальной политики РБ, но и обобщающими показателями не только социальной политики, но и развития экономической системы в целом.
На современном этапе одни ученые рассматривают уровень жизни как оценку степени удовлетворения измеримых потребностей [8, с. 37], другие — как компоненту образа жизни [9, с. 7], третьи — как «уровень потребления материальных и духовных благ в сравнении с исторически обусловленными социальными нормативами потребления»[10,с.363-364]. В документах ООН отмечается, что уровень жизни — это уровень удовлетворения потребностей населения, обеспеченный массой товаров и услуг, используемых в единицу времени.
Наиболее часто в научной литературе встречается более широкое понимание этой категории, в соответствии с которым уровень жизни отражает развитие физических, духовных и социальных потребностей населения, степень их удовлетворения и условия в обществе для развития и удовлетворения этих потребностей [11, с. 16].
Таким образом, категория «уровень жизни» может рассматриваться в узком смысле слова, как уровень потребления благ и услуг, а также в широком смысле, включающем весь спектр социально-экономических условий жизни конкретного общества.
Система показателей уровня жизни населения строится на основе классификации ООН, что позволяет использовать ее при международных сопоставлениях. Сюда включаются следующие группы показателей: демографические, санитарно-гигиенические условия жизни; потребление продуктов питания; жилищные условия; образование и культура; условия труда и занятость; доходы и расходы населения; индексы потребительских цен; наличие транспортных средств; организация отдыха; социальное обеспечение; права человека. Показатели могут измеряться в натуральных единицах, текущих или сопоставимых ценах, в процентах или рангах (по месту расположения в ряду однородных показателей). По методам измерения они делятся на: статистические, основанные на отчетности; нормативные, разработанные на базе нормативных отчетов; аналитические, получаемые расчетным путем с помощью статистических нормативных показателей. При изучении уровня жизни используются также данные, полученные в результате опросов населения, и экспертные оценки специалистов.