Социальная политика РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 19:45, курсовая работа

Краткое описание

Смысл любой экономической политики в конечном итоге заключается на её социальном блоке и механизме его реализации. Без преобразований в социальной сфере нельзя рассчитывать на доверие широких слоёв населения к реформированию экономики, а значит и на успех самих реформ.
Иногда можно слышать утверждение, что сначала надо поднять экономику, а потом перейти к решению социальных задач. Такая позиция не только ошибочна, но и опасна, так как лишает работника главной мотивационной опоры.

Оглавление

Введение 3
1.Понятие социальной политики 5
1.1 Основные цели, функции и принципы социальной политики 5
1.2 Показатели результативности социальной политики 9
2.Основные направления социальной политики в РБ 10
3.Реализация социальных направлений в РБ в 2005-2009 годах 19
4.Перспективы развития социальной политики в РБ 28
Заключение 31
Список использованных источников 32

Файлы: 1 файл

Социальная политика.doc

— 346.00 Кб (Скачать)

Таблица 2.-Источник-[25]

Из таблицы видно, что с 2005 по 2008г. происходит рост заработной платы, а в ноябре 2009 г. номинальная заработная плата снижается, что является следствием мирового финансово-экономического кризиса.

Финансовые потрясения заставляют большинство предприятий во всем мире менять подходы к организации и управлению производством, оптимизировать численность персонала, пересматривать условия оплаты труда.

В 2009 году сокращение заработной платы по причине кризиса может коснуться сотен миллионов работников во всем мире. В целях недопущения падения реальных доходов населения Правительством принято решение о ежемесячном мониторинге уровня зарплаты работникам всех сфер экономики. Учитывая замедление темпов роста заработной платы, Совет Министров постановил осуществлять повышение тарифов на жилищно-коммунальные услуги в 2009 году поэтапно: с января и 1 мая 2009 г.         

С 1 января нынешнего года тарифы на жилищно-коммунальные услуги увеличены в среднем на 14,8%. По предварительным расчетам, уровень возмещения за 2009 год прогнозируемых затрат на оказание жилищно-коммунальных услуг по системе Минжилкомхоза составит около 29% (при задании 32%).

Указом Президента Республики Беларусь от 19 февраля 2009 г. № 100 расширены возможности для строительства жилья гражданами, состоящими на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий и ранее не имевшими права на льготное кредитование. [23]

Дифференциацию в оплате труда работников можно рассмотреть в виде графика.

График 1.-Дифференциация в оплате труда

График 1.-Источник:[26]

 

 

 

С 1 декабря 2008 г. тарифная ставка первого разряда в бюджетных организациях установлена в размере 77 тыс. руб. (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29 ноября 2008 г. № 1818 «Об установлении размера тарифной ставки первого разряда для оплаты труда работников организаций, финансируемых из бюджета и пользующихся государственными дотациями»).

Проводится работа по совершенствованию оплаты труда работником реального сектора экономики в части усиления её зависимости от результатов финансово-хозяйственной деятельности и расширения прав нанимателей в стимулировании труда работников.[26]. В настоящее время проводится либерализация политики оплаты труда. Целью данной меры является прежде всего снятие ограничений для поощрения работников и специалистов за эффективную работу.

Декретом Президента Республики Беларусь от 23 января 2009 г. № 2 «О стимулировании работников организаций отраслей экономики» устанавливается единый норматив отнесения на себестоимость стимулирующих выплат работникам организаций независимо от формы собственности в пределах 80% тарифной части заработной платы по организации в целом. Постановлением Совета Министров от 28 января 2009 г. № 103 сняты ограничения по включению тарифной части заработной платы в затраты по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг). Вся тарифная часть зарплаты включается в затраты, исходя из тарифной ставки, действующей в данной организации.

        Дальнейший рост оплаты труда будет обеспечиваться результативностью работы всех звеньев экономики, прежде всего предприятий. Сегодня акцент в их деятельности должен быть сделан на повышении эффективности, выпуске конкурентоспособной инновационной продукции, поиске выгодных партнерских связей, удержании традиционных и завоевании новых рынков сбыта. Таким образом, необходимым условием дальнейшего роста заработной платы является проявление инициативы и предприимчивости на предприятиях. [23]

В качестве норматива, определяющего минимальный уровень заработной платы в РБ, сегодня выступает бюджет прожиточного минимума.[14,с.27]

Изменения бюджета прожиточного минимума в РБ,  который представляет собой стоимостную величину минимального набора материальных благ и услуг, необходимых для обеспечения жизнедеятельности человека и сохранения его здоровья, а также обязательные платежи и взносы, лучше всего представлены в виде таблицы.

Таблица 3-Бюджет прожиточного минимума (в среднем на душу населения)

 

 

Все население

В том числе по социально-демографическим группам населения

Трудоспособное население

пенсионеры

Дети в возрасте до 3 лет

Дети в возрасте от 3 до 16 лет

2005 г.

 

158120

174410

140120

131840

182190

2006 г.

170500

 

188790

 

150990

 

144850

 

198380

 

2007 г.

 

200080

 

221420

 

176650

 

168900

 

234810

2008 г.

 

 

234370

 

 

256550

 

 

204370

 

 

200130

 

 

278110

 

2009 г.

 

 

250070

266030

223250

223060

305910

 

Таблица 3.-Источник-  [22,с.165]

 

Анализируя данные таблицы 3, можно сделать вывод, что бюджет прожиточного минимума растёт с каждым годом, что является следствием усиленной социальной  политики государства, направленной на поддержку уровня жизни населения.

Уровень занятости населения в любом государстве подвержен влиянию изменения деловой активности, экономических кризисов и спадов, реструктуризации, технического перевооружения и модернизации экономики, проводимой в этой области политики.
Нашу страну отличает политика стабильной занятости, максимально нацеленная на то, чтобы минимизировать влияние неблагоприятной экономической конъюнктуры на сокращение спроса на труд. «Важнейшим ресурсом социально-экономического развития страны, главным источником благосостояния людей выступает полноценная трудовая деятельность», – подчеркнул Глава государства в своем ежегодном Послании белорусскому народу и Национальному собранию Республики Беларусь от 29 апреля 2008 г. Основные показатели политики занятости показаны в таблице.

Таблица 4- Реализация активных мер политики занятости
 

Реализация активных мер политики занятости

 

2005

2006

2007

2008

2009              3квартал

Обратилось в органы по труду, занятости и соц.  защите

298

309

328

322

261,6

Из них зарегистрировано

безработными

 

206

203

201

200

161,8

трудоустроено-всего

 

187

188

201

199

149,2

В т.ч. трудоустроено безработных

144

134

130

131

96,3

Направлено на професс. Обучение, переобучение и повышение квалификации

27,7

26,5

23,8

22,9

19,8

Создано новых рабочих мест с выделением бюджетной ссуды нанимателям

4400

3332

3258

3529

1880

Оказано содействие безработным в организации предприним. деятельности

2446

2823

2837

2685

2053

Направлено на оплачиваемые общественные работы

113

110

101

97,5

74,7

Переселено безработных и членов их семей (человек)

318

380

332

346

353

Напряженность на рынке труда( число безработных  на одну вакансию)

2

1

1

1

1

Уровень безработицы к численности экономически активного населения, %

1,5

1,2

1,0

0,8

0,9

Таблица 4-Источник:[26]

 

Важнейшей составной частью социальной политики Республики Беларусь является социальная защита населения, которая имеет множество направлений. В качестве субъектов управления в системе социальной защиты выступают, прежде всего, службы и организации Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь различных уровней. Одним из основных направлений является поддержка пожилых и нетрудоспособных лиц - пенсионное обеспечение. Особенностью пенсионного обеспечения в РБ является то, что оно осуществляется по солидарному принципу, когда работающие содержат неработающих.

     Рассматривая средний размер пенсий за 2009 год можно сделать следующие выводы. В октябре 2009 г . средний размер пенсии , назначенной органами по труду защите , составил 392,6 тыс. рублей (114% от величины среднедушевого минимального потребительского бюджета семьи пенсионеров).Средний размер пенсии по возрасту составил 409,7 тыс. рублей , по инвалидности-363,3 тыс. руб., по  случаю потери кормильца – 247,2 тыс. рублей ,социальной пенсии – 185,7 тыс. рублей .

Реальный размер назначенной пенсии (пенсии , скорректированной потребительских цен на товары и услуги ) в октябре 2009 г . по сравнению  с  октябрем 2008 г . уменьшился на 9,3%, по сравнению с сентябрем 2009 г . – на 0,4 %.[25] Данные по другим годам представлены в виде таблицы.

Таблица 5-Средний размер назначенных пенсий

 

 

2005

2006

2007

2008

2009

Средний размер назначенной пенсии, тыс. руб, в том числе:

 

211,0

277,6

 

328,2

389,4

392,6

По возрасту

221,4

292,1

345,4

408,3

409,7

Из них в минимальном размере

134,1

165,0

189,8

226,5

230,1

По инвалидности

197,3

257,0

302,1

359,0

363,3

По случаю потери кормильца

135,8

174,7

204,1

242,2

247,2

социальные

99,6

112,6

123,5

169,3

185,7

Реальный размер назначенной пенсии, в % к предыдущему году

 

113,2

123,4

105,4

104,7

96,4

Таблица 5.-Источник: [22,с.158]

Из таблицы видно, что с каждым годом реальный размер назначенной пенсии уменьшается. Рассматривая более подробно 2009 год можно прийти к выводам. Динамика пенсионных выплат в январе-марте не достигла прогнозируемых на 2009 г. показателей роста. Повышение пенсий в республике осуществляется по двум основаниям: в связи с ростом средней заработной платы (трудовые) и в связи с изменением величины бюджета прожиточного минимума (минималь­ные трудовые и социальные надбавки и повышения к пенсиям). Очередному повышению трудовых пенсий должен предшествовать рост средней заработ­ной платы за квартал не менее чем на 15%. Фактически же заработная плата растет медленнее. Трудовые пенсии не повышались с 2008 г.  Согласно данным статис­тики, в марте 2009 г. реальный размер назначенной пенсии по отношению к 2008 г. снизился на 10%.Финансирование выплат пенсий и пособий в январе-марте 2009 г. произве­дено в полном объеме и в установленные сроки. Вместе с тем. чтобы не допустить дальнейшего падения покупательной спо­собности пенсий и снижения потребления пенсионеров, требуется проведение внеочередного повышения пенсий. Оно необходимо и с точки зрения выполне­ния показателей годового прогноза.[15, с.16-17]

    В последние годы в Беларуси осуществлен ряд мер по совершенствованию пенсионной системы, ее финансовому укреплению: введен индивидуальный (персонифицированный) учет плательщиков взносов на социальное страхование; в систему обязательного пенсионного страхования включены индивидуальные предприниматели. С начала текущего года вступил в силу Закон Республики Беларусь «О профессиональном пенсионном страховании».

Одним из ключевых показателей реальной эффективности социальной политики является соцобеспечение, социальная поддержка и поддержка наиболее уязвимых слоев населения . Рассматривая в сравнении 2006 и 2007 года, можно сделать вывод, что размер пособий на детей в 2007 г.  по сравнению с соответствующим периодом 2006г. увеличились, по оценке, в среднем на 9,5% и составили : на детей в возрасте до 3 лет- 114,8 тыс.руб., на детей старше 3 лет- 53 тыс., в том числе в сентябре- соответственно 120,5 и 55,6 тыс. руб. [15,№11,с.44]

Рассматривая 2008-2009 года, можно сделать следующие выводы. По оперативным данным, в 1 квартале 2009 г. адресную помощь подучили 53.4 тыс. чел. на общую сумм) 9.9 млрд. руб. Средний размер ежемесячного пособия на одного получателя составил 61.7 тыс. руб. (в 2008 г. - 57,4 тыс.). единовременного - 169 тыс. руб. (в 2008 г. -124.5 тыс.). или 473.2 тыс. руб. на среднюю семью (в 2008 г. - 337 тыс. руб.). Поддержка направлялась наиболее бедным семьям.

В январе-марте 2009 г. в сравнении с соответствующим периодом предыду­щего года на 18.4% выросли пособия семьям, воспитывающим детей, составив: на детей в возрасте до трех лет - 184.9 тыс. руб. на детей старше трех лет -69,3 тыс. руб.[15,№ 5,с.17]

Информация о работе Социальная политика РБ