Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 19:45, курсовая работа
Смысл любой экономической политики в конечном итоге заключается на её социальном блоке и механизме его реализации. Без преобразований в социальной сфере нельзя рассчитывать на доверие широких слоёв населения к реформированию экономики, а значит и на успех самих реформ.
Иногда можно слышать утверждение, что сначала надо поднять экономику, а потом перейти к решению социальных задач. Такая позиция не только ошибочна, но и опасна, так как лишает работника главной мотивационной опоры.
Введение 3
1.Понятие социальной политики 5
1.1 Основные цели, функции и принципы социальной политики 5
1.2 Показатели результативности социальной политики 9
2.Основные направления социальной политики в РБ 10
3.Реализация социальных направлений в РБ в 2005-2009 годах 19
4.Перспективы развития социальной политики в РБ 28
Заключение 31
Список использованных источников 32
Таблица 2.-Источник-[25]
Из таблицы видно, что с 2005 по 2008г. происходит рост заработной платы, а в ноябре 2009 г. номинальная заработная плата снижается, что является следствием мирового финансово-экономического кризиса.
Финансовые потрясения заставляют большинство предприятий во всем мире менять подходы к организации и управлению производством, оптимизировать численность персонала, пересматривать условия оплаты труда.
В 2009 году сокращение заработной платы по причине кризиса может коснуться сотен миллионов работников во всем мире. В целях недопущения падения реальных доходов населения Правительством принято решение о ежемесячном мониторинге уровня зарплаты работникам всех сфер экономики. Учитывая замедление темпов роста заработной платы, Совет Министров постановил осуществлять повышение тарифов на жилищно-коммунальные услуги в 2009 году поэтапно: с января и 1 мая 2009 г.
С 1 января нынешнего года тарифы на жилищно-коммунальные услуги увеличены в среднем на 14,8%. По предварительным расчетам, уровень возмещения за 2009 год прогнозируемых затрат на оказание жилищно-коммунальных услуг по системе Минжилкомхоза составит около 29% (при задании 32%).
Указом Президента Республики Беларусь от 19 февраля 2009 г. № 100 расширены возможности для строительства жилья гражданами, состоящими на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий и ранее не имевшими права на льготное кредитование. [23]
Дифференциацию в оплате труда работников можно рассмотреть в виде графика.
График 1.-Дифференциация в оплате труда
График 1.-Источник:[26]
С 1 декабря 2008 г. тарифная ставка первого разряда в бюджетных организациях установлена в размере 77 тыс. руб. (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29 ноября 2008 г. № 1818 «Об установлении размера тарифной ставки первого разряда для оплаты труда работников организаций, финансируемых из бюджета и пользующихся государственными дотациями»).
Проводится работа по совершенствованию оплаты труда работником реального сектора экономики в части усиления её зависимости от результатов финансово-хозяйственной деятельности и расширения прав нанимателей в стимулировании труда работников.[26]. В настоящее время проводится либерализация политики оплаты труда. Целью данной меры является прежде всего снятие ограничений для поощрения работников и специалистов за эффективную работу.
Декретом Президента Республики Беларусь от 23 января 2009 г. № 2 «О стимулировании работников организаций отраслей экономики» устанавливается единый норматив отнесения на себестоимость стимулирующих выплат работникам организаций независимо от формы собственности в пределах 80% тарифной части заработной платы по организации в целом. Постановлением Совета Министров от 28 января 2009 г. № 103 сняты ограничения по включению тарифной части заработной платы в затраты по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг). Вся тарифная часть зарплаты включается в затраты, исходя из тарифной ставки, действующей в данной организации.
Дальнейший рост оплаты труда будет обеспечиваться результативностью работы всех звеньев экономики, прежде всего предприятий. Сегодня акцент в их деятельности должен быть сделан на повышении эффективности, выпуске конкурентоспособной инновационной продукции, поиске выгодных партнерских связей, удержании традиционных и завоевании новых рынков сбыта. Таким образом, необходимым условием дальнейшего роста заработной платы является проявление инициативы и предприимчивости на предприятиях. [23]
В качестве норматива, определяющего минимальный уровень заработной платы в РБ, сегодня выступает бюджет прожиточного минимума.[14,с.27]
Изменения бюджета прожиточного минимума в РБ, который представляет собой стоимостную величину минимального набора материальных благ и услуг, необходимых для обеспечения жизнедеятельности человека и сохранения его здоровья, а также обязательные платежи и взносы, лучше всего представлены в виде таблицы.
Таблица 3-Бюджет прожиточного минимума (в среднем на душу населения)
| Все население | В том числе по социально-демографическим группам населения | |||
Трудоспособное население | пенсионеры | Дети в возрасте до 3 лет | Дети в возрасте от 3 до 16 лет | ||
2005 г.
| 158120 | 174410 | 140120 | 131840 | 182190 |
2006 г. | 170500
| 188790
| 150990
| 144850
| 198380
|
2007 г.
| 200080
| 221420
| 176650
| 168900
| 234810 |
2008 г.
| 234370
| 256550
| 204370
| 200130
| 278110
|
2009 г.
| 250070 | 266030 | 223250 | 223060 | 305910
|
Таблица 3.-Источник- [22,с.165]
Анализируя данные таблицы 3, можно сделать вывод, что бюджет прожиточного минимума растёт с каждым годом, что является следствием усиленной социальной политики государства, направленной на поддержку уровня жизни населения.
Уровень занятости населения в любом государстве подвержен влиянию изменения деловой активности, экономических кризисов и спадов, реструктуризации, технического перевооружения и модернизации экономики, проводимой в этой области политики.
Нашу страну отличает политика стабильной занятости, максимально нацеленная на то, чтобы минимизировать влияние неблагоприятной экономической конъюнктуры на сокращение спроса на труд. «Важнейшим ресурсом социально-экономического развития страны, главным источником благосостояния людей выступает полноценная трудовая деятельность», – подчеркнул Глава государства в своем ежегодном Послании белорусскому народу и Национальному собранию Республики Беларусь от 29 апреля 2008 г. Основные показатели политики занятости показаны в таблице.
Таблица 4- Реализация активных мер политики занятости
Реализация активных мер политики занятости | |||||
| 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 3квартал |
Обратилось в органы по труду, занятости и соц. защите | 298 | 309 | 328 | 322 | 261,6 |
Из них зарегистрировано безработными
| 206 | 203 | 201 | 200 | 161,8 |
трудоустроено-всего
| 187 | 188 | 201 | 199 | 149,2 |
В т.ч. трудоустроено безработных | 144 | 134 | 130 | 131 | 96,3 |
Направлено на професс. Обучение, переобучение и повышение квалификации | 27,7 | 26,5 | 23,8 | 22,9 | 19,8 |
Создано новых рабочих мест с выделением бюджетной ссуды нанимателям | 4400 | 3332 | 3258 | 3529 | 1880 |
Оказано содействие безработным в организации предприним. деятельности | 2446 | 2823 | 2837 | 2685 | 2053 |
Направлено на оплачиваемые общественные работы | 113 | 110 | 101 | 97,5 | 74,7 |
Переселено безработных и членов их семей (человек) | 318 | 380 | 332 | 346 | 353 |
Напряженность на рынке труда( число безработных на одну вакансию) | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Уровень безработицы к численности экономически активного населения, % | 1,5 | 1,2 | 1,0 | 0,8 | 0,9 |
Таблица 4-Источник:[26]
Важнейшей составной частью социальной политики Республики Беларусь является социальная защита населения, которая имеет множество направлений. В качестве субъектов управления в системе социальной защиты выступают, прежде всего, службы и организации Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь различных уровней. Одним из основных направлений является поддержка пожилых и нетрудоспособных лиц - пенсионное обеспечение. Особенностью пенсионного обеспечения в РБ является то, что оно осуществляется по солидарному принципу, когда работающие содержат неработающих.
Рассматривая средний размер пенсий за 2009 год можно сделать следующие выводы. В октябре 2009 г . средний размер пенсии , назначенной органами по труду защите , составил 392,6 тыс. рублей (114% от величины среднедушевого минимального потребительского бюджета семьи пенсионеров).Средний размер пенсии по возрасту составил 409,7 тыс. рублей , по инвалидности-363,3 тыс. руб., по случаю потери кормильца – 247,2 тыс. рублей ,социальной пенсии – 185,7 тыс. рублей .
Реальный размер назначенной пенсии (пенсии , скорректированной потребительских цен на товары и услуги ) в октябре 2009 г . по сравнению с октябрем 2008 г . уменьшился на 9,3%, по сравнению с сентябрем 2009 г . – на 0,4 %.[25] Данные по другим годам представлены в виде таблицы.
Таблица 5-Средний размер назначенных пенсий
| 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 |
Средний размер назначенной пенсии, тыс. руб, в том числе: |
211,0 | 277,6
| 328,2 | 389,4 | 392,6 |
По возрасту | 221,4 | 292,1 | 345,4 | 408,3 | 409,7 |
Из них в минимальном размере | 134,1 | 165,0 | 189,8 | 226,5 | 230,1 |
По инвалидности | 197,3 | 257,0 | 302,1 | 359,0 | 363,3 |
По случаю потери кормильца | 135,8 | 174,7 | 204,1 | 242,2 | 247,2 |
социальные | 99,6 | 112,6 | 123,5 | 169,3 | 185,7 |
Реальный размер назначенной пенсии, в % к предыдущему году |
113,2 | 123,4 | 105,4 | 104,7 | 96,4 |
Таблица 5.-Источник: [22,с.158]
Из таблицы видно, что с каждым годом реальный размер назначенной пенсии уменьшается. Рассматривая более подробно 2009 год можно прийти к выводам. Динамика пенсионных выплат в январе-марте не достигла прогнозируемых на 2009 г. показателей роста. Повышение пенсий в республике осуществляется по двум основаниям: в связи с ростом средней заработной платы (трудовые) и в связи с изменением величины бюджета прожиточного минимума (минимальные трудовые и социальные надбавки и повышения к пенсиям). Очередному повышению трудовых пенсий должен предшествовать рост средней заработной платы за квартал не менее чем на 15%. Фактически же заработная плата растет медленнее. Трудовые пенсии не повышались с 2008 г. Согласно данным статистики, в марте 2009 г. реальный размер назначенной пенсии по отношению к 2008 г. снизился на 10%.Финансирование выплат пенсий и пособий в январе-марте 2009 г. произведено в полном объеме и в установленные сроки. Вместе с тем. чтобы не допустить дальнейшего падения покупательной способности пенсий и снижения потребления пенсионеров, требуется проведение внеочередного повышения пенсий. Оно необходимо и с точки зрения выполнения показателей годового прогноза.[15, с.16-17]
В последние годы в Беларуси осуществлен ряд мер по совершенствованию пенсионной системы, ее финансовому укреплению: введен индивидуальный (персонифицированный) учет плательщиков взносов на социальное страхование; в систему обязательного пенсионного страхования включены индивидуальные предприниматели. С начала текущего года вступил в силу Закон Республики Беларусь «О профессиональном пенсионном страховании».
Одним из ключевых показателей реальной эффективности социальной политики является соцобеспечение, социальная поддержка и поддержка наиболее уязвимых слоев населения . Рассматривая в сравнении 2006 и 2007 года, можно сделать вывод, что размер пособий на детей в 2007 г. по сравнению с соответствующим периодом 2006г. увеличились, по оценке, в среднем на 9,5% и составили : на детей в возрасте до 3 лет- 114,8 тыс.руб., на детей старше 3 лет- 53 тыс., в том числе в сентябре- соответственно 120,5 и 55,6 тыс. руб. [15,№11,с.44]
Рассматривая 2008-2009 года, можно сделать следующие выводы. По оперативным данным, в 1 квартале 2009 г. адресную помощь подучили 53.4 тыс. чел. на общую сумм) 9.9 млрд. руб. Средний размер ежемесячного пособия на одного получателя составил 61.7 тыс. руб. (в 2008 г. - 57,4 тыс.). единовременного - 169 тыс. руб. (в 2008 г. -124.5 тыс.). или 473.2 тыс. руб. на среднюю семью (в 2008 г. - 337 тыс. руб.). Поддержка направлялась наиболее бедным семьям.
В январе-марте 2009 г. в сравнении с соответствующим периодом предыдущего года на 18.4% выросли пособия семьям, воспитывающим детей, составив: на детей в возрасте до трех лет - 184.9 тыс. руб. на детей старше трех лет -69,3 тыс. руб.[15,№ 5,с.17]