Социальная политика РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 19:45, курсовая работа

Краткое описание

Смысл любой экономической политики в конечном итоге заключается на её социальном блоке и механизме его реализации. Без преобразований в социальной сфере нельзя рассчитывать на доверие широких слоёв населения к реформированию экономики, а значит и на успех самих реформ.
Иногда можно слышать утверждение, что сначала надо поднять экономику, а потом перейти к решению социальных задач. Такая позиция не только ошибочна, но и опасна, так как лишает работника главной мотивационной опоры.

Оглавление

Введение 3
1.Понятие социальной политики 5
1.1 Основные цели, функции и принципы социальной политики 5
1.2 Показатели результативности социальной политики 9
2.Основные направления социальной политики в РБ 10
3.Реализация социальных направлений в РБ в 2005-2009 годах 19
4.Перспективы развития социальной политики в РБ 28
Заключение 31
Список использованных источников 32

Файлы: 1 файл

Социальная политика.doc

— 346.00 Кб (Скачать)

По данным Национального статистического комитета Республики Беларусь, в 2008 г. в стране 6.1% домашних хозяйств имели доходы ниже бюджета прожи­точного минимума. Среди домашних хозяйств с детьми таких было 8,6%, а сре­ди домашних хозяйств с детьми до трех лет – 11%. С целью поддержания и повышения уровня материального благосостояния семей с детьми целесообраз­но увеличение размера пособия на детей в возрасте до трех лет и доведение его до 100% бюджета прожиточного минимума, как это и предусматривается пре­зидентской программой «Дети Беларуси».

Повышению уровня доходов малообеспеченных граждан способствует предоставление государственной адресной социальной помощи и безналичных жилищных субсидий. С начала прошлого года существенно расширены критерии предоставления этих видов государственной поддержки, что позволяет в несколько раз увеличить охват одной и другой формой помощи нуждающихся граждан.

Для назначения ежемесячного социального пособия «планка дохода» поднята с 60 до 100% бюджета прожиточного минимума, а единовременного социального пособия – с 60 до 120%. Безналичные жилищные субсидии предоставляются семьям (гражданам) при условии, если сумма платы за пользование жилым помещением и коммунальные услуги в пределах установленных норм превышает 20% совокупного дохода для жителей города и 15% – для жителей села.
В 2008 году государственную адресную социальную помощь (ГАСП) получил каждый третий нуждающийся (в 2007- каждый двенадцатый).

Число получателей ГАСП увеличилось в 5 раз и составило 286 тыс. человек. Сумма средств на ее предоставление возросла почти в 10 раз. Средний размер помощи в расчете на одну семью составил 350 тыс. рублей.

Безналичные жилищные субсидии в 2008 году были предоставлены 60,1 тыс. семей, средний размер субсидии составил 38 тыс. руб. (в 2007 году – 31 тыс. руб.).

Адресную социальную помощь в I полугодии 2009 года на общую сумму 20,3 млрд. рублей получили 108 тыс. белорусов.

В Республике Беларусь в январе-июне 2009 года государственная адресная социальная помощь (ГАСП) назначена 108 тыс. человек.

В первом полугодии за предоставлением ГАСП в органы по труду, занятости и социальной защите обратились более 45 тыс. белорусских семей, в составе которых 120 тыс. человек. Положительное решение было принято в отношении 90% обращений заявителей. Общая сумма назначенной ГАСП - 20,3 млрд. рублей. По-прежнему основными адресатами помощи являются многодетные и неполные семьи (59,4% всех получателей). Этот вид господдержки оказывается также семьям с детьми-инвалидами в возрасте до 18 лет, одиноким пенсионерам, одиноким инвалидам первой и второй группы.

Необходимо отметить, что количество получателей адресной помощи во II квартале по сравнению с I кварталом сократилась почти на треть (с 63,4 тыс. человек до 44,3 тыс. человек). В январе-июне текущего года число получателей ГАСП снизилось по сравнению с аналогичным прошлогодним периодом на 44% до 108 тыс. человек. Такую тенденцию специалисты объясняют рядом объективных причин: это планомерное повышение доходов населения, снижение удельного веса малообеспеченных граждан, нерегулярный характер за обращением адресной помощи. По предварительным оценкам, в 2010 году адресную помощь получат около 308 тыс. человек на общую сумму более 97 млрд. руб. За период с 2000 по 2008 год удельный вес малообеспеченного населения в Беларуси сократился с 41,9 до 6,1%. Новым шагом в развитии системы государственной адресной социальной помощи является принятие Указа Президента Республики Беларусь от 14 сентября 2009 г. № 458 «О государственной адресной социальной помощи».[24, с.44-45]

      Мировой финансовый кризис - это, прежде всего жесткая необходимость экономного и эффективного расходования государственных средств. Реально этой цели может способствовать пересмотр ряда долгосрочных социальных про­грамм, выделение приоритетов и обеспечение финансирования в полном объе­ме мероприятий первостепенной важности. Такой подход даст возможность достичь конкретных результатов в улучшении качества жизни пожилых людей, ветеранов, инвалидов, семей с детьми.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

            

 

 

           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    4.Перспективы развития социальной политики в РБ

Социальная политика была и остаётся главным приоритетом развития государства. Для успешного развития страны, социальная политика должна постоянно совершенствоваться с целью поддержания государства, уровня и качества жизни людей. Одним из главных ее аспектов является создание благоприятных условий, позволяющих экономически активной части населения зарабатывать средства, величина которых состоит из суммы получаемой заработной платы, поступлений от владения собственностью, выплат из общественных фондов потребления и некоторых других.

В настоящее время разработана новая модель социальной политики государства.

Основными чертами новой модели являются:

• обеспечение доступности и бесплатности для всех граждан основных базо­вых минимальных услуг, повышение роли социальных гарантий и минимальных со­циальных стандартов;

• перераспределение социальных расходов государства в пользу самых уязви­мых, малообеспеченных групп населения;

• опора на собственные силы, предоставление трудоспособному населению возможности своим трудом и предприимчивостью обеспечивать свое и семейное благосостояние;

• сокращение бедности и неравенства;

• развитие человеческого потенциала, повышение образовательного уровня населения.[27, с.269-270]

Основные направления совершенствования  Республики Беларусь включают  два этапа социально-экономического развития. Основной целью первого этапа (до 2010 г.) является дальнейшее повышение качества и уровня жизни населения на основе развития и эффективного использования человеческого потенциала, технико-технологического перевооружения и совершенствования структуры экономики, роста ее конкурентоспособности.   Целью этапа второго (2011-2020 гг.) является гармонизация взаимоотношений общества и природы на основе развития хозяйственной деятельности в пределах воспроизводственных возможностей биосферы и перенесения, акцента в приоритетах с материально-вещественных ценностей на духовно-нравственные. [28, c. 7].

В ближайший период (до 2010 г.) важнейшими задачами являются повышение реальных денежных доходов и снижение уровня малообеспеченности населения, создание условий и предоставление гражданам равных возможностей для достижения материального и социального благополучия. На втором этапе (2011-2020 гг.) необходимо обеспечить приближение Республики Беларусь по уровню и качеству жизни населения к экономически развитым странам на основе формирования социально ориентированного рыночного типа экономики. [28, c. 8].

Стратегия государства по реализации целей социальной политики в долгосрочной перспективе будет направлена на последовательное повышение денежных доходов населения как важнейшего показателя уровня жизни населения. Рост денежных доходов населения и заработной платы рассматривается как фактор экономического роста и расширения внутреннего потребительского спроса.

Важнейшими путями повышения уровня и качества жизни населения на первом этапе является усиление роли заработной платы как главного фактора, стимулирующего экономи­ческое развитие, и повышение эффективности экономики, обеспечение роста реаль­ных денежных доходов как основы улучшения жизни населения, уменьшение коли­чества малообеспеченных граждан, недопущение чрезмерной дифференциации по уровню доходов различных групп населения в регионах и по отраслям экономики. С увеличением минимальной заработной платы, ростом средней заработной платы и среднедушевых денежных доходов предполагается, что доля населения с доходами ниже бюджета прожиточного минимума должна сократиться к 2015 г. вдвое, что соответствует цели Декларации тысячелетия. [28, c.8].

          Целевыми ориентирами политики доходов в настоящее время являются:

• доведение к концу 2010 года среднего размера заработной платы работников отраслей экономики до 500 долл. США в эквиваленте, повышение реальной зара­ботной платы более чем в 1,5 раза;

• доведение размера минимальной заработной платы до уровня минимального потребительского бюджета;

• сокращение к концу 2010 г. доли малообеспеченных граждан до 10%

• увеличение к концу 2010 г. размера денежного пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3-х лет до бюджета прожиточного минимума;

• совершенствование пенсионного законодательства и повышение реального значения пенсии по возрасту к 2010 г. в 1,5-1,52 раза.

   Государственная политика в области оплаты труда предполагает превращение заработной платы в надежный источник доходов, повышение ее роли в стимулировании трудовой активности работников и будет основываться на сочетании государственных, рыночных и коллективно-договорных механизмов ее регулирования. Постепенно будут расширяться права субъектов хозяйствования в части формирования и начисления заработной платы.

Важнейшей функцией государства останется обеспечение государственных минимальных социальных гарантий в области оплаты труда. В бюджетном секторе будет сохранено государственное регулирование оплаты труда на основе изменения тарифной ставки первого разряда и совершенствования Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь.

В Беларуси в 2010 году планируется создать 165 тыс. рабочих мест. Это предусмотрено разработанным планом мероприятий на следующий год по выполнению Государственной программы занятости населения Республики Беларусь на 2009-2010 годы. В будущем году в малых городах страны появится 21,3 тыс. новых рабочих мест, в сельской местности - 13,1 тыс. На рабочие места, созданные с использованием бюджетных ссуд, планируется трудоустроить более 2,5тыс. человек.

 В области социальной защиты населения предполагается повышение ее эффективности, надежности, устойчивости и доступности, базирующихся на государственных социальных гарантиях и стандартах, дифференцированном и адресном подходах к социальной поддержке различных слоев населения.

Это будет достигаться путем:

-оказания социальной помощи семьям, отдельным гражданам, имеющим доходы ниже установленного гарантированного минимума;

-социальной реабилитации граждан с ограниченными возможностями;

-повышения эффективности социальной помощи малообеспеченным гражданам и лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации, на основе принципов адресности и индивидуального подхода;

-совершенствования государственной поддержки семей при рождении и воспитании детей;

-решения социальных проблем одиноких пожилых граждан, проживающих в отдаленных сельских населенных пунктах.

Пенсионное обеспечение - важнейшее направление социальной политики. На нынешнем этапе развития национальная пенсионная система столкнулась с рядом внутренних и внешних проблем. Дефицит средств и проблемы экономики затрудняют возможность поддержания достаточного уровня пенсионного обеспечения в должной дифференциации пенсий в соответствии с трудовым вкладом. Основная его цель - повышение уровня жизни пенсионеров через создание стабильной, финансово устойчивой пенсионной системы, удовлетворяющей принципам социальной справедливости, способной противостоять будущим демографическим изменениям.       

В рамках пенсионной системы осуществляется введение обязательного профес­сионального пенсионного страхования работников, занятых в неблагоприятных усло­виях труда и некоторыми видами профессиональной деятельности, стимулируется уча­стие работников в программах добровольного пенсионного страхования. В будущем предполагается переход к условно накопительной системе пенсионного страхования, которая позволит сгладить отрицательные тренды, связанные с возрастанием нагрузки на национальную пенсионную систему за счет увеличения числа пенсионеров и сокра­щения числа работающих.

Стратегической задачей реформирования пенсионной системы является создание многоуровневой пенсионной системы, сочетающей в себе как распределительные, так и накопительные механизмы, также проходящей в два этапа: на этапе до 2010 г. предусматривается регулирование законодательной и организационной базы, развитие государственного пенсионного страхования, на этапе 2011 -2020 гг. - обеспечить развитие дополнительного пенсионного страхования. [28, c. 9].

Важной составляющей повышения уровня и качества жизни населения, вовлеченного в трудовую деятельность, является социальное страхование. Его развитие необходимо направить на обеспечение гарантий по защите населения от социальных и профессиональных рисков, сопряженных с утратой заработка, работы или здоровья, формирование достаточной экономической базы для возмещения основных социальных страховых рисков.

Главная цель социальной защиты населения - обеспечить поддержку тем, кто в силу своего социально-экономического положения не может участвовать в обществен­ном производстве (пенсионеры, дети, инвалиды) или находится в трудной жизненной ситуации.

Повышение эффективности социальной поддержки осуществляется на основе усиления принципа адресности и индивидуального подхода,  а также упорядочения сис­темы социальных выплат, пособий и льгот. Критерий нуждаемости в оказании адрес­ной помощи поэтапно будет доведен до бюджета прожиточного минимума (в настоя­щее время он составляет 60% БПМ).

Отменен категориальный подход в назначении адресной социальной помощи. В сфере социального обслуживания осуществляется переход на новые инновационные технологии социальной работы, приближенные к нуждам людей. Дальнейшее развитие получили территориальные центры социального обслуживания, имеющие многофунк­циональный характер и предоставляющие услуги различным категориям и труппам на­селения. Обеспечивается социальное обслуживание одиноких пожилых граждан, осо­бенно жителей отдаленных и малонаселенных деревень. Развивается индустрия соци­ального обслуживания инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, детей-сирот. Формируются организационные, правовые, социально-экономические условия, способствующие максимальной интеграции инвалидов в общество и экономику.

Основными задачами в области социальной защиты населения являются обеспечение государственной поддержки нуждающихся групп населения, повышение уровня государственных минимальных социальных гарантий, оптимизация программ предоставления помощи. Предусматривается завершить реформирование системы социальной защиты граждан, направленной на реализацию принципа адресности, обеспечить доведение государственных минимальных социальных гарантий до уровня нормативов стоимости жизни, продолжить совершенствование системы социальных пособий и выплат, механизмов защиты доходов населения от инфляции. [28, c. 10].

Информация о работе Социальная политика РБ