Социальная политика РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 19:45, курсовая работа

Краткое описание

Смысл любой экономической политики в конечном итоге заключается на её социальном блоке и механизме его реализации. Без преобразований в социальной сфере нельзя рассчитывать на доверие широких слоёв населения к реформированию экономики, а значит и на успех самих реформ.
Иногда можно слышать утверждение, что сначала надо поднять экономику, а потом перейти к решению социальных задач. Такая позиция не только ошибочна, но и опасна, так как лишает работника главной мотивационной опоры.

Оглавление

Введение 3
1.Понятие социальной политики 5
1.1 Основные цели, функции и принципы социальной политики 5
1.2 Показатели результативности социальной политики 9
2.Основные направления социальной политики в РБ 10
3.Реализация социальных направлений в РБ в 2005-2009 годах 19
4.Перспективы развития социальной политики в РБ 28
Заключение 31
Список использованных источников 32

Файлы: 1 файл

Социальная политика.doc

— 346.00 Кб (Скачать)

     Политика в области регулирования доходов населения и оплаты труда направлена на последовательное приближение государственных социальных гарантий к бюджету прожиточного минимума, а затем — к минимальному потребительскому бюджету за счет расширения сферы действия программ социальной защиты, усиления адресной помощи беднейшим слоям.

     В последние годы значительно возросла роль местных соглаше­ний и коллективных договоров, регулирующих трудовые и социаль­но-экономические отношения между нанимателями и работниками. Посредством заключения коллективных договоров в организациях решаются вопросы оплаты и охраны труда, организации труда и от­дыха, занятости, приватизации, гарантий и компенсаций при несчаст­ных случаях на производстве, создания условий для работы профсо­юзного актива, предоставляются дополнительные (по сравнению с законодательством) преимущества и льготы. [15,с.24]

   Одной из важнейших составляющих государственного регулирования социальных процессов и социальной политики является социальная защита населения. Понятие «социальная защита» можно рассматривать с разных позиций. В широком смысле слова социальная защита — это функция общества по обеспечению  неотъемлемых и общепризнанных социальных прав человека, в том числе достойного уровня  жизни, если он в силу каких-либо обстоятельств потерял  возможность к извлечению доходов от трудовой деятельности. Данная трактовка  предполагает, что социальная защита охватывает все, что касается социальных условий человека,  в том числе экологическую среду, жилищные проблемы, заботу о детях и т.п.

В узком смысле социальная защита — это комплекс целенаправленных конкретных мероприятий экономически правового и организационного характера для поддержки  наиболее уязвимых- слоев населения [16,с.282]

Функция социальной защиты заключается в оказании помощи челове­ку, находящемуся в трудной жизненной ситуации, или в том, чтобы преду­предить возможные материальные трудности.

Основополагающим документом по вопросам социальной защиты  в международном праве является Конвенция Международной организации труда № 102 о минимальных нормах социального обеспечения, вступившая в силу в 1995 году. В данном документе содержится перечень основных видов социальной защиты. Конвенция № 102 определяет девять видов социальной защиты: медицинское обслуживание; пособия по безработице; пенсии по старости; пособия по производственному травматизму; пособия по инвалид­ности; пособия в связи с потерей кормильца; пособия по беременности и ро­дам; пособия по болезни; семейные пособия. Однако далеко не все социаль­ные проблемы были охвачены в Конвенции. В ней, например, не упомянута защита беднейших групп населения, бездомных, беженцев, хотя этим соци­альным группам уделяется все большее внимание во многих странах.

Система социальной защиты должна быть гибкой, рассчитанной на предупреждение возможных факторов социального риска, а не на устранение уже возникших очагов социальной напряженности. Основой для этого должна быть научно обоснованная сис­тема социальных гарантий в виде системы минимальных социальных стан­дартов. В самом общем виде государственные минимальные социальные стандарты - это установленные органами государственной власти социаль­ные нормы и нормативы, определяющие уровень гарантированного удовле­творения важнейших потребностей человека в материальных благах, бес­платных и общедоступных социально-культурных услугах, имеющих при­оритетное значение.

Сфера применения этих стандартов включает основные виды выплат населению: заработную плату, пенсии, стипендии, а также бесплатные и об­щедоступные услуги учреждений социально-культурной сферы, финанси­руемые за счет средств государственного бюджета и государственных вне­бюджетных фондов. В систему стандартов входят государственные мини­мальные стандарты в области оплаты труда, социального обеспечения, обра­зования, культуры, социального обслуживания населения, жилья и жилищно-коммунального обслуживания.

Основными задачами установления стандартов являются:

- выравнивание степени удовлетворения потребностей населения в важнейших материальных благах и социально-культурных услугах;

- повышение обоснованности формирования республиканских и мест­ных бюджетов;

- совершенствование бюджетно-финансовых механизмов реализации социальных гарантий граждан;

- совершенствование функционирования учреждений социальной сферы. В настоящее время основными компонентами системы социальной защиты в странах с рыночной экономикой являются: социальное страхование, социальная помощь и социальное обслуживание.[17,с.264-266]

Характеризуя текущее организационное состояние или структуру финансирования социальной сферы, исследователи отмечают, что «в настоящее время система социальной защиты в Беларуси представлена тремя видами социальных программ: социального страхования; социальной помощи и социального обслуживания» со следующей внутренней структурой:

«программы социального страхования частично возмещают потери заработков, связанных с уходом на пенсию, временной нетрудоспособностью и безработицей, при этом пособия по безработице, оплата больничных листов, пенсии считаются заработанным правом и не несут отпечатка благотворительности»;

к программам социальной помощи относятся «пособия тем, кто не может заработать себе сам», и к ним относятся, например, пособия по инвалидности с детства, пособия по уходу за ребёнком и др.;

к программам социального обслуживания относятся «социально-медицинские, социально-правовые, психолого-педагогические, услуги по социальной адаптации и реабилитации».

      Социальное страхование представляет собой систему ком­пенсации населению последствий социальных рисков, осно­ванную на взносах (отчислениях) работодателей, работни­ков, а иногда и государства в специализированные фонды.  В нашей стране ис­пользуется в основном государственное социальное страхо­вание, главными принципами которого являются:

♦ гарантированность пенсий, пособий и иных выплат в соответствии с законодательством;

♦ дифференциация условий и размеров пенсий, пособий и других выплат по государственному социальному страхо­ванию;

♦ распространение системы социального страхования на всех работающих и работавших граждан и нанимателей не­зависимо от формы собственности предприятия и вида тру­довой деятельности.

Финансирование выплат по социальному страхованию осуществляется из средств государствен­ного бюджета и государственных фондов — Фонда социаль­ной защиты населения и Государственного фонда содействия занятости.

Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты осуществляет сбор и аккумуляцию обязательных страховых взносов и финансирование соответ­ствующих выплат (пенсий, пособий на детей, пособий по вре­менной нетрудоспособности и др.). Наиболее важным на­правлением деятельности фонда является пенсионное обес­печение. В настоящее время в стране идет реформирование системы пенсионного обеспечения. Как известно, в мире су­ществуют два основных вида пенсионных систем.

1. Система, основанная по принципу солидарности (теку­щего финансирования), когда трудовые пенсии выплачива­ются за счет текущих страховых отчислений из фонда зара­ботной платы работающих, т.е. работающее население фи­нансирует потребности пенсионеров.

2. Системы накопительного характера, при которых ра­ботающее население вкладывает средства в специальные фонды для последующего получения выплат по достижении пенсионного возраста.

В Республике Беларусь используется система первого ти­па. Источниками финансирования пенсий и иных страховых выплат являются страховые взносы нанимателей (35 % фон­да заработной платы) и работников (1 % начисленного зара­ботка). В силу масштабности программы пенсионного обес­печения в условиях нашей страны современная пенсионная система играет огромную роль не только в социальной и об­щественной жизни, но и в финансово-бюджетной системе страны. Пенсионная система республики включает:

а) трудовые пенсии (по возрасту, инвалидности, в случае потери кормильца, за выслугу лет и за особые заслуги). Эти пенсии являются страховыми и финансируются из Фонда со­циальной защиты населения;

б) социальные пенсии, выплачиваемые лицам, не имею­щим права на трудовые пенсии. Эти выплаты производятся, как правило, за счет госбюджета.

Право на пенсию по возрасту имеют: мужчины по дости­жении 60 лет и при стаже работы не менее 25 лет, женщины по достижении 55 лет и при стаже работы не менее 20 лет. Некоторые пенсии по возрасту назначаются на льготных ус­ловиях за работу с особыми условиями труда. В настоящее время правом на трудовую (страховую) пенсию пользуются 2,5 млн чел., т.е. 1/4 всего населения страны .Величина трудовых пенсий меняется в зависимости от роста средней заработной платы. Так в РБ в 2006 году средний размер назначенной пенсии к среднему размеру начисленной зарплаты составлял 41,6%,в 2007-41,3 %,в 2008-38,9%, в 2009-38,9%. Исходя из этого, можно сделать вывод, что с каждым годом размер пенсии от зарплаты уменьшается.

  Социальная помощь представляет собой финансирование из государственного бюджета потребностей отдельных индивидов или категорий населения в случае, если они не имеют других источников существования. Таким образом, социальная помощь носит адресный характер и предполагает проверку нуждаемости лица, претендующего на получение помощи. В отличие от социального страхования, которое основано на страховых взносах, социальная помощь предоставляется независимо от уплаты взносов. Она может предоставляться не только в денежной, но и  в натуральной форме (горячее питание, обеспечение лекарствами и т.д.)

Социальное обслуживание предназначено для оказания социальной поддержки, предоставления бытовых, медицинских, психолого-педагогических услуг, создания условий для социальной адаптации людей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Принципами соц.  обслуживания являются:  адресность, гуманизм, социальная справедливость, конфиденциальность, добровольность. Услуги соц. Обслуживания могут предоставлять как государственные, так и частные организации (центры соц. Обслуживания, социальные приюты, отделения социальной помощи на дому, дома-интернаты, геронтологические центры и т.д.). В РБ принят закон « О социальном обслуживании», отрабатываются и внедряются нормативы социального обслуживания. Во всех  районах страны работают отделения социальной помощи на дому, об­служивающие более 62 тыс. граждан (преимущественно в сельской местности). В основном социальные работники име­ют дело с одинокими или проживающими отдельно пенсионе­рами. Создаются центры социального обслуживания (предпо­лагается, что они будут созданы во всех районах). Малообес­печенным и одиноким пенсионерам социальные услуги предос­тавляются бесплатно, остальным — на условиях частичной оплаты. К числу оказываемых социальных услуг относятся оказание помощи в ведении домашнего хозяйства (закупка продуктов, ремонт жилья;, обработка приусадебных участ­ков), решение бытовых проблем, психологическая помощь. В ряде крупных городов открыты приюты для бездомных, бе­женцев, незаконных мигрантов, жертв торговли людьми.[7,с.85,89,93]

Оценивая в целом систему социальной защиты в Респуб­лике Беларусь, можно выделить следующие ее особенности:

♦ преобладание в системе социальной защиты пособий общего характера без оценки нуждаемости граждан;

♦ преимущественная ориентация системы социальной за­щиты на городское население (например, жилищные субси­дии);

♦ широкий диапазон льгот различным категориям насе­ления;

♦ неразвитость механизмов добровольного социального страхования, в том числе негосударственного.

Основными принципами совершенствования системы со­циальной защиты в республике являются:

1. Четкое разграничение функций социальной помощи и социального страхования с приоритетом последнего. Соци­альное страхование является наиболее приемлемой формой социальной защиты, поскольку основано на накопительных принципах в отличие от социальной помощи, которая бази­руется на перераспределении доходов.

2. Дифференцированный подход к различным слоям и группам населения в зависимости от их социального положения, возраста, трудоспособности. Для трудоспособных членов общества социальная помощь должна быть сведена к минимуму, а социальными гарантиями для них будет создание условий для получения трудового дохода и защита основных граждан в сфере труда.           3.Развитие системы социальной защиты на всех уровнях экономической системы, в том числе на уровне субъектов хозяйствования.

4. Разработка программ адресной помощи с учетом потребностей конкретных регионов и сегментов населения.

5.Расширение роли в социальной защите некоммерческих, неправительственных организаций, в том числе международных.

6. Развитие системы добровольного социального страхования с целью минимизации последствий социальных рисков.[7,с.94]

Демографическая политика населения играет важную роль в социальной политике государства, так как рождаемость или смертность оказывают соответственно положительное и отрицательное воздействие на социальную политику. С целью поддержания демографической ситуации в стране проводятся различные мероприятия по обеспечению охраны материнства и детства, повышению рождаемости и снижению смертности, укреплению семьи и ее престижа в обществе, разрабатываются механизмы стимулирования рождаемости на основе совершенствования системы выплаты пособий гражданам, имеющим детей, государственной поддержки молодых семей в решении жилищных и других социальных проблем и т.д. Ужесточается ответственность тех родителей, которые оставили своих детей.[18,с.8-9]

         Социально-культурное направление представляет собой развитие системы образования, национальной, физической культуры, спорта, туризма, здравоохранения.

Информация о работе Социальная политика РБ