Социальная политика РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 19:45, курсовая работа

Краткое описание

Смысл любой экономической политики в конечном итоге заключается на её социальном блоке и механизме его реализации. Без преобразований в социальной сфере нельзя рассчитывать на доверие широких слоёв населения к реформированию экономики, а значит и на успех самих реформ.
Иногда можно слышать утверждение, что сначала надо поднять экономику, а потом перейти к решению социальных задач. Такая позиция не только ошибочна, но и опасна, так как лишает работника главной мотивационной опоры.

Оглавление

Введение 3
1.Понятие социальной политики 5
1.1 Основные цели, функции и принципы социальной политики 5
1.2 Показатели результативности социальной политики 9
2.Основные направления социальной политики в РБ 10
3.Реализация социальных направлений в РБ в 2005-2009 годах 19
4.Перспективы развития социальной политики в РБ 28
Заключение 31
Список использованных источников 32

Файлы: 1 файл

Социальная политика.doc

— 346.00 Кб (Скачать)

В зарубежной научной литературе при оценке уровня жизни применяется понятие «средний класс», к которому относят лю­дей, имеющих собственность в виде накопленного имущества (средние и мелкие предприятия, магазины, мастерские и пр.); высокий уровень образования (высшее или среднее специаль­ное), что может считаться интеллектуальной собственностью; доход, близкий к среднему по стране, а также занимающихся профессиональной деятельностью, считающейся в обществе престижной.

     К середине 50-х гг. XX в. стало очевидным, что понятие уровня жизни не в полной мере отражает изменившиеся усло­вия жизнедеятельности человека (загрязнение окружающей среды, кризисы, урбанизацию и т.д.). В связи с этим началась переоценка представлений о месте данной категории в системе социально-экономических отношений. На первый план выхо­дит понятие «качество жизни»[4,с.281-282].

   Категория качества жизни является предметом дискус­сии среди ученых. Американский исследователь О. Тоффлер рассматривает данную категорию как логическое и историческое следствие стандарта жизни, переход от удовлетворения «основных ма­териальных нужд потребителя» к этапу удовлетворения «утонченных, видоизмененных личных потребностей потре­бителя в красоте, престиже, индивидуализации и чувствен­ных отношениях». В целом его точка зрения на категорию качества жизни сводится к равновесию между человеком и окружающей средой [9, с. 12].

В интерпретации И.О. Потаповой качество жизни явля­ется, наряду с уровнем, одной из составляющих образа жиз­ни [9, с. 7, 9].Вместе с тем наиболее распространенная точка зрения сос­тоит в том, что качество жизни — это уровень развития и сте­пень удовлетворения всего комплекса потребностей людей[10,с.177].

   В РБ при оценке качества жизни учитывается четыре блока. Первый включает в себя качество населения: демографические, воспроизводственные показатели, способность образовывать семьи, уровень образованности и профессиональные квалификации. Второй блок характеризует уровень жизни, он включает качественные и количественные характеристики: качественные отражают здоровье, качество питания; качество жилья, условия и характер труда и т.д., количественные характеризуют реальные доходы и расходы населения, экономическую активность и т.д. Третий отражает социальную безопасность страны, включающую в себя оценку уровня физической и имущественной безопасности, качество морально-этического здоровья общества. Четвертый блок- качество окружающей среды, характеризуется показателями антропогенного и техногенного воздействия на окружающую среду.[3,с.282-283]

  Качество и уровень жизни тесно взаимосвязаны, причем первое, будучи более широким понятием, отражает больший спектр потребностей людей. Данное понятие объективно, т.е. критериями его оценки выступают научно обоснованные нормативы потребления населения. На их основе рассчитывает­ся рациональный потребительский бюджет, который являет­ся важнейшим инструментом социально-экономического ана­лиза уровня и качества жизни. Соотношение фактического удовлетворения потребностей и разработанных нормативов го­ворит о степени удовлетворения потребностей отдельных лю­дей, их групп, общества в целом. Если при изучении уровня жизни в большей степени применяют количественные показа­тели, то в исследовании ее качества акцент делается на каче­ственной определенности и качественных различиях явлений. Так, при анализе питания как способа удовлетворения одной из важнейших человеческих потребностей нельзя ограничиваться определением количества потребляемых продуктов или кало­рийности рациона, следует обратить внимание на его регуляр­ность и разнообразие. При установлении степени удовлетворе­ния духовных потребностей необходимо фокусироваться не на количестве издаваемых и приобретаемых книг, а на художест­венной ценности востребованной литературы.

Важнейшим показателем, характеризующим уровень и ка­чество жизни, является потребление благ и услуг. Его можно рассматривать в двух аспектах: как процесс удовлетворения че­ловеческих потребностей, в результате которого они либо вос­производятся вновь, либо не воспроизводятся, и как сферу жиз­недеятельности человека, формирующую и развивающую лич­ность во всем ее многообразии. Так объем потребления продук­тов питания в нашей стране в расчете на одного человека за по­следние 15 лет снизился по ряду позиций, особенно таких ценных в питательном отношении продуктов, как мясо и молоко. Вместе с тем в качестве положительной тенденции можно отметить рост потребления растительного масла, рыбы, овощей и бахчевых. В целом рацион среднестатистического белоруса содержит 2819 ккал в сутки. Между тем принято считать критической среднюю калорийность пищи, равную 2000 ккал и ниже.

Говоря о качестве жизни населения, нельзя обойти стороной и социологический аспект данного явления — удовлетворен­ность самих людей условиями жизни, труда и отдыха. Посколь­ку каждый человек имеет собственную шкалу предпочтений, одна и та же степень удовлетворения конкретной потребности оценивается индивидами по-разному. Данный факт говорит о том, что на современном этапе развития общества определение людьми степени удовлетворенности качеством своей жизни представляется весьма сложной задачей.

        Следующим важным направлением в социальной политике РБ является совершенствование трудовых отношений и занятости населения. Сфера трудовых отношений является одним из главных объектов социальной политики, поскольку именно за счёт трудовой деятельности формируется основная часть доходов экономически активного населения. Для трудоспособных членов общества должны быть созданы условия для получения трудового дохода и соблюдения, основных прав граждан в сфере труда.

В системе государственного регулирования трудовых отношений можно выделить следующие элементы:

- государственную политику занятости;

- политику в области оплаты труда;

- правовое регулирование индивидуальных трудовых отношений; охрану труда;

социальное партнерство, [с.7,с.31-32]

Достижение высокого уровня занятости - одна из основных це­лей макроэкономической политики государства. Экономическая сис­тема, создающая дополнительное количество рабочих мест, ставит за­дачу увеличить количество общественного продукта и тем самым в большей степени удовлетворить материальные потребности населения.

Следствием перехода к рыночной экономике явилось резкое обострение ситуации в сфере занятости. В первую очередь, это вызва­но реализацией программ разгосударствления и осуществлением струк­турных сдвигов в экономике. С ликвидацией убыточных и малорента­бельных предприятий и производств усилились дисбаланс между спросом и предложением рабочей силы и ее нерегулируемое перерас­пределение между видами занятости, сферам и отраслям экономики.

Важной задачей регулирования занятости, наряду со снижени­ем уровня безработицы и созданием достаточного количества рабо­чих мест, является формирование условий для конкурентоспособной хозяйственной деятельности. Достижение эффективной занятости рас­сматривается в качестве одной из приоритетных целей экономичес­кой политики, проводимой в Республике Беларусь.

Для преодоления негативных явлений в сфере занятости в Бе­ларуси представляется необходимым проведение сбалансированной инвестиционной и налоговой политики, стимулирующей более пол­ное использование имеющихся рабочих мест; развитие малого и сред­него бизнеса.

Среди конкретных мер можно выделить следующие:

1) развитие гибких форм занятости. К ним относится примене­ние труда занятых неполный рабочий день, временных занятых, на­домных работников, разделение рабочих мест, работа на принципах субподряда и т.п. Главными причинами применения таких работни­ков являются требования законодательства, замена женщин, находя­щихся в отпусках по уходу за ребенком; недостаток рабочей силы;

2) совершенствование системы адресно-ориентированной переподготовки кадров в соответствии с потребностями народ­ного хозяйства для избегания избыточной занятости по некоторым специальностям (бухгалтер, техник-технолог, педагог, юрист);

3) организация и проведение специальных мероприятий по про­филированию безработных граждан, в целях оказания им наиболее эффективной помощи при содействии в трудоустройстве с учетом складывающейся ситуации на рынке труда;

4) совершенствование регулирования безработицы на основе принципов страхования: введение модели страхования от безработи­цы, основанной на индивидуальных накопительных счетах, что пре­доставит возможность поднять уровень материальной помощи безра­ботным, усилить адресность ее получения и стимулировать граждан, потерявших работу, к активному трудоустройству [с.12,с. 131-132].

    Нормы и положения законодательства о труде конкрети­зированы в Трудовом кодексе Республики Беларусь 2000 г.. В этом документе сформулированы важнейшие положения регулирования трудовых и связанных с ними отношений об ответственности работников и нанимателей, надзоре и кон­троле за соблюдением законодательства о труде, улучшении условий труда и отдыха, обязательном социальном страхова­нии от несчастного случая на производстве и профессиональ­ного заболевания и др.

Так, в Республике Беларусь, действует Закон «О занятости населе­ния», в котором определены следующие основные принципы государственной политики в области занятости населения.

1. Обеспечение равных возможностей всем трудоспособ­ным гражданам Республики Беларусь в реализации права на труд и свободный выбор профессии.

2. Обеспечение мер, направленных на предотвращение безработицы; предоставление социальных гарантий и ком­пенсаций безработным.

3. Международное сотрудничество в решении проблем за­нятости населения.

4. Участие профессиональных союзов, ассоциаций предпринимателей и трудовых коллективов в разработке мер по Реализации политики занятости.

Конституция Республики Беларусь. [12,с.131-132]

В систему законодательных актов, регулирующих воп­росы охраны труда в республике, входят:

• декреты, указы Президента Республики Беларусь;

• законы Республики Беларусь;

• приказы и постановления Правительства Республики Беларусь;

• постановления Совета Министров Республики Бела­русь, Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь;

• нормативные акты по охране труда министерств, иных республиканских органов государственного управления.

Перечень нормативных актов Республики Беларусь по охране труда утвержден постановлением Министерства тру­да Республики Беларусь от 15.10.1996 г., № 76.

С целью создания единого комплекса взаимоувязанной нормативно-технической документации по обеспечению бе­зопасности труда была разработана система стандартов безопасности труда (ССБТ). [13,с.31]

Политика в области заработной платы направлена на обеспечение сбалансированности интересов различных слоев общества, устранение необоснованной дифференциации в оплате труда различных категорий работников, обеспечение гарантий наемным работникам, предусмотренных законодательством, соглашениями и коллективными договорами. Основными задачами государственно регулирования заработной платы являются:

♦ содействие экономическому росту;

♦ обеспечение своевременной выплаты заработной платы;

♦ установление и обеспечение системы государственных гарантий по оплате труда;

♦ создание условий для повышения заработной платы; соответственно, уровня жизни населения.

В систему государственных гарантий по оплате труда в Республике Беларусь входят:

1. Величина минимальной заработной платы.

2. Величина размера тарифной ставки первого разряд Единой тарифной системы для работников бюджетной сфере

3. Размеры увеличения оплаты труда за работу в условиях, отличающихся от нормативных.

4. Меры по поддержанию реального уровня заработай платы, индексации заработной платы.

5. Ограничения размеров удержаний из заработной платы.

Одним из основных объектов государственного регулиро­вания является минимальная заработная плата (МЗП). Регулирование заработной платы работников бюджетной сферы осуществляется на основе Единой тарифной системы (ETC), включающей тарифную ставку первого разряда и ко­эффициенты для последующих разрядов. Индексация несвоевременно выплаченных сумм заработной платы осуществляется за каждый месяц в отдельности путем их увеличения на коэффициент инфляции, рассчитанный путем деления последнего индекса потребительских цен, опубликованного Министерством статистики и анализа на момент фактической их выплаты, на индекс цен месяца, за который они выплачиваются.

Индексация несвоевременно выплаченных сумм заработной платы осуществляется за счет источников, из которых они выплачиваются.[14,с.26-27]

Система социального партнерства, представляющая собой вза­имодействие профсоюзов, нанимателей и органов государственного управления, включает создание и деятельность трехсторонних кон­сультативных органов, ведение коллективных переговоров и заклю­чение коллективных договоров, соглашений; создание и совершен­ствование нормативной правовой базы, проведение консультаций, семинаров, конференций и т.д.

На национальном уровне взаимодействие Правительства, рес­публиканских объединений нанимателей и профсоюзов осуществля­ется в рамках участия в работе Национального совета по трудовым и социальным вопросам, деятельность которого регулируется Ука­зом Президента Республики Беларусь от 5.05.1999 г. № 252. При На­циональном совете по трудовым и социальным вопросам созданы рабочая группа и согласительная комиссия для ведения коллектив­ных переговоров по заключению Генерального соглашения, группа экспертов по применению международных трудовых норм МОТ.

На отраслевом уровне республиканскими отраслевыми проф­союзами, объединениями нанимателей и республиканскими органами государственного управления созданы отраслевые советы по тру­довым и социальным вопросам. На местном уровне - территориаль­ные (областные, городские, районные) советы по трудовым и соци­альным вопросам, совершенствованию взаимодействия органов го­сударственного управления, нанимателей и профсоюзов в реализа­ции социально-экономической политики.

В республике создан и функционирует Национальный совет по трудовым и социальным вопросам. В областях, отраслях, городах и районах действуют согласительные комиссии по трудовым и социальным вопросам, на предприятиях — комиссии по коллективным переговорам. Урегулированием коллективных трудовых конфликтов занимается Республиканский трудовой арбитраж. Гарантом соблюдения конституционных прав социальных партнеров является Конституционный суд Республики Беларусь.

Информация о работе Социальная политика РБ