Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 19:45, курсовая работа
Смысл любой экономической политики в конечном итоге заключается на её социальном блоке и механизме его реализации. Без преобразований в социальной сфере нельзя рассчитывать на доверие широких слоёв населения к реформированию экономики, а значит и на успех самих реформ.
Иногда можно слышать утверждение, что сначала надо поднять экономику, а потом перейти к решению социальных задач. Такая позиция не только ошибочна, но и опасна, так как лишает работника главной мотивационной опоры.
Введение 3
1.Понятие социальной политики 5
1.1 Основные цели, функции и принципы социальной политики 5
1.2 Показатели результативности социальной политики 9
2.Основные направления социальной политики в РБ 10
3.Реализация социальных направлений в РБ в 2005-2009 годах 19
4.Перспективы развития социальной политики в РБ 28
Заключение 31
Список использованных источников 32
В зарубежной научной литературе при оценке уровня жизни применяется понятие «средний класс», к которому относят людей, имеющих собственность в виде накопленного имущества (средние и мелкие предприятия, магазины, мастерские и пр.); высокий уровень образования (высшее или среднее специальное), что может считаться интеллектуальной собственностью; доход, близкий к среднему по стране, а также занимающихся профессиональной деятельностью, считающейся в обществе престижной.
К середине 50-х гг. XX в. стало очевидным, что понятие уровня жизни не в полной мере отражает изменившиеся условия жизнедеятельности человека (загрязнение окружающей среды, кризисы, урбанизацию и т.д.). В связи с этим началась переоценка представлений о месте данной категории в системе социально-экономических отношений. На первый план выходит понятие «качество жизни»[4,с.281-282].
Категория качества жизни является предметом дискуссии среди ученых. Американский исследователь О. Тоффлер рассматривает данную категорию как логическое и историческое следствие стандарта жизни, переход от удовлетворения «основных материальных нужд потребителя» к этапу удовлетворения «утонченных, видоизмененных личных потребностей потребителя в красоте, престиже, индивидуализации и чувственных отношениях». В целом его точка зрения на категорию качества жизни сводится к равновесию между человеком и окружающей средой [9, с. 12].
В интерпретации И.О. Потаповой качество жизни является, наряду с уровнем, одной из составляющих образа жизни [9, с. 7, 9].Вместе с тем наиболее распространенная точка зрения состоит в том, что качество жизни — это уровень развития и степень удовлетворения всего комплекса потребностей людей[10,с.177].
В РБ при оценке качества жизни учитывается четыре блока. Первый включает в себя качество населения: демографические, воспроизводственные показатели, способность образовывать семьи, уровень образованности и профессиональные квалификации. Второй блок характеризует уровень жизни, он включает качественные и количественные характеристики: качественные отражают здоровье, качество питания; качество жилья, условия и характер труда и т.д., количественные характеризуют реальные доходы и расходы населения, экономическую активность и т.д. Третий отражает социальную безопасность страны, включающую в себя оценку уровня физической и имущественной безопасности, качество морально-этического здоровья общества. Четвертый блок- качество окружающей среды, характеризуется показателями антропогенного и техногенного воздействия на окружающую среду.[3,с.282-283]
Качество и уровень жизни тесно взаимосвязаны, причем первое, будучи более широким понятием, отражает больший спектр потребностей людей. Данное понятие объективно, т.е. критериями его оценки выступают научно обоснованные нормативы потребления населения. На их основе рассчитывается рациональный потребительский бюджет, который является важнейшим инструментом социально-экономического анализа уровня и качества жизни. Соотношение фактического удовлетворения потребностей и разработанных нормативов говорит о степени удовлетворения потребностей отдельных людей, их групп, общества в целом. Если при изучении уровня жизни в большей степени применяют количественные показатели, то в исследовании ее качества акцент делается на качественной определенности и качественных различиях явлений. Так, при анализе питания как способа удовлетворения одной из важнейших человеческих потребностей нельзя ограничиваться определением количества потребляемых продуктов или калорийности рациона, следует обратить внимание на его регулярность и разнообразие. При установлении степени удовлетворения духовных потребностей необходимо фокусироваться не на количестве издаваемых и приобретаемых книг, а на художественной ценности востребованной литературы.
Важнейшим показателем, характеризующим уровень и качество жизни, является потребление благ и услуг. Его можно рассматривать в двух аспектах: как процесс удовлетворения человеческих потребностей, в результате которого они либо воспроизводятся вновь, либо не воспроизводятся, и как сферу жизнедеятельности человека, формирующую и развивающую личность во всем ее многообразии. Так объем потребления продуктов питания в нашей стране в расчете на одного человека за последние 15 лет снизился по ряду позиций, особенно таких ценных в питательном отношении продуктов, как мясо и молоко. Вместе с тем в качестве положительной тенденции можно отметить рост потребления растительного масла, рыбы, овощей и бахчевых. В целом рацион среднестатистического белоруса содержит 2819 ккал в сутки. Между тем принято считать критической среднюю калорийность пищи, равную 2000 ккал и ниже.
Говоря о качестве жизни населения, нельзя обойти стороной и социологический аспект данного явления — удовлетворенность самих людей условиями жизни, труда и отдыха. Поскольку каждый человек имеет собственную шкалу предпочтений, одна и та же степень удовлетворения конкретной потребности оценивается индивидами по-разному. Данный факт говорит о том, что на современном этапе развития общества определение людьми степени удовлетворенности качеством своей жизни представляется весьма сложной задачей.
Следующим важным направлением в социальной политике РБ является совершенствование трудовых отношений и занятости населения. Сфера трудовых отношений является одним из главных объектов социальной политики, поскольку именно за счёт трудовой деятельности формируется основная часть доходов экономически активного населения. Для трудоспособных членов общества должны быть созданы условия для получения трудового дохода и соблюдения, основных прав граждан в сфере труда.
В системе государственного регулирования трудовых отношений можно выделить следующие элементы:
- государственную политику занятости;
- политику в области оплаты труда;
- правовое регулирование индивидуальных трудовых отношений; охрану труда;
социальное партнерство, [с.7,с.31-32]
Достижение высокого уровня занятости - одна из основных целей макроэкономической политики государства. Экономическая система, создающая дополнительное количество рабочих мест, ставит задачу увеличить количество общественного продукта и тем самым в большей степени удовлетворить материальные потребности населения.
Следствием перехода к рыночной экономике явилось резкое обострение ситуации в сфере занятости. В первую очередь, это вызвано реализацией программ разгосударствления и осуществлением структурных сдвигов в экономике. С ликвидацией убыточных и малорентабельных предприятий и производств усилились дисбаланс между спросом и предложением рабочей силы и ее нерегулируемое перераспределение между видами занятости, сферам и отраслям экономики.
Важной задачей регулирования занятости, наряду со снижением уровня безработицы и созданием достаточного количества рабочих мест, является формирование условий для конкурентоспособной хозяйственной деятельности. Достижение эффективной занятости рассматривается в качестве одной из приоритетных целей экономической политики, проводимой в Республике Беларусь.
Для преодоления негативных явлений в сфере занятости в Беларуси представляется необходимым проведение сбалансированной инвестиционной и налоговой политики, стимулирующей более полное использование имеющихся рабочих мест; развитие малого и среднего бизнеса.
Среди конкретных мер можно выделить следующие:
1) развитие гибких форм занятости. К ним относится применение труда занятых неполный рабочий день, временных занятых, надомных работников, разделение рабочих мест, работа на принципах субподряда и т.п. Главными причинами применения таких работников являются требования законодательства, замена женщин, находящихся в отпусках по уходу за ребенком; недостаток рабочей силы;
2) совершенствование системы адресно-ориентированной переподготовки кадров в соответствии с потребностями народного хозяйства для избегания избыточной занятости по некоторым специальностям (бухгалтер, техник-технолог, педагог, юрист);
3) организация и проведение специальных мероприятий по профилированию безработных граждан, в целях оказания им наиболее эффективной помощи при содействии в трудоустройстве с учетом складывающейся ситуации на рынке труда;
4) совершенствование регулирования безработицы на основе принципов страхования: введение модели страхования от безработицы, основанной на индивидуальных накопительных счетах, что предоставит возможность поднять уровень материальной помощи безработным, усилить адресность ее получения и стимулировать граждан, потерявших работу, к активному трудоустройству [с.12,с. 131-132].
Нормы и положения законодательства о труде конкретизированы в Трудовом кодексе Республики Беларусь 2000 г.. В этом документе сформулированы важнейшие положения регулирования трудовых и связанных с ними отношений об ответственности работников и нанимателей, надзоре и контроле за соблюдением законодательства о труде, улучшении условий труда и отдыха, обязательном социальном страховании от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания и др.
Так, в Республике Беларусь, действует Закон «О занятости населения», в котором определены следующие основные принципы государственной политики в области занятости населения.
1. Обеспечение равных возможностей всем трудоспособным гражданам Республики Беларусь в реализации права на труд и свободный выбор профессии.
2. Обеспечение мер, направленных на предотвращение безработицы; предоставление социальных гарантий и компенсаций безработным.
3. Международное сотрудничество в решении проблем занятости населения.
4. Участие профессиональных союзов, ассоциаций предпринимателей и трудовых коллективов в разработке мер по Реализации политики занятости.
Конституция Республики Беларусь. [12,с.131-132]
В систему законодательных актов, регулирующих вопросы охраны труда в республике, входят:
• декреты, указы Президента Республики Беларусь;
• законы Республики Беларусь;
• приказы и постановления Правительства Республики Беларусь;
• постановления Совета Министров Республики Беларусь, Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь;
• нормативные акты по охране труда министерств, иных республиканских органов государственного управления.
Перечень нормативных актов Республики Беларусь по охране труда утвержден постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 15.10.1996 г., № 76.
С целью создания единого комплекса взаимоувязанной нормативно-технической документации по обеспечению безопасности труда была разработана система стандартов безопасности труда (ССБТ). [13,с.31]
Политика в области заработной платы направлена на обеспечение сбалансированности интересов различных слоев общества, устранение необоснованной дифференциации в оплате труда различных категорий работников, обеспечение гарантий наемным работникам, предусмотренных законодательством, соглашениями и коллективными договорами. Основными задачами государственно регулирования заработной платы являются:
♦ содействие экономическому росту;
♦ обеспечение своевременной выплаты заработной платы;
♦ установление и обеспечение системы государственных гарантий по оплате труда;
♦ создание условий для повышения заработной платы; соответственно, уровня жизни населения.
В систему государственных гарантий по оплате труда в Республике Беларусь входят:
1. Величина минимальной заработной платы.
2. Величина размера тарифной ставки первого разряд Единой тарифной системы для работников бюджетной сфере
3. Размеры увеличения оплаты труда за работу в условиях, отличающихся от нормативных.
4. Меры по поддержанию реального уровня заработай платы, индексации заработной платы.
5. Ограничения размеров удержаний из заработной платы.
Одним из основных объектов государственного регулирования является минимальная заработная плата (МЗП). Регулирование заработной платы работников бюджетной сферы осуществляется на основе Единой тарифной системы (ETC), включающей тарифную ставку первого разряда и коэффициенты для последующих разрядов. Индексация несвоевременно выплаченных сумм заработной платы осуществляется за каждый месяц в отдельности путем их увеличения на коэффициент инфляции, рассчитанный путем деления последнего индекса потребительских цен, опубликованного Министерством статистики и анализа на момент фактической их выплаты, на индекс цен месяца, за который они выплачиваются.
Индексация несвоевременно выплаченных сумм заработной платы осуществляется за счет источников, из которых они выплачиваются.[14,с.26-27]
Система социального партнерства, представляющая собой взаимодействие профсоюзов, нанимателей и органов государственного управления, включает создание и деятельность трехсторонних консультативных органов, ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров, соглашений; создание и совершенствование нормативной правовой базы, проведение консультаций, семинаров, конференций и т.д.
На национальном уровне взаимодействие Правительства, республиканских объединений нанимателей и профсоюзов осуществляется в рамках участия в работе Национального совета по трудовым и социальным вопросам, деятельность которого регулируется Указом Президента Республики Беларусь от 5.05.1999 г. № 252. При Национальном совете по трудовым и социальным вопросам созданы рабочая группа и согласительная комиссия для ведения коллективных переговоров по заключению Генерального соглашения, группа экспертов по применению международных трудовых норм МОТ.
На отраслевом уровне республиканскими отраслевыми профсоюзами, объединениями нанимателей и республиканскими органами государственного управления созданы отраслевые советы по трудовым и социальным вопросам. На местном уровне - территориальные (областные, городские, районные) советы по трудовым и социальным вопросам, совершенствованию взаимодействия органов государственного управления, нанимателей и профсоюзов в реализации социально-экономической политики.
В республике создан и функционирует Национальный совет по трудовым и социальным вопросам. В областях, отраслях, городах и районах действуют согласительные комиссии по трудовым и социальным вопросам, на предприятиях — комиссии по коллективным переговорам. Урегулированием коллективных трудовых конфликтов занимается Республиканский трудовой арбитраж. Гарантом соблюдения конституционных прав социальных партнеров является Конституционный суд Республики Беларусь.