Социальная политика РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 19:45, курсовая работа

Краткое описание

Смысл любой экономической политики в конечном итоге заключается на её социальном блоке и механизме его реализации. Без преобразований в социальной сфере нельзя рассчитывать на доверие широких слоёв населения к реформированию экономики, а значит и на успех самих реформ.
Иногда можно слышать утверждение, что сначала надо поднять экономику, а потом перейти к решению социальных задач. Такая позиция не только ошибочна, но и опасна, так как лишает работника главной мотивационной опоры.

Оглавление

Введение 3
1.Понятие социальной политики 5
1.1 Основные цели, функции и принципы социальной политики 5
1.2 Показатели результативности социальной политики 9
2.Основные направления социальной политики в РБ 10
3.Реализация социальных направлений в РБ в 2005-2009 годах 19
4.Перспективы развития социальной политики в РБ 28
Заключение 31
Список использованных источников 32

Файлы: 1 файл

Социальная политика.doc

— 346.00 Кб (Скачать)

    Государственная политика в сфере образования базируется на следующих основных принципах: преемственность и непрерывность уровней образования; обязательность базового (десятилетнего) образования; национально-культурная основа образования; приоритет общечеловеческих ценностей, права человека; гуманизм; научность, ориентация на мировой уровень образования; экологическая направленность; единство обучения, духовного и физического воспитания; светский характер; демократический характер управления образованием.

Основными приоритетами национальной системы образования в Республике Беларусь являются: возрождение национально-культурной основы образования; воспитание свободной, творческой и нравственной личности; укрепление физического и психического здоровья нации и человека; демократизация и гуманизация образования; взаимодействие образования с наукой, производством, социально-духовной сферой.

Структура национальной системы образования базируется на Конституции Республики Беларусь, законах Республики Беларусь «Об образовании», «О профессионально-техническом образовании», «Об образовании лиц с особенностями психофизического развития (специальном образовании)», «О языках в Республике Беларусь», «О национально-культурных меньшинствах в Республике Беларусь», «О правах ребенка». Ведется работа над законопроектами о высшем, среднем специальном, общем среднем, дошкольном образовании, об образовании взрослых, что позволит обеспечить полную кодификацию законодательства в сфере образования.[с.19,с.227-229]

Здоровье граждан и нации в целом - основное богатство и достижение го­сударства. Забота о здоровье людей, повышение уровня и качества медицинс­кого обслуживания населения, реструктуризация системы здравоохранения яв­ляются важнейшими приоритетами проводимой в стране политики. Основные социальные функции здравоохранения - обеспечить каждому гражданину рав­ный доступ к качественному медицинскому обслуживанию, повысить его эф­фективность и профилактическую направленность, уделяя особое внимание ох­ране здоровья населения, формированию здорового образа жизни, обеспече­нию стабильности работы учреждений здравоохранения и укреплению их материально-технической базы. [20.,c.20-21]

Так же государственная политика в области здравоохранения в Республике Беларусь направлена на реализацию гарантированных Конституцией прав граждан на охрану здоровья, включая бесплатное лечение в государственных учреждениях здравоохранения, создание условий для доступного всем гражданам медицинского обслуживания. [c.19.,c.210]

Целью государственной политики развития  национальной культуры является сохранение историко-культурного наследия, создание условий для всестороннего развития личности, роста ее творческой инициативы, духовных и эстетических потребностей, что значительно повышает  роль личности как главной движущей силы нового постиндустриального общества.[18,с.9]
          3.Реализация основных направлений социальной политики в РБ в 2005-2009 годах

 

В области социальной политики основными задачами на сегодняшний день остаются сохранение рабочих мест и недопущение снижения достигнутого уровня заработной платы, пенсий, социальных пособий. Рассмотрим реализацию основных направлений социальной политики в РБ в 2005-2009 годах.

Одним из основных направлений социальной политики в РБ является уровень жизни населения, характеризуемый динамикой доходов и расходов населения. Рассмотрим анализируемый период(2005- 2009г.)В 2005г. оплата труда была равна 58,0%, трансферты населению- 21,6%, доходы от собственности- 1,6%, прочие доходы- 18,8%. Для  2006 года характерна самая высокая оплата труда 60,7%, государство выдавало достаточно большие трансферты населению 21,8%, что свидетельствует о том, что государство ставило перед собой цели по повышению уровня жизни населения , доходы от собственности составляли 1,5%, прочие доходы-16%.В 2007 году осуществлялись целенаправленные меры по повышению уровня жизни населения, обеспечению роста реального содержания денежных доходов населения,  снижению уровня малообеспеченности. В этом периоде сохранилась тенденция высоких темпов роста денежных доходов населения: в 2007 году они увеличились по сравнению с 2006г.  на 24,9%, реальные денежные доходы - на 16,2%.  Наибольший рост доходов населения был обеспечен за счёт повышения социальных трансфертов, а также доходов от неучтённой предпринимательской деятельности, доля которых в структуре доходов составила соответственно 21,0 и 18,4%. Доля оплаты труда в структуре доходов практически не изменилась и составила 58,9%.Рассматривая 2008-2009 года можно сделать следующие выводы: несмотря на принимаемые меры, общемировые кризисные тенденции замедлили темпы роста денежных доходов белорусских граждан.

В 2009 г. объем денежных доходов населения составил 64,3 трлн. рублей и по сравнению с 2008 г. увеличился на 17,1% при росте потребительских цен на товары и услуги за этот период на 13,9%. В результате реальные денежные доходы (с учетом индекса потребительских цен ) увеличились на 2,8%, реальные располагаемые денежные доходы (за вычетом налогов и взносов ) – на 3%.Продолжилась тенденция снижения оплаты труда в структуре доходов: в 2008г.-58,7%, в 2009г.-56,5%. Незначительно также сократилась доля социальных трансфертов в общей сумме доходов в 2008г.- 21,6%, в 2009г.- 20,7%. Одновременно происходил стабильный рост доходов от собственности (в 2008-2%, в 2009-2,7%), от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, происходит увеличение их доли в структуре доходов: в 2008г.-18,9%, в 2009-20,1%.(см. табл.1)

Рост доходов от собственности, предпринимательства и продажи продукции сельского хозяйства свидетельствует о результативности мер по улучшению делового климата и условий предпринимательской деятельности, о поддержке развития подсобных и фермерских хозяйств, предпринимаемых в РБ в рамках общегосударственных мер по либерализации экономики с целью предотвращения последствий мирового финансово-экономического кризиса.[21,с.56-57]

Денежные расходы и сбережения 2009 года составили 64,6 трлн. рублей , из них на покупку товаров и оплату услуг население израсходовало 51,2 трлн. рублей (79,2% от общей суммы денежных расходов и сбережений населения ), на оплату налогов , взносов и других платежей – 12,2 трлн. рублей (19%), на сбережения – 3,6 трлн. рублей (5,5%).Данные по другим годам находятся в таблице 1, из которой виден рост расходов населения  с 2006г. и, следовательно, сокращение сбережений, а в 2009 году вследствие экономического кризиса наблюдается снижение расходов и увеличение сбережений.

 

 

 

 

 

 

Таблица 1- Структура денежных доходов и расходов населения

( в процентах к итогу)

 

2005

2006

2007

2008

2009(янв-сент)

Денежные доходы населения-всего

100

100

100

100

100

Оплата труда

58,0

60,7

58,9

57,8

56,2

Трансферты населению

21,6

21,8

21,0

20,4

19,4

Доходы от собственности

1,6

1,5

1,7

1,9

2,6

Прочие доходы

20,3

16

18,4

19,9

21,8

Денежные расходы и сбережения населения-всего

100

100

100

100

100

Покупка товаров и оплата услуг

82,8

80,9

82,7

84,5

79,2

Обязательные платежи, добровольные взносы и другие платежи

13,0

14,4

16,8

17,9

19

сбережения

7,7

9,2

4,8

3,8

5,5

Таблица 1.Источник-[22,с.147]

Исходя из таблицы, видно, что сбережения населения по сравнению с 2006 годом сократились, что является следствием сокращения доходов населения (например, в оплате труда, в 2009 году-56,2%) и увеличения расходов(обязательные платежи, взносы в 2009 году по сравнению с предыдущими наибольшие-19%).

В РБ проводятся различные меры по борьбе с неравенством доходов населения. Одним из инструментов в сфере регулирования доходов населения является изменение подоходного налога. Начиная с 1 января 2009 года, перестала применяться действующая ранее пятиуровневая шкала подоходного налога со ставками 9%, 15%, 20%, 25% и 30%. На смену ей пришла единая ставка подоходного налога (12%), которая применяется в отношении доходов граждан, полученных как по месту основной работы, так и в организациях, не являющихся местом их основной работы. Ранее физические лица на неосновной работе уплачивали подоходный налог по ставке 15%. Это решение должно снизить налоговую нагрузку на население.

Обязательным требованием при этом было не допустить роста налоговой нагрузки на низкооплачиваемые категории граждан. Эту проблема была решена путем увеличения стандартного вычета. Так, с 2009 года стандартный налоговый вычет на каждого работника при исчислении подоходного налога был увеличен с Br35 тыс. до Br250 тыс. При этом воспользоваться вычетом смогут граждане, у которых среднемесячный доход не превышает Br1,5 млн. Ежегодно эта сумма корректируется с учетом отдельных показателей развития экономики. Условием получения этого вычета является наличие основного места работы. В этом случае ни для одной категории граждан не произойдет роста налоговой нагрузки. Кроме того, переход на плоскую шкалу взимания подоходного налога создает предпосылки для прекращения выплаты заработной платы "в конвертах", так как предприятиям будет выгодно платить заработную плату по нормальным схемам.[23]

     Рассматривая такое направление социальной политики как политика в области труда и занятость населения, необходимо уделить внимание обеспечению роста заработной платы как базового источника формирования доходов населения страны. Рассматривая анализируемый период, можно сделать выводы: в  2007 г. номинальная начисленная среднемесячная зара­ботная плата работников составила 682.5 тыс. руб., в бюджетном секторе - соответственно 601,4 и 603,4 тыс. руб. Рост номинальной заработной платы работников в среднем по республике в 2006 г. по сравнению с 2006 г. составил 18,4%, в бюджетном секторе экономики - 14,3%.

В 2007 г. в Республике Беларусь темпы роста номиналь­ной начисленной заработной платы в большинстве отраслей экономики со­ответствовали прогнозным показателям 115,6-118,8%. Однако сохранилась тенденция отставания от прогнозных показателей темпов роста номинальной начисленной заработной платы в бюджетном секторе. В большинстве отраслей бюджетной сферы номиналь­ная заработная плата в 2007 оставалась ниже среднереспубликан­ского уровня: в здравоохранении - на 14,6%. в отрасли образования - на 22,5. в учреждениях культуры - на 23.4%, искусства - на 17,7%, социального обеспечения - на 34,9% . На предприятиях и в организациях материального производства в среднем по Республике Беларусь номинальная начисленная заработная плата в 2007 г. превышала среднереспубликанский уровень, в том числе на предприятиях промышленности - на 10.9%, в отраслях связи - на 12.5%, транс­порта - на 16,9%, в отраслях строительства - более чем на 26%. Ниже среднерес­публиканских значении по-прежнему была номинальная на­численная заработная плата в сельском хозяйстве (62% от средней по республике), лесном хозяйстве (93), торговле (83%).

Межрегиональная дифференциация в оплате труда осталась практически на том же уровне, что и в соответствующем периоде предыдущего года, и составила 1,5 раза.[24,с.41-42].

Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников Республики Беларусь в 2008 г. составила 817,3 тыс. рублей.. Реальная начисленная заработная плата (заработная плата, рассчитанная с учетом роста потребительских цен на товары и услуги) в 2008 г. по сравнению с 2007 г. увеличилась на 8,4%. На промышленных предприятиях средняя заработная плата в 2008 г. составила 1001 тыс. рублей, в строительных организациях – 1179,2 тыс. рублей, на предприятиях транспорта – 1011,5 тыс. рублей, в организациях сельского хозяйства – 575,2 тыс. рублей, торговли и общественного питания – 749,5 тыс. рублей, здравоохранения – 730 тыс. рублей, образования – 653,4 тыс. рублей. Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников Республики Беларусь в январе-сентябре 2009 г. составила 983,1 тыс. рублей, в том числе в сентябре – 1023 тыс. рублей и уменьшилась по сравнению с августом 2009 г. на 2%, или на 20,5 тыс. рублей.

Реальная начисленная заработная плата (заработная плата, рассчитанная с учетом роста потребительских цен на товары и услуги) в январе-сентябре 2009 г. по сравнению 2008 г. увеличилась на 0,6%, в сентябре 2009 г. по сравнению с августом 2009 г. - уменьшилась на 2,3%.

На промышленных предприятиях средняя заработная плата в сентябре 2009 г. составила 1111,9 тыс. рублей, в строительных организациях – 1452,9 тыс., в организациях транспорта – 1173,7 тыс., сельского хозяйства – 722,5 тыс., торговли и общественного питания – 918,6 тыс. рублей; здравоохранения –774,4 тыс. рублей, в том числе врачей – 1293,4 тыс., среднего медицинского персонала – 747,7 тыс., младшего медицинского персонала – 475,3 тыс. рублей; в учреждениях образования  – 674,1 тыс. рублей, в том числе учителей – 771,4 тыс., профессорско-преподавательского состава – 1388,2 тыс. рублей.[25]

Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников всего по Республике Беларусь с 2005 по 2009 г. представлена в таблице.

 

 

 

 

 

 

Таблица 2.- Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников  всего по Республике Беларусь

год

Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата

2005

 

463741

2006

5822166

2007

649045

2008

868169

Ноябрь 2009

756064

Информация о работе Социальная политика РБ