Автор: Ирина Шивырталова, 01 Октября 2010 в 21:02, курсовая работа
В современное время очень часто можно заметить, что у значительной части подростков наблюдается негативное отношение к школе. Это проявляется в отсутствии интереса к учебе, пропусках уроков, конфликтов с учителями. Каковы же главные причины конфликтов, по мнению учителей и школьников?
Основываясь на литературе, можно выделить несколько типов противостояний. Первым рассмотрим противостояние ученик – учитель. В ходе исследования, которое было проведено в 1988 году, было опрошено 620 учащихся шести образовательных школ города Тулы (всего 22 класса: 11- восьмых и 11 – девятых). В результате выяснилось, что совершенно необходимыми качествами учителя, с точки зрения учеников, являются хорошее знание предмета (91,6%), справедливость (91,2%), общительность, выдержка, творческий подход к работе, тактичность, отзывчивость, самокритичность, эрудиция. К несущественным качествам учениками отнесена строгость. В реальности же примерный портрет выглядит примерно так: дети сталкиваются с раздражительностью(57%), несправедливостью(52,8%), грубостью(30,3%), мстительностью, высокомерием[2, с.70].
1. Программа социологического исследования
1.1. Методологический раздел программы………………………………………3
1.2. Процедурный раздел программы…………………………………………….12
2. Характеристика выборочной совокупности…………………………………………..13
3. Основные результаты пилотажного исследования…………………………………..15
4. Методический анализ инструмента……………………………………………………29
5. Список используемой литературы…………………………………………………..…32
6. Приложения
6.1 Итоговая анкета с процентами………………………………………….……33
Оглавление
1. Программа социологического исследования
1.1.
Методологический раздел
1.2.
Процедурный раздел программы……
2. Характеристика
выборочной совокупности…………………
3. Основные результаты
пилотажного исследования………………
4. Методический
анализ инструмента………………………………
5. Список используемой
литературы………………………………………………….
6. Приложения
6.1
Итоговая анкета с процентами……
1. Программа социологического исследования
1.1. Методологический раздел программы
Постановка проблемы исследования
В современное
время очень часто можно
Основываясь на литературе, можно выделить несколько типов противостояний. Первым рассмотрим противостояние ученик – учитель. В ходе исследования, которое было проведено в 1988 году, было опрошено 620 учащихся шести образовательных школ города Тулы (всего 22 класса: 11- восьмых и 11 – девятых). В результате выяснилось, что совершенно необходимыми качествами учителя, с точки зрения учеников, являются хорошее знание предмета (91,6%), справедливость (91,2%), общительность, выдержка, творческий подход к работе, тактичность, отзывчивость, самокритичность, эрудиция. К несущественным качествам учениками отнесена строгость. В реальности же примерный портрет выглядит примерно так: дети сталкиваются с раздражительностью(57%), несправедливостью(52,8%), грубостью(30,3%), мстительностью, высокомерием[2, с.70]. Так же стоит подчеркнуть, что большинство детей, высказывая свое недовольство, предлагают взамен свои предложения, как должен быть организован учебный процесс.
По мнению учеников необходимо:
Причинами противостояния между учителем и учеником, как выяснил Нижегородский отдел института социологии РАН в 1989г., с точки зрения учеников, являются: 1) оскорбления со стороны учителя, 2) нетактичное поведение, 3) необъективность при оценке знаний, 4) завышенные требования. Наиболее распространены следующие формы поведения старшеклассников в конфликтных ситуациях с учителем: 1) сотрудничество, 2) компромисс, 3) соперничество, 4) уклонение от контактов, 5) приспособление. Причем формы поведения в конфликтной ситуации у юношей и девушек существенно различаются. Девушки прежде всего стремятся к сотрудничеству, затем выбирают компромисс, сотрудничество, сведение контактов к минимуму, приспособление. Таким образом, в случае возникновения конфликтных ситуаций с учителем старшеклассники выбирают продуктивные формы поведения, хотя юноши более конфликтны, чем девушки. Опрос учащихся общеобразовательных школ Тулы показал, что конфликты с учителями чаще всего возникают из-за: 1) неинтересного ведения урока учителем(38%), 2) неподготовленного домашнего задания(36,6%), 3) пропусков уроков(36,3%). Крайнюю форму соперничества конфликт, связанный с учебной деятельностью, приобрел в последнее время: старшеклассники требуют убрать того или иного учителя. [1, с.95]
Что касается учителей, причины неудач они видят, прежде всего: в плохой материальной базе (62,9%), в сложном социальном составе микрорайона (42,9%), в отсутствие инициативы со стороны учителей (42,6%), в не внимании местных властей к проблемам школы (27,5%), в разобщении членов администрации (23,6%).[2, с.74]
Не стоит также забывать еще об одной проблеме, с которой приходится сталкиваться всем учителям старших классов, а именно подростковый возраст. Авторы учебников так же часто называют его «кризисным», «трудным», «переломным», «конфликтным», «болезненным». Именно в этом возрасте для подростка свойственна потеря интереса к учебной работе. Он склонен к романтике. У него пробуждается интерес к сексуальным занятиям и опыту. Он склонен переоценивать свои силы и способности. Тяга к взрослости и слепое подражание привычкам старших. Психологи отмечают, что в этот период жизни проявляется резкость, грубость, недисциплинированность даже у того, кто в начальной школе был вполне благополучным. Вместо прежнего лояльного отношения к требованиям учителя начальных классов у подростка появляется собственное мнение, преувеличенное представление о своем человеческом достоинстве. Все это так же не может не стать основой конфликта. [3, с.74]
Возникают конфликты в области этики. Особо остро переживаются подростками преследование со стороны учителей авторов записок, которые передаются на уроках мальчиками девочкам и наоборот. Каких только драм ни возникает по этому поводу! Так же вызывает у подростков озлобленность, придирчивость учителей к внешнему виду: прическам, подкрашенным векам, юбкам. [3, с.84].
Следует помнить, что взаимодействие с учениками учитель организует через решение педагогических ситуаций…В педагогических ситуациях перед учителем наиболее отчетливо встает задача управления деятельностью ученика. При ее решении учителю надо уметь вставать на точку зрения ученика, имитировать его рассуждения, понимать, как ученик воспринимает сложившуюся ситуацию, почему он поступил именно так. Педагогические ситуации бывают простыми и сложными. Первые разрешаются учителем без встречного сопротивления учеников через организацию их поведения в школе. В сложных ситуациях большое значение имеют эмоциональное состояние учителя и ученика, характер сложившихся отношение с соучастником ситуации, влияние присутствующих при этом учеников, а результат решения всегда имеет лишь определенную степень успешности по причине трудно прогнозируемого поведения ученика… [5, с.43-44]
Еще одной очень важной в современном мире причиной конфликтов является материальная дифференциация учителей и учеников. Рыночные реформы, проводимые в нашей стране, привели к существенному расслоению по уровню доходов. Дети из более обеспеченных семей стали относиться к учителям по-другому, с меньшим уважением. Вследствие этого упал авторитет, престиж преподавателей резко снизился в глазах учеников.
Следующее противостояние – это ученик – ученик. Нижегородским отделом института социологии РАН в 1989г. и 1991г. было выяснено, что конфликты среди учеников происходят довольно часто и, по мнению учителей «являются обычным делом для школы». Основные поводы конфликтов между учениками – грубость, хамство, жестокость, озлобленность. Детская жестокость – явление общеизвестное. Большую роль в предотвращении конфликтов играет дисциплина – умение обеспечить ребенку необходимую для его полноценного развития свободу в рамках разумного подчинения установленному порядку. [1, с.94-95]
Противостояние
ученик – родитель обуславливается,
прежде всего, тем, что идет борьба за
самостоятельность между
Существуют противоречия и в учительской среде, такие как учитель – учитель, учитель – администратор, администратор – администратор. По мнению педагогов, они часто возникают из-за: нетактичного отношения друг к другу, неудобного расписания занятий, непродуманных нововведений в школе, перекладывание чужих обязанностей на учителя, неравномерное распределение педагогической нагрузки. [1, с.96]
В заключение можно сказать, что такое явление как конфликты в средней школе, нельзя рассматривать в отрыве от происходящих в обществе процессов. Надо помнить, что на ухудшение отношений внутри этого социального института влияют противоречия в звене «общество - школа». Можно констатировать, что конфликты в общеобразовательной – явление закономерное, в значительной мере вытекающее из ее неспособности реагировать на изменившиеся внешние(экономические, политические, социальные) условия. Конфликты в школе часто приобретают массовый характер. Выходом из данной ситуации может стать выработка новой стратегии образования. [1, с.97-98]
Стоит заметить что, не смотря на постоянное реформирование школ результатов особых нет. Учителя и ученики по-разному видят учебный процесс. Преподаватели согласны, что школа должна учить и воспитывать, давать практические навыки в образовании и общении. Но когда речь зашла о переходе школы на систему лицейского образования мнения разделились. На чаше весов «за» - наличие сильных кадров учителей, на другой «против» - перегруз школы, низкая материальная – техническая база , необходимость переобучение кадров. Часть учителей вообще считают, что опыт альтернативных школ неприемлем. [4, с.4-5]
Таким образом,
получается, что ученики ждут одного
от образовательного процесса, а учителя
считают по-другому. Расхождения
между содержанием учебного процесса
и ожиданиями школьников являются
глубинной основой конфликтов между учителями
и учениками. Эта тема мало изучена, особенно
в социологической литературе, а это
необходимо, для того чтобы управлять
конфликтом. Школа не должна забывать
о гуманистических ценностях: доверии,
свободе, уважении у личности. [1, с.97-98]
Объект, предмет, цель и задачи исследования.
Объект - учащиеся 9 и 11 классов
Предмет - конфликты между учителями и учениками
Цель – выявить причины и факторы конфликтов между учителями и учениками
Задачи
Теоретическое уточнение и эмпирическая интерпретация основных понятий.