Автор: Ирина Шивырталова, 01 Октября 2010 в 21:02, курсовая работа
В современное время очень часто можно заметить, что у значительной части подростков наблюдается негативное отношение к школе. Это проявляется в отсутствии интереса к учебе, пропусках уроков, конфликтов с учителями. Каковы же главные причины конфликтов, по мнению учителей и школьников?
Основываясь на литературе, можно выделить несколько типов противостояний. Первым рассмотрим противостояние ученик – учитель. В ходе исследования, которое было проведено в 1988 году, было опрошено 620 учащихся шести образовательных школ города Тулы (всего 22 класса: 11- восьмых и 11 – девятых). В результате выяснилось, что совершенно необходимыми качествами учителя, с точки зрения учеников, являются хорошее знание предмета (91,6%), справедливость (91,2%), общительность, выдержка, творческий подход к работе, тактичность, отзывчивость, самокритичность, эрудиция. К несущественным качествам учениками отнесена строгость. В реальности же примерный портрет выглядит примерно так: дети сталкиваются с раздражительностью(57%), несправедливостью(52,8%), грубостью(30,3%), мстительностью, высокомерием[2, с.70].
1. Программа социологического исследования
1.1. Методологический раздел программы………………………………………3
1.2. Процедурный раздел программы…………………………………………….12
2. Характеристика выборочной совокупности…………………………………………..13
3. Основные результаты пилотажного исследования…………………………………..15
4. Методический анализ инструмента……………………………………………………29
5. Список используемой литературы…………………………………………………..…32
6. Приложения
6.1 Итоговая анкета с процентами………………………………………….……33
Таблица №15
Частота возникновения конфликтов с завучем и директором в зависимости от успеваемости учеников.
(в абсолютных числах и в % от числа опрошенных в каждой группе)
успеваемость | |||
«4-5» (6/100%) | «3-4» (15/ 100%) | «больше 3,
бывают 2»
(10/ 100%) | |
Часто | 0 | 0 | 1/ 10 |
Редко | 1/16,6 | 1/ 6,6 | 1/ 10 |
Не бывает | 5/ 83,3 | 14/ 93,3 | 8/ 80 |
Из таблицы можно сделать выводы, что часто происходят конфликты с завучем и
директором только
у учащихся с успеваемостью «больше
3,бывают и 2» - 10%. Наиболее популярный ответ
у всех, это конфликтов не бывает вообще.
Так считают 83,3% учеников с успеваемостью
«4-5», 93,3% школьников с успеваемостью «3-4»
и 80% учеников с успеваемостью «больше
3, бывают и 2». Из таблицы можно сделать
вывод, что учащиеся с успеваемостью «больше
3,бывают и 2» более конфликтны, а учащиеся
с успеваемостью «3-4» менее конфликтны.
Таким образом, гипотеза не подтверждается
таблицей №15.
4.Методический
анализ инструмента
В процессе анализа анкеты были выявлены следующие ошибки:
при формулировании
вариантов ответов к вопросу:
81. | Как Вы оцениваете взаимоотношения между учениками и учителями в Вашем классе? |
1 | Дружеские отношения |
2 | Уважительные отношения |
3 | Доверительные отношения |
4 | Безразличные отношения |
5 | Конфликтные отношения |
6 | Затрудняюсь ответить |
респондентам не была предоставлена возможность написать свой ответ. Необходимо добавить такой вариант ответа:
7 | Другой ответ (какой именно, напишите) |
На вопрос:
82. | Как Вы считаете, на сколько остро происходят конфликты между учителями и учениками в Вашем классе? |
|
всего 3 респондента
дало ответ «всегда по-разному».
Необходимо закрыть вопрос, что бы
респондент мог выбрать из вариантов
ответов:
82. | Как Вы считаете, на сколько остро происходят конфликты между учителями и учениками в Вашем классе? |
1 | Словесный спор, без ругательных слов |
2 | Словесная «перепалка» |
3 | Переход на крик |
4 | Доходит до физических взаимодействий (шлепки, удары) |
5 | Другой ответ (какой именно, напишите) |
В вопросе:
85. Есть ли у Вас желание сменить место учебы? (Можно выбрать только один ответ) | |
Да, хотел(а) бы | |
1 | Перейти в другую обычную школу |
2 | Перейти в лицей, гимназию |
3 | Перейти в спецкласс |
4 | Перейти в вечернюю школу |
5 | У меня нет такого желания |
респондентам
не была предоставлена возможность
уйти от ответа. Необходимо добавить такой
вариант ответа:
6 | НЕ думал(а) об этом |
В вопросе:
12-33 | Что, по Вашему мнению, должно дать и фактически дает Вам образование? (Можно выбрать несколько ответов по каждому столбцу) | ||
Должно дать | Вам дает | ||
Знания, необходимые для жизни в современном обществе | 12 | 13 | |
Позволяет осознанно выбрать профессию | 14 | 15 | |
Подготавливает к дальнейшей учебе | 16 | 17 | |
Воспитывает самостоятельность, критичность мышления и самокритичность | 18 | 19 | |
Подготавливает к семейной жизни | 20 | 21 | |
Воспитывает терпимость к иному мнению | 22 | 23 | |
Помогает становлению личности, гражданина, освоившего социальные ценности и нормы достижения культуры | 24 | 25 | |
Развивает способность к быстрой реакции на изменения в окружающем мире и помогает адаптироваться к ним | 26 | 27 | |
Помогает раскрыть и развить свои способности, самостоятельно получить новые знания | 28 | 29 | |
Помогает освоить конкретное дело, ремесло (приготовление пищи, шитье, вязание, рисование) | 30 | 31 | |
Учит разбираться в людях, устанавливать хорошие отношения, контакты | 32 | 33 |
Несколько респондентов не дали ответ на этот вопрос. Необходимо добавить такой вариант ответа:
Другой ответ (какой именно, напишите) |
5.Список
литературы
6.Приложения
6.1Итоговая
анкета с процентами
1. | Ваш пол |
1 | Женский 22(70,9) |
2 | Мужской 9(29,1) |
2. | Ваш возраст ( напишите число исполнившихся лет) |
16 лет 10(32,2), 17 лет 14(45,1), 18 лет 7(22,5) |
3. | В каком классе вы учитесь? |
10 класс 15(48,3), 11 класс 16(51,6) |
4-5. | Кем работают Ваши родители? Укажите только один, основной, вид занятий в каждом столбце | ||
Мать
(4) |
Отец
(5) | ||
Специалист, работа которого не связана с руководством людьми (врач, учитель, библиотекарь, экономист, инженер и т.д.) | 1
13(41,9) |
1
11(35,4) | |
Руководитель на предприятии, в организации, учреждении | 2
3(9,6) |
2
7(22,5) | |
Руководитель в органах власти (глава или заместитель главы городской, районной администрации, начальник управления, комитета, отдела и т.д.) | 3 | 3 | |
Военнослужащий или работник правоохранительных органов (прокуратура, суд, милиция и т.д.) | 4
1(3,2) |
4
2(6,4) | |
Предприниматель, коммерсант | 5
1(3,2) |
5
2(6,4) | |
Рабочий (токарь, слесарь, шофер, продавец, повар и т.д.) | 6
6(19,3) |
6
7(22,5) | |
Депутат | 7 | 7 | |
Служащий-неспециалист (машинистка, секретарь, кассир и т.д.) | 8
1(3,2) |
8 | |
Фермер | 9 | 9 | |
Крестьянин- член колхоза, совхоза, ассоциации, подсобного хозяйства | 10 | 10 | |
Занимается индивидуально-трудовой деятельностью | 11
1(3,2) |
11
1(3,2) | |
Безработный | 12
2(6,4) |
12 | |
Домохозяйка (постоянно неработающая) | 13
3(9,6) |
13 | |
Пенсионер | 14
1(3,2) |
14
1(3,2) | |
Другой вид занятия (какой именно, напишите) |
6-7. | Какое у них образование? | ||
Мать
(6) |
Отец
(7) | ||
Неполное среднее | 1 | 1
1(3,2) | |
Общее среднее | 2
6(19,3) |
2
7(22,5) | |
Среднее специальное (окончили техникум, мед- или педучилище, среднее военное училище и т.д.) | 3
14(45,1) |
3
16(51,6) | |
Высшее или незаконченное высшее | 4
11(35,4) |
4
7(22,5) | |
Окончили аспирантуру, ординатуру, интернатуру | 5 | 5 | |
Имеют ученую степень | 6 | 6 |
8. | К какой группе по величине дохода Вы относите свою семью? |
1 | С высокими доходами 1(3,2) |
2 | Со средними доходами 29(93,5) |
3 | С низкими доходами 1(3,2) |
9. | Какого пола большинство учителей в Вашем классе? |
1 | Женского 29(93,5) |
2 | Мужского 2(6,4) |
10. | Как Вы учитесь? |
1 | На «5» |
2 | На «4» и
«5» |
3 | На «3» и «4» (больше «4») 14(45,1) |
4 | На «3» и «4» (больше «3») 4(12,9) |
5 | Бывают и двойки 5(16,1) |